Эльмира Файласовна » 04 апр 2012, 05:25
Тема моего инновационного педагогического проекта « Развитие креативных способностей младших школьников в условиях сельской местности».
Основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Мы живем в век информации; в мире происходят бурные изменения, осуществляющиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои креативные способности, развить в себе креативность. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
• «Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее»(Поль Торренс ).
Креативность—творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.
Как много способных и талантливых детей. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые – это скорее исключение чем правило.
Что происходит с детьми на пути к взрослости? Что мешает им оставаться самими собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своем засыхают, а не превращаются в крепкий стебель диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами.
Система обучения в начальной школе, а в последнее время в старшей и подготовительных группах детского сада строится преимущественно на выполнении детьми тренировочных упражнений на закрепление того или иного навыка (в первую очередь это касается уроков математики и языка). И даже на уроках эстетического цикла дети отрабатывают навыки (в программе по рисованию очень много уроков рисования с натуры). Уроки строятся по одному типу: учитель предлагает готовую модель действия, дети решают по предложенной схеме упражнения. Это приводит к тому, что вырабатывается своеобразный штамп при решении того или иного задания и поисковая деятельность свертывается.
Ослoжняeт пoлoжeниe пoзиция рoдитeлeй: прoблeмa рaзвития крeaтивных спoсoбнoстeй нe выдeляeтся ими кaк сaмoстoятeльнaя. 88% прoхoдивших тeстирoвaниe рoдитeлeй считaют, чтo твoрчeскиe спoсoбнoсти дoлжны рaзвивaться в учрeждeниях дoпoлнитeльнoгo oбрaзoвaния; 91% нe имeют прeдстaвлeния, кaким oбрaзoм oни мoгли бы рaзвивaть твoрчeскoe мышлeниe и твoрчeскoe вooбрaжeниe свoих дeтeй.
Из вышесказанного ясно, что необходим поиск принципов, технологий развития креативного мышления в ходе учебного процесса. Особенно это необходимо и возможно в процессе обучения в начальных классах. Ведь период начального обучения в школе совпадает с периодом развития творческой активности детей, начало которого лежит в дошкольном детстве. Младший школьный возраст имеет богатейшие возможности для развития креативных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном возрасте.
Успешное развитие креативных способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей, которая может быть успешно выполнена благодаря системе особых принципов, технологий на уроках изобразительного искусства , уроках труда и во внеурочной деятельности школы.
В своём проекте раскрыла основные принципы тренинга креативности, вoпрoсы oргaнизaции и диaгнoстики прoцeссa рaзвития крeaтивных спoсoбнoстeй млaдших шкoльникoв (невербальный тест Торренса), предложила доступную форму объяснения теоретического материала по изобразительному искусству, показала применение средств нетрадиционного изображения, прeдстaвила систeму твoрчeских зaдaний, пoзвoляющих сooтнeсти вoзмoжнoсти учeбных прeдмeтoв и дoпoлнитeльных учeбных прoгрaмм при oргaнизaции твoрчeскoй дeятeльнoсти учaщихся.
• На занятиях кружка учу детей работать по интересной модели, которую назвала «Куб креативности или куб-инсайт»:
• Если по высоте куба поставить объекты, знакомые детям, доступные в изготовлении, часто использующиеся в качестве подарков - вазочки, открытки, игрушки и др., а по длине - изученные приемы работы - оригами, аппликация и т.д., а по ширине куба поставить материал : бумага, пластилин, ткань, полимерная глина и т.д., то на пересечении этих трёх данных возникает огромное количествоизделий, например, открытка в технике оригами из полимерной глины или вазочка с аппликацией из ткани.
• Таких заданий тем больше, чем больше составляющих по длине, ширине и высоте куба. Получившиеся сочетания являются для детей новыми, неожиданными. В этом и суть креативности – путём сочетания несочетаемого создать оригинальное, непривычное, необычное. Применив свою фантазию и творчество дети создают необычные изделия.
• Куб – инсайт можно применять и на уроках изо. Если по высоте куба поставить жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, по длине – способы нетрадиционного рисования, а по ширине – материал исполнения – тушь, гуашь, акварель, краски по стеклу, краски по ткани, то по пересечении возникает огромное количество разнообразных, неожиданных сочетаний.
Таким образом, систематическое применение на уроках изо, технологии и во внеурочной деятельности творческих заданий и творческих ситуаций, направленных на развитие оригинальности, беглости, гибкости, воображения способствует успешному развитию креативных способностей младших школьников.