Методика «Метаморфоза»
Тест предложен Е.Ю. Семеновой, доработан, модифицирован и адаптирован применительно к дошкольному возрасту кандидатом психологических наук Д.Г. Сороковым.
Предмет диагностики
Проведение экспресс-анализа личностных качеств исследуемого, связанных с мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и поведенческой сферами, выявление особенностей и направления их изменений.
Области применения
Данный тест может быть использован для выявления направления личностного развития дошкольника в области его отношения к окружающему миру, способов эмоционального реагирования, психологических состояний и защит, а также основных особенностей его мотивационно-потребностной сферы.
Общее описание
Методика является оригинальной модификацией ассоциативного эксперимента, разработанного в психоаналитической школе. Она объединяет в себе достоинства проективного метода в исследовании личности с методом опроса. Методика содержит инструкции и тестовый материал, включающий 15 вопросов. Для проведения исследования необходимо приготовить ручку или карандаш и стандартный лист бумаги (по возможности диктофон) для записи дошкольников.
Ребенку предлагается игра в превращения, в которой психолог выполняет роль доброго волшебника. В ходе организованной игры психолог задает ребенку вопросы различной тематики.
Первые три вопроса объединены общей задачей – выявить неосознаваемое направление развития дошкольника в каждой из сфер его личности. Ребенок, попавший в игровую ситуацию методики «Метаморфозы» обычно обозначает те качества личности и особенности поведения, которыми хочется овладеть в будущем.
Первый вопрос связан с выяснением направления саморазвития в плане отношения к окружающему миру: отношение к природе, к культуре (знаниям, искусству и пр.) и к обществу ( к человечеству в целом и к отдельным людям в частности).
Второй вопрос – связан с характеристикой иной области самосовершенствования – с областью мировоззренческой, с областью ценностных ориентаций и жизненных принципов.
Третий вопрос – символизирует структуру и содержание психологических защит и комплексов ребенка.
Пятый, шестой, седьмой вопросы – малоосозноваемая оценка собственных негативных качеств; того, что в ребенке есть, и зачастую то, от чего он хочет избавиться.
Четвертый, восьмой вопросы связаны с еще одной областью развития дошкольника - с областью эмоций, общей жизненной активности и устойчивыми способами эмоционального реагирования.
Ответы на девятый, десятый, одиннадцатый, двенадцатый, тринадцатый, четырнадцатый вопросы определяют характер и уровень развития потребностно-мотивационной сферы ребенка; уровень его витальных, материальных и духовных потребностей и интересов.
Методические рекомендации: методика может проводиться в устной или письменной форме. Устную форму применяют для индивидуальной работы с детьми, начиная с 4-5 лет. В этом случае экспериментатор сам фиксирует ответы.
В письменной форме методика проводится для индивидуальной или групповой работы с испытуемыми, начиная с возраста 8-9 лет. При групповой тестировании испытуемых просят записывать свои ответы на лист бумаги, предварительно указав свою фамилию и пол.
Во время тестирования может возникнуть ситуация когда ребенок не отвечает на отдельные вопросы. В этом случае данные интерпретируются особым образом – как наличие актуальных травмирующих переживаний в той области, которую затрагивает непонравившейся ребенку вопрос.
Подводя итог интерпретации данных, полученных с помощью методики «Метаморфоза», следует заметить, что полученный результат не имеет статуса абсолютной истины, с учетом проективного характера методики.
Для получения более надежных результатов рекомендуется повторное проведение теста спустя некоторое время, а также использование этой методики в комплексе с другими надежными и валидными подходами.
Источник:
http://practic.childpsy.ru/konsultant/d ... odic=22804