Методическая копилка

Модераторы: Губайдуллин М.И., Тимерьянова Л.Н.

Re: Методическая копилка

Сообщение Тимерьянова Л.Н. » 23 окт 2016, 16:55

"Психея"- библиотека статей, текстов по психологии.

"Мир психологии" - новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов.
Тимерьянова Л.Н.
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 10:18

Re: Методическая копилка

Сообщение Тимерьянова Л.Н. » 23 окт 2016, 16:55

"Психея"- библиотека статей, текстов по психологии.

"Мир психологии" - новости психологии, тренинги, семинары, психологические тесты, психологический форум, библиотека, психологический клуб, коллекция рефератов.
Тимерьянова Л.Н.
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 10:18

Re: Методическая копилка

Сообщение Тимерьянова Л.Н. » 23 окт 2016, 16:51

Тимерьянова Л.Н.
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 10:18

Re: Методическая копилка

Сообщение Халикова Л.Р. » 03 окт 2016, 04:17

Модели работы с конфликтами на основе восстановительной медиации в системе образования
Коновалов А.Ю. Научный сотрудник , Лаборатория «Ювенальных технологий» Московского городского психолого-педагогического университета., Москва, Россия, Konovalov-A@yandex.ru

Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» — http://psyedu.ru/journal/2014/3/Konovalov.phtml [Модели работы с конфликтами на основе восстановительной медиации в системе образования / 2014-3]
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Методическая копилка

Сообщение Халикова Л.Р. » 29 сен 2016, 08:41

Использование эколого-психологических упражнений с участниками образовательного процесса






















Янбарисова Гульнара Гизаровна
Рахматуллина Зиля Исмагиловна
Тазетдинова Лилия Фаткулбаяновна






2016год

В настоящее время обострилась экологическая обстановка. Причиной этому является не только бурно развивающийся научно-технический прогресс, но и не высокий уровень экологического воспитания людей, и недостаточной компетентности в вопросах функционирования природных систем. Чтобы остановить стремительно нарастающий кризис необходимо в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Для этого нужно использовать тот период в жизни человека, когда он наиболее восприимчив к усвоению экологических и нравственных представлений, овладевает правилами поведения в природе; таким возрастом по данным современной психологии является дошкольный возраст.
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективами. Экологическое воспитание способствует развитию мышления, речи, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, то есть становлению личности в целом.
Психолого-педагогические исследования убедительно показывают, что характер социального поведения ребенка зависит, прежде всего, от приобретаемого им эмоционального опыта. Накопление положительных эмоциональных переживаний формирует у него доверие к миру, стремление к гуманистически направленному взаимодействию с окружающим. Негативный эмоциональный опыт, напротив, обусловливает формирование неадекватного поведения. Однако часто в погоне за интеллектуальным развитием ребенка взрослые уделяют недостаточно внимания обогащению его эмоционального мира, провоцируя тем самым развитие негативных проявлений в его характере.
Для социально-нравственного развития дошкольника очень важно дать правильное направление развитию эмоций и чувств, обеспечить накопление положительного эмоционального опыта взаимодействия с миром. Огромные возможности для накопления дошкольников ценных эмоциональных переживаний предоставляет общение с природой.
Проведенные психолого-педагогические исследования Т.А. Марковой и Т.Н. Виноградовой показывают, что эмоциональный опыт, приобретенный дошкольником при взаимодействии с природой, включает как позитивное, так и негативное содержание. Ценным в нем является положительно окрашенное отношение к привлекательным, на взгляд ребенка, объектам природы, прежде всего – к животным, наделенным развитыми чувствами и способностью их активно проявлять. Дошкольники с интересом наблюдают за ними, эмоционально положительно откликаются на проявление их жизни – движения – движения, звуки, способы поведения, реакции на людей, заботу о потомстве: улыбаются, комментируют поведение животных.
С привлекательными внешне животными дети нежно общаются, называют их ласковыми именами, «очеловечивают» их.
Подобное взаимодействие с живыми существами способствует формированию у детей доброжелательности, интереса, эмоциональной отзывчивости, желание общаться, помогать, заботиться. Поддержание взрослым ценного детского опыта, создание условий для его расширения и обогащения, несомненно, является главным направлением стратегии развития гуманного отношения дошкольников к природе.
Вместе с тем эмоциональный опыт взаимодействия ребенка с природой может иметь и негативную окрашенность. В чем это выражается? Многие дети неприязненно относятся к насекомым, пресмыкающимся и земноводным, допускают при общении с ними негативные действия. Если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно строить свое отношение к ним. Дошкольники утверждаются во мнении, что характер отношения к природному объекту определяется его внешними характеристиками, а не его сущностью как живого организма. В результате вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде), сопереживания (например, попавшему в беду лягушонку), радости (например, от помощи маленькому жучку или червячку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.
Поэтому, взрослому очень важно поддерживать стремление детей к проявлению адекватных эмоций как импульса к совершению гуманных поступков по отношению к природе. Этому способствует включение дошкольников в разнообразную деятельность экологической направленности, в которой они смогут « проживать» положительные эмоции и чувства, проявлять их, обогащая тем самым личный опыт взаимодействия с природой.
Поскольку одним из приоритетных направлений работы нашего района является экологическое воспитание, мы педагоги - психологи стараемся способствовать развитию у детей определенной системы ценностей. Результаты нашей работы показывают, что эколого-психологические игры способствуют сплочению детского коллектива, развитию у детей эмпатии, расширение чувственного опыта, сопереживания, развитию воображения, наблюдательности, воспитанию основ нравственности.








Упражнения, направленные на работу с детьми.

1. Упражнение «Волшебные дощечки»
Цель. Расширение чувственного опыта детей, развитие воображения.
Материал и оборудование: на каждого ребенка комплект из 10 карточек размером 5x10 см. С одной стороны, на карточках закреплен разнообразный природный материал: стебли растений разной толщины, листья и кора деревьев, семена растений, песок, насыпанный на клей; мелкие камешки, наклеенные на картон.
Каждому ребенку раздается комплект карточек и предлагается исследовать каждую разными способами: рассмотреть, пощупать, понюхать и т. д. Определить природный материал, закрепленный на карточке, вспомнить, где его можно встретить в природе. Затем закрыть глаза, выбрать одну из карточек, обследовать ее и рассказать о своих ощущениях. Представить себя на том месте, где встречается этот материал, рассказать о воспоминаниях, связанных с данным местом, об опыте использования этого природного материала. Придумать название карточке. Подобные упражнения проводятся и в последующие дни. Постепенно каждая карточка получает свое название, связанное с чувственным опытом, ощущениями ребенка.
Затем упражнение усложняется. Воспитатель предлагает послушать небольшой рассказ, стихотворение, связанное с описанием природы. Дети должны подобрать карточку, которая, по их мнению, подходит к этому описанию, и объяснить свой выбор.

2. Игра «Земля, вода, огонь, воздух
Цель. Развитие познавательных процессов.
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

3. Упражнение «Полюбите животное»
Цель. Развитие идентификации и эмпатии.
На ватмане нарисован дом с окошками. Педагоги должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.
У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т.д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира.

4. Упражнение «Лесной карнавал»
Цель. Расширять чувственный опыт детей и родителей. Стимулировать проявление эмпатии, стремление передавать образ животного в мимике, движениях, жестах.
Объяснить детям и родителям, что сегодня в лесу карнавал. Все звери пришли в масках. Узнать их можно только по движениям и повадкам. Один ребенок или родитель показывает какое-то животное, другие отгадывают, объясняя, почему они так решили. После того как животное угадано, воспитатель дает дополнительную информацию о нем, стараясь поддержать интерес, вызвать удивление. Предлагает показать это животное еще раз.

5. Психогимнастика «Росток»
Цель: упражнение на расслабление.
Исходное положение – дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив их руками.
Психолог: Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам «расти», считая до пяти.
В начале освоения этого упражнения на каждый счет детям называется часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других:
 «один» – медленно выпрямляются ноги;
 «два» – ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»;
 «три» – постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам);
 «четыре» – разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову;
 «пять» – поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку.
Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность «роста» до 10-20 стадий.

6.Упражнение «Солнечный лучик»
Дети садятся на корточки и закрывают глаза. Психолог: Мы играли, играли и немного устали. Присели отдох¬нуть и задремали. Но вот солнечный лучик:
коснулся глаз — откройте глаза;
коснулся лба — пошевелите бровями;
коснулся носа — наморщите нос;
коснулся губ — пошевелите губами;
коснулся подбородка — подвигайте челюстью;
коснулся плеч — приподнимите и опустите плечи;
коснулся рук — потрясите руками;
коснулся ног — лягте на спину и подрыгайте ногами.
Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся — вставай¬те, ребята.

7.Упражнение «Снежинка»
Дети сидят на стульчиках, глаза закрыты.
Психолог: Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом. А теперь снежинка:
легла на правую щеку — надуйте ее;
легла на левую щеку — надуйте ее;
легла на носик — наморщите нос;
легла на лоб — пошевелите бровями;
легла на веки — поморгайте глазами и откройте их.
Снегопад закончился.

8.Упражнение «Ищем ошибки»
Дети садятся на стульчики. Психолог: Я буду читать рассказ. Внимательно следите за моей речью. Если услышите какую-нибудь путаницу или то, чего не может быть, — потопайте ногами, а затем объяс-ните, почему вы прервали рассказ и исправьте мою ошибку.
Рассказ с нелепостями
Собралась я как-то раз в лес. Взяла с собой собаку, рюк¬зак и лыжи. Прихожу в лес, надеваю КОНЬКИ и начинаю двигаться по лыжне. Вдруг моя КОШКА что-то увидела. Под елкой сидел РЫЖИЙ заяц. Собака ЗАМЯУКАЛА, заяц бросился бежать. Заяц прыгнул НА ДЕРЕВО, а собака за ним ПОЛЕЗЛА. Заяц от собаки убежал, ведь он бегает МЕДЛЕН¬НО. Тогда моя собачка стала копать ЗЕМЛЮ и раскопа¬ла — что бы вы думали? ГРИБ! Нет, конечно, не гриб, а норку, а в той норке жила ВОРОНА. Собака обнюхала норку и ПОЕХАЛА дальше. Я отправилась вслед за ней. Захотелось мне есть. Достала я из ПОРТФЕЛЯ два бутерброда и тер¬мос с кофе. Один из ПИРОЖКОВ я дала собаке. Мы поели, и вдруг я услышала стук колес и гудок ПАРОХОДА, значит, близко железная дорога.
Пошли мы на звук поезда и вскоре добрались до стан¬ции. На станции я сняла КОНЬКИ, достала из ЧЕМОДА¬НА деньги и купила билет на электричку. Через несколько минут мы сели в вагон АВТОБУСА и отправились в обрат¬ный путь.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

9. Игра «Хоровод»
Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.
Описание игры: Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

10.Упражнение «Мы - гусеницы»
Для этого упражнения необходимо приготовить: детские гольфы разных цветов (по одному на каждого участника); питьевую воду в стаканах или блюдцах; кусочки капусты на подносе; небольшие покрывала или полотенца.
Каждый участник, надев гольф на руку, «превращается в гусеницу», которые знакомятся друг с другом: «Я зеленая гусеница. Я желтая гусеница. Я полосатая гусеница. Я пестрая…» (в зависимости от цвета гольфа). Воспитатель сопровождает игру комментариями, при этом он сам выполняет различные действия: «Гусеницы сидят на дереве, ползают по веткам, едят листья, они очень вкусные (участники игры пытаются съесть капустные листья без помощи рук). А вот капли воды на ветках, их можно пить, очень вкусно! (дети должны выпить воду из блюдец без помощи рук). Хорошо дышать гусеницам свежим воздухом. Но вот спустилась ночь, нужно найти дом для ночлега. Забрались гусеницы на листья и заснули, (дети прячутся под покрывалами по 2-3 человека). Пришло утро и наши гусеницы проснулись. Приятно погреться на солнце. Наконец, наступает пора превращаться в бабочку. Гусеница делает кокон-домик (дети заворачиваются в покрывала), спят, а через некоторое время кокон раскрывается, и появляется бабочка. Бабочка улетает».
Упражнения, направленные на работу с педагогами.
1.Упражнение «Чистописание»
Цель: Развитие эмпатии, усиление доминантного отношения к природе, стимулирование воображения.
Участникам предлагается задумать несколько животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой – маленький, пушистый - гладкий, хищный – спокойный) и т. д. Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понравилась самому животному, если бы попалась ему на глаза.

Упражнение заканчивается обсуждением.
2.Упражнение «Цветы»
Цель: Снятие напряжение.
Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе: греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок… Вы находитесь на лугу, покрытом цветами: красными, желтыми, небесно-голубыми. Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее. Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем меленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат. Какие-то пахнут медом, какие-то — карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой… Какой бы ни был цветок — он неповторим… С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер. И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор. Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим… Представьте себе, что каждый из вас — тоже цветок из этого великолепия… Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы… Что вы за цветок?.. Как вы выглядите?.. Какого цвета?.. Какой аромат от вас исходит?.. Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок… Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром… Вы так нужны им… Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, нужности кому-либо, единения с другими… Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в свой реальный облик. Медленно потянитесь, откройте глаза.

3. Упражнение «Составь экологическую сказку»
Цель: умение работать в команде.
Психолог предлагает каждой команде составить экологическую сказку. Участники самостоятельно выбирают и способ исполнения. Для этого им понадобится цветная бумага, ножницы, клей, старые журналы, фломастеры. После окончания работы представители команд рассказывают свою сказку участникам тренинга, после чего происходит активное обсуждение затронутой проблемы.


4.Игра «Кто вы?»
Участники садятся в круг. Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».
Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).
«Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось». После того как все участники группы нашли свою пару, тренер спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?» Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников. В то же время оно способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой — искать такие средства самовыражения, которые будут понятны другим.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как участники находили свою пару.

Упражнения, направленные на работу с родителями
1. Упражнение «Дайте оценку».
Каждая команда получает задание: рассмотреть определенную ситуацию и дать ей свою педагогическую оценку.
1) Мама и дочь гуляли по тихой улице. Они держались за руки, но каждая из них была сама по себе. Дочь, правда, делала попытки завязать с мамой разговор:
- Посмотри, мамочка, какие у деревьев большие руки. Мама ничего не ответила, а дочь уже рассматривала большой камень, лежавший на обочине.
- Эти дырочки – глаза камня, так? Он через них видит?
- Чего ты, Маша, только не придумываешь? Пока гуляешь с тобой, устанешь больше, чем от какой - либо работы. Иди спокойно.
Маша покорилась, шла спокойно и уже не видела ни «камешковых глаз», ни «рук деревьев».
2) Психолог попросил детей рассказать, как они помогают родителям в выходные дни. Дети рассказывали много интересного, а Миша сидел и молчал. На вопрос психолога, как он помог дома маме мальчик ответил:
- Я хотел помочь маме полить цветы на балконе, папа сказал: «Не мужское это дело, а в женские дела не вмешивайся».
Участники сначала обсуждают ситуацию в командах, а затем выражают свое видение.

2. Игра «Капля, речка, океан»
Энергичная игра, для проведения которой требуется значительное «жизненное» пространство и большое количество игроков. Действие сопровождается динамичным музыкальным фоном.
Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок – это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: «Объединиться по трое». И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: «По четыре человека, по пять, по шесть». «Все в общий круг», – командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.

3.Упражнение «Хлопни в ладоши»
Цель: развитие способности к переключению внимания
Психолог. Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное или растение - которое обитает в нашем регионе, хлопните в ладоши. Будьте внимательны.
Слова: пальма, лиса, обезьяна, авокадо, виноград, олень, верблюд, медведь, жираф, лось, тигр, ленивец, ежик, пальма, мышка, слон, кукуруза , ягуар, яблоко, антилопа, ромашка, лев, подсолнечник , зебра, арбуз, рябина, гиена, тигр, зверобой, лиана, акация, елка, шалфей, волк, лимон, медведь, дыня, страус, брусника, черемуха, эвкалипт ,лаванда, белка, ясень.
Молодцы, вы были внимательны.

4.Упражнение «Звери, птицы, рыбы»
Цель: выявление и совершенствование образа «Я».
«Вы идете по кругу. Представьте себя хищной птицей... маленьким цыпленком... кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится) ... слоном... снова птицей... рыбой... бабочкой... Представьте себя любым зверем – таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи; побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличье этого зверя? А теперь вы снова – люди. Темп движения – спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов».



Список используемой литературы.
1. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.,2004.
2. Атиева Г.З.Методика проведения эколого-психологического тренинга. РБ, 2005.
3. Маркова Л.М. Методическая разработка эколого-психологического тренинга для детей дошкольного возраста. М.,2003.
4. Оганесян. Н.Т. Методу активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Академия, 2002.
5. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. М.,2009.
6. Шитова Е.В. Работа с родителями. М.,2009.
7. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М., 2000.
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Методическая копилка

Сообщение Халикова Л.Р. » 29 сен 2016, 08:40

Уважаемые коллеги, наши коллеги из Чишминского района с удовольствием делятся с Вами профессиональным опытом. Вашу методическую копилку обогащают Янбарисова Гульнара Гизаровна, Рахматуллина Зиля Исмагиловна, Тазетдинова Лилия Фаткулбаяновна темой «Использование эколого-психологических упражнений с участниками образовательного процесса».
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Методическая копилка

Сообщение Халикова Л.Р. » 16 сен 2016, 09:02

Библиотека по психологии- http://flogiston.ru/Library
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Методическая копилка

Сообщение Халикова Л.Р. » 16 сен 2016, 09:00

Повышенная раздражительность
Психология для всех - Психология отношений
жалость
Вставайте с той ноги!

Когда несдержанность хуже депрессии

Часто пребываете в плохом настроении, постоянно раздражаетесь? Как справиться?

Обычно у страдающих депрессией, вызванной, к примеру, тяжелым заболеванием или трагическим событием, кроме плохого настроения наблюдается и другие симптомы — рассеянность, заторможенность, нарушение аппетита, сна... Вы же, судя по всему, просто временами чувствуете себя подавленной, расстроенной, от чего замыкаетесь в себе, не хотите ни с кем общаться. В народе такое психологическое состояние называют: «Встал не с той ноги».

Подобного рода депрессия обычно сам проходит через день-два. Если же он повторяется слишком часто, принося дискомфорт вам и близким, нужно что-то предпринимать!
■ Прежде всего выясните, в чем причина плохого настроения — физическая проблема (головная боль, усталость) или эмоциональная (обида, злость, волнение).
■ Дело в плохом самочувствии? Не хандрите, а выпейте таблетку, взбодритесь чаем, примите душ, прогуляйтесь. Возможно, стоит пересмотреть свой образ жизни (упорядочить режим дня, избавиться от вредных привычек), чтобы сократить до минимума рецидивы уныния.
■ Когда тяжело на душе, учитесь распознавать и называть эмоции своими именами. Прислушайтесь к внутреннему голосу и ответьте честно: «Я расстроена, обижаюсь, злюсь», вместо общего: «Я не в настроении». Осознание эмоций само по себе способно уменьшить негативные ощущения. Учтите: когда вы не в духе, вас легко вывести из себя. Не сдержавшись и наговорив лишнего в адрес мужа или детей, можете испортить отношения, надолго потерять доверие домочадцев к себе.
Как избежать конфликтов?

1) Честно скажите членам семьи, что вы сегодня не в настроении. Скорее всего, они поймут и постараются вас не тревожить. Или в крайнем случае будут знать, что ваши нервозность и повышенный тон голоса не связаны с ними лично. Появится больше шансов на сочувствие с их стороны.
2) Определите для себя стратегию восстановления внутреннего равновесия. Обычно в трудных ситуациях люди выбирают один из следующих вариантов поведения:
■ «от людей» — чтобы прийти в себя, нужно побыть в одиночестве;
■ «к людям» — разделить переживания с кем-нибудь, выговориться, «поплакаться в жилетку»;
■ «против людей» — тут действуют по принципу: раз самому плохо, сделаю другим еще хуже. Этот вариант деструктивен и не приносит ничего, кроме конфликтов и разочарования.
3) Запомните: способность держать себя в руках можно и нужно развивать. Необязательно сразу идти к психотерапевту. Иногда достаточно в разгар душевной сумятицы задать себе вопрос: что для вас важнее — в одно мгновение выплеснуть негативные эмоции на близких или сохранить мир и покой в семье.
Елена Медведева, г. Киев
Источник: Сваты, №8, 2016г
http://vashpsixolog.ru/psychology-for-a ... zhitelnost
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Методическая копилка

Сообщение Халикова Л.Р. » 16 сен 2016, 08:58

Арт-терапевтическое упражнение «Проблема как образ»
Коррекционная работа психолога в школе - Упражнения

Упражнение «Проблема как образ»
Цель: анализ актуальной ситуации через рассмотрение проблемы (жизненного препятствия, цели для достижения) в виде образа, сказочного персонажа, персонажа литературного произведения.
Упражнение может проводиться как в группе, так и использоваться в индивидуальной работе.
Необходимые материалы: бумага, простые и цветные карандаши, фломастеры (если позволяет аудитория, то краски и кисточки).
Ход работы:


1. «Давайте попробуем представить проблему, которую мы сегодня выделили для нашей дальнейшей работы, в виде образа, сказочного персонажа, персонажа литературного произведения (каждый участник отдельно для себя) и нарисовать его на листе бумаги. Вам в помощь есть карандаши, краски, фломастеры. Вам предоставляется полная свобода творчества (ведущему лучше воздержаться от приведения примеров этих образов, так как это может включить у участников стандартное мышление и упражнение будет скучным и неинтересным). Когда ваши рисунки будут готовы, то я попрошу каждого представить группе свой рисунок и объяснить, что на нем нарисовано».
2. Далее ведущий может предложить каждому из участников изменить образ с помощью цветных карандашей, фломастеров и других вспомогательных средств. Можно предложить участникам группы полностью переделать рисунок, если он их не устраивает.
3. Далее ведущий организует дальнейшее обсуждение: с какими сказочными персонажами теперь ассоциируется Ваш образ?

Ведущему при работе следует обратить внимание на то, что использует каждый из участников для того, чтобы донести до группы (или индивидуально выразить) свой образ: простые или цветные карандаши, краски или фломастеры, насколько смело человек обращается с предложенными ему материалами. Насколько человек уверенно держит карандаш или сразу рисует фломастером или размашисто нарисовал образ красками. Наиболее осторожных и неуверенных в себе участников ведущий после представления ими своего образа, может спровоцировать на смелые изменения в этом образе с помощью ярких красок, фломастеров и т. д. Если кто-то из участников захочет вместо одного сказочного образа нарисовать целый сказочный сюжет, то не надо его ограничивать.
http://vashpsixolog.ru/correctional-wor ... 7-09-10-22
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Методическая копилка

Сообщение Халикова Л.Р. » 20 май 2016, 06:54

Запись прямого эфира Международного форума "Образование детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Опыт и перспективы", который прошел 14 апреля 2015 г. - http://www.childpsy.ru/media/detail.php?mediaid=35136
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Пред.След.

Вернуться в Сообщество психологов

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9