Овсянникова Наталья » 04 апр 2012, 06:35
Инновационный проект:
«Исследовательская деятельность младших школьников как способ развития творческой личности»
Цель проекта - формирование исследовательских способностей и совершенствование навыков исследовательского поведения как способ развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты:
• рост творческой исследовательской активности младших школьников
• сформированность у детей способности к самостоятельному познанию и обучению;
• умение применять опыт исследовательской деятельности в учебных, внешкольных и жизненных ситуациях;
• положительная динамика результатов обучения
На первом этапе была проанализирована научная литература, изучен передовой педагогический опыт, совместно с психологом был выявлен уровень готовности детей к школе.По результатам тестирования, личным наблюдениям за степенью проявления активности учащихся в учебном процессе, пользуясь критериями, разработанными Валентиной Ивановной Лозовой, выделяем пять уровней познавательной активности, каждому из которых соответствуют психолого-педагогические особенности.
На 2 этапе осуществляется реализация проекта. Построение учебного материала идёт по принципу «концентрических кругов». Структура и содержание проекта выстроены таким образом, чтобы научить детей сознательно применять все умения не только при разрешении исследовательских задач в рамках внеурочной работы, но и на уроках. В 1-м классе все началось с урока «Что нас окружает?». Потом были тематические уроки: «Откуда берутся снег и лед?», «Когда ты станешь взрослым?», «Как зимой помочь птицам?», «Такой разный «Теремок» и др.Занятия во 2 классе ориентированы на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Дети учатся определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы.В 3 и 4 классах в центре внимания становится обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.
Промежуточная диагностика познавательной активности показала положительную динамику. В экспериментальном классе изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию; стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.