Методические рекомендации

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Методические рекомендации

Сообщение Дорожкина Т.Н » 08 фев 2016, 12:26

Уважаемые коллеги!
В печати (в редакционно-издательском центре ИРО РБ) находится новая книга, написанная в рамках научного жанра "методические рекомендации: Дорожкина Т.Н. "Сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку: жанрово-стилистические и структурно-композиционные параметры". Поступление книги в книжный киоск института ожидается в конце февраля - начале марта.
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методические рекомендации

Сообщение Дорожкина Т.Н » 25 янв 2016, 13:14

Уважаемые коллеги, Вас приветствует Татьяна Николаевна Дорожкина, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и литературы Института развития образования!
По просьбе коллег, руководителей команд регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, мы размещаем здесь наши наблюдения, связанные с типичными недочетами, которые отмечены нами в работах учеников при выполнении такого олимпиадного задания, как целостный анализ текста.
1. Ученики всех трех параллелей (9,10,11 классы) отчетливо не представляют себе, чего требует от них целостный анализ текста – большинстве работ по-прежнему преобладает комплексный анализ произведения: последовательно рассматриваются все его структурные уровни – от метро-ритмического, фонетического до синтаксического.
2. При анализе содержания текста многие юные филологи сбиваются на его пересказ, в то время, как следует содержание анализировать и комментировать.
3. Многие ученики уверенно выделяют эстетически мотивированные языковые средства и художественные, композиционные приемы, однако не предлагают к ним комментария об их функциональной значимости, своих выводов о том, как они «работают» на формирование содержания и раскрытия авторского замысла. Так, например, многие десятиклассники при анализе рассказа Булата Окуджавы «Частная жизнь Александра Пушкина, или Именительный падеж в творчестве Лермонтова» заметили, что субъект речи в повествовании меняется: оно ведется то от 1-ого лица, то от 3-его лица. Однако практически никто из них не объяснил (не попытался объяснить!), почему автор прибегает к такой субъектной организации в своем рассказе. Между тем простое перечисление приемов или языковых средств, используемых писателем, - это всего лишь их регистрация, которая мало что дает для понимания произведения, его поэтики.
4. Использование терминов не может быть самоцелью при анализе интерпретации художественного текста. Владение ими отнюдь не доказывает понимание текста и умение его анализировать. Они, разумеется, нужны для проведения корректного анализа, но их следует применять по мере необходимости и корректно. Это наблюдалось далеко не всегда; мы отметили недопонимание или непонимание таких, например, терминов, как рефрен, ретроспекция, ретардация и др. Такие случаи употребления терминов были отмечены как фактические ошибки.
5. При анализе языковых средств текста нередко обнаруживается неумение их правильной квалификации. Особенно часто ученики ошибаются не столько при семантизации слов или терминов, а при их стилистической характеристике. Так, выписывая разговорную лексику из стихотворения Нонны Слепаковой «Рисунок Александра Бенуа к «Медному всаднику», ученики составляли такой ряд: вякнул, сплюснутый, червяк, драной, псих, раскоряченный. В этом ряду оказались просторечные слова (образованные от них причастия): вякнул, раскоряченный; слово с презрительной эмоционально-оценочной окраской червяк (о жалком, ничтожным человеке).
6. Следует также сориентировать учащихся на более взвешенное и строгое отношение к слову, к его выбору, на построение речевых оборотов. Некорректные высказывания, неуместное словоупотребление заметно снижают качество работы и, соответственно, ее оценку. Ср.: Текст написан в художественном стиле; Тип речи – повествование с элементами описания; В детстве Катерина, главная героиня пьесы Островского «Гроза» все время посвящала веселью: ходила с матерью в церковь, гуляла по саду в окружении цветов, вязала. Когда вышла замуж, сама себя поднесла в руки ада и т.п.
7. Довольно многочисленны в работах пунктуационные ошибки, встречаются грамматические ошибки, а также (но гораздо реже ) орфографические: Жизненная давка на Раскольникова; Совершив преступление, стало ли ему легче?; летература; песатель.
Завершая данный разговор, мы хотим закончить его нотой оптимистической: уровень «олимпийских» работ в целом, как нам кажется, становится выше. И это ваша заслуга, дорогие коллеги!
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методические рекомендации

Сообщение Ошеева Ю.В. » 18 янв 2016, 14:59

Уважаемые коллеги! Преподавателями кафедры русского языка и литературы выпущены методические рекомендации для учителей-словесников, ведущих подготовку обучающихся к Государственной итоговой аттестации.
Просмотреть данные рекомендации вы можете, пройдя по указанным ссылкам.

Першина Л.Р. Подготовка обучающихся к выполнению заданий с кратким ответом в рамках КИМов ЕГЭ по русскому языку: высокая степень сложности: Методические рекомендации. – Уфа: ИРО РБ, 2015.

Ошеева Ю.В., Першина Л.Р. Типология ошибок и их квалификация в письменных работах учащихся (на материале сочинений формата ОГЭ и ЕГЭ
по русскому языку): Методические рекомендации. – Уфа: ИРО РБ, 2015.

Приобрести данные методические рекомендации можно в Институте развития образования.
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:48

Этапы работы по созданию сочинения

Сообщение Ошеева Ю.В. » 12 дек 2014, 06:17

Этапы работы по созданию сочинения (в рамках подготовки к написанию итогового сочинения по литературе в 10 классе).
Методические рекомендации.

Что важно при обучении сочинению?
1. Провести анализ формулировки темы: определить значение каждого ключевого слова в ней – это поможет понять тему и «остаться» в ее рамках.
2. Определить «царствующую мысль» - тезис, который должен быть четко словесно выражен и красной нитью проходить через все сочинение.
3. Составить список ключевых слов, которые станут опорными вехами в развертывании темы.
4. Наметить объем содержания – составные части сочинения (структурно-смысловые компоненты) .
5. Продумать последовательность расположения этих частей – композиционно организовать текст сочинения.
6. Сделать «мостики» – переходы от одной части сочинения к другой с тем, чтобы обеспечить связность изложения.
7. Подумать о том, есть ли в создаваемом тексте сочинения языковые средства и приемы, способствующие выразительности (эпитеты, сравнение, антитеза, градация, какие-либо другие тропы и фигуры), и по возможности использовать их.
8. Обязательно уделить внимание заключению и концовке: в этой части сочинения в лаконичной форме обобщается сказанное и ставится «яркая завершающая точка». Для этого могут быть использованы:
• риторический вопрос,
• подходящая цитата или афоризм,
• риторическое восклицание,
• девиз, призыв и т.п.
9. Выстроить абзацную структуру – проанализировать готовый текст сочинения в плане последовательности и соотношения абзацев в нем.
10. Внимательно перечитать все сочинение от начала до конца, при этом:
• исправляются все замеченные ошибки – орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, фактические;
• проверяется написание имен собственных – названий литературных произведений и имен (инициалов) их авторов;
• при необходимости вносятся изменения в композицию сочинения.
Ошеева Ю.В.
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 12 ноя 2014, 11:48

Методические рекомендации

Сообщение admin » 19 ноя 2014, 10:28

...
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Пред.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron