Педагогика сотрудничества: из опыта работы
Фатхутдинова Лилия Асгатовна, учитель русского языка филиала МБОУ СОШ №1 села Серафимовский Туймазинского района ООШ села Верхние Бишинды
E-mail: asgatovna@inbox.ru
Дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной школы – научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты своей деятельности. В связи с этим учителю словесности нужно осваивать новые технологии обучения, позволяющие перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей. Важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании. «Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку: «Все новое – это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что всё старое когда-то было новым, те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными»*.
В своей деятельности я использую проектные технологии и интегрированные уроки. Именно в них сочетаются педагогические традиции и инновации, опирающиеся на сотрудничестве с учащимися.
Проектные технологии позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. В проектном обучении ученик имеет замечательные возможности реализовать себя, достичь успеха, продемонстрировать другим свою компетентность.
В процессе работы над проектом организуется и осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом в проектных группах, открывается возможность привлечения консультантов из различных сфер деятельности.
Структура проекта предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала этот метод очень эффективен и не противоречит традиционным способам обучения. Очень важно и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает взаимопомощь, формирует творческие способности и активность обучаемых, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Кроме того, можно провести выставки лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.
К проектно-исследовательской работе учащиеся были привлечены мной при апробации в родной школе учебников лингвокультурологического направления по русскому языку (авторы книг Саяхова Л.Г., Галлямова Н.Ш.).
* Ховина Т. В. Традиции и инновации в образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 13-16.
Организация этой работы планируется в несколько этапов:
– подготовительный этап. В проектную деятельность включаются учащиеся, организуется показательное выступление с защитой лучших проектов года. Поэтапно происходит выбор темы проекта, разрабатывается план сбора материала, планируется оформление проекта и форма его защиты. Включение учеников в проектную деятельность сопровождается обучающими семинарами, знакомством с работой ведущих библиотек города, куда ученики отправляются вместе с преподавателем.
– этап выполнения проекта начинается после ознакомления с целями проектной деятельности, в которой руководитель выполняет координирующую функцию. Основными формами проектной деятельности становятся проблемно-реферативные и информационные работы. Работая над темой проекта, учащиеся приобретают навык составления анкет, проведение опросов, обработки результатов, систематизации материала, учатся формулировать выводы. Проектная деятельность учащихся, направленная на создание лингвокультурологических энциклопедий, эффективна на уроках русского языка в 5-9 классах, поскольку не только обогащает речь детей, но и учит видеть текст включенным в культурологическую среду, способствует знакомству с произведениями разных видов искусства.
В 7 классе предметом проектной деятельности может стать создание лингвокультурологической «Энциклопедии Зимы». Выбор закономерен, поскольку на уроках русского языка дети сталкиваются с произведениями искусства, в которых звучит тема зимы: ряд текстов упражнений, работа над сочинением в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» и написание текста для телепередачи по картине К. Ф. Юона по картине «Конец зимы. Полдень». Используется учебник «Русский язык» под редакцией Л.Г.Саяховой. Выбор проекта обоснован и особым эмоциональным настроем на «зимнюю» тему: чувства детей, наблюдающих первый снег, ожидание светлых зимних праздников, предчувствие весны.
Проект «Энциклопедия Зимы» может включать несколько разделов:
1.«Зимние» слова.
2. Цветовая лексика зимы.
3.Лингвокультурологические словари к художественным текстам. («Зимняя» лексика в произведениях русских писателей и поэтов).
4.Словарь зимних праздников.
5.Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников.
При создании раздела ««Зимние» слова» дети не только подбирают слова данной тематической группы, работают со словарями, но и изучают семантические поля слов, находят примеры использования слов в произведениях русских писателей и поэтов. Составление «цветового» словарика поможет в работе с картинами при анализе колорита. Третья часть проекта – основная, поскольку при реализации проекта дети практикуются в лингвокультурологическом анализе текста. Работа над четвертым разделом позволяет ребятам окунуться в культурные традиции нашей страны. Знакомство с произведениями живописи способствует расширению кругозора учащихся, развитию у них культуроведческой компетенции.
Первый этап реализации проекта – создание раздела, включающего «зимние» слова. Учащиеся развивают наблюдательность, расширяют словарный запас, формируют навыки работы с различными словарями, готовятся к созданию собственных текстов. На первом этапе важно научить ребят видеть, что, слово, находясь в тесных семантических связях с другими словами, образует вокруг себя смысловое поле. Составление семантического поля поможет детям осознать системность лексики, ее взаимосвязь с другими разделами языка, это в дальнейшем облегчит работу над созданием словарной статьи для лингвокультурологического словаря.
Создание третьего раздела – «Лингвокультурологические словари к художественным текстам» – основной этап работы.
Работа над созданием словаря предполагает следующие этапы:
1. Этап ориентировки, на котором выдвигается проблема исследования, формулируются цели и задачи, выдвигается предварительная гипотеза о значимости слов лексико-семантической группы «Зима», определяются методы работы (чтение и анализ текстов, работа со словарями, анкетирование).
2. На этапе планирования подбираются тексты для лингвокультурологического анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря.
3. Этап реализации предусматривает следующие стадии:
-анализ подобранного текста и создание к немул ингвокультурологического словаря;
-работа со словарями;
-подготовка устного высказывания;
-написание собственного текста художественного стиля;
-защита проекта на уроке.
Логическим завершением проектной деятельности становится создание альбома, в который войдут лучшие работы (словари, сочинения, рисунки) детей.
Проектная деятельность направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации деятельности обучающихся вне уроков. Дополнительное образование школьников не просто расширяет и углубляет полученные в школе знания, но, прежде всего, формирует человека, даёт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей насыщеннее и ярче. Такая совместная работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.
Особый интерес в преподавании литературы представляют интегрированные уроки, на которых учащимся даются знания не только по литературе, но и по другим предметам. Такие занятия расширяют кругозор школьников, открывают предмет с новой стороны, заставляют увидеть необычное в обычном. Конечно, каждый из таких уроков предполагает очень большую подготовительную работу, знакомство не только с творчеством автора, но и знание культурной обстановки, музыки, живописи, архитектуры, скульптуры данного времени. Удачно подобранные репродукции, музыкальные фрагменты делают урок ярким, насыщенным, запоминающимся. Например, при изучении произведения К.Г. Паустовского «Мещорская сторона» в 5 классе совместно с учителем природоведения был проведен интегрированный урок «Стучаться в дверь замкнутую природы»**. Подготовка к этому интегрированному уроку позволяет соединять знание о природе с тонким психическим миром лично¬сти; воспитывать внимание, интерес к миру природы и бережное отношение к ней. Учащиеся в сотрудничестве с учителями выпустили газету, подготовили выставку книг К. Паустовско¬го и презентацию, гербарии, изучали репродукции с картин И. Левитана. О растениях, встречающихся в произведении (о кипрее – это растение называют и иван-чай, на род¬ном языке — боланут или мулла улэне, о живучке), дети подобрали из дополнительных источников легенды. Обобщение по уроку провели в форме игры. На лепестках ромашки нужно было вписать: «Лес¬ные растения», «Болотные растения», «Луго¬вые растения», «Растения, растущие вдоль рек», «Растения заливных лугов».
Таким образом, в современных условиях при сочетании данных форм образовательный процесс будет наиболее эффективным, так как при традиционных уроках будут формироваться знания, умения, навыки, информирование учащихся, а при нетрадиционных – развитие личности школьников, их творческий потенциал.
** Фатхутдинова Л.А. Журнал «Учитель Бащкортостана», 1996. № 6, стр.51-53.
Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», проигрывает педагогу, применяющему в своей деятельности новые образовательные технологии. Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования, обеспечивающий право ребенка на качественное образование.