Методическая копилка

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Методическая копилкаПедагогика сотрудничества: из опыта

Сообщение ЛилияАсгатовна » 30 сен 2016, 12:16

Педагогика сотрудничества: из опыта работы
Фатхутдинова Лилия Асгатовна, учитель русского языка филиала МБОУ СОШ №1 села Серафимовский Туймазинского района ООШ села Верхние Бишинды
E-mail: asgatovna@inbox.ru

Дать ребенку возможность испытать радость от учения – задача современного учителя, а главная цель современной школы – научить школьника самостоятельно добывать знания, искать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты своей деятельности. В связи с этим учителю словесности нужно осваивать новые технологии обучения, позволяющие перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, при котором обучающийся является главным участником процесса обучения. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей. Важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании. «Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку: «Все новое – это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что всё старое когда-то было новым, те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными»*.
В своей деятельности я использую проектные технологии и интегрированные уроки. Именно в них сочетаются педагогические традиции и инновации, опирающиеся на сотрудничестве с учащимися.
Проектные технологии позволяют решать задачи формирования интеллектуальных умений и творческого развития детей. В проектном обучении ученик имеет замечательные возможности реализовать себя, достичь успеха, продемонстрировать другим свою компетентность.
В процессе работы над проектом организуется и осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом в проектных группах, открывается возможность привлечения консультантов из различных сфер деятельности.
Структура проекта предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата.
Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного материала этот метод очень эффективен и не противоречит традиционным способам обучения. Очень важно и то, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает взаимопомощь, формирует творческие способности и активность обучаемых, то есть идет неразрывный процесс обучения и воспитания.
При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Кроме того, можно провести выставки лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.
К проектно-исследовательской работе учащиеся были привлечены мной при апробации в родной школе учебников лингвокультурологического направления по русскому языку (авторы книг Саяхова Л.Г., Галлямова Н.Ш.).

* Ховина Т. В. Традиции и инновации в образовательном процессе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 13-16.




Организация этой работы планируется в несколько этапов:
– подготовительный этап. В проектную деятельность включаются учащиеся, организуется показательное выступление с защитой лучших проектов года. Поэтапно происходит выбор темы проекта, разрабатывается план сбора материала, планируется оформление проекта и форма его защиты. Включение учеников в проектную деятельность сопровождается обучающими семинарами, знакомством с работой ведущих библиотек города, куда ученики отправляются вместе с преподавателем.
– этап выполнения проекта начинается после ознакомления с целями проектной деятельности, в которой руководитель выполняет координирующую функцию. Основными формами проектной деятельности становятся проблемно-реферативные и информационные работы. Работая над темой проекта, учащиеся приобретают навык составления анкет, проведение опросов, обработки результатов, систематизации материала, учатся формулировать выводы. Проектная деятельность учащихся, направленная на создание лингвокультурологических энциклопедий, эффективна на уроках русского языка в 5-9 классах, поскольку не только обогащает речь детей, но и учит видеть текст включенным в культурологическую среду, способствует знакомству с произведениями разных видов искусства.
В 7 классе предметом проектной деятельности может стать создание лингвокультурологической «Энциклопедии Зимы». Выбор закономерен, поскольку на уроках русского языка дети сталкиваются с произведениями искусства, в которых звучит тема зимы: ряд текстов упражнений, работа над сочинением в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» и написание текста для телепередачи по картине К. Ф. Юона по картине «Конец зимы. Полдень». Используется учебник «Русский язык» под редакцией Л.Г.Саяховой. Выбор проекта обоснован и особым эмоциональным настроем на «зимнюю» тему: чувства детей, наблюдающих первый снег, ожидание светлых зимних праздников, предчувствие весны.
Проект «Энциклопедия Зимы» может включать несколько разделов:
1.«Зимние» слова.
2. Цветовая лексика зимы.
3.Лингвокультурологические словари к художественным текстам. («Зимняя» лексика в произведениях русских писателей и поэтов).
4.Словарь зимних праздников.
5.Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников.
При создании раздела ««Зимние» слова» дети не только подбирают слова данной тематической группы, работают со словарями, но и изучают семантические поля слов, находят примеры использования слов в произведениях русских писателей и поэтов. Составление «цветового» словарика поможет в работе с картинами при анализе колорита. Третья часть проекта – основная, поскольку при реализации проекта дети практикуются в лингвокультурологическом анализе текста. Работа над четвертым разделом позволяет ребятам окунуться в культурные традиции нашей страны. Знакомство с произведениями живописи способствует расширению кругозора учащихся, развитию у них культуроведческой компетенции.
Первый этап реализации проекта – создание раздела, включающего «зимние» слова. Учащиеся развивают наблюдательность, расширяют словарный запас, формируют навыки работы с различными словарями, готовятся к созданию собственных текстов. На первом этапе важно научить ребят видеть, что, слово, находясь в тесных семантических связях с другими словами, образует вокруг себя смысловое поле. Составление семантического поля поможет детям осознать системность лексики, ее взаимосвязь с другими разделами языка, это в дальнейшем облегчит работу над созданием словарной статьи для лингвокультурологического словаря.
Создание третьего раздела – «Лингвокультурологические словари к художественным текстам» – основной этап работы.
Работа над созданием словаря предполагает следующие этапы:
1. Этап ориентировки, на котором выдвигается проблема исследования, формулируются цели и задачи, выдвигается предварительная гипотеза о значимости слов лексико-семантической группы «Зима», определяются методы работы (чтение и анализ текстов, работа со словарями, анкетирование).
2. На этапе планирования подбираются тексты для лингвокультурологического анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря.
3. Этап реализации предусматривает следующие стадии:
-анализ подобранного текста и создание к немул ингвокультурологического словаря;
-работа со словарями;
-подготовка устного высказывания;
-написание собственного текста художественного стиля;
-защита проекта на уроке.
Логическим завершением проектной деятельности становится создание альбома, в который войдут лучшие работы (словари, сочинения, рисунки) детей.
Проектная деятельность направлена не только на обучение школьников на уроках, но и на создание условий по организации деятельности обучающихся вне уроков. Дополнительное образование школьников не просто расширяет и углубляет полученные в школе знания, но, прежде всего, формирует человека, даёт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей насыщеннее и ярче. Такая совместная работа сближает учащихся и учителя, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников.
Особый интерес в преподавании литературы представляют интегрированные уроки, на которых учащимся даются знания не только по литературе, но и по другим предметам. Такие занятия расширяют кругозор школьников, открывают предмет с новой стороны, заставляют увидеть необычное в обычном. Конечно, каждый из таких уроков предполагает очень большую подготовительную работу, знакомство не только с творчеством автора, но и знание культурной обстановки, музыки, живописи, архитектуры, скульптуры данного времени. Удачно подобранные репродукции, музыкальные фрагменты делают урок ярким, насыщенным, запоминающимся. Например, при изучении произведения К.Г. Паустовского «Мещорская сторона» в 5 классе совместно с учителем природоведения был проведен интегрированный урок «Стучаться в дверь замкнутую природы»**. Подготовка к этому интегрированному уроку позволяет соединять знание о природе с тонким психическим миром лично¬сти; воспитывать внимание, интерес к миру природы и бережное отношение к ней. Учащиеся в сотрудничестве с учителями выпустили газету, подготовили выставку книг К. Паустовско¬го и презентацию, гербарии, изучали репродукции с картин И. Левитана. О растениях, встречающихся в произведении (о кипрее – это растение называют и иван-чай, на род¬ном языке — боланут или мулла улэне, о живучке), дети подобрали из дополнительных источников легенды. Обобщение по уроку провели в форме игры. На лепестках ромашки нужно было вписать: «Лес¬ные растения», «Болотные растения», «Луго¬вые растения», «Растения, растущие вдоль рек», «Растения заливных лугов».
Таким образом, в современных условиях при сочетании данных форм образовательный процесс будет наиболее эффективным, так как при традиционных уроках будут формироваться знания, умения, навыки, информирование учащихся, а при нетрадиционных – развитие личности школьников, их творческий потенциал.
** Фатхутдинова Л.А. Журнал «Учитель Бащкортостана», 1996. № 6, стр.51-53.

Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», проигрывает педагогу, применяющему в своей деятельности новые образовательные технологии. Педагогические традиции и инновационная образовательная среда – залог совершенствования системы образования, обеспечивающий право ребенка на качественное образование.
ЛилияАсгатовна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 сен 2016, 12:12

Re: Методическая копилка

Сообщение Галямова СВ » 14 сен 2016, 07:25

Положение о Всероссийском творческом конкурсе
«Учитель Инновационной школы - 2016»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения Всероссийского творческого конкурса «Учитель Инновационной школы» (далее – Конкурс).
1.2. Учредителем Конкурса является издательство «Русское слово», г. Москва, ул. Тверская, д. 9, стр. 5. Тел./факс: 8(495) 969-24-54 (далее – Издательство). Учредитель определяет конкурсные задания, обеспечивает информационную поддержку, призовые фонды, организует и координирует работу жюри Конкурса.
1.3. Участниками Конкурса являются физические лица – педагоги общеобразовательных организаций, ведущие обучение по УМК «Начальная инновационная школа» или «Инновационная школа» Издательства.
1.4. Материалы участников публикуются на сайте издательства в разделе «Ассоциация школ». Издательство оставляет за собой право использовать материалы, присланные на конкурс, по своему усмотрению, с указанием авторства.
1.5. Издательство не несёт ответственности за нарушение чужих авторских прав участниками Конкурса.
2. Цель и задачи Конкурса
2.1.Цель: выявление талантливых учителей, работающих по УМК издательства «Русское слово» и распространение эффективного педагогического опыта работы с УМК «Инновационная школа».
2.2. Задачи:
 развитие творческой активности педагогов, работающих по УМК «Инновационная школа», их поддержка и поощрение;
 пополнение банка методических разработок уроков по УМК «Инновационная школа»;
 популяризация учебных и учебно-методических пособий Издательства.
3. Порядок и сроки проведения Конкурса
3.1. Конкурс проводится с 5 октября по 19 декабря 2016 г. в два этапа.
3.2. Сроки проведения первого этапа конкурса:
приём заявок и конкурсных материалов – с 5 октября по 31 октября 2016 г.;
работа жюри первого этапа, отбор участников для второго (финального) этапа конкурса – с 1 ноября по 30 ноября 2016 г.
3.3. Сроки проведения второго этапа конкурса:
приём конкурсных материалов – с 1декабря по 11 декабря 2016 г.;
работа жюри второго этапа, определение победителя конкурса – с 12 декабря по 16 декабря 2016 г.
подведение итогов конкурса на сайте Издательства и объявление победителя – 19 декабря 2016 г.
3.4. Заявку на участие в Конкурсе и конкурсные материалы отправлять по электронной почте на адрес: sitnikova@russlo.ru
3.5. Для участия в первом этапе Конкурса необходимо отправить в оргкомитет следующие материалы:
1) заявку на участие в Конкурсе (см. Приложение 1);
2) педагогическое эссе на тему «УМК «Инновационная школа» - мой выбор» (УМК «Начальная инновационная школа» - мой выбор»);
3) методическую разработку урока (по любому предмету).
3.6. По сумме баллов за два конкурсных задания первого этапа жюри отбирает пять финалистов – участников второго (финального) этапа конкурса.
3.7. Для участия во втором этапе конкурса финалисту необходимо разместить в сети Интернет на файлообменном сайте видеозапись урока, проведенного по методической разработке, представленной на первом этапе Конкурса, и прислать по электронной почте ссылку на скачивание этого видеофайла.
4. Требования к содержанию и оформлению материалов
4.1. Эссе и методическая разработка урока представляются в отдельных файлах. На титульных листах эссе и методической разработки указывается ФИО автора, место его работы, должность, название УМК, которым соответствуют материалы, с указанием автора и года издания.
4.2. Эссе должно соответствовать заявленной теме и отражать индивидуальную позицию автора. Объем эссе – не более 3 страниц формата А4.
4.3. Методическая разработка урока должна соответствовать ФГОС и быть составлена на основе УМК «Начальная инновационная школа» или «Инновационная школа» Издательства; включать тему урока, цель, задачи, планируемые результаты, содержание, список литературы, в т.ч. – учебных и методических пособий УМК Издательства, при необходимости - приложения.
4.4. Конкурсные материалы первого этапа принимаются в формате документа Microsoft Word с расширением doc, docx. Параметры страницы: «Портрет», («Книжная»). Шрифт Times New Roman, 14 пт. Междустрочный интервал – одинарный. Межбуквенный интервал: обычный. Абзац – красная строка: 1,27 см. Параметры страницы: поля слева и справа – 2,0 см, сверху и снизу – 1,5 см. Выравнивание: по ширине. Презентации (в Приложении к методической разработке) представляются в формате Microsoft Power Point.
4.5. Конкурсные материалы второго (финального) этапа должны быть представлены в виде видеоролика в формате avi, wmv, mpeg4, pps, продолжительностью не более 40 минут.
5. Критерии оценивания конкурсных заданий
5.1. Критерии оценивания эссе:
 представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии темы;
 аргументация выбора УМК;
 знание особенностей УМК;
 обоснованность выводов;
 речевая культура педагога.
5.2. Критерии оценивания методической разработки урока:
 ясность и четкость в определение целей и задач урока;
 методическая компетентность (соответствие формы, содержания, методов и приемов поставленным целям, возрасту учащихся, целесообразность использования средств обучения);
 соответствие построения урока требованиям ФГОС;
 инновационный характер урока;
 научность (соответствие учебного материала академическим научным знаниям) и доступность изложения;
 практическая ценность;
 полнота использования компонентов УМК.
5.3. Критерии оценивания урока:
 целеполагание, мотивирование учащихся к активной деятельности;
 организация деятельности педагога и обучающихся, их взаимодействия в учебном процессе;
 соответствие урока требованиям ФГОС;
 общая культура педагога (культура общения);
 рациональность распределения времени на уроке;
 рациональность применения на уроке компонентов УМК;
 результативность урока.
6. Награждение победителей и участников Конкурса
6.1. Все педагоги, принявшие участие в Конкурсе, получают сертификаты участников Конкурса по электронной почте.
6.2. Все участники Конкурса и члены жюри из образовательных организаций, которые являются членами Ассоциации, получают специальные призы от Издательства.
6.3. Все участники конкурса, вышедшие в финал, получают диплом финалиста Конкурса и годовую лицензию на электронные формы учебников по преподаваемому предмету.
6.4. Победитель получает диплом победителя Конкурса, планшет с правом доступа к электронным учебникам по предмету на один год и лицензию на установку электронных учебников на класс на один год. Образовательное учреждение, в котором работает победитель, получает годовые лицензии на электронные формы учебников УМК «Инновационная школа» Издательства.
7. Жюри Конкурса
7.1. Членами жюри первого этапа Конкурса являются педагоги образовательных учреждений – членов Ассоциации «Инновационная школа»; список членов жюри первого этапа будет размещен на сайте Издательства к началу Конкурса.
7.2. Членами жюри второго этапа Конкурса являются представители Издательства:
 Лобзина Марина Ивановна – заместитель генерального директора издательства «Русское слово», председатель жюри;
 Карманов Дмитрий Владимирович, директор по маркетингу издательства «Русское слово»;
 Ситникова Марина Викторовна – исполнительный директор Ассоциации «Инновационная школа» издательства «Русское слово»;
 Рюпина Татьяна Сергеевна – заместитель начальника информационно-методического отдела издательства «Русское слово»;
 Дачевский Дмитрий Александрович - директор по развитию образовательных информационных технологий издательства «Русское слово».
Приложение 1
ЗАЯВКА на участие во Всероссийском конкурсе
«Учитель Инновационной школы - 2016»
1
ФИО участника Конкурса
2
Должность участника
3
Полное наименование образовательной организации, в которой работает участник Конкурса
4
Адрес образовательной организации
5
Телефон образовательной организации (с указанием федерального кода)
6
Адрес электронной почты образовательной организации
7
Адрес сайта образовательной организации
8
УМК, которому соответствуют представленные материалы
9
Тема методической разработки урока, класс
10
Почтовый адрес участника (с указанием индекса)
11
Контактный телефон участника
12
Адрес электронной почты участника
13
Квалификационная категория
14
Педагогический стаж
15
Информация, которую участник хотел бы сообщить о себе дополнительно
16
Источник получения информации о Конкурсе
17
Ссылка на фотографию участника
Галямова СВ
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14 сен 2016, 07:22

Re: Методическая копилка

Сообщение Бочкарева ГА » 20 июн 2016, 06:39

Уважаемые коллеги!
Предлагаем второй вариант диагностических заданий, которые можно использовать в начале 2016-2017 учебного года в пятых классах с целью выявления уровня сформированности предметных и метапредметных умений выпускников начальной школы.
Контрольная работа состоит из 9 заданий и выполняется на основе прочитанного текста. На её выполнение отводится 45 минут.
В приложении «Оценивание работы» и в ключах даны некоторые методические рекомендации.
Перед выполнением работы необходимо объяснить обучающимся значение выделенных жирным шрифтом слов.

Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задания 1-9

(1)Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой и обыкновенной. (2)Что большая – согласен, но обыкновенная – не могу согласиться.
(3)Однажды обыкновенная синица попала ко мне в руки. (4)Только что она была живая , а взял её в руки – и она умерла. (5)Я растерялся и разжал руку. (6)Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. (7)Я положил её на пенёк. (8)И только отвёл руку – синичка вскрикнула и улетела.
(9)Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то оцепенение, если их положить спинкой вниз.(10) Этот нередко спасает птицу от неволи.
(По Н.Сладкову)
[1] Составьте план прочитанного текста.
[2] Сформулируйте и запишите тему текста.
[3] Подберите синоним к слову ОТВЁЛ в предложении 8.
Ответ: ________________________
[4]Из предложения 6 выпишите слово, в котором правописание согласной
в приставке зависит от последующего согласного звука.
Ответ: _________________________
[5] Выпишите из предложения 8 слово, в котором звонкий согласный звук
оглушается перед глухим согласным.
Ответ: ____________________________
[6] Разберите по составу слово ВПАДАЮТ.
Ответ: ____________________________
[7] Укажите слово, в котором правописание гласной в корне нельзя
проверить ударением.
1) большая 2) белым 3) оцепенение 4) впадают
Ответ: ___________________________

[8] Выпишите из предложения 6 наречие.
Ответ: ______________________________
[9] Среди предложений 5-7 найдите сложное предложение, напишите его
номер.
Ответ: __________________________



Ключи
[1] План текста
1. Большая звонкоголосая синица.
2. Птица «умерла», но вдруг улетела.
3. Оцепенение спасает от неволи.
[2] Тема текста
Необычайное в поведении синицы обыкновенной.
[3] отодвинул, убрал
[4] раскрытый
[5] вскрикнула
[6] в-пад-а-ют (морфемы выделить принятыми условными обозначениями)
[7] 3
[8] неподвижно
[9] 6

Оценивание работы
1. За составление плана (задание 1), отражающего микротемы абзаца, выставляется два балла.
2. Остальные задания оцениваются 1 баллом.
3. При оценивании задания 2 учитывается полнота определения темы текста. Не считается правильным и не оценивается положительно формулировка о синице. За неё обучающийся получит 0 баллов.
4. При выполнении задания 6 морфемы следует выделить принятыми условными обозначениями.
Всего за работу выставляется 10 баллов.

Перевод баллов в отметку
10 баллов – 5 (отлично)
9-8 баллов – 4 (хорошо)
7-5 баллов – 3 (удовлетворительно)
4-0 баллов – 2 (неудовлетворительно)
Бочкарева ГА
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 май 2016, 08:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Бочкарева ГА » 17 июн 2016, 10:21

Уважаемые коллеги!
Предлагаем первый вариант диагностических заданий (второй вариант будет представлен в этом же разделе 20 июня 2016 г.), которые можно использовать в начале 2016-2017 учебного года в пятых классах с целью выявления уровня сформированности предметных и метапредметных умений выпускников начальной школы.
Контрольная работа состоит из 9 заданий и выполняется на основе прочитанного письменного текста. На её выполнение отводится 45 минут.
В приложении «Оценивание работы» и в ключах даны некоторые методические рекомендации.
Перед выполнением работы необходимо объяснить обучающимся значение выделенных жирным шрифтом слов.

Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-9

(1)Куцый был высокий и тощий лис. (2)Его большие острые уши чутко ловили все шорохи и звуки, а на морде то и дело появлялась улыбка. (3)Вместо пушистого хвоста у лиса торчал куцый обрубок.
(4)В зоопарк его принёс охотник, и лисёнок почувствовал себя там как дома. (5)Одна лисица хотела его укусить, но Куцый ловко схватил задиру за шиворот и задал ей трёпку. (6)После этого все лисицы и подойти к нему боялись.
(7)Когда в клетку заходил служитель, Куцый бросался к нему и вилял куцым обрубком, ласково заглядывая ему в лицо. (8)Поэтому лучший кусочек мяса всегда перепадал ему.
(По В.Чаплиной)

[1] Составьте план прочитанного текста.
[2] Сформулируйте и запишите тему текста.
[3] Замените разговорное слово ПЕРЕПАДАЛ в предложении 8 нейтральным
синонимом .
Ответ: _____________________
[4]Из предложения 4 выпишите слово, в котором правописание приставки
зависит от значения.
Ответ: _________________________
[5] Выпишите из предложения 6 слово, в котором звонкий согласный
звук оглушается.
Ответ: ___________________________
[6] Разберите слово ОБРУБКОМ по составу.
Ответ: _____________________________
[7] Укажите слово, в котором правописание гласной в корне можно проверить
ударением.
1) зоопарк 2) большие 3) подойти 4) когда
Ответ: ___________________________
[8] Выпишите из предложения 4 существительное в винительном падеже.
Ответ: ___________________________

[9] Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение напишите
его номер.
Ответ: __________________________


Ключи

[1] План текста
1. Высокий и тощий лис с обрубком хвоста.
2. В зоопарке все лисицы боялись Куцего.
3. Ласковому лису всегда доставался лучший кусочек мяса.
[2] Возможные формулировки темы текста.
Лис по имени Куцый; Лис Куцый – обитатель зоопарка.
[3] доставался
[4] принёс
[5] все
[6] об-руб-к-ом (морфемы выделить принятыми условными обозначениями)
[7]2
[8]в зоопарк
[9]2

Оценивание работы

1. За составление плана (задание 1), отражающего микротемы абзаца, выставляется два балла.
2. Остальные задания оцениваются 1 баллом.
3. При оценивании задания 2 учитывается полнота определения темы текста. Не считается правильной и не оценивается положительно формулировка о лисе. За неё обучающийся получит 0 балл.
4. При выполнении задания 6 морфемы следует выделить принятыми условными обозначениями.

Всего за работу выставляется 10 баллов.
Перевод баллов в отметку
10 баллов – 5 (отлично)
9-8 баллов – 4 (хорошо)
7-5 баллов – 3 (удовлетворительно)
4-0 баллов – 2 (неудовлетворительно)
Бочкарева ГА
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 май 2016, 08:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Людмила Реакатовна » 28 май 2016, 05:50

А сегодня, коллеги, можно представить уже результат и , самое главное, анализ комплексной контрольной работы, задания к которой были выставлены 15 мая.
Результаты интегрированной контрольной работы в 5-ых классах лицея
(l диагностический этап работы инновационной площадки) – май 2016 год.
Руководитель площадки – Першина Л. Р., кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка и литературы ИРО РБ)

ЗАДАНИЕ 1
Средний балл
(макс. -3) ЗАДАНИЕ 2
Средний балл (макс.-20) ЗАДАНИЕ 3
Средний балл (макс.1) ЗАДАНИЕ 4
Средний балл
(макс.5) ЗАДАНИЕ 5
Средний балл
(макс.8) ИТОГО

(17 чел.) 2.1 5.4 0.9 0.9 3 12.3
5Б(14 чел)
2.2 5.2 0.9 1.9 0.8 11

(18 чел) 1 8.8 1 1.6 3.2 15.6

(18 чел) 1.1 7.8 1 1.5 1.8 13.2
1.6 6.8 0.95 1.5 2.2 13(=35%)

Максимальное количество баллов за все задания – 37


Анализ выполнения интегрированной контрольной работы
Выполнили контрольную работу 67 учеников 5-ых классов

1) В первом задании (английский, русский, башкирский языки) проверялось умение сопоставлять грамматическую структуру предложения и сделать вывод о свободном или фиксированном порядке слов в предложении. Задание выполнено половиной обучающихся, и понятно, что навык нуждается в отработке.
2) Второе задание (история) требовало прочных предметных знаний и умения анализировать. Ошибки были связаны с незнанием фактов (названия стран, даты, сведения о религиозных представлениях). Задание выполнено на 34 %. Трудностей в понимании формулировки задания нет.
3) Задание №3(английский язык) проверяло умение сопоставлять. Почти все ученики выбрали адекватный перевод.
4) Задание № 4 в основном проверяло коммуникативные УУД. Выполнено на 30%. Далеко не все поняли требования к заданию. От учащихся требовалось составить интервью с литературным персонажем, чтобы можно было получить представление о внешности, характере и поступках героя. Некоторой части обучающихся удалось выполнить одно или два условия из трёх. В единичных случаях возникли трудности с построением диалоговой формы. Большая часть учеников смогли придумать лишь несколько реплик, не связав их с содержанием задания. Максимальный балл получили 3 человека.
5) Задание № 5 проверяло как орфографическую грамотность (нужно было исправить орфографические ошибки), так и умение анализировать. Нужно было ответить, что все ошибки были связаны с правописанием глаголов. Такой вывод смогли сделать лишь три человека.
Отметим также, что в работах некоторых учащихся появились лишние запятые, хотя заданий по пунктуации не было.
Задание на пояснение смысла одной пословицы выполнялось на выбор. Сделать это удалось единицам. При толковании пословицы большинство учащихся обнаружило не только неумение перефразировать высказывания, но и ненепонимание их смысла. Например, пословица «Без людей не проживёшь» объяснена так: если будет мало людей, то одному человеку станет скучно и он умрёт».
Высокий результат по этому заданию показали 3 человека.
Людмила Реакатовна
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 26 янв 2016, 09:28

Re: Методическая копилка

Сообщение Людмила Реакатовна » 15 май 2016, 09:37

Уважаемые коллеги!
Предлагаю посмотреть очень интересный вариант междисциплинарных заданий для 5-го класса, разработанный в Большеустьикинской школе №1. Эти задания направлены на контроль сформированности УУД, тем и любопытны.

Интегрированная контрольная работа по гуманитарным предметам для 5 класса
"Анализ сформированности универсальных учебных действий"
(составлена в рамках работы инновационной площадки "Разработка и апробация программы совершенствования универсальных учебных действий средствами гуманитарных предметов ")


Задание1. Сопоставьте 3 примера и сделайте вывод о порядке слов в предложении, характерном для башкирского, английского и русского языков. В каком языке свободный порядок слов, а в каких языках – фиксированный?

1) Яҙ айыуҙы өнөнән ҡыуып сығарҙы.

2) The spring threw the bear out of its den.

3) Весна выгнала медведя из берлоги.

Выгнала весна медведя из берлоги.

Из берлоги весна медведя выгнала.

Задание 2. Найдите исторические ошибки: Подчеркните их и исправьте .

"Древние государства мира"

В нашей эре существовали такие древние государства как Древний Египет, Двуречье, Финикия, Палестина, Ассирийская держава, Персидская держава, Древняя Индия, Древний Китай, Россия. Все эти древние государства образовывались в суровом (холодном) климате и вдоль рек, потому что речная вода давала жизнь, или возле моря. В Древнем Египте главная река - Тигр, в Двуречье - две главные реки - Нил и Ганг, в Древней Индии - это реки Евфрат и Янцзы, в Древнем Китае - реки Инд и Хуанхэ, а Древние Палестина и Финикия расположены были далеко от моря. А Ассирийская и Персидская державы - это небольшие государства в истории Древнего мира, появившиеся с помощью завоевательной активности их народов, в 4-5 веках до нашей эры на территориях Индии, Китая, Финикии, Египта. У всех древних народов была общая вера и главные Боги. Но главный Бог в Двуречье - Амон-Ра (Бог Солнца), в Египте - главный Богом был Шамаш, в Древнем Китае - это Будда, в Древней Индии - главное божество - Небо, а в Древней Ассирийской державе - Бог Яхве.

Задание 3. Match the text and correct translation:

There is my room. It is green. There is a table, two chairs and a bed in it. I like my room very much.

a) Это моя комната. Она голубая. В ней есть тумбочка, два стула и диван. Мне не нравится моя комната.

b) Это моя комната. Она зелёная. В ней есть стол, два стула и диван. Мне нравится комната.

c) Это моя комната. Она зелёная. В ней есть стол, два стула и кровать. Мне очень нравится моя комната.


Задание 4. Составьте интервью с любимым литературным героем из 5-6 реплик, чтобы было понятно, кто из авторов создал образ данного персонажа и что это за герой ( внешность, характер, поступки).


Задание 5. Найдите орфографические ошибки и исправьте их. Что объединяет исправленные орфограммы?

Без людей не проживёшь.

Потерянного времени неворотишь.

Обожёшься на молоке, станеш дуть на воду.

Напишите 2-3 предложения, поясняющие смысл одной из пословиц (на выбор).


Методический комментарий.

Задание 1, 3 проверяют степень сформированности таких УУД, как умение сопоставлять (логические УУД).

Задание 2 проверяет умение учащихся анализировать текст .

Задание 4 проверяет владение диалогической речью, проверяет уровень развития коммуникативных УУД.

Задание 5 – проверяет логические УУД (умение классифицировать) и коммуникативных УУД.

Контрольная работа покажет также уровень сформированности регулятивных УУД ( умение рассчитать время работы на выполнение каждого их заданий.)
Людмила Реакатовна
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 26 янв 2016, 09:28

Re: Методическая копилка

Сообщение Дорожкина Т.Н » 10 май 2016, 09:49

Бочкарева Г.А., к.ф.н., доцент
Материалы для проведения пробного экзамена в 9-х классах, составленные кафедрой русского языка и литературы ИРО РБ
ЧАСТЬ 1
[1] Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю его своим «будильником» чувства природы. От других людей знаю, что для них подобным «будильником» были: месяц, проведённый летом в деревне, прогулка по лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком…
Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в пору детства интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна быть обязательно у каждого.
И всё-таки в начале всего – Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную для отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть то сокровенное чувство, которое приближает человека к счастью.
(По В.Пескову)
156 слов

ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 2-14.
(1)Вовка примчался через десять минут. (2)На моём столе лежал раскрытый том Пушкина. (3)Такую толстенную книгу Вовка никогда не видел.
– (4)Давай почитаем! – заторопился Вовка.
(5)Как мы читали Пушкина! (6)Первый раз – самостоятельно, без руководства взрослых, пусть даже очень хороших и мудрых. (7)Как захлёбывались мы радостью познания неизвестных доселе слов и чувств – точно подкрались к благодатному источнику, который зачем-то прятали от нас прежде, давая из него лишь по глоточку отфильтрованной влаги. (8)И вот мы пьём медленно, без всяких помех, и у нас захватывает дух от новизны и впечатлений. (9)Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.
(10)Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этими волшебными свойствами, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.
(11)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич. (12)Ну, например, я спрашивал своего друга:
–Как ты вчера до дому довлачился? (13)В обитель дальнюю?
(14)А Вовка отвечал:
–Поздно уже прикандыбал. (15)Почти пред ясным восходом зари.
(16)Говоря друг другу эти слова, мы, конечно, шутили, но не так, чтобы очень. (17)Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе, что это мы так по-дурацки шутим, мы бы, наверное, смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова, но мы ведь переговаривались негромко, адресуя друг другу замечательные тирады, и, по крайней мере, никому другому знаний своих не демонстрировали.
18)Лишь однажды Вовка сорвался.
(19)Так уж выходило, что слова эти, выражения легко и радостно впитывала наша память, похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись, вставляя в свои речи пушкинские обороты, поэтому Вовку было трудно судить за раскрытие тайны, когда он вдруг сжал кулак и крикнул:
–Вострепещи, тиран! (20)Уж близок час паденья!
(21)Это было в начале последнего урока. (22)Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта, а Вовка, такая у него была почётная обязанность, передвигал флажки на карте под руководством учительницы.
(23)Наши били немцев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд. (24) Вот Вовка и не выдержал.
(25)Все засмеялись его необыкновенным словам – все, кроме меня и Анны Николаевны. (26)Учительница же взглянула Вовке прямо в глаза, а потом долго смотрела ему вслед, пока мой друг, притихший, медленно, словно раненый, шёл к парте, усаживался, зачем-то лез в портфель.
–(27)М-мда! – задумчиво произнесла Анна Николаевна. (28)После небольшой паузы она сказала:
– Ребята, а давайте проведём в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина!
(По А.А.Лиханову)

* Лиханов Альберт Анатольевич (1935) – писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

[2] Почему Анна Николаевна предложила провести «в классе конкурс на лучшего исполнителя стихотворений Пушкина»?
1. Наши били немцев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.
2.Ученики не знали, что стихи Пушкина обладают этими волшебными свойствами, что они волнуют образами и видениями, слагаемыми из слов.
3.Анна Николаевна поняла, что ученики интересуются произведениями Пушкина, читают их и понимают.
4. Все засмеялись его необыкновенным словам – все, кроме меня и Анны Николаевны.
Ответ:__________________________________________
[3] Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение. Ответ запишите цифрой.
1) Так уж выходило, что слова эти, выражения легко и радостно впитывала наша память, похожая на губку, да ведь ещё мы и упражнялись, вставляя в свои речи пушкинские обороты.
2)Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.
3)Говоря друг другу эти слова, мы, конечно, шутили, но не так, чтобы очень.
4) И вот мы пьём медленно, без всяких помех, и у нас захватывает дух от новизны и впечатлений.
Ответ:_____________________________________________

[4] Из предложений 6-7 выпишите слова, в которых правописание согласной вприставке не зависит от последующего согласного звука.
Ответ: _____________________________________________
[5] Из предложений 25-26 выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: «В наречии на -о(-е) пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».
Ответ:_____________________________________________
[6] Замените устаревшее слово «вострепещи» в предложении 19
стилистически нейтральным словом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________________________
[7] Замените словосочетание «трудно судить» в предложении 19, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием, построенным на основе управления.
Ответ:______________________________________________
[8] Выпишите грамматическую основу из предложения 21.
Ответ: _____________________________________________
[9] Среди предложений 6-8 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством образа действия. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________________
[10] В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста нумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах и словосочетаниях.
Говоря друг другу эти слова,(1) мы,(2) конечно,(3) шутили,(4) но не так,(5) чтобы очень. Спроси нас в ту пору со взрослой строгостью в голосе,(6) что это мы так по-дурацки шутим,(7)мы бы,(8) наверное,(9) смутились и перестали вставлять в свою речь пушкинские слова,(10) но мы ведь переговаривались негромко,(11) говоря друг дружке замечательные тирады,(12) и,(13) по крайней мере,(14) ни кому другому знаний своих не демонстрировали.
Ответ: ____________________________________________
[12] В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Анна Николаевна рассказывала про последние известия с фронта,(1) а Вовка,(2) такая у него была почётная обязанность,(3) передвигал флажки на карте под руководством учительницы. Наши били немцев,(4) флажки двигались каждый день,(5) расширяя фронт атак,(6) и в тот день скакнули далеко вперёд.
Ответ: ______________________________________________

[13] Среди предложений 7-9 найдите сложносочинённое предложение.
Ответ: __________________________________________
[14] Среди предложений 19-23 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________
ЧАСТЬ 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
[15.1] Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Начать сочинение Вы можете словами Л.В.Успенского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа
оценивается нулём баллов.
15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл 10 предложения: «Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этими волшебными свойствами, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку».
Приведите 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль книги в моей жизни», взяв в качестве тезиса Ваше размышление. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Дорожкина Т.Н » 04 май 2016, 04:27

Репетиционный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ-2015. Вариант 1
Разработано на кафедре русского языка и литературы ИРО РБ

Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).
Ответами к заданиям 1-24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.

КИМ БЛАНК

А Б В Г Д
5 2 6 1 3

Ответ:
7. 52613

Ответ: раскидатьиспугать. 9. раскидатьиспугать
Ответ: 124 14. 124

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов №2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!









Часть 1

Ответами к заданиям 1-24 является слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Уже в Древнем Египте (по сухим свидетельствам археологов) существовали свои методы термической обработки стали. (2)А клинки из булата были еще в 1 веке до нашей эры. (3) Пути движения знаний сегодня определить трудно. (4) Может быть, они пришли на Восток вместе с воинами Тутмоса III, а может быть, наоборот, с Востока проникли они в Египет с караванами иноземных купцов. (5) Скорее всего свои профессиональные секреты существовали в разных странах. (6) И наибольших успехов достигли древние металлурги Индии, Персии и Сирии. (7) … историки справедливо не причисляют творчество древних ремесленников к определённым странам, предпочитая выделять отдельные местности, иногда даже посёлки и города, славящиеся наследственными умельцами. (8) Так рождались и закреплялись в веках названия – марки сталей: табан, хорасан, тынды, шам. (9) Шам – так в Турции называли Сирию. (10) Сирийские металлурги, главным образом уроженцы города Дамаска, славились особым мастерством. (11) Дамаск – это был уже не только город, даже не столько город, сколько марка стали, лучше которой не бывает. (12) Это была вершина булата.


В каких из приведенных ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Методы термической обработки стали существовали очень давно, и наиболее успешными здесь были древние металлурги Индии, Персии и Сирии. Но ученые связывают эти успехи не столько с определенными странами, сколько с местностями, порой даже поселками, известными своими мастерами. Их названия стали именами марок сталей, особое место среди них занимает дамаск, в котором возникла лучшая марка стали.
2) Путь движения знаний сегодня определить трудно. Может быть, сведения о методах термической обработки стали появились на Востоке вместе с войсками фараона Тутмоса Ш, но не исключено, что они проникли в Египет с караванами восточных купцов. Особым мастерством славились сирийские металлурги, особенно уроженцы города Дамаска, именем которого названа марка стали, лучше которой не бывает.
3) Хотя обрабатывать сталь при помощи нагревания начали еще древние египтяне, самыми успешными в этом деле оказались индусы, персы и сирийцы. С тех пор лучшие марки стали принято называть по именам городов и поселков, прославившихся творчеством древних ремесленников, и самой громкой славой обладает дамасская сталь – вершина булата.
4) По свидетельству греков, клинки из булата существовали еще в 1 веке до нашей эры. Но самыми известными считаются марки сталей, названия которых связаны с именованиями местностей, прославленных своими умельцами, – табан, хорасан, тынды, шам и, конечно, дамаск.
5) У древних египтян существовали свои секреты термической обработки стали. Может быть, они пришли с Востока, вместе с торговыми караванами. Булатные клинки делали и в Индии в 1 веке до н.э. Но самые лучшие клинки делали в Сирии, в Дамаске.
Ответ: _____________________.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в седьмом (7) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
однако
поэтому
следовательно
потому что
хотя
Ответ: _____________________.


Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СУХОЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СУХОЙ, -ая, ое; сух, суха, сухо; суше.
1) Не содержащий влаги, не мокрый, не замоченный. Сухое полотенце.
2) Лишенный влажности, не сырой. Сухое помещение.
3) Лишенный воды, грязи. Сухое русло.
4) Лишенный или лишившийся свежести, сочности, мягкости; высохший или высушенный. Сухой хлеб.
5) Лишенный мягкости, доброты. Сухая ветка.
6) Скупой, лаконичный. Сухой ответ.
Ответ: _____________________.


В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
еретИк
Отрочество
оптОвый
облЕгчить
понЯвший
Ответ: _____________________.


В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация является ДЕМОКРАТИЧНЫМ государством, власть в котором принадлежит народу.
Вооружённые силы Юга России образованы 8 января 1919 года в результате объединения ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ армии и армии Всевеликого Войска Донского для совместной борьбы против большевиков.
Несмотря на острую борьбу между конкурсантами, атмосфера на сцене и в зале царила вполне ДРУЖЕСТВЕННАЯ.
ТАКТИЧНЫЙ человек не станет бесцеремонно разглядывать постороннего или знакомого, отпуская замечания по поводу его внешности, он не станет давать советы тогда, когда его об этом не просят.
УСТАРЕВШИЕ слова и выражение (архаизмы) – это слова и выражения, которые либо вышли из употребления, либо приобрели со временем в языке совершенно иной смысл.
Ответ: _____________________.


В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

пятьюстами ВОСЬМЬЮДЕСЯТЬЮ тремя
конструкторы
с гениальным Чарли ЧАПЛИНЫМ
более ВЕСЕЛЫЙ
ОБЕИМИ сестрами


Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Жизнь человека как дерево, и корней у этого дерева много. Что-то досталось от родителей. Что-то от друзей или врагов. Или взято из книг, накладывающих свой отпечаток – и еще какой! Те, кто их во все века запрещали, складывали в спецхраны или сжигали, отлично это понимали.
1) неправильное употребление падежной формы с предлогом
Б) Диктор объявил, что по прибытию самолета из Франкфурта-на-Майне пассажиры, получившие багаж, проходят в зону таможенного контроля.
2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Анализируя творчество А.Фета, можно утверждать, что настроение, передаваемое в поэтических строках, было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. 3) нарушения в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Оказавшись в окружении, армия Наполеона Бонапарта была обращена в бегство, легшее позором на прославленного полководца. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Муж Катерины был человеком бесхарактерным; полностью подчинившийся воле матери, он так описан в драме А.Н.Островского в «Грозе»,что читатель его невольно жалеет. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Ответ:



Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

акв..рель
п..лисадник
заб..стовка
прил..жение
обн..жить
Ответ: _____________________.


Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..вкусный, чере..чур
пр..льститься, пр..следовать
пр..обладать, пр..дираться
р..зыскать, р..зыск
о..резать, по..красить
Ответ: _____________________.


Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

певун..й (Р.п.мн.ч. от певунья)
луж..ца
расшевел..вать
надоедл..вый
сем..чко
Ответ: _____________________.


Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

электрифициру..мый
вынес..шь
обид..л
обид..т
устанавлива..мый
Ответ: _____________________.


Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Еще (НЕ) НАПИСАННЫЙ портрет рисовался воображению художника.
Открылись обстоятельства, никому из оперативников (НЕ) ИЗВЕСТНЫЕ.
Из брички почти вывалился человек, одетый по-деревенски. Это был (НЕ) КТО иной, как Степан Васильич – наш старый знакомый.
Я слышал эту арию в далеко (НЕ) БЕЗУПРЕЧНОМ исполнении.
За такие деньги можно приобрести (НЕ) НОВЫЙ, но хороший еще мотоцикл.
Ответ: _____________________.


Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПРОЧЕМ, они скоро узнают, так как по недосмотру вещи его почти все вывезены (ЗА)ГРАНИЦУ.
Это был (В)МЕРУ строгий, но в (ТО)ЖЕ время элегантный наряд.
Он всегда имел (В)ВИДУ то, что с подданными можно обращаться (ПО)РАЗНОМУ.
Внук искателя приключений, шотландец по крови, но русский по воспитанию и (ОТ)ЧАСТИ по натуре, (ПОЛУ)ВОЕННЫЙ, блистательный дипломат, граф де Бальмен брал от жизни что мог.
(ВО)ВРЕМЯ кругосветных плаваний Тур Хейердал решал, ЧТО(БЫ) еще усовершенствовать в его лодке.
Ответ: _____________________.


Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
«Ах, какой Вы бессребре(1)ик! – наигра(2)о воскликнула румя(3)ая княжна, поглаживая тка(4)ую шелком подушечку.
Ответ: _____________________.


Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1) Новую систему стиля Пушкин утвердил не столько в своих высказываниях по вопросам литературного языка сколько в своих произведениях.
2) Прошло несколько недель и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но и приятной.
3) Какие звуки болезненно лобзают и стремятся в душу и вьются около моего сердца?
4) На дворе пели петухи и раздавались голоса играющих детей.
5) Воззвание написано было в грубых но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на умы простых людей.
Ответ: _____________________.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мужчины (1) почтенных лет, между которыми сидел Чичиков, спорили громко (2) заедая дельное слово рыбой или говядиной (3) обмакнутой нещадным образом в горчицу (4) и спорили о тех предметах, в которых он даже всегда принимал участие, но он был похож на какого-то человека (5) уставшего или разбитого дальней дорогой, которому ничто не лезет на ум и который не в силах войти ни во что.
Ответ: _____________________.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Но как огорчился он, когда увидел, что надобно быть (1) по крайней мере (2) землетрясению, чтоб не прийти здоровому чиновнику на службу, а землетрясений (3) как на грех (4) в Петербурге не бывает.
Ответ: _____________________.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Вместе с ней отдыхали ее надломленные и натруженные снасти и обшивка, и ее забвение, и угасшая память (1) о том (2) где она была (3) что переплыла (4) и как причалила.
Ответ: _____________________.


Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Способный от природы мальчик в три года прошел латинскую грамматику и синтаксис (1) и начал было разбирать Корнелия Непота (2) но отец решил (3) что довольно и того (4) что он знал (5) что уж и эти познания дают ему огромное преимущество над старым поколением (6) и что, наконец, дальнейшие занятия могут, пожалуй, повредить службе в присутственных местах.
Ответ: _____________________.


Прочитайте текст и выполните задания 20-25

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…
(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?
(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П. Чехова. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.
(По Д. Гранину*)
*Даниил Александрович Гранин (род. 1919) — русский писатель и общественный деятель.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Убеждения и принципы человека сегодня полностью подменили понятие чести.
2) Короленко и Чехов в знак протеста аннулировали избрание Максима Горького в почётные академики.
3) Для Чехова отказ от звания академика оказался делом как общественным, так и личным.
4) В том, что деловым человеком не было выполнено обещание, нет ничего страшного, никакой катастрофы.
5) Понятие чести, как и чувство собственного достоинства, не может устареть.
Ответ: _____________________.


Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 15-19 представлено описание.
2) В предложениях 1-4 представлено рассуждение.
3) В предложениях 7-14 представлено повествование и рассуждение.
4) В предложениях 20-23 представлено повествование c элементами описания.
5) В предложениях 5-6 представлено рассуждение с элементами повествования.
Ответ: _____________________.


Из предложений 1-6 выпишите антонимы (антонимическую пару).
Ответ: _____________________.


Среди предложений 5 – 12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________.


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

«Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как (А)____ (предложение 13), Б____ («слово, дано было слово» в предложении 23), В____ (предложения 21 – 22), и такого синтаксического средства, как Г____ (например, предложение 6)».
Список терминов:
1)развёрнутая метафора
2)цитирование
3)ирония
4)лексический повтор
5)эпитеты
6)литота
7)жаргонизм
8)сравнительный оборот
9)риторический вопрос
А Б В Г


Ответ:



Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2
Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Дорожкина Т.Н » 22 апр 2016, 12:12

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЫБОРОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА-2016
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ



Задания для обучающихся 5-х классов

Целью проведения республиканской выборочной диагностики образовательных достижений обучающихся 5-х классов по русскому языку является изучение уровня сформированности метапредметных и предметных умений школьников.
Диагностика позволит:
• изучить уровень сформированности умения адекватно понимать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте;
• изучить уровень сформированности умения осуществлять информационный поиск и выделять необходимую информацию в соответствии с заданием;
• изучить умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;
• изучить уровень сформированности умения озаглавливать текст с учётом темы и основной мысли;
• изучить уровень сформированности умения находить в тексте и определять изученные языковые единицы.
Вид диагностики – текущий контроль.
Время, отводимое не проведение диагностики, – 45 минут.
Проверка и оценивание выполнения заданий проводится по критериям, разработанным кафедрой русского языка и литературы ГАУ ДПО ИРО РБ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Работа выполняется на основе предъявленного ученикам письменного текста и состоит из 10 заданий, включающих как задания с кратким ответом, так и задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом предполагают придумывание к тексту заглавия, отражающего тему и основную мысль, и самостоятельно сформулированный ответ на вопрос по содержанию текста. Остальные 8 заданий представляют собой лингвистический тест, предполагающий выбор правильного ответа.
Для диагностики предлагается 2 варианта заданий.
Максимальное количество баллов за всю работу – 13 баллов.
Все задания выполняются на раздаточном материале.





Перевод баллов в отметку


Баллы Отметка
13-12 5 (отлично)
11 – 9 4 (хорошо)
8 – 7 3 (удовлетворительно)
6 – 0 2 (неудовлетворительно)






Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 45 минут.
Работа состоит из 10 заданий, которые выполняются на основе прочитанного текста.
Ответы к заданиям 1-2 Вы должны сформулировать самостоятельно. Ответы на вопросы 3-10 записывайте словами или цифрами.
При выполнении работы для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы, у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Черновики не сдаются и не проверяются.
Пишите красиво, разборчиво, без ошибок.
Не забудьте работу подписать!
Желаем успеха!

Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1-10
(1)Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят скворцы – первые перелётные гости, радостные вестники весны. (3)Много сотен вёрст пролетают они со своих зимних становищ. (4)Много опасностей и приключений встречают на своём пути эти маленькие птицы.
(5)Скворец удивительно поёт. (6)Но его настоящую песню надо слушать рано утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ним скворечники. (7)Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. (8)Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы. (9)Однако вы наслушаетесь в его песне чего угодно. (10)Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги, сладкий голосок малиновки и музыкальное лепетание пеночки слышатся в песне скворца. (11)И вдруг среди этих мелодий раздаются такие звуки, что не удержишься и рассмеёшься. (12)Закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь. (13)А после этого музыкального отступления скворец без передышки продолжает свою весёлую песенку.
(По А.Куприну)
(125 слов)
Прочитайте текст и выполните задания 1-10.
[1] Придумайте к тексту заглавие, отразив в нём тему и основную текста.
Ответ: ______________________________________________________________
[2] Письменно ответьте на вопрос: «В чём особенности песен скворцов?» Ответ должен представлять собой развёрнутое и завершённое предложение.
Ответ: ______________________________________________________________
_________________________________________________________________
[3] Выпишите из 8 предложения имя прилагательное, подберите к нему антоним.
Ответ: _____________________________________________________________
[4] Какую орфограмму можно иллюстрировать следующими словами: встречают, удивительно, лепетание.
Ответ: _____________________________________________________________
____________________________________________________________________
[5] Из предложений 5-6 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
Обозначьте орфограмму.
Ответ: _____________________________________________________________
[6] Выпишите из предложения 6 одно словосочетание, в котором имя существительное стоит в винительном падеже.
Ответ: _____________________________________________________________
[7] Из предложения 1 выпишите качественное имя прилагательное, образуйте от него сравнительную степень.
Ответ: ______________________________________________________________
[8] Из предложения 11 выпишите глагол 2-го спряжения. Обозначьте в нём окончание.
Ответ: ______________________________________________________________
[9] Выполните синтаксический разбор предложения 9.
Ответ: ______________________________________________________________
[10] Среди предложений 11-13 найдите сложные предложения. Укажите их
номера.
Ответ: ______________________________________________________________


Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-10.
(1)Чёрный дятел желна – большой дятел, с ворону. (2)Бывает, в свежем дереве
дыру в два кулака и глубиной по локоть пробьёт.
(3)Если о дятле судить просто по дырам, то получится, что желна лесу – враг. (4)А если внимательно приглядеться? (5)Оказывается, дятел желна – друг лесу и помощник леснику. (6)Дыры желна выбивает только в больных деревьях. (7)Заглянешь в дыру и увидишь в глубине загнившую древесину или следы муравьёв-дровосеков. (8)И хоть на вид дерево свежее и здоровое, никуда оно не годится. (9)Надо его скорей на дрова рубить, пока оно не сгнило и соседей не заразило.
(10)Настоящие лесники желну ценят. (11)Он как безошибочный указатель. (12)Лесники к деревьям и присматриваются, и выстукивают их, а отличить наверняка заболевшее от здорового не могут. (13)А желна прицепится, клювищем раза два стукнет – и будто рентген сработал!(14)А ведь бывает, что до больного места сантиметров двадцать сквозь здоровую древесину добирается!
(По Н.Сладкову)
(140 слов)
[1] Придумайте к тексту заглавие, отразив в нём тему текста и основную мысль.
Ответ: ______________________________________________________________
[2] Письменно ответьте на вопрос: «Почему желну называют другом и
помощником лесника?» Ответ должен представлять собой развёрнутое и завершённое предложение.
Ответ: ______________________________________________________________
[3] Выпишите из предложения 12 наречие. Подберите к нему синоним.
Ответ: ______________________________________________________________
[4] Сформулируйте правило, которое объясняет правописание следующих слов: большой, свЕжее.
Ответ: ________________________________________________________________
______________________________________________________________________
[5] Из предложений 13-14 выпишите слово с чередующейся гласной в корне. Обозначьте орфограмму.
Ответ: ______________________________________________________________
[6] Выпишите из предложения 6 словосочетание, в котором имя существительное стоит в винительном падеже.
Ответ: ______________________________________________________________
[7] Из предложений 7-8 выпишите качественные имена прилагательные, образуйте от них
сравнительную степень.
Ответ: ______________________________________________________________
[8] Из предложения 13 выпишите глагол 2-го спряжения. Обозначьте в нём окончание.
Ответ: ______________________________________________________________
[9] Выполните синтаксический разбор предложения 9.
Ответ: ______________________________________________________________
[10] Среди предложений 9-11найдите сложное предложение. Укажите его номер.
Ответ: ______________________________________________________________



Оценивание работы
1. Задание 1 оценивается одним баллом, если тексты озаглавлены: 1-й вариант – заголовок СКВОРЦЫ – 1 балл;
2-й вариант – заголовок ЖЕЛНА – 1 балл.
Задание 1 оценивается 2 баллами, если тексты озаглавлены:
1-й вариант – ПЕСНИ СКВОРЦОВ; НЕОБЫЧНЫЕ (УДИВИТЕЛЬНЫЕ) ПЕСНИ СКВОРЦОВ;
2-й вариант – ЖЕЛНА – ПОМОЩНИК ЛЕСНИКОВ; ЛЕСНИКИ ЖЕЛНУ ЦЕНЯТ.
2. Задание 2 оценивается:
Первый вариант:
Скворцы умеют подражать песням других птиц – 1 балл;
В песнях скворцов наслушаешься чего угодно: соловьиных трелей, мяуканья иволги, сладкого голоска малиновки и лепетания пеночки – 2 балла;
В песнях скворцов можно услышать мелодии разных птиц и многие другие звуки окружающего мира- 3 балла.
Второй вариант:
Желна помогает лесникам находить (определять) больные деревья – 1 балл;
Желна помогает находить (определять) больные деревья, которые на вид кажутся здоровыми – 2 балла;
Желна пробивает дыры в деревьях, на вид здоровых, но на самом деле больных, которые лесник должен срубить, чтобы они не заразили здоровые – 3 балла.
3. Если в задании 6 первого варианта ученик выписал правильно 3 словосочетания, выставляется также один балл, если в ответ включен неправильный пример, то ученик получает 0 баллов.
4. За синтаксический разбор ставится 1 балл, если в разборе не допущено ни одной ошибки.
5. Остальные задания оцениваются 1 баллом.
Максимальное количество баллов за всю работу – 13 баллов.




Диагностические задания разработаны
на кафедре русского языка и литературы ГАУ ДПО ИРО РБ
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Полунина О.В. » 01 апр 2016, 18:41

На моём персональном сайте "РОДНИК" во вкладке "Электронные библиотеки" можно найти ссылки на 25 популярных библиотек. Здесь же даны краткие характеристики этих электронных ресурсов: http://polunina.ucoz.com/index/ehlektro ... oteki/0-35
Полунина О.В.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 мар 2016, 18:34

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3