Жукова Ю.А.
Электронные библиотеки в профессиональной деятельности учителя-словесника
В сети Интернет имеется большое число доступных ресурсов, представляющих интерес для учителя русского языка и литературы, и прежде всего это электронные библиотеки – хранилища разнообразных коллекций электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.). Такие библиотеки называют не только электронными, но и виртуальными, сетевыми, онлайновыми, цифровыми и, наконец, Интернет-библиотеками.
Они решают глобальные задачи:
1) делают информацию более доступной, а в ряде случаев визуализируют ее и обеспечивают ее звуковое восприятие;
2) содействуют сохранению культурного и научного наследия;
3) повышают эффективность обучения и профессиональной деятельности пользователей.
Первые электронные библиотеки, предназначенные для русскоязычного читателя, появились в середине 1990-х годов. Сегодня насчитывается свыше 1000 ресурсов, которые имеют в названии словосочетание «электронная библиотека», однако только около 800 из них действительно являются хранилищами разнообразной оцифрованной информации. Их можно классифицировать следующим образом.
Во-первых, выделяют непрофессиональные и профессиональные библиотечные ресурсы.
К числу непрофессиональных сетевых книгохранилищ относится, например, библиотека Максима Мошкова, старейшая из существующих сегодня в Рунете. Ее можно найти по ссылке
http://lib.ru. Она была основана в 1994 году не квалифицированным библиотекарем, а инженером-программистом, который создавал этот ресурс в порядке научно-технического эксперимента. Её объём уже давно превысил отметку в 5,5 гигабайтов текста, установленную в 2006 году. Сравните, например: четыре оцифрованных тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир» занимают всего лишь 3,4 мегабайта в этой же библиотеке. Таким образом, уже 10 лет назад книжный фонд библиотеки Мошкова превышал количество текстов, равное текстовому объёму 1680 романов Л.Н. Толстого. В «бумажном» эквиваленте это будет книжное собрание примерно в 7000 томов [1, с. 28].
Библиотека Мошкова определенным образом структурирована: рубрикация и алфавитный каталог значительно облегчают работу пользователя в ней. В разделе «Русская классика» содержатся ссылки на полнотекстовые произведения более 200 авторов, среди которых есть и не известные широкому читателю. На страницах персоналий каждый пользователь может обнаружить, помимо оцифрованных художественных текстов, биографии писателей, их художественную публицистику, письма, литературную критику и литературоведческие статьи, посвященные аналитическому описанию эстетических концепций, индивидуального стиля, творческого пути и отдельных произведений классиков.
Другие разделы библиотеки – «Сказки», «Античная литература», «Современная русская проза», «Современная драматургия» и др. – тоже будут не менее полезны учителю литературы.
Однако тексты, размещенные в библиотеке Мошкова, имеют один существенный «минус»: они не аутентичные. А это значит, что при распознавании, или декодировании оцифрованных текстов не соблюдались правила типографики: в текстах можно обнаружить нарушения абзацного членения, «поплывшие» сноски, неактивные заголовки, пропуск эпиграфов, иные, нежели в печатном источнике, шрифты и кегли и т.п. Таким образом, учитель должен отредактировать эти материалы прежде, чем раздаст их своим ученикам для работы на уроке или дома.
Словеснику стоит, на наш взгляд, обратить внимание еще на одну непрофессиональную библиотеку - «Im Werden», размещенную по адресу
http://imwerden.de. Помимо текстовых файлов, в ней аккумулировано много интересных и даже редких аудио- и видеофайлов. Так, под рубрикой «Читает автор» (ее можно найти, пройдя по ссылке «Тематический каталог»), например, размещены 224 аудиофрагмента с сохраненными для потомков голосами выдающихся поэтов и прозаиков. Учитель может использовать эти файлы (они доступны для бесплатного скачивания исключительно в образовательных целях), чтобы познакомить детей с литературными произведениями в художественном исполнении Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Бродского и др.
А из фонда раздела «Документальное видео» учитель сможет скачать и использовать на занятии небольшие видеоролики (всего их 52), запечатлевшие лица классиков русской литературы ХХ столетия. Разумеется, такие материалы не только обогатят сам урок, но будут способствовать формированию объемного, зримого, живого образа личности писателя.
Электронная библиотека «Im Werden» - это уже не столько текстовая библиотека, сколько медийная.
Таким образом, или во-вторых, электронные библиотеки делятся на текстовые и медийные. Последние, кроме оцифрованных художественных, публицистических, научных и эпистолярных текстов, содержат аудио- и видеофайлы.
К числу профессиональных, в том числе медийных, библиотек относится и «Фундаментальная электронная библиотека: „Русская литература и фольклор”» (
http://feb-web.ru ), созданная по инициативе Российской академии наук и при участии таких институтов, как Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН и Петрозаводский государственный университет.
Абонентами этой библиотеки мыслятся студенты-филологи, преподаватели русского языка и литературы, ученые. Фонды библиотеки позволяют пользователям удаленно заниматься научной практикой, оттачивать свое педагогическое мастерство.
Здесь представлены не только разные по времени выхода полные собрания сочинений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова и др. классиков, не только обширная научная литература, но и дополнительные источники: альбомы рисунков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, романсы на их стихи в виде аудиофайлов, доступных для скачивания, и т.п. Пользователи обнаружат на этом сайте литературные энциклопедии, словари литературоведческих терминов и иные необходимые в работе школьного учителя-словесника информационные ресурсы.
В-третьих, электронные библиотеки делятся на платные и бесплатные, или некоммерческие, свободные. Они могут быть открытыми, то есть доступными для неограниченного числа пользователей, и закрытыми – требующими от посетителей прохождения процедуры регистрации в обязательном порядке. Охарактеризованные выше сетевые книгохранилища относятся к числу открытых и бесплатных ресурсов, что представляет для учителя, разумеется, больший интерес.
Итак, какова же роль электронных библиотек в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы?
Во-первых, не нарушая закона об охране авторских прав РФ, они делают литературу доступной для максимально широкого круга читателей, что актуально в свете резкого снижения потребности в чтении в нашем обществе.
Так, если в 2009 г. о том, что «практически не читают», сказали 27% опрошенных, то сегодня их уже 36%. Сегодня книга видится россиянам по-разному: либо как уже архаичный источники информации, либо как предмет непозволительной роскоши. Последнее утверждение может показаться спорным, однако только каждый пятый из опрошенных ВЦИОМом (всего 20% от общего числа) готов заплатить 361 рубль за новое полиграфическое издание (такова средняя цена бумажной книги сегодня в России) [2]. По этой причине, видимо, у большинства наших граждан в домашней библиотеке менее 100 книг, причем с каждым годом таких респондентов становится все больше (с 28% в 1990 году до 49% в 2014) [3]. Простые арифметические подсчеты показывают, что домашняя библиотека из 100 наименований книг будет стоить свыше 36000 рублей. На наш взгляд, бесплатные библиотеки помогают решить эту проблему прежде всего тем, кто стеснен в материальных средствах.
Во-вторых, названные выше библиотеки раздвигают рамки представлений учителей русского языка и литературы, школьников и их родителей об отечественном и мировом литературном процессе, о творчестве каждого отдельного русского или зарубежного писателя, о национальной и мировой истории и культуре. Следовательно, это должно привести к повышению качества обученности, которое сегодня оставляет желать лучшего. К примеру, результаты ЕГЭ по литературе в РБ, по данным РЦОИ, сохраняют тенденцию к снижению: в РБ результаты ЕГЭ по литературе в 2012 году несколько ниже (56,6 из100 максимально возможных), чем в 2011 году (57,4), результаты 2014 года (51,7) ниже, чем в 2013 году (56,4). При этом хорошо известно, что ЕГЭ по литературе сдают особо заинтересованные в этом предмете лица, планирующие поступление на творческие и филологические факультеты вузов.
В-третьих, работа в электронных библиотеках подвигает учителя к содержательной переработке урока по литературе, к поиску новых методических приемов в преподавании предмета, открывает новые возможности активизации познавательного интереса детей и их диалога с книгой.
Литература
1. Ээльмаа Ю.В., Федоров С.В. Информационные технологии на уроках литературы: пособие для учителей ОУ. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
2. Книги и их читатели: как им встретиться? (Аналитический отчет от 15.09.2014 г.) // ВЦИОМ: Пресс-выпуск №2671 [Электронный ресурс]. URL:
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114974 (дата обращения: 15.10.2015 г.).
3. 100 книг Путина: россияне о списке рекомендованного чтения (Аналитический отчет от 02.04.2013 г.) // ВЦИОМ: Пресс-выпуск №2268 [Электронный ресурс]. URL:
http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113812 (дата обращения: 15.10.2015 г.).