Итоговая аттестация Банниковой Л.А., слушателя курсов повышения квалификации ( 06.11-15.11.2018 г.), по теме «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении русского языка и литературы в свете требований ФГОС». Система заданий на формирование УУД у учащихся 7 класса. Русский язык.
Блок 1. Задания на формирование регулятивных УУД.
Тема урока: « Разряды частиц».
1. Постановка цели урока. Задания на формирование регулятивных УУД.
1) На доске представлена схема:
1) Исходя из имеющихся знаний, попробуйте предположить, какую именно «служебную» роль могут выполнять частицы каждой группы.
2) Запишите ключевое слово темы урока – разряды. Продолжите ряд ключевых слов.
3) Сформулируйте цель урока. (Определить, какие есть смысловые и какие формообразующие частицы, научиться находить их в предложении и тексте.
I. Цель: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока.
П. Наблюдение. Задания на формирование регулятивных УУД
1. Работа в парах по учебнику (материал рубрики «Наблюдение»). Выписать частицы
2. Попробуйте определить те значения, которые частицы придают словам.
3. Передайте это в виде графических символов. В соответствии со схемой разбейте частицы на группы. (Вон – указат.; же, даже – усилит.; только, лишь – выделит.; разве, неужели, ли – вопросит.; вроде бы – сомнение; именно – уточнение.)
О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!
Цель: Искать пути решения проблемы.
Ш. Итог урока
Задания на формирование регулятивных УУД
1) Дайте оценку своей работы на уроке, используя частицы.
Я … испытывал трудности.
…иногда трудно определить разряд смысловых частиц.
Мне …понравился урок.
… в группе мне интересно работать.
… производные частицы можно не отличить от самостоятельных частей речи.
… я всё знаю о частицах, поэтому хочу продолжить их изучение.
2) Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
3) По каким критериям будете оценивать себя?
Цель: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Блок 2. Задания на формирование познавательных УУД
Тема урока: «Разряды частиц»
1. Фронтальный опрос . Задания на формирование познавательных УУД
1) В чём особенность частицы как части речи?
2) Что общего у частиц с другими служебными частями речи? А чем они отличаются?
3) Как найти частицу в предложении?
Цель: 1 . Осуществлять отбор и систематизацию материала. 2. Конструировать по заданным параметрам.
3. Анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии. 4. Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).
П. Решение проблемы. Задания на формирование познавательных УУД
Вычитывание информации из таблицы, представленной в упр. 401..Можно воспользоваться интерактивной доской «Разряды частиц» к параграфу 57
1) Дополните таблицу самостоятельно примерами формообразующих частиц (затем дети проверяют себя по гиперссылке).
2) Вспомните, когда употребляются частицы вовсе не, далеко не, отнюдь не. (С именами прилагательными, существительными, наречиями.) С какой орфограммой они связаны? (Раздельное написание с не – орфограмма-пробел.)
3) В каких случаях употребляется частица это? (В предложениях между подлежащим и сказуемым.) О чём она свидетельствует? (Нужно ставить тире.) Какой ещё частью речи может быть слово это? (Указательным местоимением.)
П – Приведите примеры, когда это является частицей и когда самостоятельной частью речи – местоимением.
Пробки – это беда большого города. – Это сообщение выдаётся автоматизированной системой.
Цель: 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица).
3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст), соотносить информацию, представленную в разных формах.
Ш. Итог урока. Наблюдение и выявление частеречной принадлежности слова вот. Задания на формирование познавательных УУД.
1) Какая ещё частица может употребляться между подлежащим и сказуемым и «подсказывать» постановку тире? (Вот.) Приведите примеры предложений, где вот является частицей. (Чтение – вот лучшее учение.)
2) Объясните, что помогает определить, к какой из групп отнести смысловую частицу. (Смысл и интонация предложения: особенно отчётливо выражено отрицательное, вопросительное, восклицательное значение, которое слову или предложению придаёт частица.)
3) Просмотрите смысловые частицы. Как думаете, слова каких частей речи пополняют разряды частиц? (Наречия: исключительно, прямо, точь-в-точь, почти, куда, как, местоимения – это, что.) Как называется такое явление в языке? (Грамматические омонимы, омонимичные формы.) На какие бы группы вы разделили частицы по происхождению? (Непроизводные (первичные) и производные; ср. аналогично предлоги, союзы.)
Цель: 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица).
3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст), соотносить информацию, представленную в разных формах.
Блок 3. Задания на формирование коммуникативных УУД
Тема урока: «Разряды частиц»
1. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. Задания на формирование коммуникативных УУД
1) Назовите лишнее слово:
а) тоже, даже, также, чтобы;
б) (не)сколько, (не)друг, (не)смотря на, (не)зная.
2) Проверка домашнего задания. Прочитайте предложения, в которых есть частицы
3) Попытайтесь на слух определить, какая в предложении есть частица(-ы).
Цель: 1) Владеть различными видами монолога и диалога. 2) Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.
П. Итог урока. Наблюдение и выявление частеречной принадлежности слова вот. Задания на формирование коммуникативных УУД
1) Какая ещё частица может употребляться между подлежащим и сказуемым и «подсказывать» постановку тире? (Вот.) Приведите примеры предложений, где вот является частицей. (Чтение – вот лучшее учение.)
2) Объясните, что помогает определить, к какой из групп отнести смысловую частицу. (Смысл и интонация предложения: особенно отчётливо выражено отрицательное, вопросительное, восклицательное значение, которое слову или предложению придаёт частица.)
3) Просмотрите смысловые частицы. Как думаете, слова каких частей речи пополняют разряды частиц? (Наречия: исключительно, прямо, точь-в-точь, почти, куда, как, местоимения – это, что.) Как называется такое явление в языке? (Грамматические омонимы, омонимичные формы.) На какие бы группы вы разделили частицы по происхождению? (Непроизводные (первичные) и производные; ср. аналогично предлоги, союзы.)
Цель: 1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание. 2. Выступать с небольшими сообщениями в учебно-научном стиле.
Ш. Обсуждение жизненной задачи. Задания на формирование коммуникативных УУД
1) Как вы её будете решать? Определите план ваших действий.
2) Как вам могут помочь современные интернет-технологии?
3) Создайте команду (4–5 человек), договоритесь об участии каждого в общем деле.
Цель: 1) Владеть различными видами монолога и диалога. 2) Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.3. Представлять исследования в разных формах (сценарий), создавать и использовать ИК-ресурсы. 4. Построение жизненных планов.
Блок 4. Задания на формирование личностных УУД
Тема урока: « Предложение. Интонация. Предложения по цели высказывания» 5 класс
1. Актуализация имеющихся знаний и способов их применения. Задания на формирование личностных УУД
1) «Найди верные утверждения»
- Правила употребления знаков препинания изучает орфография
- Словосочетание изучает раздел науки о языке – синтаксис
- В словосочетании на солнце высохнуть слово высохнуть является главным
- Словосочетание вязкая трясина глагольное
- Наступила зима – это словосочетание
- Предложение в сравнении со словосочетанием имеет интонацию законченности
2) Распределите единицы синтаксиса в пирамиде уровней
3) На основе имеющихся у вас данных назовите признаки предложения
Цель: внимательное и бережное отношение к родному языку, его истории
П. Вопрос, подводящий к созданию конструкции по применению правила Задания на формирование личностных УУД
У Пети Ошибкина есть сестра, зовут ее Маша, но несмотря на фамилию, учится на одни пятерки. Петя попросил Машу объяснить виды предложений по цели высказывания, но случайно пролил чай на материалы своей сестры.
1) Восстановите потерянную информацию с помощью материала учебника
2) Составьте последовательность действий при опознании видов предложений по цели высказывания
3) Расскажите Пете о предложениях по цели высказывания, чем вы очень поможете Маше
Цель: понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей
Ш. Лингвистическая физкультминутка. Задания на формирование личностных УУД.
Перед физминуткой дана установка: не только красиво на фоне музыки выполнять, но и
1) 1 варианту- повествовательные предложения из физминутки запоминать;
2) второму- вопросительные по цели высказывания;
3) третьему варианту – побудительные предложения без внимания не оставлять.
ФИЗМИНУТКА (на фоне музыки)
Мы осанку исправляем.
Спинки дружно прогибаем?
Вправо, влево мы нагнулись.
До носочков дотянулись?
Плечи вверх вы поднимите,
Тут же медленно их опустите.
Теперь друг другу улыбнитесь
И тихонечко за парты вы садитесь.
Цель: установка на здоровьесбереженье