Методическая копилка

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Методическая копилка

Сообщение Ямиля Миржановна » 13 ноя 2018, 18:30

Ямиля Миржановна И.
Образовательный продукт.
Тема: "Лексика". 4-й или 5-й класс.
Для развитии речи и логического мышления учащихся можно применить "загадочные рисунки"или "друдлы", то есть,рассмотрев рисунок,нужно отгадать,что там нарисовано. Например:учитель показывает вырезанный или нарисованный круг,спрашивает:"Если рассмотрим этот предмет сверху,что это может быть?"( Ответы:круглый сыр, стакан,колпачок от чего-то,круглый комок снега и т.д.). Далее дается задание детям:"Нарисуйте и расскрасьте свой круг( можно вырезать из цветной бумаги) и опишите,что это". Дети могут показать оранжевый круг и сказать, что это апельсин;зеленый круг-яблоко;зеленый круг с черными полосками-арбуз;разрисованный и с надписями-мяч и т. д.

Далее можно усложнить задание: показать 3 круга-маленький,средний,большой.Можно фигуры расположить рядом, можно по размеру совместить.Допустим, дети могут сказать,что это чашка с блюдцем:маленький круг-донышко чашки,средний круг-внешний край чашки,большой круг-очертания блюдца; или ,что это снеговик без носа(вид сверху).Если дорисовать треугольник после второго круга,можем сказать точно, что снеговик и чашка с ручкой.

А теперь нарисуйте свой образовательный продукт (где 2 круга и 2 прямоугольника)-" Мексиканец(в сомбреро) едет на велосипеде"(вид сверху).
Такого рода задания можно провести с любыми геометрическими фигурами.
Ямиля Миржановна
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 09 ноя 2018, 17:33

Re: Методическая копилка

Сообщение Бакеева Т.Ш. » 13 ноя 2018, 12:23

1. Задания, нацеленные на формирование личностных
универсальных учебных действий

по русскому языку для учащихся 5 класса

Задание «Это я» (или «Это я!», «Это я?»)

Напишите небольшое сочинение о своих качествах. Используйте в работе различные виды предложений по цели высказывания и по интонации, постарайтесь, чтобы в работе было использовано как можно больше имён прилагательных. Расскажите о ваших внешних качествах (физических), внутренних, поведенческих, а также качества могут быть хорошие и плохие.
Это задание мною было предложено после написания сжатого изложения о старом хвастливом пне по тексту упражнения 144 (стр.69, учебник Т.А. Ладыженской)

В лесу стоял большой старый пень. Пришли бабушка с сумкой, две маленькие девочки с кузовками, старик с мешочком, поклонились пню и пошли дальше.
Весь день приходили люди, кланялись.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
- Видите, даже люди мне кланяются, значит я главный, кланяйтесь мне.
Но деревья молча стояли в своей осенней красоте.
Прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу и весело защебетала:
- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. А люди ищут возле тебя опёнки.
(По В. Катаеву)

Проводится обсуждение сочинений, прослушиваются мнения сверстников.
При составлении сообщения на тему «Гордость – это хорошо или плохо?» учащиеся использовали и сказку, данную в упражнении, и своё сочинение. Подобное задание можно предложить и после выполнения упражнения 261, где говорится о детстве художника А. Пластова, изменив название сочинения «А какой я?»

Задание для 5 класса « Моё мнение»
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Выскажите собственное мнение

Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
(В. Сухомлинский)

2. Задания, нацеленные на формирование регулятивных
универсальных учебных действий для 7 класса

Задание по русскому языку «Самый грамотный»
Для мотивации объясняется значение слова «грамотный». Организуется индивидуальное соревнование на звание «Самый грамотный в классе» Предлагается текст с допущенными орфографическими ошибками. Объясняется условие соревнования: кто быстрее исправит все ошибки, тот - победитель. Время засекается.

Роль лисов в жизне и стоновлении чиловека чрезвычайно вожна. Лес дал чиловеку первые арудия труда, пазнакомил с агнём и снобдил дривисиной для первых кастров. Лес кармил наших предков, довал им нодёжный пакроф, защечал от полящего сонца, ветра, даждя и мароза. Дерево - прарадитель всех придметов труда и быта, каторые саздало чиловечество. Лес являеться стобилизатором преродной сриды и его зночение для чиловечества преобретает глабальные мосштабы.
(По В.Н. Шинкарёву)




Задание по литературе для 7 класса «Установи соответствие»

Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса. Материал: карточки с заданиями. На карточках написаны фамилии писателей, названия произведений, а также жанры произведений. Необходимо привести их в соответствие

Изображение

3. Задания, нацеленные на формирование познавательных
универсальных учебных действий

Задание по русскому языку для 5 класса
Кроссворд по теме «Лексика. Лексическое значение слова»
1. На карточках (или на доске) дан мини-кроссворд. В кроссворде задумано два слова, которые начинаются и кончаются одинаково. В каждом слове по 6 букв. Откройте толковый словарь на букву «г» и найдите задуманные слова.
2. Определите лексическое значение первого слова. А каково лексическое значение второго слова?
3. Запишите существительные гарнир и гримёр, поставьте в них ударение.
Почему над вторым словом знак ударения не нужен?

Задание по русскому языку для 5 класса
Заполнить таблицу "Правописание мягкого знака после шипящих и ц

Изображение

1. Дом стоял отдельно от дач. Каждую ночь на будил стук яблок и груш. Берёшь их в руки и вдыхаешь их аромат. Наш дом был завален удочками, фруктами. Все дни мы проводили на берегу озера. Там рос густой камыш, а дальше хвощ. В камышах плавал лещ, карась. Наш улов всегда был хорош. А когда наступала ночь, мы варили уху, пекли яблоки, наслаждались красотой природы. Воздух был тих и пахуч.
2. Ты тихо идёшь по лесу, забираешься в самую глушь, слушаешь звуки леса. Вот прокричал кулик, перелетел с ветки на ветку сыч. Воздух в лесу свеж и бодрящ. Лес дремуч и насторожен. Делаешь шаг в сторону, а там густой кустарник. Он колюч. Бредёшь дальше и натыкаешься на низкий домик. Там живёт сторож. Он всегда готов оказать помощь путнику.

4. Задания, нацеленные на формирование
коммуникативных универсальных учебных действий

Задание по русскому языку для учащихся 7 класса
Работа с художественным текстом
Это задание выполняется на уроках-практикумах при организации групповой работы. Работают три группы.
Материал: Отрывок из произведения И.Соколова-Микитова (материал на столе у каждого учащегося)
(1)Хорош.. и кра..ив чистый сосновый бор. (2)Опавш..й прошлогодн..й хвоею украш..(н,нн)а земля. (3)Через малонаезж..(н,нн)ую песча(н,нн)ую д..рогу прот..нулись дли(н,нн)ые узластые корни.(4)Седым мягким мохом пор..сли (не)высокие кочки. (5)Кое(где) можно з(а)метить зелене..щие листочки брусники. (6)Через высокие унёсш..еся в небо зелё(н,нн)ые вершины проб(..)ваются такие жела(н,нн)ые лучи солнца. (7) Пахн..т смолой и землёю.
(8)Хорош.. и подр..ста..щий мелкий сосновый бор. (9) Одна к одной жмут..ся мол..дые сосенки покрыт..е зелё(н,нн)ой хвоею. (10) В т..ни этих д..ревьев в..сною и летом нужно искать грибы. (11) Ра(н,нн)..й в..сною здесь р..стут сморчки а летом - кр..сивые ж..лтые рыж..ки.
(12)На б..лотистых местах покрытых кочками р..стёт низк..росл..я б..лотная трава. (13)Идёш.. по такому сосновому бору - (не) видно конца-края осып..(н,нн)ым дозрева..щ..й клюквой моховым кочкам. (14)То и дело выпархивают из(под) ног б..лотные белые куропатки с..рвёт..ся пол..тит тяж..лый глухарь.
Предварительно подготовившийся учащийся из каждой группы выразительно читает свой текст, затем проводится его анализ.

Задания:
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
2. Озаглавьте текст. Что выражает заголовок: тему или основную мысль? Обоснуйте свой выбор.
3. Среди предложений 9-11 найдите причастие, проведите устный морфологический разбор.
4. Среди предложений 4-7 найдите предложение с причастным оборотом. Разберите письменно по членам предложения.
5. Составьте рассказ "Мой любимый уголок природы", используя прилагательные, причастия и причастные обороты.


Задание «Опиши предмет» ( задание выполняется по группам)
Учащимся демонстрируются предметы-экспонаты школьного музея: башкирский и русский национальные костюмы. Объясняются слова: кашмау, кокошник, елян). Составьте текст «Национальный костюм». Какого стиля текст у вас получится? Как вы думаете, почему костюмы различаются? Дайте развёрнутый ответ.
Бакеева Т.Ш.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 08 ноя 2018, 09:18

Re: Методическая копилка

Сообщение Бакеева Т.Ш. » 13 ноя 2018, 11:22

1. Задания, нацеленные на формирование личностных
универсальных учебных действий

по русскому языку для учащихся 5 класса

Задание «Это я» (или «Это я!», «Это я?»)

Напишите небольшое сочинение о своих качествах. Используйте в работе различные виды предложений по цели высказывания и по интонации, постарайтесь, чтобы в работе было использовано как можно больше имён прилагательных. Расскажите о ваших внешних качествах (физических), внутренних, поведенческих, а также качества могут быть хорошие и плохие.
Это задание мною было предложено после написания сжатого изложения о старом хвастливом пне по тексту упражнения 144 (стр.69, учебник Т.А. Ладыженской)

В лесу стоял большой старый пень. Пришли бабушка с сумкой, две маленькие девочки с кузовками, старик с мешочком, поклонились пню и пошли дальше.
Весь день приходили люди, кланялись.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
- Видите, даже люди мне кланяются, значит я главный, кланяйтесь мне.
Но деревья молча стояли в своей осенней красоте.
Прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу и весело защебетала:
- Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. А люди ищут возле тебя опёнки.
(По В. Катаеву)

Проводится обсуждение сочинений, прослушиваются мнения сверстников.
При составлении сообщения на тему «Гордость – это хорошо или плохо?» учащиеся использовали и сказку, данную в упражнении, и своё сочинение. Подобное задание можно предложить и после выполнения упражнения 261, где говорится о детстве художника А. Пластова, изменив название сочинения «А какой я?»

Задание для 5 класса « Моё мнение»
Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Выскажите собственное мнение

Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? - сказала Оля. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
(В. Сухомлинский)

2. Задания, нацеленные на формирование регулятивных
универсальных учебных действий для 7 класса

Задание по русскому языку «Самый грамотный»
Для мотивации объясняется значение слова «грамотный». Организуется индивидуальное соревнование на звание «Самый грамотный в классе» Предлагается текст с допущенными орфографическими ошибками. Объясняется условие соревнования: кто быстрее исправит все ошибки, тот - победитель. Время засекается.

Роль лисов в жизне и стоновлении чиловека чрезвычайно вожна. Лес дал чиловеку первые арудия труда, пазнакомил с агнём и снобдил дривисиной для первых кастров. Лес кармил наших предков, довал им нодёжный пакроф, защечал от полящего сонца, ветра, даждя и мароза. Дерево - прарадитель всех придметов труда и быта, каторые саздало чиловечество. Лес являеться стобилизатором преродной сриды и его зночение для чиловечества преобретает глабальные мосштабы.
(По В.Н. Шинкарёву)




Задание по литературе для 7 класса «Установи соответствие»

Для мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса. Материал: карточки с заданиями. На карточках написаны фамилии писателей, названия произведений, а также жанры произведений. Необходимо привести их в соответствие


М.Ю. Лермонтов "Бежин луг" былина
А.С. Пушкин "Лесной царь" поэма
М.В. Ломоносов "Станционный смотритель" повесть
В.А. Жуковский "Молитва" стихотворение
И.С. Тургенев "...на день восшествия на российский престол её величества Елисаветы Петровны..." рассказ
"Песня про купца... Калашникова" баллада
"Садко" ода



3. Задания, нацеленные на формирование познавательных
универсальных учебных действий

Задание по русскому языку для 5 класса
Кроссворд по теме «Лексика. Лексическое значение слова»
1. На карточках (или на доске) дан мини-кроссворд. В кроссворде задумано два слова, которые начинаются и кончаются одинаково. В каждом слове по 6 букв. Откройте толковый словарь на букву «г» и найдите задуманные слова.
2. Определите лексическое значение первого слова. А каково лексическое значение второго слова?
3. Запишите существительные гарнир и гримёр, поставьте в них ударение.
Почему над вторым словом знак ударения не нужен?

Задание по русскому языку для 5 класса
Заполнить таблицу "Правописание мягкого знака после шипящих и ц



Ь пишется Ь не пишется

существитель-
ные
3 скл. глаголы
в форме
2л. ед. числа Существительные
муж.р. Существитель-
ные
в форме р. п.
мн. числа Краткие
прилага-
тельные




1. Дом стоял отдельно от дач. Каждую ночь на будил стук яблок и груш. Берёшь их в руки и вдыхаешь их аромат. Наш дом был завален удочками, фруктами. Все дни мы проводили на берегу озера. Там рос густой камыш, а дальше хвощ. В камышах плавал лещ, карась. Наш улов всегда был хорош. А когда наступала ночь, мы варили уху, пекли яблоки, наслаждались красотой природы. Воздух был тих и пахуч.
2. Ты тихо идёшь по лесу, забираешься в самую глушь, слушаешь звуки леса. Вот прокричал кулик, перелетел с ветки на ветку сыч. Воздух в лесу свеж и бодрящ. Лес дремуч и насторожен. Делаешь шаг в сторону, а там густой кустарник. Он колюч. Бредёшь дальше и натыкаешься на низкий домик. Там живёт сторож. Он всегда готов оказать помощь путнику.

4. Задания, нацеленные на формирование
коммуникативных универсальных учебных действий

Задание по русскому языку для учащихся 7 класса
Работа с художественным текстом
Это задание выполняется на уроках-практикумах при организации групповой работы. Работают три группы.
Материал: Отрывок из произведения И.Соколова-Микитова (материал на столе у каждого учащегося)
(1)Хорош.. и кра..ив чистый сосновый бор. (2)Опавш..й прошлогодн..й хвоею украш..(н,нн)а земля. (3)Через малонаезж..(н,нн)ую песча(н,нн)ую д..рогу прот..нулись дли(н,нн)ые узластые корни.(4)Седым мягким мохом пор..сли (не)высокие кочки. (5)Кое(где) можно з(а)метить зелене..щие листочки брусники. (6)Через высокие унёсш..еся в небо зелё(н,нн)ые вершины проб(..)ваются такие жела(н,нн)ые лучи солнца. (7) Пахн..т смолой и землёю.
(8)Хорош.. и подр..ста..щий мелкий сосновый бор. (9) Одна к одной жмут..ся мол..дые сосенки покрыт..е зелё(н,нн)ой хвоею. (10) В т..ни этих д..ревьев в..сною и летом нужно искать грибы. (11) Ра(н,нн)..й в..сною здесь р..стут сморчки а летом - кр..сивые ж..лтые рыж..ки.
(12)На б..лотистых местах покрытых кочками р..стёт низк..росл..я б..лотная трава. (13)Идёш.. по такому сосновому бору - (не) видно конца-края осып..(н,нн)ым дозрева..щ..й клюквой моховым кочкам. (14)То и дело выпархивают из(под) ног б..лотные белые куропатки с..рвёт..ся пол..тит тяж..лый глухарь.
Предварительно подготовившийся учащийся из каждой группы выразительно читает свой текст, затем проводится его анализ.

Задания:
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
2. Озаглавьте текст. Что выражает заголовок: тему или основную мысль? Обоснуйте свой выбор.
3. Среди предложений 9-11 найдите причастие, проведите устный морфологический разбор.
4. Среди предложений 4-7 найдите предложение с причастным оборотом. Разберите письменно по членам предложения.
5. Составьте рассказ "Мой любимый уголок природы", используя прилагательные, причастия и причастные обороты.


Задание «Опиши предмет» ( задание выполняется по группам)
Учащимся демонстрируются предметы-экспонаты школьного музея: башкирский и русский национальные костюмы. Объясняются слова: кашмау, кокошник, елян). Составьте текст «Национальный костюм». Какого стиля текст у вас получится? Как вы думаете, почему костюмы различаются? Дайте развёрнутый ответ.
Бакеева Т.Ш.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 08 ноя 2018, 09:18

Re: Методическая копилка

Сообщение Макеева О.Н. » 13 ноя 2018, 11:09

Задания по русскому языку на формирование универсальных действий
Класс: 5
Предмет: Русский язык
1. Проба на выявление количества слов в предложении.
Учитель зачитывает предложение и просит назвать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1) Скажи, сколько слов в предложении.
2) Назови первое слово, второе и т.д.
2. Расшифруйте схемы предложений письменно.
3. Звуковые модели слов.
1) Назови звуковые схемы словом; 2) Сравни; 3) Найти в тексте упражнения слово, которое соответствует звуковой модели; 4) Запиши слова, которые соответствуют звуковым моделям.
4. Звуковые графические диктанты. Тема: Состав слова.
Разделительный ъ пишется перед...
Неизменяемая часть слова.
После корня находится...
Изменяемая часть слова.
В слове часики нет…
5. Звуковой графический диктант "Плюс - минус".
Тема: Перенос слов с удвоенными согласными. Знаком "+" обозначить слова, которые можно перенести, а знаком "-" те, которые нельзя перенести. Ванна, грамм, грипп, касса, кросс, класс, тонна, сумма, масса, ссора. + - - + - - + + + -
6. Проба на внимание.
Школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нём ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы с текстом, особенности его поведения. Для того чтобы исправить ошибки в тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.
Текст:
Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.
Логические задания
7. Задания анализ и синтез
Знакомство с новым словарным словом. Прослушав его признаки, нужно отгадать его и записать его в тетрадь, разделив на слоги.
1 загадка: Белый передник, зелёная коса.
2: Клейкие почки,
Зелёные листочки,
С белой корой
Стоит над горой.
3:Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
В зелёном полушалке. (береза)
8. Задания на сравнение
Задание: буквенный диктант. Запишите первую букву каждого слова, переставьте буквы местами и узнаете название объекта.
1. Место, где учатся дети.
2. Любимое время отдыха школьников.
3. Подземный вид транспорта.
4. Наука о красноречии.
5. Тройная буква в слове ананас.
6. Известный сказочный доктор.
7. Тройная буква в слове колокол.
(ромашка)
9. Группировка
Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.
Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.
В результате предложенные слова группируются:
• по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;
• по родам (существительные общего рода, мужского и женского);
• по наличию орфограмм;
• по количеству слогов.
Более сложным видом задания является группировка языковых явлений по нескольким признакам одновременно.
Задание. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.
Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:
а) по написанию (существительные с ь и без ь);
б) по родам (существительные мужского и женского рода);
в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).
10. Задания на исключение лишнего: «Найди четвертое лишнее».
1) Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.
Сосна, клен, ясень, тополь.
Варианты ответов учащихся:
• Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.
• Клен – 1 слог.
• Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.
• Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».
• Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.
• Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.
2) Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.
Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.
Варианты ответов учеников:
- Объединить – это глагол, остальные – существительные.
- Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.
- Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.
- Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
- Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.
Макеева О.Н.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 08 ноя 2018, 07:22

Re: Методическая копилка

Сообщение Ксенья » 13 ноя 2018, 06:59

Ксенья Анатольевна Б.
6 класс русский язык имя существительное
1.Какое значение, смысл имеет для меня учение?
2.Выберите то предложение, которое соответствуетцели нашего урока.
3. Запишите слова с проверочными к ним: конюшня, лисица, грабитель, нора.
4. Каждой группе даны слова, нужно за 3 мин выполнить задания по алгоритму
Алгоритм:
1. Прочитайте слова.
2. Выделить корень а словах.
3. Подумайте, все ли слова являются однокоренными.
5. Прочитайте еще раз материал параграфа. Составьте и запишите план сообщения на тему" Имя существительное".
Ксенья
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 08 ноя 2018, 09:32

Re: Методическая копилка

Сообщение Станишевская Э.С. » 13 ноя 2018, 04:16

Итоговая аттестация Станишевской Э.С., слушателя курсов повышения квалификации ( 06.11-15.11.2018 г.), по теме «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении русского языка и литературы в свете требований ФГОС»
Система заданий для формирования у учащихся 4-х блоков УУД.
Урок литературы. 4 класс. Тема урока: История книги. Подготовка сообщения о книге.
Блок 1
Личностные УУД:
1) Что такое книга? Как мы должны относиться к книгам? (проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании).
2) Первые книги – это настоящие произведения искусства. Кто впервые на Руси напечатал книгу? (воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ).
3) Как вы думаете, есть ли на нашей планете народы или страны, которые обходятся без книг? Настанет ли в будущем такое время, когда без книг можно будет обойтись? (формирование взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур).
Блок 2
Регулятивные УУД:
1) Откройте учебник на стр. 10, прочитайте вопрос профессора Самоварова («Знаете ли вы, как родилась книга, как она выглядела раньше?») Как бы вы ответили на него? (формулирование учебной задачи урока).
2) Прочитайте диалог Ани и Вани (стр. 10 учебника). Что вы узнали из этого диалога? На какие вопросы мы должны ответить на уроке? (планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока).
3) Рефлексия: Над чем заставил задуматься урок? (оценивание своей работы на уроке).
Блок 3
Познавательные УУД:
1) Прослушайте текст учителя («История создания бумаги»). Какова его основная мысль? Выделите основные моменты, на что обращает ваше внимание автор? (анализ прочитанного текста, умение выделить основную мысль текста).
2) Какой писчий материал использовали наши предки? Составьте рассказ о каждом из них на основе иллюстраций учебника (умение составлять рассказы на тему).
3) Внимательно прочитайте статью учебника «Маленькая энциклопедия книги: папирус, береста, пергамент», сравните писчие материалы, представленные в статье, между собой (овладение логическими действиями сравнения, обобщения).
Блок 4
Коммуникативные УУД:
1) Переписчики книг в Древней Руси – кто они? (ответы на вопросы на основе художественного текста).
2) Разделитесь на 3 группы (по рядам). Каждая группа пусть подготовит материал по своему вопросу: первая – о папирусе, вторая – о бересте, третья – о пергаменте (выступление групп с сообщениями, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя).
3) Какой из представленных на уроке писчих материалов вызвал у вас наибольший интерес? (доказательство своей точки зрения).
Станишевская Э.С.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 ноя 2018, 07:33

Re: Методическая копилка

Сообщение Станишевская Э.С. » 13 ноя 2018, 04:16

Итоговая аттестация Станишевской Э.С., слушателя курсов повышения квалификации ( 06.11-15.11.2018 г.), по теме «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении русского языка и литературы в свете требований ФГОС»
Образовательный продукт
Урок литературы. 4-й класс.
Тема урока: «Удивительная находка». Пересказ текста. Составление синквейна о книге.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Планируемые результаты: умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основании личного опыта.
Содержание урока: Знакомство с текстом о древних книгах. Что такое синквейн. Умение составлять синквейн о прочитанном произведении.
Работа по теме урока:
1) Речевая разминка (чтение предложенного стихотворения; обсуждение, как учащиеся поняли стихотворение, просмотр иллюстрации к тексту).
2) Постановка учебной задачи (прочитать тему урока и определить его задачи).
3) Знакомство с текстом «Удивительная находка» (чтение и анализ текста, пересказ текста по плану).
4) Подведение итогов урока. Понятие синквейна. Составление синквейна о книге (чтение синквейна, записанного на доске, составление учащимися собственных синквейнов (наиболее удачные примеры зачитываются в классе).
Образовательный продукт: Умение составлять синквейн о прочитанном произведении.
Станишевская Э.С.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 09 ноя 2018, 07:33

Re: Методическая копилка

Сообщение Банникова Л.А. » 13 ноя 2018, 04:12

Итоговая аттестация Банниковой Л.А., слушателя курсов повышения квалификации ( 06.11-15.11.2018 г.), по теме «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении русского языка и литературы в свете требований ФГОС». Система заданий на формирование УУД у учащихся 7 класса. Русский язык.
Блок 1. Задания на формирование регулятивных УУД.
Тема урока: « Разряды частиц».
1. Постановка цели урока. Задания на формирование регулятивных УУД.
1) На доске представлена схема:
Изображение

1) Исходя из имеющихся знаний, попробуйте предположить, какую именно «служебную» роль могут выполнять частицы каждой группы.
2) Запишите ключевое слово темы урока – разряды. Продолжите ряд ключевых слов.
3) Сформулируйте цель урока. (Определить, какие есть смысловые и какие формообразующие частицы, научиться находить их в предложении и тексте.
I. Цель: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать цель урока.
П. Наблюдение. Задания на формирование регулятивных УУД
1. Работа в парах по учебнику (материал рубрики «Наблюдение»). Выписать частицы
2. Попробуйте определить те значения, которые частицы придают словам.
3. Передайте это в виде графических символов. В соответствии со схемой разбейте частицы на группы. (Вон – указат.; же, даже – усилит.; только, лишь – выделит.; разве, неужели, ли – вопросит.; вроде бы – сомнение; именно – уточнение.)
О пользе утре(нн,н)ей зарядки мы слышали ещ(ё,о) в ра(нн,н)ем детстве. Но много ли вы зна.те людей, все-таки сумевших воспитать в себе эту пр.вычку? При словах «утре(нн,н)яя зарядка» многие же начинают пр.думывать оправдания и вспоминать, что с утра и так сил ни на что нет, и врем.ни не хватает, но и вообще не так уж это и полезно – нагружать свой организм с самого утра. Но следовать этой логике – значит лишать себя потрясающей возможности пр.вратить своё утро в самое бодрое, самое энергичное и наполне(нн,н)ое хорошим настроением время… Если вы всё ещё сомн.ваетесь. Настало время избавиться от выдума(нн,н)ых или навяза(нн,н)ых кем(то) оправданий, мешающих вам сделать своё утро приятным и полезным! Да здравствует утре(нн,н)яя зарядка!
Цель: Искать пути решения проблемы.

Ш. Итог урока
Задания на формирование регулятивных УУД
1) Дайте оценку своей работы на уроке, используя частицы.
Я … испытывал трудности.
…иногда трудно определить разряд смысловых частиц.
Мне …понравился урок.
… в группе мне интересно работать.
… производные частицы можно не отличить от самостоятельных частей речи.
… я всё знаю о частицах, поэтому хочу продолжить их изучение.
2) Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
3) По каким критериям будете оценивать себя?
Цель: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Блок 2. Задания на формирование познавательных УУД
Тема урока: «Разряды частиц»
1. Фронтальный опрос . Задания на формирование познавательных УУД
1) В чём особенность частицы как части речи?
2) Что общего у частиц с другими служебными частями речи? А чем они отличаются?
3) Как найти частицу в предложении?
Цель: 1 . Осуществлять отбор и систематизацию материала. 2. Конструировать по заданным параметрам.
3. Анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать аналогии. 4. Владеть навыками аудирования (выборочного, детального).

П. Решение проблемы. Задания на формирование познавательных УУД
Вычитывание информации из таблицы, представленной в упр. 401..Можно воспользоваться интерактивной доской «Разряды частиц» к параграфу 57
1) Дополните таблицу самостоятельно примерами формообразующих частиц (затем дети проверяют себя по гиперссылке).
2) Вспомните, когда употребляются частицы вовсе не, далеко не, отнюдь не. (С именами прилагательными, существительными, наречиями.) С какой орфограммой они связаны? (Раздельное написание с не – орфограмма-пробел.)
3) В каких случаях употребляется частица это? (В предложениях между подлежащим и сказуемым.) О чём она свидетельствует? (Нужно ставить тире.) Какой ещё частью речи может быть слово это? (Указательным местоимением.)
П – Приведите примеры, когда это является частицей и когда самостоятельной частью речи – местоимением.
Пробки – это беда большого города. – Это сообщение выдаётся автоматизированной системой.
Цель: 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица).
3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст), соотносить информацию, представленную в разных формах.

Ш. Итог урока. Наблюдение и выявление частеречной принадлежности слова вот. Задания на формирование познавательных УУД.
1) Какая ещё частица может употребляться между подлежащим и сказуемым и «подсказывать» постановку тире? (Вот.) Приведите примеры предложений, где вот является частицей. (Чтение – вот лучшее учение.)
2) Объясните, что помогает определить, к какой из групп отнести смысловую частицу. (Смысл и интонация предложения: особенно отчётливо выражено отрицательное, вопросительное, восклицательное значение, которое слову или предложению придаёт частица.)
3) Просмотрите смысловые частицы. Как думаете, слова каких частей речи пополняют разряды частиц? (Наречия: исключительно, прямо, точь-в-точь, почти, куда, как, местоимения – это, что.) Как называется такое явление в языке? (Грамматические омонимы, омонимичные формы.) На какие бы группы вы разделили частицы по происхождению? (Непроизводные (первичные) и производные; ср. аналогично предлоги, союзы.)
Цель: 1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица).
3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст), соотносить информацию, представленную в разных формах.

Блок 3. Задания на формирование коммуникативных УУД
Тема урока: «Разряды частиц»
1. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания. Задания на формирование коммуникативных УУД
1) Назовите лишнее слово:
а) тоже, даже, также, чтобы;
б) (не)сколько, (не)друг, (не)смотря на, (не)зная.
2) Проверка домашнего задания. Прочитайте предложения, в которых есть частицы
3) Попытайтесь на слух определить, какая в предложении есть частица(-ы).
Цель: 1) Владеть различными видами монолога и диалога. 2) Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

П. Итог урока. Наблюдение и выявление частеречной принадлежности слова вот. Задания на формирование коммуникативных УУД
1) Какая ещё частица может употребляться между подлежащим и сказуемым и «подсказывать» постановку тире? (Вот.) Приведите примеры предложений, где вот является частицей. (Чтение – вот лучшее учение.)
2) Объясните, что помогает определить, к какой из групп отнести смысловую частицу. (Смысл и интонация предложения: особенно отчётливо выражено отрицательное, вопросительное, восклицательное значение, которое слову или предложению придаёт частица.)
3) Просмотрите смысловые частицы. Как думаете, слова каких частей речи пополняют разряды частиц? (Наречия: исключительно, прямо, точь-в-точь, почти, куда, как, местоимения – это, что.) Как называется такое явление в языке? (Грамматические омонимы, омонимичные формы.) На какие бы группы вы разделили частицы по происхождению? (Непроизводные (первичные) и производные; ср. аналогично предлоги, союзы.)
Цель: 1. Аргументировать, строить связное монологическое высказывание. 2. Выступать с небольшими сообщениями в учебно-научном стиле.

Ш. Обсуждение жизненной задачи. Задания на формирование коммуникативных УУД
1) Как вы её будете решать? Определите план ваших действий.
2) Как вам могут помочь современные интернет-технологии?
3) Создайте команду (4–5 человек), договоритесь об участии каждого в общем деле.
Цель: 1) Владеть различными видами монолога и диалога. 2) Адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.3. Представлять исследования в разных формах (сценарий), создавать и использовать ИК-ресурсы. 4. Построение жизненных планов.

Блок 4. Задания на формирование личностных УУД
Тема урока: « Предложение. Интонация. Предложения по цели высказывания» 5 класс

1. Актуализация имеющихся знаний и способов их применения. Задания на формирование личностных УУД
1) «Найди верные утверждения»
- Правила употребления знаков препинания изучает орфография
- Словосочетание изучает раздел науки о языке – синтаксис
- В словосочетании на солнце высохнуть слово высохнуть является главным
- Словосочетание вязкая трясина глагольное
- Наступила зима – это словосочетание
- Предложение в сравнении со словосочетанием имеет интонацию законченности
2) Распределите единицы синтаксиса в пирамиде уровней
3) На основе имеющихся у вас данных назовите признаки предложения
Цель: внимательное и бережное отношение к родному языку, его истории

П. Вопрос, подводящий к созданию конструкции по применению правила Задания на формирование личностных УУД
У Пети Ошибкина есть сестра, зовут ее Маша, но несмотря на фамилию, учится на одни пятерки. Петя попросил Машу объяснить виды предложений по цели высказывания, но случайно пролил чай на материалы своей сестры.
1) Восстановите потерянную информацию с помощью материала учебника
2) Составьте последовательность действий при опознании видов предложений по цели высказывания
3) Расскажите Пете о предложениях по цели высказывания, чем вы очень поможете Маше
Цель: понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей

Ш. Лингвистическая физкультминутка. Задания на формирование личностных УУД.
Перед физминуткой дана установка: не только красиво на фоне музыки выполнять, но и
1) 1 варианту- повествовательные предложения из физминутки запоминать;
2) второму- вопросительные по цели высказывания;
3) третьему варианту – побудительные предложения без внимания не оставлять.
ФИЗМИНУТКА (на фоне музыки)
Мы осанку исправляем.
Спинки дружно прогибаем?
Вправо, влево мы нагнулись.
До носочков дотянулись?
Плечи вверх вы поднимите,
Тут же медленно их опустите.
Теперь друг другу улыбнитесь
И тихонечко за парты вы садитесь.
Цель: установка на здоровьесбереженье
Банникова Л.А.
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 09 ноя 2018, 07:29

Re: Методическая копилка

Сообщение Банникова Л.А. » 13 ноя 2018, 04:09

Итоговая аттестация Банниковой Л.А., слушателя курсов повышения квалификации ( 06.11-15.11.2018 г.), по теме «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении русского языка и литературы в свете требований ФГОС».
Образовательный продукт
Класс 9
Предмет литература
Тема урока «Герой нашего времени»: первые впечатления. Своеобразие поэтики
Данный урок начинается с беседы от лирики к роману, в которой учащиеся овладевают способами конструктивного взаимодействия со сверстниками и учителем. После чтения в классе «Предисловия» к «Герою нашего времени» дети делятся впечатлениями от лермонтовского «Предисловия», отмечая его ироничность. Начинается поиск авторского «ключа» к роману, отвечаем на вопросы:
- Почему оно столь иронично? Как создает автор ироничность? Кто его адресат? Что таит в лермонтовском контексте слово «публика»?
Но в дальнейшем Лермонтов озадачит нас еще больше: Но вторую часть романа- «Журнал Печорина» - он вновь откроет «Предисловием». Вслушайтесь еще раз в разговор автора с читателем. После чтения - обсуждение «Предисловия к «Журналу Печорина»» и сравнение двух «Предисловий».
Чтение и обсуждение первых страниц «Бэлы». Как пишет Лермонтов- прозаик? Сравните его стихи и прозаичные страницы.
-Что означает «Я» в предисловии к повести?
--Меняется ли тон повествования рассказчика?
- Оправдан ли пейзаж, яркий, романтически таинственный и тревожный?
Выступление 1 группы. Выборочный пересказ «Бэлы». Далее следует диалог.
- Почему рассказ об истории любви Печорина автор вложил в уста Максим Максимыча?
- Какие страницы повести поставили вас в тупик, вызвали недоумение? Как встретили в крепости похищение Бэлы и «роман» Печорина? А его жуткий смех, когда Максим Максимыч вспомнил смерть «несчастной Бэлы»?
Выступление учащихся II группы по повествованию «Максим Максимыч». Художественный пересказ: портрет Печорина.
– Кто из героев дает портрет Печорина? Почему?
– Почему сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем заставляет сочувствовать и Печорину тоже?
– В романе есть признание Печорина, которое, казалось бы, могло объяснить его характер, помогло бы понять героя, которому так не везло во мнении окружающих: «Я был готов любить весь мир…» Какие страницы, однако, могут посеять в этом сомнение? Почему, например, он так холоден, безразличен к Максиму Максимычу при их последней встрече?
– В чем тайны художественной выразительности портрета Печорина?
- Какой герой покорил ваше сердце и почему? (Ведь произведение в полном объеме дети читали летом)
Составление синквейна
Образовательный продукт - синквейн
Синквейн, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения, но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным. Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех или более слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными сказуемыми.
1) БЭЛА
Красивая, страстная
Ждет, уважает, любит
Позволяет дарить себе влюбленные сердца
Юная черкешенка
2) БЭЛА
Черноглазая, юная
Влюбляется, любит, умирает
«Красивые женщины умирают два раза»
Горячо любить, умирая
3) БЭЛА
Молодая, красивая
Очаровывает, пленяет, любит
Сострадание-чувство, которому покоряются так легко все женщины
Неопытное сердце
4) МАКСИМ МАКСИМЫЧ
Честный, добрый
Служит, воюет, горюет
Слуга царю, отец солдатам
Старый служака
5) МАКСИМ МАКСИМЫЧ
Мудрый, добрый
Знакомится, дружит, разочаровывается
«Чудесная душа, золотое сердце»
Разочаровывается…
6) ПЕЧОРИН
Дерзкий, сильный
Увлекается, добивается, теряет
Вскарабкался на самую высоту
И…упал…
Банникова Л.А.
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 09 ноя 2018, 07:29

Re: Методическая копилка

Сообщение Alis_illina » 12 ноя 2018, 16:47

Образовательный продукт
Выполнила слушатель курсов Калимуллина Альфия Шамилевна, учитель русского языка и литературы филиала МБОУ Гимназии ООШ с.Сафарово Чишминского района

Задание “Кластер как источник написания сочинения ЕГЭ”
1. Подобрать отрывок из произведения о Великой Отечественной войне (примерно 200 слов)
2. Составить кластер (многоуровневый)
3. Выделить в кластере опорные моменты для:
- определения проблемы
- составления комментария проблемы
- определения позиции автора
- аргументации своей позиции
- композиционного оформления (если возможно)
4. Написать сочинение
5. Проверить по критериям оценки ЕГЭ
6. Подготовить контрольное задание классу (выделить другую проблему, привести другой аргумент, вставить пропущенные слова во фрагменте кластера, сочинения...)
Alis_illina
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 ноя 2018, 20:29

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4