Мотивация как источник формирования творческих и учебных умений обучающихся
Чтобы быть хорошим преподавателем,
Нужно любить то, что преподаёшь,
И любить тех, кому преподаёшь.
В.Ключевский
Мотивация – важнейший элемент человеческой деятельности. Она проявляется в потребностях, интересах, установках, идеалах. Умение мотивировать деятельность обучающегося – ценнейшее качество педагога. Создавая благоприятное мотивационное пространство, мы можем влиять на творческую и учебную деятельность детей. Конечно, мотивация может с годами меняться или обогащаться на основе жизненного опыта, но ставить перед детьми мотивационные задачи в разные периоды времени, в разных формах и видах деятельности мы должны непременно.
В своей работе я опиралась на материалы, полученные мною во время работы методистом в лицее «Содружество»
Конечно, в создании мотивационного поля учителя не одиноки. Огромную роль в мотивационных процессах играет семья.
Привожу отрывок из работы ученика 3 класса Золотухина Матвея, занявшего первое место на конкурсе философских работ в МГУ Его мама - кандидат экономических наук. Естественно, ребёнок формируется в среде, где подобные умозаключения вытекают из повседневных разговоров.
Чтобы люди были хорошими, им надо всегда думать о хорошем:
о поездках в интересные места;
о походах;
о хороших друзьях и еде;
о хорошей квартире;
о книге;
о хорошей школе и учителях;
о рисунках и картинах, которые можно нарисовать;
о поделках, которые можно сделать своими руками;
о своей семье, которая тебя любит;
обо всех людях, которых ты любишь;
о своих родителях.
Если люди будут об этом думать, то тогда в мире будет дружба и радость.
Матвей Золотухин, 3в класс.
. Мама Лизы, ученицы 10 класса, – художник-оформитель. Понятна тяга девушки к оформительской деятельности. Лиза собирается стать архитектором. Иллюстрации Лизы, посвящённые жизни её класса, экспрессивны и убедительны.
Мотивация объясняет направленность ученических действия, стремление к определённой цели. Формирование учебной мотивации – одна из центральных проблем современной школы. «Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного получения знаний и развития активной жизненной позиции», - Гинзбург М.Р. («Изучение учебной мотивации»). Мотивационная составляющая у школьников достаточно разнообразна.
Обратимся к учебной мотивации как показателе результативности деятельности учителя, направленной на формирование творческой личности. Если учитель целенаправленно ведёт работу по формированию мотивационных установок, то он должен учитывать причины, которые могут побудить ребёнка к той или иной деятельности.
Наиболее значимыми являются:
I.Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности, определяются глубиной интереса школьника к знаниям, стремлением к самообразованию.
Отслеживая деятельность учителей нашего лицея в этой области, мы можем отметить следующие моменты, способствующие поставленной цели:
1) общая доброжелательная атмосфера на уроке;
2) наличие сотрудничества;
3) привлечение школьников к оценочной деятельности;
4) нестандартные подходы к преподнесению материала;
5) эмоциональный фон, на котором ведётся преподавание;
6) споры и диспуты на уроке;
7) умелое применение методов поощрения.
Остановимся на некоторых.
1.Умелое применение методов поощрения.
Очень высокая мотивация у учеников начальной школы, которые работают по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, в основу оценочной деятельности которой положено безоценочное обучение.
Безоценочное обучение, являясь одним из условий успешности реализации образовательной системы в школьной практике, направлено на решение основной задачи развивающего обучения - развитие ребенка
в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Педагоги, следуют принципам:
не скупиться на похвалу;
хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;
"на ложку дегтя - бочку меда" - даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем;
ставить перед ребенком конкретные цели;
"за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь" - нельзя ставить перед школьником несколько задач одновременно;
формула: "опять НЕ..." - верный способ выращивания неудачника;
2.Нестандартные подходы к преподаванию материала
Высокой мотивации добиваются учителя, использующие нестандартные подходы к преподаванию материала.
Одним из таких методов является проектная деятельность, которая используется в частности учителем литературы, кандидатом филологических наук Лаврентьевой А.А. Завершая изучение нескольких литературных произведений в старших классах, она предлагает детям написать сочинение «Объяснение в любви», где в рамках эпистолярного жанра школьники изъясняются в любви Лизе («Бедная Лиза»), Евгению Онегину, Печорину. На уроке, посвящённом изучению романа «Обломов», школьники получают задание рассказать о главном герое, взглянув на него глазами литературных критиков и философов IXX века: революционеров-демократов, почвенников, западников и т. д. А затем подготовить проект, защищающий и аргументирующий позицию определённого литературного направления. Такие уроки служат источником высокой мотивации. Не случайно ученики А.А.Лаврентьевой занимают призовые места в олимпиадах по литературе. .Азы работы над проектами умело закладывает в начальной школе учительница Гатауллина Е.Н.
Сначала она знакомит детей со структурой проекта: содержанием, оформлением, способами поиска информации. Потом включает их в исследовательскую работу. Начинается работа над проектом во втором классе. Чем старше дети, тем более сложная работа им предлагается. Результаты целенаправленной работы сказываются во время участия в МАН, где ученики занимают постоянно призовые места.
3.Споры и диспуты имеют место на уроках учителя математики Федик И. В. Поводы для создания спорной ситуации И.В.Федик находит постоянно. Пришли пятиклассники на урок. На доске случайно оставшаяся чужая запись: 10 7 Что это? Зачем? Кто использует такую запись? Споры и предположения создают положительную мотивацию. Дети ищут ответ, обращаются к энциклопедии, интернету. Увидели шестиклассники на обложке тетради утверждение: «Сумма цифр от 1 до 36 равна 666». Бегут к учительнице с вопросом, знает ли она об этом. Не слышала, но готова проверить. Вместе ищут ответ. Оказывается – ошибка: авторы спутали понятия « число» и «цифра». Так И.В.Федик с помощью нестандартных методов формирует положительную мотивацию, а вместе с ней любовь к математике.
Целенаправленная мотивационная деятельность учителя способствует появлению интереса, являющегося мощным стимулом творческой деятельности ученика. Обучающийся стремится заявить о себе. Он охотно участвует в проектных работах, тестовых, конкурсных, олимпиадных, исследовательских, словом, осуществляя всё то, что мы бы назвали современным термином «деятельностный подход». Одним из элементов такого подхода являются занятия, проводимые самими учениками. Эти занятия интересны потому, что ученик выбирает предмет по собственному вкусу, пробует свои силы в области преподавания, умения управлять коллективом, стремится к нестандартному преподнесению материала, то есть имеет возможность самореализации.
Чтобы деятельность школьников была результативной, учителю самому приходится много работать.
В лицее реализуются следующие инновационные программы:
1)авторская программа "Основы музицирования" (учитель Курбатова О.Е.)
2) авторская программа "Международное гуманитарное право" (учитель Абашкина О.А.)
3) авторская программа ""Переходные явления в грамматике русского языка" (учитель Спектор Р.В.)
4) авторская программа "Изучение трудных вопросов истории" (учитель Васильева О.Ф.)
5)авторская программа "Налоги и налогообложение", "Финансы, общая теория" (учитель Золотухина А.Б.)
Также учителями лицея разработаны программы дополнительного образования по самым различным предметам. Те и другие программы дают возможность вести углублённую работу по различным образовательным курсам, повышая учебную мотивацию.
Очень важно, чтобы сам учитель осознавал, с какой целью он мотивирует ученика. К сожалению, приходится наблюдать, что стремление видеть успехи питомца за пределами школы объясняется желанием самого учителя приобщиться к славе опекаемого. Для этого идут в ход не совсем, мягко говоря, этичные методы: сам учитель составляет конкурсные работы и знакомит претендента, учитель входит в состав жюри и имеет возможность повлиять на результат, помогают доброхоты и т.д. Такие методы дают в итоге отрицательный результат, а ученик, получивший, скажем, на городской олимпиаде 1 место, а на республиканской –17, испытывает горькое разочарование и теряет интерес к работе. Но будем считать такие случаи нетипичными и обратимся к положительным примерам.
В своём стремлении повлиять на мотивационные процессы в ходе учебной деятельности учитель не может остаться один на один с собственными знаниями, соображениями и попытками положительного воздействия на ход событий. Ему на помощь должна прийти учебная и методическая литература.
Большим подспорьем в работе учителя в этом направлении является теория В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения), взятая на вооружение нашей школой. Учебная деятельность, по их мнению, должна удовлетворять следующим требованиям:
1 объектом изучения должны быть теоретические понятия;
2 процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий;
3 результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою структуру с такими компонентами как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки.
Приведу пример стимулирования познавательной деятельности обучающихся с использованием технологии РО (деятельностный подход) на уроках русского языка
Задание: Исправьте синтаксические ошибки, допущенные учащимися
1.Когда Онегин ушёл, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви. Чем больше мы читаем книг, тем больше у нас появляется любимых героев, и этих героев мы ставим в пример, и мы очень хотим быть похожими на них.
2.По независящим причинам от Центрального телевидения передачу пришлось прервать.
3.Охотник не успел крикнуть, и лодку разнесло в щепки.
4. Он вспомнил, что, теряя сознание, его пальцы инстинктивно сжали шерсть собаки.
5.Фамусову дорого время, когда у власти была Екатерина, поддерживающая помещиков.
6. Ученик не понимает правил. Надо помочь ему в этом.
7. Прохожий спросил у Каштанки, откуда ты, где твой хозяин.
8.Человек подтверждает о том, что живёт на улице Блюхера.
9.Она говорит, что «судьба моя уж решена».
10. У нас был очень интересный новенький ученик. Мы стали подражать.
Определите их тип, воспользовавшись предложенными вариантами:
отклонение от норм управления;
нарушение порядка слов и оборотов в простом; предложении и порядка следования частей в сложном предложении;
неправильное использование союзов;
употребление слов, требующих распространения;
неправильное использование местоимения как средства связи;
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
неправильное построение предложения с косвенной речью;
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Эта учебная задача вызывает интерес, требует глубоких теоретических знаний в области многих разделов синтаксиса, стимулирует проявление исследовательских навыков обучающегося, учит систематизации, формирует научное мышление.
Вот почему научная общественность всё чаще ссылается на принципы, провозглашённые Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, так как их теория лучше всего формирует креативную, глубоко мотивированную в познавательном отношении личность, требует деятельностного подхода, следовательно, наиболее полно способствует достижению цели.
.
Использованная литература:
Теоретические положения Д.Б.Эльконина — В.В. Давыдова о развивающем обучении «Учительская газета» 2005г
М.Р.Гинзбург. Путь к себе М. 1991г
И.Г.Маркидонова. Приложение к учебному пособию «Синтаксис». Томск. 2000Г