Методическая копилка

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Методическая копилка

Сообщение руфа спектор » 30 мар 2016, 05:32

Мотивация как источник формирования творческих и учебных умений обучающихся

Чтобы быть хорошим преподавателем,
Нужно любить то, что преподаёшь,
И любить тех, кому преподаёшь.
В.Ключевский


Мотивация – важнейший элемент человеческой деятельности. Она проявляется в потребностях, интересах, установках, идеалах. Умение мотивировать деятельность обучающегося – ценнейшее качество педагога. Создавая благоприятное мотивационное пространство, мы можем влиять на творческую и учебную деятельность детей. Конечно, мотивация может с годами меняться или обогащаться на основе жизненного опыта, но ставить перед детьми мотивационные задачи в разные периоды времени, в разных формах и видах деятельности мы должны непременно.
В своей работе я опиралась на материалы, полученные мною во время работы методистом в лицее «Содружество»
Конечно, в создании мотивационного поля учителя не одиноки. Огромную роль в мотивационных процессах играет семья.
Привожу отрывок из работы ученика 3 класса Золотухина Матвея, занявшего первое место на конкурсе философских работ в МГУ Его мама - кандидат экономических наук. Естественно, ребёнок формируется в среде, где подобные умозаключения вытекают из повседневных разговоров.
Чтобы люди были хорошими, им надо всегда думать о хорошем:
о поездках в интересные места;
о походах;
о хороших друзьях и еде;
о хорошей квартире;
о книге;
о хорошей школе и учителях;
о рисунках и картинах, которые можно нарисовать;
о поделках, которые можно сделать своими руками;
о своей семье, которая тебя любит;
обо всех людях, которых ты любишь;
о своих родителях.
Если люди будут об этом думать, то тогда в мире будет дружба и радость.

Матвей Золотухин, 3в класс.

. Мама Лизы, ученицы 10 класса, – художник-оформитель. Понятна тяга девушки к оформительской деятельности. Лиза собирается стать архитектором. Иллюстрации Лизы, посвящённые жизни её класса, экспрессивны и убедительны.
Мотивация объясняет направленность ученических действия, стремление к определённой цели. Формирование учебной мотивации – одна из центральных проблем современной школы. «Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного получения знаний и развития активной жизненной позиции», - Гинзбург М.Р. («Изучение учебной мотивации»). Мотивационная составляющая у школьников достаточно разнообразна.
Обратимся к учебной мотивации как показателе результативности деятельности учителя, направленной на формирование творческой личности. Если учитель целенаправленно ведёт работу по формированию мотивационных установок, то он должен учитывать причины, которые могут побудить ребёнка к той или иной деятельности.
Наиболее значимыми являются:
I.Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности, определяются глубиной интереса школьника к знаниям, стремлением к самообразованию.
Отслеживая деятельность учителей нашего лицея в этой области, мы можем отметить следующие моменты, способствующие поставленной цели:
1) общая доброжелательная атмосфера на уроке;
2) наличие сотрудничества;
3) привлечение школьников к оценочной деятельности;
4) нестандартные подходы к преподнесению материала;
5) эмоциональный фон, на котором ведётся преподавание;
6) споры и диспуты на уроке;
7) умелое применение методов поощрения.
Остановимся на некоторых.
1.Умелое применение методов поощрения.
Очень высокая мотивация у учеников начальной школы, которые работают по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, в основу оценочной деятельности которой положено безоценочное обучение.
Безоценочное обучение, являясь одним из условий успешности реализации образовательной системы в школьной практике, направлено на решение основной задачи развивающего обучения - развитие ребенка
в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
Педагоги, следуют принципам:
не скупиться на похвалу;
хвалить исполнителя, критиковать только исполнение;
"на ложку дегтя - бочку меда" - даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем;
ставить перед ребенком конкретные цели;
"за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь" - нельзя ставить перед школьником несколько задач одновременно;
формула: "опять НЕ..." - верный способ выращивания неудачника;
2.Нестандартные подходы к преподаванию материала
Высокой мотивации добиваются учителя, использующие нестандартные подходы к преподаванию материала.
Одним из таких методов является проектная деятельность, которая используется в частности учителем литературы, кандидатом филологических наук Лаврентьевой А.А. Завершая изучение нескольких литературных произведений в старших классах, она предлагает детям написать сочинение «Объяснение в любви», где в рамках эпистолярного жанра школьники изъясняются в любви Лизе («Бедная Лиза»), Евгению Онегину, Печорину. На уроке, посвящённом изучению романа «Обломов», школьники получают задание рассказать о главном герое, взглянув на него глазами литературных критиков и философов IXX века: революционеров-демократов, почвенников, западников и т. д. А затем подготовить проект, защищающий и аргументирующий позицию определённого литературного направления. Такие уроки служат источником высокой мотивации. Не случайно ученики А.А.Лаврентьевой занимают призовые места в олимпиадах по литературе. .Азы работы над проектами умело закладывает в начальной школе учительница Гатауллина Е.Н.
Сначала она знакомит детей со структурой проекта: содержанием, оформлением, способами поиска информации. Потом включает их в исследовательскую работу. Начинается работа над проектом во втором классе. Чем старше дети, тем более сложная работа им предлагается. Результаты целенаправленной работы сказываются во время участия в МАН, где ученики занимают постоянно призовые места.
3.Споры и диспуты имеют место на уроках учителя математики Федик И. В. Поводы для создания спорной ситуации И.В.Федик находит постоянно. Пришли пятиклассники на урок. На доске случайно оставшаяся чужая запись: 10 7 Что это? Зачем? Кто использует такую запись? Споры и предположения создают положительную мотивацию. Дети ищут ответ, обращаются к энциклопедии, интернету. Увидели шестиклассники на обложке тетради утверждение: «Сумма цифр от 1 до 36 равна 666». Бегут к учительнице с вопросом, знает ли она об этом. Не слышала, но готова проверить. Вместе ищут ответ. Оказывается – ошибка: авторы спутали понятия « число» и «цифра». Так И.В.Федик с помощью нестандартных методов формирует положительную мотивацию, а вместе с ней любовь к математике.
Целенаправленная мотивационная деятельность учителя способствует появлению интереса, являющегося мощным стимулом творческой деятельности ученика. Обучающийся стремится заявить о себе. Он охотно участвует в проектных работах, тестовых, конкурсных, олимпиадных, исследовательских, словом, осуществляя всё то, что мы бы назвали современным термином «деятельностный подход». Одним из элементов такого подхода являются занятия, проводимые самими учениками. Эти занятия интересны потому, что ученик выбирает предмет по собственному вкусу, пробует свои силы в области преподавания, умения управлять коллективом, стремится к нестандартному преподнесению материала, то есть имеет возможность самореализации.
Чтобы деятельность школьников была результативной, учителю самому приходится много работать.
В лицее реализуются следующие инновационные программы:
1)авторская программа "Основы музицирования" (учитель Курбатова О.Е.)
2) авторская программа  "Международное гуманитарное право" (учитель Абашкина О.А.)
3) авторская программа  ""Переходные явления в грамматике русского языка" (учитель Спектор Р.В.)
4) авторская программа  "Изучение трудных вопросов истории" (учитель Васильева О.Ф.)
5)авторская программа "Налоги и налогообложение", "Финансы, общая теория" (учитель Золотухина А.Б.)
Также учителями лицея разработаны программы дополнительного образования по самым различным предметам. Те и другие программы дают возможность вести углублённую работу по различным образовательным курсам, повышая учебную мотивацию.
Очень важно, чтобы сам учитель осознавал, с какой целью он мотивирует ученика. К сожалению, приходится наблюдать, что стремление видеть успехи питомца за пределами школы объясняется желанием самого учителя приобщиться к славе опекаемого. Для этого идут в ход не совсем, мягко говоря, этичные методы: сам учитель составляет конкурсные работы и знакомит претендента, учитель входит в состав жюри и имеет возможность повлиять на результат, помогают доброхоты и т.д. Такие методы дают в итоге отрицательный результат, а ученик, получивший, скажем, на городской олимпиаде 1 место, а на республиканской –17, испытывает горькое разочарование и теряет интерес к работе. Но будем считать такие случаи нетипичными и обратимся к положительным примерам.
В своём стремлении повлиять на мотивационные процессы в ходе учебной деятельности учитель не может остаться один на один с собственными знаниями, соображениями и попытками положительного воздействия на ход событий. Ему на помощь должна прийти учебная и методическая литература.
Большим подспорьем в работе учителя в этом направлении является теория В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина (теория развивающего обучения), взятая на вооружение нашей школой. Учебная деятельность, по их мнению, должна удовлетворять следующим требованиям:
1 объектом изучения должны быть теоретические понятия;
2 процесс усвоения должен протекать так, чтобы перед детьми раскрывались условия происхождения понятий;
3 результатом усвоения должно быть формирование специфической учебной деятельности, которая имеет свою структуру с такими компонентами как учебная ситуация, задача, учебные действия, действия контроля и оценки.
Приведу пример стимулирования познавательной деятельности обучающихся с использованием технологии РО (деятельностный подход) на уроках русского языка
Задание: Исправьте синтаксические ошибки, допущенные учащимися
1.Когда Онегин ушёл, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви. Чем больше мы читаем книг, тем больше у нас появляется любимых героев, и этих героев мы ставим в пример, и мы очень хотим быть похожими на них.
2.По независящим причинам от Центрального телевидения передачу пришлось прервать.
3.Охотник не успел крикнуть, и лодку разнесло в щепки.
4. Он вспомнил, что, теряя сознание, его пальцы инстинктивно сжали шерсть собаки.
5.Фамусову дорого время, когда у власти была Екатерина, поддерживающая помещиков.
6. Ученик не понимает правил. Надо помочь ему в этом.
7. Прохожий спросил у Каштанки, откуда ты, где твой хозяин.
8.Человек подтверждает о том, что живёт на улице Блюхера.
9.Она говорит, что «судьба моя уж решена».
10. У нас был очень интересный новенький ученик. Мы стали подражать.
Определите их тип, воспользовавшись предложенными вариантами:
отклонение от норм управления;
нарушение порядка слов и оборотов в простом; предложении и порядка следования частей в сложном предложении;
неправильное использование союзов;
употребление слов, требующих распространения;
неправильное использование местоимения как средства связи;
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
неправильное построение предложения с косвенной речью;
нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Эта учебная задача вызывает интерес, требует глубоких теоретических знаний в области многих разделов синтаксиса, стимулирует проявление исследовательских навыков обучающегося, учит систематизации, формирует научное мышление.
Вот почему научная общественность всё чаще ссылается на принципы, провозглашённые Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым, так как их теория лучше всего формирует креативную, глубоко мотивированную в познавательном отношении личность, требует деятельностного подхода, следовательно, наиболее полно способствует достижению цели.
.
Использованная литература:
Теоретические положения Д.Б.Эльконина — В.В. Давыдова о развивающем обучении «Учительская газета» 2005г
М.Р.Гинзбург. Путь к себе М. 1991г
И.Г.Маркидонова. Приложение к учебному пособию «Синтаксис». Томск. 2000Г
руфа спектор
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 05:47

Об исп-нии ресурсов электрон. биб-к.Re: Методическая копилка

Сообщение Наталья123 » 29 мар 2016, 20:10

Кабинет русского языка в нашей школе, к большому сожалению, не имеет ничего общего с современными кабинетами, оснащёнными по последнему "писку" электронной техники.Мы, учителя, преподающие детям живое русское слово," кочуем" из информатики в химию, из химии в физику, а чаще всего спускаемся этажом ниже в начальное звено: там и проектор, и звуковые колонки, и интерактивная доска...Эффективность применения информационных технологий на уроках не подлежит сомнению.Они помогают повысить уровень преподавания, обеспечивая наглядность, контроль,усвоить большой объём информации, усилить положительную мотивацию обучения.Мне удаётся использовать на своих уроках ресурсы электронных библиотек: РВБ(русская виртуальная библиотека)-здесь размещены произведения русской классики по авторитетным академическим изданиям с учётом школьной и вузовской программы, тексты снабжены комментариями для облегчения понимания лит-х произведений, также обращалась к источнику imwerden.de, где собраны тексты древнерусской литературы, литературы 18-20 вв и отдельных произведений зарубежной литературы, а в источнике Royallib.com для удобства пользования библиотекой есть читальный зал и пользователям предоставляется возможность бесплатного скачивания книг в пяти электронных форматах.Всё-таки обращение к электронным библиотекам в настоящий момент является порой большой необходимостью.
Наталья123
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 мар 2016, 08:32

Re: Методическая копилка

Сообщение Ольга Баздникина » 26 мар 2016, 05:50

Давно уже привыкла к тому, что дети на урок литературы приходят с планшетами, айфонами, электронными книгами. Несмотря на то что в нашем селе 3 библиотеки, они не могут удовлетворить потребностей обучающихся. Да и современным детям привычнее читать с различных гаджетов художественную литературу. Ресурсы электронных библиотек я использую на уроках литературы, внеклассного чтения. Предлагаю своим ученикам некоторые сайты, которыми пользуюсь сама. Ресурсы этих сайтов использую для подготовки к урокам. Это сайт "Классика.ру" (http://www.klassika.ru), сайт "Мировая цифровая библиотека" https://www.wdl.org/ru/. Очень интересный сайт "Живые страницы" http://time2read.ru/features/#feature-reading («Живые страницы» – это не просто приложение для чтения. Это интерактивная литературная энциклопедия, наполненная большим объемом дополнительной информации из разных областей: история, лингвистика, география. С «Живыми страницами» чтение превращается в углубленное изучение целой эпохи, а содержание можно легко анализировать благодаря дополнительным функциям приложения. Первым произведением, доступным в новом формате, стал бессмертный роман Льва Толстого «Война и мир». Активное использование приложения позволяет накапливать «читательский опыт»).
Последний раз редактировалось Ольга Баздникина 01 апр 2016, 18:34, всего редактировалось 1 раз.
Ольга Баздникина
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 01:41

Re: Методическая копилка

Сообщение Ольга Баздникина » 24 мар 2016, 01:55

Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Целевой блок
А.П. Чехов. Рассказ «Хирургия»
Цель: Формировать УУД:
Личностные:
Регулятивные: умение самостоятельно определять цели и задачи урока, планировать пути достижения целей; умение осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: умение работать в коллективе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.
Познавательные: умение определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы.
Планируемые результаты Предметные: научатся ориентироваться в содержании текста, определять главную тему, общую цель и назначение текста, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Личностные: готовность к уважению личности и её достоинствам, воспитание доброжелательного отношения к личности.
Метапредметные:
регулятивные УУД: научатся самостоятельно определять цели и задачи урока, планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи.
коммуникативные УУД: научатся работать в коллективе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.
познавательные УУД: научатся определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы.
Инструментальный блок
Задачи урока Образовательные:
заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над поставленными вопросами; сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Способствовать развитию умений:
задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;
вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.
Воспитывать: эстетически подготовленного читателя.
Тип урока Изучение и закрепление новых знаний
Учебно-методический комплекс
Оборудование Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. _- 303 с.: ил.
Учебник с текстом рассказа, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Мотивация к деятельности
Цель этапа:
включение учащихся
в деятельность. Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
- Ребята! Посмотрите на портрет и фотографию А.П. Чехова. Каким представляется вам писатель? - Давайте прочитаем статью учебника о писателе.
- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?
- Что заинтересовало вас в биографии писателя?
- Если вы хотите больше узнать об А.П. Чехове, почитайте воспоминания о нем К.И. Чуковского. И вы узнаете о необыкновенной щедрости писателя; о любви к юмору, к озорству; о добром отношении к людям; о требовательности к себе. Подготовка класса к работе.
Добрый, скромный, внимательный.
Читают статью учебника
Отвечают на вопросы учителя
2. Актуализация и пробное учебное действие
- С какими рассказами А.П. Чехова вы знакомы?
- Вы видите на доске эпиграф к нашему уроку, слова писателя: « Они смешные, но невеселые». Такую характеристику своим рассказам дал писатель.
Почему А.П. Чехов дал такое определение своим рассказам? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока, прочитав рассказ «Хирургия».
- Интересно, почему рассказ А.П. Чехова так называется? А можно предположить, о чем рассказ? Называют прочитанные рассказы («Каштанка» и др.)
Ученики высказывают предположения.
3. Создание проблемной ситуации
Цель этапа: подготовка мышления учащихся к осознанию ими внутренней потребности в решении проблемной ситуации. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
- Да, мы любим при чтении строить предположения, что же будет с героями дальше, как повернется сюжет, какова будет развязка действий. Так устроен человек.
О чем заставляет нас задуматься рассказ?
Почему А.П. Чехов дал такое определение своим рассказам? Можем мы точно ответить на эти вопросы?
- А что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?
- Прочитать рассказ.
4. Озвучивание темы урока.
Постановка целей, задач урока. - Как мы озаглавим свой урок?
- Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам нужно сделать?
Ставят цели, формулируют тему урока.
Озвучивают тему. («Хирургия». О чем заставляет нас задуматься рассказ?» Возможно, дети предложат другие варианты. Необходимо обсудить. )
(Формулируют задачи урока).
1. Прочитать и проанализировать рассказ.
2. Выявить проблемы, над которыми нас заставляет задуматься автор.
3. Ответить на вопрос: почему А.П. Чехов дал такое определение своим рассказам?
5. Прослушивание аудиозаписи рассказа.
Предлагает прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия». Исп.: от автора – А. Колган, Курятин – А. Колган, Вонмигласов – нар. Арт. России А. Пожаров. Слушают аудиозапись.
6. Первичное закрепление
Цель этапа:

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.
- Понравился ли вам рассказ Чехова?
- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».
- А что такое юмор?
- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы А.П. Чехова смешные, но невеселые.
- Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала небольшая словарная работа по рассказу. Думаю, что некоторые слова необходимо растолковать. (На экране дается толкование слов – см. приложение 1)
А сейчас проверим, как вы внимательно слушали рассказ (викторина по рассказу):
- Почему больных в земской больнице принимает фельдшер, а не доктор?
- Какая фамилия у дьяка, который пришел вырвать зуб?
- Фамилии у Чехова «говорящие», то есть что-либо сообщающие нам об их носителях. Как вы думаете, о чем говорит нам фамилия дьяка?
- «Вонмем» - это возглас, призыв во время церковной службы, означающий на церковно-славянском языке «внимайте». Фамилия эта говорит о том, что её владелец имеет отношение к церкви.
- А фамилия Курятин. Какие ассоциации она вызывает? На что намекает?
О каком человеке могут сказать «мокрая курица»?
- А случайна ли фамилия Египетский? Подумайте.
- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?
- Какие инструменты называл Курятин?
Учитель организует физминутку.
7. Самостоятельная работа с проверкой. Обсуждение. Обоснование своих точек зрения. Работа с текстом.
Разбивая детей на группы,предлагает выполнить задание на карточках:
1 группа: расскажите о внешности героев, манере говорить, двигаться, выдавать свои чувства. Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках. Чем вы объясняете эти совпадения?
2 группа: Как ведут себя фельдшер и больной в начале произведения? Как меняется их поведение и отношение друг к другу? Как они ведут себя в конце рассказа? Какой вывод можно сделать о культуре фельдшера и дьячка?
3 группа: Найдите высказывания фельдшера о хирургии. Что хочет сказать герой и что говорит о нем автор? Обратите внимание на то, как работает фельдшер. О чем эти действия рассказывают читателю? Почему для него важнее рассказать об общении с помещиком Египетским, чем сосредоточиться на зубе дьячка? Какой вывод можно сделать о «врачебном искусстве» фельдшера?
4 группа: что такое деталь? Найдите определение в словаре учебника. На какие детали обращает наше внимание автор? Что приносит дьячок в больницу? Когда мы снова встречаемся с этим предметом? Почему? Какую роль играет эта деталь для понимания текста?
-Как заканчивается рассказ? Ожидали ли вы, что все закончится так?
- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?
- О чем нас заставляет задуматься рассказ? Примерные ответы учащихся.
Фельдшер Курятин «толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние».
Дьячок Вонмигласов «высокий старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху». Не найдя икону, молится на бутыль с карболкой.
В начале произведения они вежливы, обращаются друг к другу на Вы и по имени и отчеству. Но с течением времени смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произно¬сить не самые лестные слова. А Курятин разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. «На то вы, благодетели, и по¬ставлены, дай Бог вам здоровья...», — бормочет дья¬чок, в надежде на лучшее. А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: «На¬сажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!» Они обзываются, передразнивают друг друга, «тыкают» друг другу. Мы видим невежественных, невоспитанных людей.
« Хирургия – пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки…Раз плюнуть…». Фельшер Курятин хочет сказать, что легко может вырвать зуб. Но автор говорит: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы». Автор дает понять, что фельдшер не знает, какой инструмент выбрать, и берет наугад. Он плохо знает своё дело.
Чтение определения слова «деталь» в словаре учебника.
Дьячок приносит просфору. А затем забирает её, уходя. Это говорит о жадности Вонмигласова, а также о том, что фельдшер не заслуживает благодарности.
Рассказ смешной, но это «смех сквозь слезы». Чехов смеётся над несуразностью поведения своих героев, над их речью. Он высмеивает невежество Курятина, который выдает себя за опытного врача. Его непрофессионализм, неумение причиняет страдания людям. Но и над дьячком смеется писатель. Служитель церкви молится на бутыль с раствором, ругается бранными словами. Но смех А.П. Чехова имеет грустный оттенок. В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, чинопочитание и хвастовство.
8. Рефлексия деятельности.
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия
Отвечают на вопросы:
• Какую цель ставили?
• Удалось достичь поставленной цели?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что вызвало особые затруднения?
• Где можно применить новые знания?
• Называют ключевые слова темы.
9. Домашнее задание Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся.

Приложение
1. Толкования слов (на экране):
Земская больница – больница, организованная земством.
Земство – орган местного самоуправления. Были организованы в 1864 году. В губерниях и уездах (областях и районах) они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.
Дьячок – низший чин служителя церкви.
Хирургия -
Просфора – белый хлебец особой формы, употребляемый при богослужениях.
«В бурсе березой потчевали» - пороли березовыми розгами в бурсе – духовном училище.
Псалтырь –
Чечунчовый – шелковый.
Триковый – трикотажный.
Карболовая кислота - прозрачная бесцветная жидкость своеобразного запаха, обладающая сильным антисептическим, бактерицидным и противопаразитарным свойством.
Ольга Баздникина
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 01:41

Re: Методическая копилка

Сообщение Полунина О.В. » 23 мар 2016, 19:39

Полунина Ольга Викторовна
МАОУ гимназия №1 г. Белебея
Использование ресурсов электронных библиотек в учебном процессе
Задачу формирования общекультурной базы личности может решить только школа, потому что она даёт возможность получить систему знаний. Сегодня мы учим детей самостоятельно открывать знания, ведь в жизни эта необходимость неизбежно возникает пред ними. Важно научить школьников использовать приобретённые сведения, видеть проблемы в собственной и общественной жизни, решать их, уметь налаживать общение.
Известно, что самый традиционный источник знаний – книга, а место, где книги хранятся – библиотеки. К сожалению, в обычных библиотеках не всегда можно найти необходимое произведение, но сегодня на помощь приходят электронные образовательные ресурсы, среди которых достойное место занимают электронные библиотеки, которые часто оказывают неоценимую помощь при планировании и организации учебного процесса.
Невозможно проводить уроки русского языка, не пользуясь словарями. В учебниках есть небольшие толковые, орфографические и орфоэпические словарики. Их удобно использовать, когда вводится понятие «словарная статья», когда необходимо работать над словами, помещёнными в том же учебнике. Но если работа ведётся над дополнительными текстами, постоянно возникает необходимость обратиться к толковым, словообразовательным, этимологическим и другим словарям. Очень помогают в разнообразной словарной работе на уроках такой электронный образовательный ресурс, как справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех (http://www.gramota.ru/).
На этом сайте кроме словарей представлены материалы, описывающие актуальные события в мире русского языка, научно-популярные статьи, библиотека художественных произведений и критической литературы. Предлагаются рекомендации абитуриентам, производится анализ учебников, обзор типичных ошибок и рекомендации специалистов.
Очень помог портал ГРАМОТА.РУ, когда мне был необходим оригинальный текст «Повести о Петре и Февронии Муромских» при изучении этого произведения в 7 классе. На странице «Читальный зал» (http://www.gramota.ru/biblio/reading/?r ... text=27_15) был представлен текст на древнерусском языке, с полным вступлением Ермолая-Еразма «Благослови, Отче».
К уроку учащиеся уже прочитали адаптированную повесть, данную в учебнике В. Я. Коровиной, и были знакомы с основными положениями сюжета произведения. На каждом столе лежали распечатанные тексты.
Покажу логику постижения смысла произведения.
Дети, исследуя полученный текст, делают для себя много открытий. Они видят, что название произведения более полное, чем в их учебнике: «ПОВЕСТЬ ОТ ЖИТИА СВЯТЫХ НОВЫХ ЧЮДОТВОРЕЦЬ МУРОМСКИХ, БЛАГОВЕРНАГО И ПРЕПОДОБНАГО И ДОСТОХВАЛНАГО КНЯЗЯ ПЕТРА, НАРЕЧЕННАГО В ИНОЧЕСКОМ ЧИНУ ДАВИДА, И СУПРУГИ ЕГО БЛАГОВЕРНЫЯ И ПРЕПОДОБНЫЯ И ДОСТОХВАЛНЫЯ КНЯГИНИ ФЕВРОНИИ, НАРЕЧЕННЫЯ В ИНОЧЕСКОМ ЧИНУ ЕУФРОСИНИИ».
Читая вступление Ермолая-Еразма «Благослови, Отче», учащиеся убеждаются, что современному человеку не так просто понять те смыслы, которые кроются в этом произведении. Ведь древнерусский книжник, когда писал эту повесть, всегда обращался молитвенно к Богу, прося, чтобы ему была послана благодать. Такое обращение к Всевышнему – это отсечение собственной воли. Дети наглядно видят, что писатель этого периода литературы не от себя лично пишет: он уверен, что передаёт мысль, переданную Богом. Поэтому большинство древнерусских писателей - монахи, и им было важно записать словеса, которые «снисходят свыше».
Если не читать предисловие к повести, которое из хрестоматий убирается, мы теряем ключ к пониманию произведения. В предисловии Ермолай-Еразм говорит, что человек сотворён по образу и подобию Бога. Здесь очень важно понять, что такое для писателя «образ Бога» .
Дети, читая текст, пояснения к непонятным словам (к тексту дана 61 сноска), начинают понимать, что у средневекового человека было совершенно не такое мировосприятие, как у нас. Ведь в центре всего для него был Бог. Мы отмечаем, что повесть пишется на переходном этапе к новому времени.
Средневековый книжник представлял, что образ Божий в человеке – это его бессмертная душа.
Как трехипостасен Бог: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, так же техчастна и душа человеческая. Она состоит из ума, который соответствует Богу-Отцу, из слова (Иисус Христос – воплощённое Слово) и духа, который соответствует Святому Духу. Но ум начальствует, замечает Ермолай-Еразм, точно так же, как правит Отец.
Ум руководит и словом, и духом. Для нас это тоже очень важно, потому что мы видим осознание писателем своего творческого процесса.
Что такое подобие человека Богу?
Это, во-первых, свобода воли, то есть свобода выбора, и умение творить. Прежде всего, творить жизнь свою, чтобы обрести спасение, ведь основная тема всей древнерусской литературы – это тема спасения души. Цель человека заключалась в том, что надо так сотворить свою жизнь, чтобы было возможно обрести в будущем веке спасение.
Но вот ещё, на что обращает внимание Ермолай-Еразм. Бог «создал человека, почтил и над всем земным существом царём поставил» (оказал почет ему — над всем, что существует на земле, поставил царем). Перед нами уже новое мышление человека в 16 веке. До этого было теоцентрическое мировоззрение (в центре всего Бог), теперь оно становится антропоцентрическим, то есть в центре вселенной становится человек.
Ну, а потом, когда «ум зайдёт за разум», то есть после 17 века, будет уже эгоцентрическое мировоззрение, которое длится до сих пор.
Если не усвоить этих важных положений, то и Феврония не будет понятна. Страшная болезнь Петра служит завязкой второй части повести, где появляется мудрая дева Феврония, излечивающая князя. Внешние проявления её большой внутренней силы скупы. Она поборола свои страсти. Её любовь к князю Петру потому и непобедима, что между её чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная «тишина» её образа.
Феврония, простая крестьянка, но мудрая дева, говорит о двух условиях излечения князя: «Если будет мягкосерд и смирен – то будет здоров» (ведь смирение - единственное средство, помогающее победить его духовный недуг – гордыню). А второе условие: «Если не смогу быть его супругой, то и не подобает мне его лечить». Другими словами, Феврония может лечить только свою «вторую половинку». И это не корыстное желание стать княгиней, а понимание того, что перед нею её суженый. И пока Петр не понял, что Феврония, будучи простолюдинкой, по мудрости является равной ему (то есть не освободился от своей гордыни), он не мог излечиться.
Их не может разлучить сама смерть. Они просили у Бога, чтобы умереть в одно время, и приготовили себе общий гроб. После смерти Петра и Февронии люди положили тела их в отдельные могилы, но на следующий день они оказались в общем, заранее приготовленном ими гробу. Люди второй раз попытались разлучить Петра и Февронию, но снова тела оказались вместе, и после этого их уже не смели разлучать.
Концепция любви в древнерусской повести показывает нравственную чистоту идеала наших предков. Это произведение раскрывает тему спасения души. Ермолай-Еразм говорит о свободе выбора и умении творить жизнь свою, чтобы обрести спасение.
Во всех эпизодах повести князь делает выбор, единственно верный для супруга, потому что жена – спутница ко спасению, а семья – малая церковь.
Таким образом, древнерусская повесть помогает детям понять, что преимущество «идеи сердца» русского человека заключается в высокой нравственности идеала: это стремление к духовному совершенству.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» - это история о вечной и верной любви, той любви, о которой сказано: «Долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, сорадуется Истине, всего надеется и всё переносит, любовь, которая никогда не перестаёт…»
Во время рефлексии по итогам урока мы видим, что многим стала более понятной повесть, а кто-то из семиклассников ещё не совсем готов воспринимать древнерусский текст. Но в любом случае, дети соприкоснулись с очень важной истиной и знакомство с древнерусским произведением им запомнится.
Безусловно, в этом нам помог справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех (http://www.gramota.ru/).
Интернет даёт возможность обращаться к самым разнообразным ресурсам. Мы находим много интересного на сайтах таких электронных библиотек, как
1) «Bookz.ru» (http://bookz.ru)–электронная библиотека, в которой можно бесплатно скачать книги, справочники, журналы и словари в электронном виде, а также подписаться на рассылку «Новинки», чтобы всегда быть в курсе последних новинок на сайте, оставлять свои отзывы, комментарии и делиться впечатлениями от книг, ставить оценки прочитанным произведениям.
2) Классика.Ru (http://www.klassika.ru/) - электронная библиотека классической литературы, которая представляет собой одну из самых обширных и достаточно полных сетевых коллекций произведений классической русской художественной литературы - как поэтического, так и прозаического содержания. Содержит произведения наиболее известных авторов. На сайте представлено 2878 произведений 144 авторов. Помимо текстов произведений на сайте есть информация о биографии писателей.
3) Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия (http://www.megabook.ru).
В коллекции Кирилла и Мефодия находится современный толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Помимо этого, на сайте можно производить поиск по словарю иностранных терминов, англо-русскому и русско-английскому, экономическому словарю, а также автомобильной энциклопедии, энциклопедии вооружений, домашних животных, здоровья, кино, компьютеров, кулинарии, музыки, этикета.
4) Проза.ру (http://www.proza.ru/) - Национальный сервер современной прозы.
5) Стихи.Ru (http://www.stihi.ru/) - Национальный сервер современной поэзии. Здесь большая сетевая коллекция произведений современной русскоязычной поэзии, предоставляет авторам возможность свободной публикации произведений и служит творческой средой для современной поэзии. На сайте опубликовано более 100 тысяч авторских стихотворений, и ежедневно публикуется 400-500 новых произведений. Содержит руководства по стихосложению. Можно оценивать опубликованные стихи.
6) Русский филологический портал (http://www.philology.ru/).
Сайт представляет собой библиотеку филологических текстов. Здесь имеются монографии, статьи, методические пособия.
В заключение скажу, что дети с удовольствием читают электронные книги, которые им нравятся тем, что они компактны, доступны и современны.
Использование разнообразных произведений с электронных ресурсов на уроке способствует углублению погружения в материал, повышению мотивации обучения, возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; развитию разных видов деятельности: умения мыслить, спорить, рассуждать.
Полунина О.В.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 мар 2016, 18:34

Re: Методическая копилка

Сообщение саитгареева » 23 мар 2016, 17:12

Электронные учебники — необходимая мера, позволяющая школам быть в тренде времени. Интерактивные доски, проекторы и лазерные указки — это всё уже есть практически в каждом классе и активно используется, повышая интерес учеников к учёбе. Электронные учебники — ещё один шаг в этом направлении.Лучше всего такое пособие подходит для самостоятельной работы учащихся при очном и особенно дистанционном обучении, потому что оно облегчает понимание и запоминание учебных материалов. Кроме того, интерактивный учебник допускает адаптацию под потребности учащегося, уровень его подготовки и интеллектуальные возможности. Он дает большие возможности для самостоятельной проверки знаний на всех этапах работы, предоставляя дополнительные разъяснения, повторения и подсказки.

Электронный учебник будет полезен и на практических занятиях, так как предполагает использование компьютера для решения большинства задач и высвобождает время для глубокого анализа учебных данных и их графической интерпретации. Он позволяет проводить самостоятельные занятия за компьютером, оставляя преподавателю роль консультанта.

Электронное пособие дает возможность с минимальными трудозатратами со стороны преподавателя эффективно контролировать знания учащихся, определять уровень сложности и содержание проверки.При работе с электронными курсами исключается живое общение – самый доступный и эффективный способ получения знаний. Еще один негативный аспект – большая нагрузка на глаза при восприятии информации с экрана. Имеет свои тонкости и недостатки и разработка электронных учебных курсов. Их создание требует тщательного планирования и методологической подготовки, значительных временных затрат. Поэтому нужно серьёзно подходить к выбору электронных пособий. Я давно использую ряд библиотек.
Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru
Библиотека Альдебаран http://lib.aldebaran.ru
Классика.ру http://www.klassika.ru
Библиотека Алексея Комарова http://ilibrary.ru
Русская виртуальная библиотека (РВБ) http://www.rvb.ru
Университетская электронная библиотека INFOLIO http://www.rsl.ru
Виртуальные выставки РГБ http://presentation.rsl.ru/
Русское литературное наследие on-line http://tolstoy-nasledie.rsl.ru/ru/mainmenu/about
Университетская электронная библиотека INFOLIO http://www.infoliolib.info/
саитгареева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 мар 2016, 16:46

Re: Методическая копилка

Сообщение Юзлекаева Лидия » 23 мар 2016, 11:32

Сегодня по праву можно сказать, что Интернет прочно вошел в жизнь учителей и качественно изменил подготовку к урокам и их проведение. В современный век ИКТ важно не потеряться, «не заблудиться» учителю в огромном виртуальном мире, просто необходимо грамотно владеть информацией, уметь видеть главное и второстепенное, научиться быстро принимать решения и как можно быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям работы.
В связи с переходом на ФГОС меняется роль учителя, формы проведения урока и его подготовка. Модернизация образования делает акцент на необходимость формирования информационной компетентности как одного из главных показателей качества образования.
Как же применяются электронно-образовательные ресурсы на уроках русского языка? Насколько эффективно их применение? Использование таких ресурсов открывает огромные возможности для качественно новой подготовки во время классных и индивидуальных занятий.
Преподаватель, используя Интернет, может актуализировать материал собственных учебников; найти дополнительную информацию; разместить учебную информацию; разработать интерактивные обучающие материалы; применить различные формы контроля и самоконтроля; организовать обратную связь; осуществлять контакты между разными членами группы; работать с гипертекстами, аудио- и видеофайлами и блогами.
Предлагаю коллегам следующие электронные ресурсы.
Культура письменной речи. (http://gramma.ru) . Здесь предлагаются электронные версии учебников и учебных пособии по лингвистике, русскому языку и литературе, статьи литературных критиков, литературные произведения. Нормы современного русского литературного языка. Материалы к экзамену. Библиотека художественной литературы и критики. Словари. Методические материалы. Консультации.
Сетевая словесность (http://www.netslova.ru) : сетевой литературный журнал, электронная библиотека и лаборатория словесного творчества в электронной среде.
Русская виртуальная библиотека (http://rvb.ru). Электронное научное издание произведений русской классической литературы.
Словарь литературоведческих терминов (http://slovar.lib.ru). Все многообразие литературоведческих терминологии, представленное в алфавитном порядке.
Страна слов (http://wordsland.ru). Сайт посвящён русскому языку, преподавание которого под названием Магия языка ведётся в виртуальной школе магии и волшебства. Цель этого преподавания - рассказывать о сложных для многих вопросах русского языка в увлекательной форме.
Юзлекаева Лидия
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 мар 2016, 11:18

Re: Методическая копилка

Сообщение Бикмурзина » 22 мар 2016, 12:25

Использую ли я ресурсы электронных библиотек при планировании и организации учебного процесса? Я думаю, все учителя в какой-то мере их используют в своей работе. Вопрос в том, какие именно электронные библиотеки я использую? До недавнего времени я использовала только непрофессиональные электронные библиотеки, но, благодаря лекциям Жуковой Юлии Александровны, узнала много новых адресов электронных библиотек.
Библиотека Максима Мошкова http://lib.ru
Библиотека Альдебаран http://lib.aldebaran.ru
Классика.ру http://www.klassika.ru
Библиотека Алексея Комарова http://ilibrary.ru
Русская виртуальная библиотека (РВБ) http://www.rvb.ru
Университетская электронная библиотека INFOLIO http://www.rsl.ru
Виртуальные выставки РГБ http://presentation.rsl.ru/
Русское литературное наследие on-line http://tolstoy-nasledie.rsl.ru/ru/mainmenu/about
Университетская электронная библиотека INFOLIO http://www.infoliolib.info/
Электронная библиотека ИД «Первое сентября» http://1сентября.рф
Электронная библиотека издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/
Электронная библиотека издательства «Дрофа» http://www.drofa.ru/
Werden http://imwerden.de
Публичная электронная библиотека Евгения Пескина http://public-library.ru
ФЭБ: Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://feb-web.ru/
Бикмурзина
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 14:46

Re: Методическая копилка

Сообщение Мамлеева Людмила » 21 мар 2016, 15:27

Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. Принятые и введенные в действие федеральные государственные образовательные стандарты фактически обязывают педагогов при планировании и организации учебного процесса использовать электронные образовательные ресурсы.
Работа с электронными библиотеками даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию, произведение, иллюстрацию. Наиболее часто мы с детьми используем ресурсы библиотеки классической литературы «Классика. Ру» (http://www.klassika.ru/ )/. В структуре сайта разделены прозаические и поэтические произведения, списки авторов рубрицированы в алфавитном и хронологическим порядке.
Интерес для нас представляют и разделы: «Современная русская проза», «Современная драматургия», «Старинная европейская литература», «Античная литература», «Сказки», «Приключения» в библиотеке Максима Мошкова(http://lib.ru/).
Уникальна электронная библиотека текстов «Хрестоматия по русской литературе», содержащая все ключевые произведения школьной программы с 5 по 11 класс, биографии и фотографии писателей. Благодаря интерактивному содержанию здесь можно работать с одним или несколькими произведениями одновременно, создавать закладки, обращаться к культурно-историческим комментариям
Неоценимую помощь при организации урока, внеклассного мероприятия оказывают материалы, размещенные на образовательном сайте учителя русского языка и литературы Ирины Викторовны Шилаевой (http://s1literator.ucoz.ru ). На ее сайте можно познакомиться не только с художественными произведениями, но и с критической литературой, фильмами, аудиокнигами по произведениям школьной программы.
Использование ЭОР делают процесс обучения творческим, интересным и мотивирует учащихся на получение новых знаний, открытий.
Мамлеева Людмила
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 21 мар 2016, 15:22

Re: Методическая копилка

Сообщение Лилия Чувашова » 21 мар 2016, 15:23

Добрый вечер! заходите на http://chuvasheva.ucoz.net/
Лилия Чувашова
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 09:46

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron