Методическая копилка

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Методическая копилка

Сообщение Ахметова Г.А. » 21 мар 2016, 03:07

Г.А.Ахметова,
доцент кафедры русского языка и литературы ИРО РБ.

Религия М. Ю. Лермонтова в школе: современное прочтение произведений писателя в школе

Говорят, что все новое – хорошо забытое старое. В этой связи хотелось бы коснуться важного аспекта творчества Лермонтова – его религии. По понятным причинам о ней принято было умалчивать в советское время. Но и в наши дни характерно звучит тема сочинения по роману «Герой нашего времени», предложенная в качестве варианта задания 25 в ЕГЭ по литературе: ««Почему роман М. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим?» Трудно возразить против социального и тем более психологического подхода к роману Лермонтова, но наивно игнорировать религиозно-философский аспект произведения и наследия художника в целом.
О религиозных воззрениях Лермонтова писали дореволюционные критики и исследователи литературы. Более 100 лет назад, в 1914 году, появился юбилейный сборник, посвященный поэту: «Венок Лермонтову», в него вошла статья С. Шувалова «Религия Лермонтова». В 1911 году С. Д. Мережковский опубликовал статью с характерным названием: «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества». По мысли Мережковского, Лермонтов – создатель философии «сверчеловека», предшественник Достоевского и в отдаленной перспективе - Фр. Ницше. В советское время, в 1981 году под редакцией В. Мануйлова появилось капитальное исследование «Лермонтовская энциклопедия», опередившее на многие годы лермонтоведение. В энциклопедии были освещены религиозные воззрения Лермонтова в разделах: «Демонизм», «Библейские мотивы», «Религиозные мотивы», «Богоборческие мотивы».
Очевидно, что творчество Лермонтова религиозно. Его ключевой мотив – богоборчество, гордый спор с Богом. Лирический герой Лермонтова – сильная личность, своего рода «сверхчеловек», способный на равных спорить с Творцом. Главный персонаж Лермонтова – Демон, мятежный ангел Бога. Даже Печорин – это тоже своего рода Демон в прозе.
Каковы же истоки богоборчества Лермонтова? Что в короткой жизни поэта, прожившего неполные 27 лет, могло вызвать обиду на Творца, желание спорить с ним? Ответ на этот вопрос дают факты биографии Лермонтова. Это его искусственное сиротство в детстве, разлученность с отцом; это «горькая любовь» в юности и прозвище «Маешка», полученное еще в Юнкерской школе и означающее «горбун, урод»; физические комплексы и необходимость постоянно самоутверждаться в отношениях с женщинами. Наконец, Лермонтову «не повезло» родиться в 1814 году, он вышел бы на Сенатскую площадь, если бы ему не было в 1825 году всего 14 лет. Юность поэта прошла в атмосфере поражения декабристского движения.
Знаменита элегия 1840 года «И скучно и грустно…», по форме она напоминает дневник, отрывочные дневниковые записи. Но что означает многоточие в финале элегии? Что таит фигура умолчания? Поэт отрицает жизненные ценности, ради которых стоит, казалось бы, жить: желания, любовь, страсти. Все иллюзорно, временно. В концовке стихотворения отрицается сама жизнь как «пустая и глупая шутка». Но чья шутка? Бога. Шутка Бога над человеком. Элегия печальна (Белинский назвал ее «похоронной песней целой человеческой жизни»), но в подтексте ее – дерзкий упрек Творцу в несовершенстве жизни, личной судьбы.
В том же 1840 году Лермонтов пишет элегию «Благодарность». На первый взгляд может показаться, что это послание к любимой женщине, но на самом деле поэт обращается к Богу. Он горько «благодарит» Творца в несовершенстве личной судьбы. Шестикратная анафора усиливает страстность обвинений к Богу. В концовке стихотворения звучит горькая просьба о смерти: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я еще благодарил».
Надо сказать, что богоборчество Лермонтова не является проявлением его атеизма, безбожия. Это форма религиозного сознания поэта, крайне субъективная. Религиозность Лермонтова носит глубоко субъективный характер, доходит в своих пределах до гордого вызова Богу, дерзкого спора с ним.
При этом у Лермонтова, наряду с богоборческой поэзией, есть и светлые религиозные стихотворения, в которых поэт принимает Бога и Божий мир. Это три молитвы («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою», «Не обвиняй меня, Всесильный», «В минуту жизни трудную»), «Ветка Палестины», «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива».
Последняя элегия перекликается со стихотворением «Благодарность». Но если «Благодарность» по страстному пафосу отрицания можно назвать анти-молитвой Лермонтова, то «Когда волнуется желтеющая нива» – его поэтическая молитва. Именно Лермонтов создал эти жанры в русской поэзии.
Акварельными яркими красками поэт рисует в элегии чудный летний пейзаж. Может показаться, что перед нами чисто пейзажное стихотворение. Но оно пронизано глубокими религиозными переживаниями. Красота природы рождает благодарные слова к Богу. Это не ироническая благодарность, как в стихотворении «Благодарность», но искренняя хвала Создателю за совершенство мира: «И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах Я вижу Бога».
О «фатуме» и свободе Лермонтов глубоко и привычно задумывается в романе «Герой нашего времени». Последняя, итоговая повесть романа называется «Фаталист», она бросает философский свет на личность Печорина и произведение в целом. Как всегда, Лермонтов решает вопрос о свободе человека и судьбе парадоксально, «пятьдесят на пятьдесят»: не отрицая фатум, он утверждает свободу человеческого поведения.
Трижды в повести доказано существование предопределения. Вулич, по-восточному убежден, что судьба человека, даже день и час его смерти, записаны уже при рождении в небесной книге Бога. В доказательство Вулич стреляет себе в висок, и заряженный револьвер дает осечку. Но в тот же вечер Вулич погибает от шашки пьяного казака, и сбывается предчувствие Печорина. Наконец, есть третье доказательство судьбы: Печорин смертельно рискует, обезоруживая казака – убийцу Вулича, и остается жив, ибо ему суждено умереть не здесь, а по дороге из Персии в Россию.
Из тройного доказательства высшей воли Печорин делает неожиданный, парадоксальный вывод в пользу личной свободы. Если от судьбы все равно не уйдешь, то и не надо ничего бояться, достойнее для человека - свободно проявлять свое «я».
Печорин – человек судьбы. На нем лежит печать судьбы – исторической и метафизической. Он – герой своего времени, печальных николаевских, безгеройных 1830-х годов, представитель «потерянного поколения» (оплаканного в элегии «Дума»). Но на Печорине, как и на Демоне, герое одноименной поэмы Лермонтова, лежит печать метафизического, Божьего проклятия. Демон готов в любви к Тамаре примириться с Богом, но он вторично отвергнут: его поцелуй убивает Тамару. Демон обречен приносить несчастье даже тем, кого он любит. Печорин - тот же Демон.
Свою жизнь Печорин строит как морально-волевой поединок с людьми и судьбой. «Что такое счастье? Насыщенная гордость». В своем активном самоутверждении, поединке с судьбой Печорин разрушает жизни окружающих людей: Бэлы, Мери, Веры, Грушницкого. Поцелуй Печорина убивает. Ему суждено приносить несчастье, и сам он глубоко несчастлив. В этом драма «сверхчеловека».
Размышляя на тему о свободе и «фатуме», бунтуя против Творца, Лермонтов глубоко соприкасается с Достоевским, постоянно решавшим проблему «за и против» Бога. Именно так, «Рro et contra», называется центральная, философская часть романа «Братья Карамазовы». Между двумя религиозными художниками существует глубокая преемственность, но это уже отдельная тема.
Ахметова Г.А.
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 13 мар 2016, 15:54

Re: Методическая копилка

Сообщение Ахметова Г.А. » 21 мар 2016, 03:07

Г.А.Ахметова,
доцент кафедры русского языка и литературы ИРО РБ.

Религия М. Ю. Лермонтова в школе: современное прочтение произведений писателя в школе

Говорят, что все новое – хорошо забытое старое. В этой связи хотелось бы коснуться важного аспекта творчества Лермонтова – его религии. По понятным причинам о ней принято было умалчивать в советское время. Но и в наши дни характерно звучит тема сочинения по роману «Герой нашего времени», предложенная в качестве варианта задания 25 в ЕГЭ по литературе: ««Почему роман М. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим?» Трудно возразить против социального и тем более психологического подхода к роману Лермонтова, но наивно игнорировать религиозно-философский аспект произведения и наследия художника в целом.
О религиозных воззрениях Лермонтова писали дореволюционные критики и исследователи литературы. Более 100 лет назад, в 1914 году, появился юбилейный сборник, посвященный поэту: «Венок Лермонтову», в него вошла статья С. Шувалова «Религия Лермонтова». В 1911 году С. Д. Мережковский опубликовал статью с характерным названием: «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества». По мысли Мережковского, Лермонтов – создатель философии «сверчеловека», предшественник Достоевского и в отдаленной перспективе - Фр. Ницше. В советское время, в 1981 году под редакцией В. Мануйлова появилось капитальное исследование «Лермонтовская энциклопедия», опередившее на многие годы лермонтоведение. В энциклопедии были освещены религиозные воззрения Лермонтова в разделах: «Демонизм», «Библейские мотивы», «Религиозные мотивы», «Богоборческие мотивы».
Очевидно, что творчество Лермонтова религиозно. Его ключевой мотив – богоборчество, гордый спор с Богом. Лирический герой Лермонтова – сильная личность, своего рода «сверхчеловек», способный на равных спорить с Творцом. Главный персонаж Лермонтова – Демон, мятежный ангел Бога. Даже Печорин – это тоже своего рода Демон в прозе.
Каковы же истоки богоборчества Лермонтова? Что в короткой жизни поэта, прожившего неполные 27 лет, могло вызвать обиду на Творца, желание спорить с ним? Ответ на этот вопрос дают факты биографии Лермонтова. Это его искусственное сиротство в детстве, разлученность с отцом; это «горькая любовь» в юности и прозвище «Маешка», полученное еще в Юнкерской школе и означающее «горбун, урод»; физические комплексы и необходимость постоянно самоутверждаться в отношениях с женщинами. Наконец, Лермонтову «не повезло» родиться в 1814 году, он вышел бы на Сенатскую площадь, если бы ему не было в 1825 году всего 14 лет. Юность поэта прошла в атмосфере поражения декабристского движения.
Знаменита элегия 1840 года «И скучно и грустно…», по форме она напоминает дневник, отрывочные дневниковые записи. Но что означает многоточие в финале элегии? Что таит фигура умолчания? Поэт отрицает жизненные ценности, ради которых стоит, казалось бы, жить: желания, любовь, страсти. Все иллюзорно, временно. В концовке стихотворения отрицается сама жизнь как «пустая и глупая шутка». Но чья шутка? Бога. Шутка Бога над человеком. Элегия печальна (Белинский назвал ее «похоронной песней целой человеческой жизни»), но в подтексте ее – дерзкий упрек Творцу в несовершенстве жизни, личной судьбы.
В том же 1840 году Лермонтов пишет элегию «Благодарность». На первый взгляд может показаться, что это послание к любимой женщине, но на самом деле поэт обращается к Богу. Он горько «благодарит» Творца в несовершенстве личной судьбы. Шестикратная анафора усиливает страстность обвинений к Богу. В концовке стихотворения звучит горькая просьба о смерти: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я еще благодарил».
Надо сказать, что богоборчество Лермонтова не является проявлением его атеизма, безбожия. Это форма религиозного сознания поэта, крайне субъективная. Религиозность Лермонтова носит глубоко субъективный характер, доходит в своих пределах до гордого вызова Богу, дерзкого спора с ним.
При этом у Лермонтова, наряду с богоборческой поэзией, есть и светлые религиозные стихотворения, в которых поэт принимает Бога и Божий мир. Это три молитвы («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою», «Не обвиняй меня, Всесильный», «В минуту жизни трудную»), «Ветка Палестины», «Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива».
Последняя элегия перекликается со стихотворением «Благодарность». Но если «Благодарность» по страстному пафосу отрицания можно назвать анти-молитвой Лермонтова, то «Когда волнуется желтеющая нива» – его поэтическая молитва. Именно Лермонтов создал эти жанры в русской поэзии.
Акварельными яркими красками поэт рисует в элегии чудный летний пейзаж. Может показаться, что перед нами чисто пейзажное стихотворение. Но оно пронизано глубокими религиозными переживаниями. Красота природы рождает благодарные слова к Богу. Это не ироническая благодарность, как в стихотворении «Благодарность», но искренняя хвала Создателю за совершенство мира: «И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах Я вижу Бога».
О «фатуме» и свободе Лермонтов глубоко и привычно задумывается в романе «Герой нашего времени». Последняя, итоговая повесть романа называется «Фаталист», она бросает философский свет на личность Печорина и произведение в целом. Как всегда, Лермонтов решает вопрос о свободе человека и судьбе парадоксально, «пятьдесят на пятьдесят»: не отрицая фатум, он утверждает свободу человеческого поведения.
Трижды в повести доказано существование предопределения. Вулич, по-восточному убежден, что судьба человека, даже день и час его смерти, записаны уже при рождении в небесной книге Бога. В доказательство Вулич стреляет себе в висок, и заряженный револьвер дает осечку. Но в тот же вечер Вулич погибает от шашки пьяного казака, и сбывается предчувствие Печорина. Наконец, есть третье доказательство судьбы: Печорин смертельно рискует, обезоруживая казака – убийцу Вулича, и остается жив, ибо ему суждено умереть не здесь, а по дороге из Персии в Россию.
Из тройного доказательства высшей воли Печорин делает неожиданный, парадоксальный вывод в пользу личной свободы. Если от судьбы все равно не уйдешь, то и не надо ничего бояться, достойнее для человека - свободно проявлять свое «я».
Печорин – человек судьбы. На нем лежит печать судьбы – исторической и метафизической. Он – герой своего времени, печальных николаевских, безгеройных 1830-х годов, представитель «потерянного поколения» (оплаканного в элегии «Дума»). Но на Печорине, как и на Демоне, герое одноименной поэмы Лермонтова, лежит печать метафизического, Божьего проклятия. Демон готов в любви к Тамаре примириться с Богом, но он вторично отвергнут: его поцелуй убивает Тамару. Демон обречен приносить несчастье даже тем, кого он любит. Печорин - тот же Демон.
Свою жизнь Печорин строит как морально-волевой поединок с людьми и судьбой. «Что такое счастье? Насыщенная гордость». В своем активном самоутверждении, поединке с судьбой Печорин разрушает жизни окружающих людей: Бэлы, Мери, Веры, Грушницкого. Поцелуй Печорина убивает. Ему суждено приносить несчастье, и сам он глубоко несчастлив. В этом драма «сверхчеловека».
Размышляя на тему о свободе и «фатуме», бунтуя против Творца, Лермонтов глубоко соприкасается с Достоевским, постоянно решавшим проблему «за и против» Бога. Именно так, «Рro et contra», называется центральная, философская часть романа «Братья Карамазовы». Между двумя религиозными художниками существует глубокая преемственность, но это уже отдельная тема.
Ахметова Г.А.
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 13 мар 2016, 15:54

Re: Методическая копилка

Сообщение Батурина Надежда » 20 мар 2016, 20:06

Олимпиада как форма работы с одаренными детьми

Одной из задач государства и образовательной системы является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие способных и одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей. Филологическое образование является одним из приоритетных направлений общего развития школьников, их общей коммуникативной культуры. Особое внимание к развитию коммуникативной компетенции школьников закономерно. Еще Аристотель сказал, что развитие ума невозможно без развития навыков речи. Создание любого коммуникативного продукта предполагает творчество, понимаемое как создание нового, оригинального. Среди обучающихся немало детей креативных, в том числе и одаренных в области филологии. Главная задача педагога – сделать все возможное, чтобы они развивали свои творческие способности. Для этого необходимо создание особой атмосферы и условий для раскрытия и совершенствования потенциальных возможностей школьников. На решение поставленных задач, поддержку способных и талантливых направлена олимпиада. По мнению Б.Т. Панова, олимпиада является своего рода интеллектуальным соревнованием, в ходе которого учащимися решается целый ряд мыслительных задач с целью определения личного первенства.
Цель проведения олимпиад – развитие у школьников познавательного интереса к предмету, воспитание потребности самостоятельно изучать предмет, знакомиться с научно-популярной литературой, справочниками и словарями, приобретение навыков самостоятельного поиска материала.
При составлении вопросов и заданий для школьной олимпиады по литературе необходимо помнить, что они не должны выходить за рамки программы для этого класса. Нужно грамотно и четко их сформулировать, чтобы они не повторяли заданий учебника и не отпугивали детей слишком трудными и наукообразными формулировками.
Олимпиады, как правило, проводятся в несколько туров. Первый тур предполагает участие всех учащихся класса или школы, поэтому олимпиадные задания на этом этапе должны быть наиболее доступными, рассчитанными даже на среднеуспевающего ученика. Первый тур олимпиады удобнее проводить как письменное домашнее задание. Следует ограничить время его выполнения. Наиболее благоприятным, по мнению методистов, является срок от трех до семи дней. За это время ученик сможет подобрать рекомендованную учителем литературу, изучить ее, возможно, обратиться за помощью к старшим братьям и сестрам, к родителям.
Победители первого тура олимпиады становятся участниками второго тура, проводимого обычно в классе. При оптимальном подборе заданий для первого тура, учитывающем уровень знаний учащихся этого класса, к следующему туру допускаются более пятидесяти процентов школьников. Итоги первого этапа обсуждаются на одном из уроков, разбираются и анализируются те задания, с которыми учащиеся не справились. Этот этап олимпиады, безусловно, важен, так как ученики, не допущенные к дальнейшему участию в олимпиаде, должны обязательно узнать оценку их работы, услышать слова поддержки и одобрения из уст учителя. Задания этого тура должны быть несколько сложнее, чем задания первого тура, а победители должны отличаться находчивостью, сообразительностью, начитанностью, креативностью. Однако следует помнить и то, что многие ученики теряются от неожиданных формулировок вопросов. После проверки конкурсных работ участников олимпиады выявляют победителей, имена которых должны быть озвучены, упомянуты в классной стенной газете или в специально выпущенном бюллетене, посвященном итогам олимпиады. С итогами олимпиады обязательно должны быть ознакомлены все ученики. Предлагается и другая форма проведения олимпиады: к каждому туру допускаются все участники, а победитель выявляется по количеству баллов, набранных во всех турах. Победители школьных олимпиад участвуют в олимпиадах более высокого уровня.
Во многих школах разработана система целенаправленной работы с филологически одаренными детьми, созданы условия для развития индивидуальных склонностей детей, их творческой деятельности, предоставлены возможности участия в конкурсах, проектах, олимпиадах, конференциях. Традиционной стала неделя филологии, в течение которой проводятся различные мероприятия, пропагандирующие среди школьников филологические знания и повышающие их престиж. Многие талантливые учителя-словесники регулярно занимаются с филологически одаренными детьми, готовят их к школьным и городским олимпиадам, помогают подготовиться к олимпиадам и конкурсам более высокого уровня. Особенно актуальным это представляется в связи с введением профильного обучения.
На нашей кафедре был разработан проект, реализация которого позволила создать разветвленную цепь поиска и поддержки филологически одаренных детей, сопровождения их до окончания школы, оказание помощи при подготовке к ЕГЭ по литературе и к выпускному сочинению по литературе в одиннадцатом классе. Автором статьи были разработаны олимпиадные задания для учащихся пятых, шестых, седьмых классов, а также для старшеклассников. Также были подготовлены задания интернет-олимпиады для пятых, шестых, седьмых классов. Мы старались сделать задания интересными, познавательными, чтобы они не отпугивали учеников сложностью и наукообразностью. В контрольно-измерительных материалах, используемых на ЕГЭ, наблюдается усиление внимания к теории литературы. В связи с этим, учитывая возрастные особенности участников олимпиады и требования школьной программы, мы включили задания, направленные на определение родовой и жанровой принадлежности произведений, на выделение особенностей метода того или иного художника слова. Чрезвычайно полезными оказываются тестовые задания на установление соответствия: литературный род – жанр, литературное произведение – автор, литературное произведение – жанр, художественное произведение – литературное направление, отрывки из художественных произведений – приемы выразительности. Иногда затруднения вызывают несложные, на первый взгляд, задания: приведите примеры произведений (2-3), относящихся к каждому из трех родов литературы, укажите жанр каждого произведения. Приведем примеры заданий на установление соответствия, включенные в олимпиады двух последних лет.
Установите соответствие: литературное произведение – жанр:
А) «Евгений Онегин» А.С. Пушкина
Б) «Недоросль» Д.И.Фонвизина
В) «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова
Г) «Мцыри» М.Ю. Лермонтова
Д) «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина
Е) «Ванька» А.П. Чехова
1) баллада
2) роман в стихах
3) повесть
4) комедия
5) рассказ
6) поэма
7) роман
Установите соответствие: литературное произведение – автор:
А) «Станционный смотритель»
Б) «Море»
В) «Слово о полку Игореве»»
Г) «Горе от ума»
Д) «Демон»
Е) «Ревизор»
Ж) «Бедная Лиза» 1) В.А. Жуковский
2) неизвестен
3) А.С. Пушкин
4) М.Ю. Лермонтов
5) Н.В. Гоголь
6) А.С. Грибоедов
7) Н.М. Карамзин

Установите соответствие примеров и выразительных средств и приемов:
1. Луна хохотала, как клоун. (С. Есенин)
2. Я или зарыдаю, или закричу, или упаду в обморок. (А. Чехов)
3. Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К. Бальмонт)
4. И невозможное возможно,
Дорога долгая легка. (А. Блок)
5. Прекрасны вы, поля земли родной! (М. Лермонтов)
6. Я царь – я раб, я червь – я бог. (Г. Державин)
А) Риторическое обращение
Б) Звукопись, звукоподражание
В) Олицетворение
Г) Оксюморон
Д) Многосоюзие
Е) Антитеза

Таким образом, для раскрытия творческого потенциала детей необходима целенаправленная деятельность. Думается, что будет плодотворным сотрудничество учителей-словесников и преподавателей вузов. Участие детей в олимпиаде любого уровня, на наш взгляд, положительно влияет на образовательный процесс, что проявляется в повышении качества образования и знаний, повышении эффективности учебного процесса, мотивации обучающихся к учению. Проведение предметных олимпиад, конкурсов способствует индивидуализации обучения, развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию способностей к самостоятельному усвоению новых знаний, умений.
Батурина Надежда
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 19:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Батурина Надежда » 20 мар 2016, 19:55

Торжественная ода и парадный портрет
(к вопросу об использовании живописи при изучении классицизма)

Классицизм в XVIII веке существовал во всех видах искусства. На уроках литературы в 9 классе, факультативных и элективных занятиях важно привести примеры того, как происходило становление и развитие данного стиля в живописи, музыке, скульптуре, архитектуре. Охватить все виды искусства, конечно, невозможно. Можно сделать отдельные сообщения о художниках и продемонстрировать репродукции, можно сопоставить словесные произведения и портреты, изображающие одну и ту же личность.
В живописи особенности классицизма ярко проявились в жанре портрета, отличающемся высокими художественными достижениями. Для портретной живописи было важно раскрыть внутренний мир человека и выразить высокие идеалы своего времени. Существовали парадные портреты разного размера, утверждавшие идеал дворянина. Одним из первых портретистов был И.Н. Никитин. Можно обратиться к работам Никитина, не раз воссоздававшим образ Петра I. Это любимый художник Петра I, предмет гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». Художник сумел изобразить Петра не только как государственного деятеля, великого правителя, но и как человека с трудной судьбой, богатым внутренним миром, великого труженика.
Портрет получил широкое распространение в последнюю четверть XVIII века. Жанр служил источником знаний об эпохе и о самом человеке. Учителю можно обратиться к таким известным именам, как Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский. Изображая императоров, полководцев, сановников, дворян, художники стремились показать не пышность и богатство, а ценность человеческой личности, идею служения Отечеству, внутренний мир изображённых людей. Их талант, как и талант Г.Р. Державина, развился под крылом львовского кружка. Д.Г. Левицкий (1735-1833), вглядываясь в людей, старался подчеркнуть в них наиболее яркие черты характера.
В.Л. Боровиковский (1757-1825) был замечен В.В. Капнистом на Полтавщине и привезён в Петербург, где благодаря упорству, трудолюбию, таланту стал знаменитым, написал портреты почти всех «создателей российской изящной словесности» (Сумарокова, Капниста, Нелединского-Мелецкого, Дмитриева, Державина, Карамзина и других). Его портреты, нежные и гармоничные, отличаются от произведений классицизма и созвучны произведениям сентименталистов. Живопись и литература, особенно поэзия, в XVIII веке довольно часто пересекались.
Интересно и полезно сопоставить торжественную оду и парадный портрет. Перед творцами стояли одинаковые задачи: прославление Российского государства путём возвеличивания монарха, оценка личностных качеств правителя, «урок царям», наказ быть «тружеником на троне».
А.П. Андропов – выдающийся мастер в области большого парадного портрета. В 1766 году он написал очередной портрет Елизаветы Петровны. Пышность и торжественность создаётся следующими средствами: грандиозные уходящие ввысь колонны, богатые драпировки, изысканная золочёная мебель, осыпанные бриллиантами знаки императорского достоинства – скипетр и держава, контрастное освещение. Монархиня изображёна в центре холста в полный рост, на переднем плане слева находится стол с регалиями, справа – кресло. Композиция портрета такова, что придаёт образу монарха монументальность. Старательно художник выписывает детали парадного одеяния Елизаветы Петровны: голубую ленту ордена Святого Андрея Первозванного, императорскую корону, парадное платье с драгоценными украшениями, меховую мантию.
М.В. Ломоносов создаёт торжественную оду по законам классицизма. Ода имеет стройную трёхчастную композицию, вступление и заключение объединены единством мысли, пафос нарастает к кульминации. Высокий стиль создаётся за счет использования славянизмов, «преизбыточного» количества тропов, аллегорий, символов, античных образов. Четырёхстопный ямб и десятистишная строфа с разными способами рифмовки придают оде величавость. Поэт создает обобщенный образ Елизаветы Петровны, прославляет ее за деятельность, направленную на благо государства, и дает наказ продолжать начинания ее отца Петра I. М.В. Ломоносов сумел превратить оду в средство выражения своих просветительских идеалов, своеобразные «уроки» царям.
Не менее интересной и полезной будет такая сопоставительная работа: Г.Р. Державин «Фелица» (можно добавить и оду «Видение Мурзы») и портрет Екатерины II кисти Д.Г. Левицкого 1782 года. В индивидуальном сообщении ученик отметит, что Левицкий – крупнейший художник XVIII века, мастер портретной живописи. Он создал образы многих представителей дворянской интеллигенции и светских красавиц и в каждом из них уловил внутреннюю сущность и продемонстрировал свой творческий почерк.
Как изображают Екатерину II Г.Р. Державин и Д.Г. Левицкий? Поэт воспевает «богоподобную царевну», создаёт образ просвещённой монархини и в то же время обычной женщины с присущими ей индивидуальными чертами. Д.Г. Левицкий создает образ Екатерины-законодательницы. Это его живой отклик на движение общественной мысли того времени, когда была сильна мечта об идеальном, просвещенном государе. Чувствуется, что художник имел своей целью не только прославить просвещенную монархиню. В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. Художник создал абстрагированный образ императрицы, идеал монарха, который сложился в среде просветителей второй половины века.
Екатерина II изображена в храме богини Правосудия: строгое белое платье с мантией, орден святого Андрея Первозванного (цепь) и святого Владимира 1-й степени (лента и крест). Статуя богини Фемиды и своды законов у ног императрицы свидетельствуют о ее государственной деятельности, корабли на заднем плане являются олицетворением побед России на Черном море. Все детали портрета, в том числе и сжигаемые на жертвеннике цветы мака, -аллегория образа справедливой правительницы, для которой служение обществу превыше всего. Портрет, чрезвычайно популярный, неоднократно копировался и повторялся. Передовые люди видели в нем идеальное воплощение образа просвещенного монарха. Орел с оливковой ветвью воспринимался как символ России. Работа была встречена в передовой среде с одобрением. Державин и Левицкий высказывают каждый своими средствами своё наставление Екатерине II – заботиться о благе государства и о своих подданных, а оба произведения отвечают запросам передового русского общества. Державин называл поэзию «говорящей живописью» и воспроизвёл изображённое на картине Д.Г. Левицкого в своей оде «Видение Мурзы». Г.Р. Державин воспевает в «Фелице» достоинства Екатерины как монарха и выделяет её нравственные качества: трудолюбие, ум, энергичность, простоту, непритязательность в быту, снисходительность, милосердие. Произведения, созданные словами и красками, как бы перекликаются между собой и прекрасно дополняют друг друга.
Интересными и полезными для старшеклассников будут сведения о другом талантливом художнике В.Л. Боровиковском (1757-1825), идеалом которого стал человек, проявляющий свои чувства и в то же время верный своему долгу перед обществом. В портрете Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке художник придал ее образу будничный характер. Салоп и чепец пожилой женщины нарушили традиционную парадность царского портрета. Талантливое творение вызвало неодобрение Екатерины II.
Ф.С. Рокотов уже пользовался известностью в петербургском высшем обществе, когда вступила на престол Екатерина II. В 1763 году художнику было поручено написать её портрет, с чем художник прекрасно справился. Императрица изображена во весь рост, в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, слева на столе – символы власти, в правой руке – скипетр. К началу 1760-х годов художник Рокотов был уже достаточно искусен и знаменит. Высочайший заказ на портрет Екатерины II явился свидетельством признания таланта живописца. Рокотов строит композицию полотна, используя профильный поворот сидящей фигуры. Этот прием является достаточно редким для парадного портрета. Величественная осанка Екатерины II, ее благородный профиль в совокупности с атрибутами власти и традиционным фоном с колонной и драпировкой, придают образу императрицы идеальный характер. Вместе с тем величественный жест государыни, которым она словно обращается к зрителям за пределами картины, вносит в трактовку этого вида портрета несвойственный ему налет камерности и некоторый динамизм. Коронационный портрет Екатерины II явился высшим достижением Ф.С. Рокотова в области парадного портрета.
Сообщения о репродукциях могут подготовить сами учащиеся при помощи учителя. При этом необходимо обратить внимание на следующие вопросы: содержание картины и основная мысль художника; главные образы; композиция и колорит картины; черты классицизма; впечатление о картине. В такой непростой работе учителю окажут помощь книги и альбомы по искусству, посещение картинных галерей, музеев, заочные и виртуальные экскурсии, презентации, видеофильмы, Интернет. Занятия с привлечением материала из других видов искусств развивают, углубляют понятие о классицизме в русской литературе, обогащают знания старшеклассников, обобщают понятие о классицизме как художественном направлении и стиле в различных видах искусства. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к старшеклассникам «за помощью», ролевые игры, подготовка проектов, творческие задания, работа в малых группах) учитель побуждает обучающихся к совместному размышлению, дискуссии, которая начинается непосредственно на занятии. В заключение занятий полезно представить картину изменений в искусстве в XVIII столетии, которые происходили в углублении психологизма в изображении человека, осмыслении проблемы творца и его наследия, осознании художественного мира как особой сферы со своими законами, понимании воспитательной и эстетической функций искусства.
Батурина Надежда
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 19:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Ахметова Г.А. » 20 мар 2016, 18:45

3. Ахметова Г.А. «Анализ лирического стихотворения» (подготовка к ЕГЭ по литературе, задания с развернутым ответом).

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Стихотворение написано в 1841 году, за несколько месяцев до гибели поэта. Жанр стихотворения - элегия, печальная медитация о жизни и смерти. Это одно из немногих светлых религиозных стихотворений в поэзии Лермонтова, которая носит по преимуществу богоборческий характер.
Элегия глубоко символична, многие ее мотивы имеют долгую историю в творчестве Лермонтова. В запеве стихотворения возникает тема одинокого странника. «Кремнистый путь» - конкретная деталь кавказского пейзажа и одновременно место уединенного свидания поэта с Богом. Во второй и третьей строфах звучит привычный в поэзии Лермонтова мотив – глубокой усталости от жизни. Он сопрягается с другим мотивом – мечтой о посмертном покое. Посмертной отраде. Четвертая и пятая строфы позволяют понять, что речь идет не о «холодном сне могилы», но о растворении человеческой души в космосе, в природе. Лермонтов имеет в виду жизнь за гробом; поэт верит, что со смертью жизнь души не кончается.
Поэтический язык Лермонтова экспрессивен. В первую очередь – символичен. Так, «голубое сияние» (любимый цвет Лермонтова) сообщает земному пейзажу космическую широту. «Сладкий голос», как и «темный дуб», формируют образ лермонтовского Эдема.
Обилие тропов и синтаксических фигур позволяют характеризовать стиль поэта как орнаментальный Среди синтаксических фигур особенно выразительны анафоры и повторы-перехваты. Соединяющие строфы. Экспрессию усиливают вопросительно-восклицательные конструкции, синтаксические параллелизмы.
Стиховой строй сочетает черты элегической медитации и песни. Пятистопный хорей звучит напевно.
Эмоциональный мир лирического героя сложен, вбирает в себя восторг перед мирозданием и отчужденность от него, печальную безнадежность и надежду на сладостное чудо. Но в целом мироощущение лирического героя носит светлый религиозный характер, сопрягается с верой в продолжение жизни после смерти.
Ахметова Г.А.
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 13 мар 2016, 15:54

Re: Методическая копилка

Сообщение Ахметова Г.А. » 20 мар 2016, 16:40

Ахметова Г.А., доцент кафедры русского языка и литературы ИРО РБ.
Уважаемые коллеги! Хочу предложить вашему вниманию тематический цикл "Анализ лирического стихотворения"(в рамках подготовки к ЕГЭ по литературе в 11 классе).
1. А. Пушкин. «К***»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Стихотворение написано не позднее 1825 года, посвящено А.П.Керн, племяннице соседки Пушкина по имению П.А.Осиповой. А.П.Керн гостила летом 1825 года в Тригорском.
Жанр – любовная элегия. Название стихотворения – первая буква фамилии адресата – интригует загадочностью, поэт не называет имя замужней женщины.
«Сюжет» элегии – история жизни лирического героя, пережившего встречу с идеалом, забвение его и воскрешение души при новой встрече с ним. Композиция стихотворения «кольцевая»: последняя строфа повторяет первую. Композиционное «кольцо» позволяет почувствовать главный мотив стихотворения: любовь воскрешает душу.
Портрет возлюбленной поэта - почти иконописный. Детали портрета призваны возвысить образ любимой до «божества»: «гений чистой красоты», «голос нежный», «милые черты». Возможно, это портрет Мадонны. Девы Марии.
Поэт дает емкую формулу красоты, цитируя строку В.А.Жуковского: «Ах, не с нами обитает гений чистой красоты» («Лалла Рук»).
Четырехстопный ямб с пиррихиями, чередованием женских и мужских рифм – звучит легко, почти в разговорном ключе. Сравнения, обилие повторов, анафор – усиливают эмоциональную экспрессию стихотворения. Все элементы структуры стихотворения выражают его пафос: обожествление красоты.
Ахметова Г.А.
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 13 мар 2016, 15:54

Re: Методическая копилка

Сообщение Дорожкина Т.Н » 20 мар 2016, 12:18

Конспект урока литературы в 11 классе (профильная группа)
(учитель М.В. Степанова, МБОУ лицей №123, г. Уфа)
В чём смысл названия рассказа И.А.Бунина «Лёгкое дыхание»?
Цели урока:
1. Проследить, как в художественной канве рассказа «Легкое дыхание» воплощается философская концепция И.А.Бунина, его понимание мира и места человека в нем.
2. Выяснить, почему автор назвал рассказ о судьбе Оли Мещерской «Лёгкое дыхание».
3. Совершенствовать у учащихся навыки анализа художественного произведения, умение ставить проблемные вопросы, делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию.
4. Помочь учащимся в осознании себя как личности, в понимании себя как части большого сложного мира.
Оборудование: портрет И.А.Бунина, выставка книг (разные издания рассказа «Легкое дыхание»), иллюстрации учащихся к рассказу, компьютерная презентация
Ход учебного занятия:
I. Организационный момент. Подготовка учащихся к восприятию материала.
2. Слово учителя.
Рассказ И.А. Бунина «Легкое дыхание» принадлежит к кругу произведений, требующих особо внимательного чтения. Сжатость текста обусловливает смысловое углубление художественной детали. Сложная композиция, обилие многоточий, умолчаний заставляют остановиться для раздумья в моменты неожиданных «изгибов» сюжета. Содержание рассказа столь многопланово, что он вполне мог бы стать основой целого романа. Действительно, каждый из нас, размышляя над очередным многоточием, как бы дополняет, «дописывает» текст в соответствии со своим восприятием. Может быть, именно в этом кроется загадка бунинского рассказа: писатель как будто призывает нас к сотворчеству, и читатель невольно становится соавтором.
3. Творческая история рассказа.
Сообщение учащегося:
История создания рассказа сообщена самим автором:
«... вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливые минуты моего писательства».
Но это - только внешняя сторона «творческой истории» рассказа. Вчитаемся теперь в одну из бунинских биографических записей, которая лишь на первый взгляд не имеет прямого отношения к «Легкому дыханию»: «В тот февральский вечер, когда умерла Саша и я (мне было тогда лет 7-8) бежал по снежному двору в людскую сказать об этом, я на бегу все глядел в темное облачное небо, думая, что ее маленькая душа летит теперь туда. Во всем моем существе был какой-то остановившийся ужас, чувство внезапно свершившегося великого непостижимого события». Эта запись относится к 1940 году, и в ней точно обозначен биографический, сугубо личный источник той психологической ситуации, которая запечатлена в «Легком дыхании». Зацепились друг за друга, сомкнулись в ассоциативный пучок, навсегда связались в сознании писателя - уже вне конкретного житейского события - девочка, зима, смерть, облачное небо, куда летит «маленькая душа», ужас, тайна. И стоило Бунину забрести на капринское кладбище, увидеть могильный крест и фотографию девушки с радостными глазами, как тотчас ожили в нем и отозвались впечатления детства. Поэтому и мог он с такой легкостью и «восхитительной быстротой» написать рассказ, что внутренне, психологически уже был на него ориентирован.
Учитель:
Простой сюжет – о жизни и смерти юной девушки, выводит на философские вопросы мимолетности, конечности земного существования. Тайна смерти, трагедия преждевременной кончины волновала Бунина всегда, так что рассказ, написанный, по свидетельству самого автора, казалось бы, на одном дыхании, был задуман давно. Уже в 1903 году им написано стихотворение «Портрет», своеобразная увертюра «Легкого дыхания».
Стихотворение – на экране.
Погост, часовенка над склепом,

Венки, лампадки, образа

И в раме, перевитой крепом,

Большие ясные глаза.


Сквозь пыль на стеклах, жарким светом
Внутри часовенка горит.
«Зачем я в склепе, в полдень, летом?»
Незримый кто-то говорит.

Кокетливо-проста прическа
И пелеринка на плечах...
А тут повсюду - капли воска
И банты крепа на свечах,

Венки, лампадки, пахнет тленьем...
И только этот милый взор
Глядит с веселым изумленьем
На этот погребальный вздор.
После печальных поэтических строк хочется добавить еще и эти слова Бунина из чернового наброска к «Жизни Арсеньева»: «Жизнь, может быть, дается единственно для состязания со смертью, человек даже из-за гроба борется с ней: она отнимает у него имя – он пишет его на кресте, на камне, она хочет тьмой покрыть пережитое им, а он пытается одушевить его в слове».
4. Актуализация темы:
! Представьте, что вы ещё не прочли рассказа. Попробуйте только по названию предположить, о чём он может быть.
? А теперь перечитайте начало рассказа, какие чувства оно вызывает у читателя? (Уже первые строки повествования вызывают у читателя двойственное ощущение: грустное, пустынное кладбище, серый апрельский день, голые деревья, холодный ветер "звенит и звенит фарфоровым венком у подножия креста", "крепкого, тяжелого, гладкого", а на кресте - фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами. Противоестественной кажется смерть девочки, чьи живые глаза словно вопрошают: «Почему? За что? Как такое могло случиться?»).
?Что вам напоминает такое вступление? (эпитафию).
?На какие образы вы обратили особое внимание? (На образы-символы, противопоставленные друг другу: крест (смерть, судьба) - глаза девушки (жизнь)).
?Обращают на себя внимание и определения: крест - из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий. Почему они стоят после определяемого слова? (Интонационно выделяются: после каждого слова невольно делается пауза, слова становятся тяжелыми, как этот крест, словно вбиваются в землю - так тяжело давит человека судьба, от нее не удалось уйти даже такой «поразительно» живой девушке, как Оля Мещерская).
?А чем заканчивается рассказ? (По существу, тем же, все повествование взято в трагическую окантовку: в финальной сцене читатель снова возвращается на кладбище, снова ему «бессмертно сияют из выпуклого медальона на кресте» чистые глаза девочки, так любившей жизнь).
?Не кажется ли вам странным, что у рассказа с таким мрачным началом и грустным финалом такое «светлое», «воздушное», «завораживающее» заглавие? Может, произведение следовало назвать как-то по-другому? Как, например? (возможные ответы учащихся: «Смерть гимназистки», «Короткая жизнь», «Убийство на вокзале» и др.).
? Но И. А. Бунин назвал его «Лёгкое дыхание». Почему? В чём смысл названия рассказа?
Этот вопрос является темой урока. Наша задача – дать ответ на этот вопрос, опираясь на выводы, сделанные в ходе анализа произведения.

5. Работа с текстом рассказа.

- Итак, о чем этот рассказ? (О жизни и смерти гимназистки Оли Мещерской). В чём особенность композиции произведения? (Рассказ начинается с конца, нарушена хронологическая последовательность повествования, «два рассказа в одном»). Составьте план рассказа.
- Почему следующее за описанием кладбища предложение («Это Оля Мещерская») выделено в отдельный абзац? (Читатель уже вовлечён в действие, заинтригован. Возникает множество вопросов: кто эта девушка, какова причина ее ранней смерти? Автор будто сознательно медлит с ответом, поддерживая напряженность повествования).
- Что мы узнаем об Оле из начала рассказа? (Вначале Оля мало чем отличалась от своих сверстниц. «Затем она стала расцветать, развиваться не по дням, а по часам... В 15 лет она уже слыла красавицей».)
- В чем необычность портретной характеристики героини? (Есть недоговоренность, отсутствует развернутый портрет, образ едва намечен отдельными штрихами. Видимо, Бунин считал, что создание целостного облика героини – дело читательского воображения, ведь у каждого свое представление о привлекательности, молодости, красоте. Сравнение с подругами выделяет идейную основу образа - простоту и естественность: «Как тщательно причесывались некоторые ее подруги, как чистоплотны были, как следили за ее сдержанными движениями! А она ничего не боялась - ни чернильных пятен на пальцах, ни растрепанных волос, ни заголившегося при падении на бегу колена... Никто не танцевал так на балах, как Оля Мещерская, никто не бегал так на коньках, как она, ни за кем на балах не ухаживали столько, сколько за ней, почему-то никого не любили так младшие классы, как ее»).
- Объясните это «почему-то». За что так любили Олю малыши? (Она была естественная, живая, искренняя; детей обмануть нельзя, они интуитивно чувствуют хорошего человека).
- Всем ли нравилась Оля? (Некоторым героиня казалось ветреной, слишком легкомысленно поддавшейся вниманию противоположного пола, слишком заигравшейся в любовь: «Незаметно стала она девушкой, и незаметно упрочилась её гимназическая слава, и уже пошли толки, что она ветрена, не может жить без поклонников, что в неё безумно влюблен гимназист Шеншин, что будто бы и она его любит, но так изменчива в обращении с ним, что он покушался на самоубийство...»).
- Прокомментируйте из данного фрагмента следующие речевые детали: «пошли толки», «будто бы», в чём их значимость? (они не позволяют делать объективные выводы из подобной информации, это, скорее всего, кривотолки завистников Оли).
- А нравится ли автору его героиня? (Автору нравится героиня. Доказательства? Во-первых, внимательные читатели обращаются к тексту, находят слова, содержащие оценку образа: «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз»; во-вторых, Бунин «вписывает» Олю в красивые интерьеры, в красивые пейзажи: Оля погожим розовым вечером на городском катке; Оля на прогулке, и солнце блестит «через весь мокрый сад»; Оля в необыкновенно чистом и большом кабинете; в-третьих, у неё есть имя (как в «Господине из Сан-Франциско», так и в этом рассказе есть герои безымянные: классная дама, её брат, начальница, родители, потому что они серые, скучные, угрюмые, лишенные живого естественного начала); что касается истории с Шеншиным, то Бунин использует многоточие, прием умолчания, умышленно обрывая эту сюжетную линию).
- Почему же для такой девушки вдруг оказался возможен неприятный эпизод с Малютиным? Почему Оля вступила в порочные отношения с мужчиной без любви? (Ответ находим в дневнике девушки. Дневниковые записи – важный момент в раскрытии характера. Впервые мы остаемся с Олей один на один, становимся свидетелями настоящей исповеди: «Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход...»).
- Как Оля переживает случившееся? (Оля не была самой беззаботной, самой счастливой, а «казалась» таковой. Есть что-то болезненное в неуемном радостном возбуждении Мещерской («совсем сошла с ума от веселья»). А то, что это веселье было маской, за которой скрыта большая девичья трагедия, подтверждает бунинское слово-ключик «казалась»).
- Так что за человек Оля Мещерская? (Героиня рассказа оказывается душевно надломленным человеком, пережившим глубокое разочарование).
- Какой эпизод подчеркивает разрыв между кажущимся, внешним и внутренним состоянием героини? (Разговор Оли с начальницей гимназии. Вдумчивое перечитывание напряженного диалога в кабинете начальницы не оставляет сомнений: протест случившемуся кипит, вызов вызревал давно и прорывается явно здесь впервые – ей, хранительнице благочестия в гимназии. Спокойствие, с которым говорит Оля, убеждает, что девочка в уме не раз произнесла эту фразу: «Виноват в этом ваш брат…»).
- Дискуссия. Так что же стало причиной гибели Оли Мещерской? (возможные варианты ответов: всему виной глубокая душевная рана; Оля сама спровоцировала убийство, зло посмеявшись над офицером, чужими руками совершила самоубийство, ведь она противна самой себе; за трагическую развязку в ответе взрослые и в первую очередь Алексей Малютин. Его ни в коем случае не оправдывает то, что якобы пятнадцатилетняя девочка сама соблазняла его: он намного старше Оли, опытнее и обязан был подумать об ответственности за совращение несовершеннолетней. Девушка не ожидала от него подлости, ведь он – сосед, приятель отца, брат начальницы гимназии; Мещерская очень одинока, связь с мужчиной для неё - мгновенный порыв, природный интерес, буйство плоти, справляться с которым девочку не научили родители, учителя; Оля - ещё подросток с неуравновешенной психикой, она не смогла справиться со «взрослыми» проблемами и др.)
- В чём смысл упоминания Буниным о Фаусте и Маргарите? (Автор проводит аналогию между несчастной судьбой Гретхен и растоптанной жизнью Оли).
- В финале рассказа внимание автора сосредоточено на образе классной дамы Оли Мещерской. Какова его роль? (Сопоставляя образы Мещерской и ее классной дамы, приходим к выводу, что это два «смысловых полюса» рассказа. Сравнение показывает не только различие, но и определенное сходство. Оля, юная женщина, с головой окунулась в жизнь, блеснула и погасла, как яркая вспышка; классная дама, немолодая девушка, прячется от жизни, тлеет, как догорающая лучина. Главное, что ни одна из героинь не смогла найти себя, обе – каждая по-своему – растратили все лучшее, что было дано им изначально, с чем они пришли в этот мир).
- Финал произведения возвращает нас к заглавию. Не случайно ведь рассказ назван не «Оля Мещерская», а «Легкое дыхание». Что же это такое – легкое дыхание? Образ сложный, многогранный и, несомненно, символичный. Сама героиня дает буквальное его толкование: «Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю…». Но каждый из нас понимает этот образ по-своему. (Варианты ответов: в нем слиты естественность, чистота души, жажда жизни, без которых немыслим человек. Все это было в Оле Мещерской, а теперь это легкое дыханье снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре. Выделенное слово подчеркивает цикличность происходящего: «легкое дыхание» снова и снова обретает земные формы. Может быть, сейчас оно воплощено в ком-то из нас? Как видим, в финале повествование приобретает всемирное, всечеловеческое значение; и автор, и героиня понимают так: жить легко, радостно, в любви, наслаждаться красотой, каждым мгновением, отпущенным тебе. Этим чудным даром была сполна наделена Оля Мещерская и др.).
Учитель:
Оля действительно обладала легким, естественным дыханием — жаждой какой-то особенной, неповторимой судьбы, достойной только избранных. И совсем не случайно об этой ее заветной мечте сказано под конец. Мечты, по мнению И.А.Бунина, не могут исчезнуть, как никогда не исчезает тяга к прекрасному, к счастью, к совершенству.

Домашнее задание: письменный ответ на вопросы:
1) Какова основная идея рассказа И.А.Бунина «Лёгкое дыхание»? Что хотел нам сказать автор?
2) Какие герои других произведений русской литературы обладают «лёгким дыханием»?
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Дорожкина Т.Н » 20 мар 2016, 11:23

Что должен знать ученик о синтаксической организации сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку?
Его сочинения должно отвечать нормам синтаксической организации публицистического текста. Она таковы:
• синтаксическая неоднородность публицистической речи: сочетание конструкций книжных с разговорными, использование разных по структуре предложений - простых, сложных, эллиптических; в ряду сложных - ССП. СПП. БСП);
• широкое применение побудительных и вопросительных предложений, а также прямой речи, диалогических элементов:
• своеобразное использование однородных членов: соединение п-рами, а также в рамках таких риторических фигур, как повтор и градация;
• предпочтительное использование сложноподчиненного предложения по сравнению с другими видами сложного предложения.
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Дорожкина Т.Н » 20 мар 2016, 11:14

О стилистических ошибках в сочинении по русскому языку в формате ЕГЭ
В критериях ФИПИ стилистические ошибки особо не выделяются – они входят в обширную группу речевых ошибок и отмечаются при проверке как речевые ошибки.
Среди них весьма частотны ошибки, связанные с использованием слов в публицистическом тексте. Они обусловлены такими причинами, как:
однородность лексического состава – ограничение его книжной лексикой или, напротив, только разговорной;
• некорректное использование оценочной лексики: в этом случае она либо отсутствует, либо употребляется чрезмерно;
• немотивированное использование разговорной или простореч-ной лексики.
Подчеркнем, что слова с разговорной стилевой окраской или просторечные слова нормами организации публицистического текста использовать не запрещается. Но обращение к ним должно быть мотивированным: их употребляют, если они "работают" на раскрытие темы, на выражение позиции ученика, пишущего сочинение, и отвечают важнейшему коммуникативному требованию к речи - уместности.
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Методическая копилка

Сообщение Ольга Курбатова » 20 мар 2016, 11:06

Добрый день, уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться с вами некоторыми мыслями по поводу недавно состоявшегося регионального этапа Всероссийской олимпиады по литературе среди школьников общеобразовательных учреждений 9-11 классов.
Олимпиада, несомненно, большое знаковое событие, как для ее организаторов, так и участников. Где еще встретишь такое обилие замечательно умных людей, которые сильны не только страстной любовью к литературе, творчеству, но и понимают их тайные законы и смыслы. Мне по долгу своей миссии удалось пообщаться не только с учителями – словесниками, но и старшеклассниками. Нет, никогда не иссякнет родник духовности, тяга к прекрасному и высокому, желание понять себя и мир, а, главное, то гуманистическое начало, что есть в нашем народе и чем пронизана вся русская литература и культура.
Первый день олимпиады был весьма ответственным. От него зависело положение участника в общем рейтинге. Дети получили задание аналитического характера: провести целостный анализ прозаического или поэтического текста. Нельзя сделать вывод по предпочтениям выбора – он оказался равным. За 5 астрономических часов ученик должен был показать степень сформированности аналитических филологических навыков, самостоятельно определить методы и приемы анализа, структуру и последовательность (логику) своих мыслей. Важным было то, чтобы ученик осмысленно пришел к пониманию природы художественного текста, пониманию авторской идеи, его позиции и способов для ее реализации. Для пишущего немаловажным было углубление и развитие первичного понимания текста, видение произведения как сложно организованного единства элементов, несущих в себе смысл и эстетическую ценность.
В открытом доступе каждый участник имел право просмотреть свою проверенную работу и задать комиссии вопрос, если его не устраивало количество баллов. Кроме того, был предоставлен образец устного разбора текста, выполненного профессиональным филологом.
Хотелось сказать несколько итоговых слов по первому этапу. На наш взгляд, тексты были интересными, «вкусными», насыщенными смыслами, ироническим подтекстом: в 9 классе рассказ Л.Улицкой «Гвозди», стихотворение Н.Моршена «Белым по белому», в 10 классе стихотворение Н.Слепаковой «Рисунок Александра Бенуа к «Медному всаднику», рассказ Б.Окуджавы «Частная жизнь Александра Пушкина, или именительный падеж в творчестве Лермонтова»; в 11 классе рассказ И.Бабеля «Ди Грассо», стихотворение Б.Слуцкого «Бесплатная снежная баба». Комиссия пришла к выводам, что в целом дети понимают, что произведения литературы представляют собой «сложно построенный смысл» (Ю.Лотман), они могут последовательно и адекватно раскрыть этот смысл в динамике, по неким «сцеплениям», через конкретные наблюдения, сделанные во время работы с текстом.
Но были довольно часто повторяющиеся ошибки. Видимо, дома учителями была дана установка «тщательной» работы, обязательного учета мельчайших деталей, и порой в сочинении исчезал общий смысл текста. Дети с удивительным напором пытались в одной работе объять необъятное – учитывали все структурные уровни – от фонетического и ритмико-метрического до интертекста. Работы были буквально «нашпигованы» терминами, ведь так красиво «жонглировать» ими в тексте, смысл которых не всегда понятен для пишущего. Следует отметить, что анализ текста – не повод для «демонстрации» филологической терминологии и «попахивает» незрелой псевдонаучностью. Все хорошо в меру, как говорили древние.
Многие дети буквально «растекались мыслию по древу», забывая порой о конкретном задании, в котором им нужно было сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нем и в наибольшей степени «работают» на раскрытие заложенных в нем смыслах. Некоторое работы экспериментировали с жанрами (в форме дневника, пьесы, стихотворения), что противоречит правилам. Но самая распространенная ошибка - низкий историко-культурный уровень некоторых работ. Порой дети не знают самых элементарных сведений. Например, пишут о том, что Великая Отечественная война шла на территории Италии между советскими и итальянскими войсками и продолжалась до 1968года, река Донец находится в Италии, при Сталине было время застоя, не понимают смысла эпохи Возрождения, современных авторов относили к периоду 19 века и т.п. Не было бы так печально, но это 11 класс!
Второй день работы начался со встречи нашей комиссии с учителями словесности. Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы БГПУ им. Акмуллы Борисова Валентина Васильевна прочитала для учителей лекцию о целостном анализе художественного текста и методике его применения в вузовской и школьной практике. Членами комиссии были проанализированы все тексты, заявленные в олимпиаде, что, на наш взгляд, имеет практическую направленность для подготовки к олимпиаде в будущем году.
А в это время участники олимпиады трудились на втором, не менее сложном этапе, состоящем из 3 заданий. Первое задание тестовое – на знание описания внешности и манеры поведения литературных героев. Участники, привыкшие к тестированию и читающие школьные произведения, справились хорошо. Второе задание требовало от участников «представить себя в роли редактора нового издания Блоковской энциклопедии, адресованной школьникам и студентам. Его «соль» состояла в редактировании статьи молодого сотрудника, при этом школьник должен был найти 5 фактических ошибок, объясняя их правильными вариантами, а также самостоятельно добавить дополнительные сведения (критические интерпретации) из жизни А.Блока. Третье задание требовало творческого подхода: своему европейскому сверстнику рассказать об особенно популярном в России литературном персонаже – герое русского писателя. При этом учитывать возраст, специфику иноязычной аудитории и отразить в герое черты русской ментальности, сравнить с аналогом зарубежной литературы. Особенно удивительны были заявленные герои: кот Бегемот, Воланд, Раскольников, Соня Мармеладова, Обломов. Вот повод для философских размышлений…
Второй день закончился далеко за полночь, но многие не уехали: ждали результата, ведь счастливчик – победитель поедет на заключительный этап олимпиады по литературе в Москву.
Хотелось бы в заключении отметить работу наших коллег из Стерлитамакского филиала БашГУ во главе с деканом филологического факультета кандидатом филологических наук, доцентом Мухиной Н.Б., которые приняли весь организационный груз двух олимпиадных дней, работали четко, слаженно, профессионально.
Ольга Курбатова
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 10:18

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron