Задать вопрос

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Задать вопрос

Сообщение Леонова Г.А. » 20 мар 2016, 09:58

Ответ Евгении Гурьяновой » 15 мар 2016, 15:21
Здравствуйте, коллеги. Я хотела бы узнать, допустимо ли при выполнении задания на сопоставление нескольких произведений в ЕГЭ по литературе в качестве примера брать разные произведения одного автора? Или это обязательно должны быть разные писатели? Спасибо
Евгения Гурьянова

Уважаемая Евгения! Ответ дан в критериях оценки выполнения контекстных заданий: «Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для контекстного сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст)» (См.: Демонстрационный вариант ЕГЭ 2016 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс)
Леонова Г.А.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 мар 2016, 09:46

Re: Задать вопрос

Сообщение Дорожкина Т.Н » 20 мар 2016, 09:48

Уважаемая Евгения Петровна!
Ответ на ваш вопрос может быть однозначным: в критериях прописано, что сопоставляться должны произведения РАЗНЫХ авторов. Иначе говоря, тезис таков: на ЕГЭ по литературе при сопоставлении художественных текстов следует обращаться к двум разным произведениям, написанным разыми авторами (2 произведения - 2 автора).
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Задать вопрос

Сообщение Людмила Реакатовна » 18 мар 2016, 15:12

Уважаемая Руфа Владимировна!
Явление, о котором Вы спрашиваете, называется ВАРИАТИВНОЕ управление. И оно довольно распространено.Во многих случаях варьируемые формы являются полными смысловыми дублетами: разойтись мнениями и во мнениях, думать о поездке и про поездку, беспокоиться о детях и за детей.
Людмила Реакатовна
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 26 янв 2016, 09:28

Re: Задать вопрос

Сообщение Людмила Реакатовна » 18 мар 2016, 15:03

Уважаемая Руфа Владимировна!
1. Интересующую Вас конструкцию можно оформить по-разному: и как предложение с прямой речью (Мы говорим: "Нет!"), и как БСП (Мы говорим - нет!; Мы говорим: нет), причем в случае БСП допускается и каноническое двоеточие, и агрессивно наступающее тире. А если убрать эмоциональную окрашенность , то можно оформить и как простое предложение: Мы говорим нет (Ср. Мы говорим спасибо).
2. Явление, которое называется словом бэби-бокс, - новое, тем более - слово. Ему еще предстоит пройти кодификацию, получить узаконенный орфографический облик. Сейчас же, по моим наблюдениям, чаще всего это слово имеет написание бэби-бокс.
Людмила Реакатовна
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 26 янв 2016, 09:28

Re: Задать вопрос

Сообщение Евгения Гурьянова » 15 мар 2016, 15:21

Здравствуйте, коллеги. Я хотела бы узнать, допустимо ли при выполнении задания на сопоставление нескольких произведений в ЕГЭ по литературе в качестве примера брать разные произведения одного автора? Или это обязательно должны быть разные писатели? Спасибо
Евгения Гурьянова
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 15 мар 2016, 14:48

Re: Задать вопрос

Сообщение руфа спектор » 15 мар 2016, 07:20

Уважаемые коллеги, затрудняюсь правильно написать такую фразу: Бэби-бокс? Мы говорим: "Нет!" или нужно написать Бэбби-бокс? или Бэбибокс? или Мы говорим -нет!или Мы говорим:нет!Буду благодарна за ответ
руфа спектор
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 05:47

Re: Задать вопрос

Сообщение Дорожкина Т.Н » 14 мар 2016, 12:08

Ellenna писал(а):Уважаемые коллеги! Мы с учениками давно и достаточно результативно занимаемся исследовательской деятельностью. Однако у нас возникают некоторые вопросы. Объясните, пожалуйста, на какие аспекты (или критерии) в первую очередь следует обратить внимание при выполнении исследовательской работы по русскому языку или литературе? И обязательно ли в работе указание на её практическую значимость и новизну? С уважением, Елена Васильевна Колбасова, МБОУ "Гимназия№2" город Октябрьский.





Уважаемая Елена Васильевна! Вы и Ваши ученики , безусловно, шагаете "с веком наравне": исследовательская, равно как и учебно-исследовательская деятельность, - важнейшее направление в работе современного учителя. Кафедра русского языка и литературы в следующем учебном году планирует курсы или, по меньшей мере, семинар, посвященные этой проблеме, для учителей русского языка и литературы. В ответ на Ваши конкретные вопросы хотим познакомить Вас с критериями оценки работ участников научно-исследовательского конкурса МАН (для школьников). В ряду этих критериев есть и названные Вами - практическая значимость и новизна. Кроме того, значимы и такие критерии как: использование уникальных научных данных, полнота цитируемой литературы, использование знаний, почерпнутых вне школьной программы; научный уровень исследования (он "измеряется" возможностью презентации работы на школьной, или студенческой, или собственно научной (академической) конференции, а также возможностью публикации в научных СМИ);корректность структуры; оригинальность подхода к изучению проблемы; владение научным аппаратом и метаязыком; качество оформления работы. Обращаем Ваше внимание также на то, что для высокой оценки ученической работы важен сам ее характер - реферативный или действительно исследовательский, когда ученик сам ставит проблемы и пытается ее решить
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Re: Задать вопрос

Сообщение Ellenna » 11 мар 2016, 20:33

Уважаемые коллеги! Мы с учениками давно и достаточно результативно занимаемся исследовательской деятельностью. Однако у нас возникают некоторые вопросы. Объясните, пожалуйста, на какие аспекты (или критерии) в первую очередь следует обратить внимание при выполнении исследовательской работы по русскому языку или литературе? И обязательно ли в работе указание на её практическую значимость и новизну? С уважением, Елена Васильевна Колбасова, МБОУ "Гимназия№2" город Октябрьский.
Ellenna
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 11 мар 2016, 20:09

Re: Задать вопрос

Сообщение руфа спектор » 11 мар 2016, 17:55

Уважаемые коллеги, с некоторых пор глагол "скучаю" можно употреблять не только с предложным, но и дательным падежом: скучаю по вас и скучаю по вам, а есть ли ещё в русском языке словосочетания, где при одном и том же главном слове зависимое слово стоит в разных падежах?
руфа спектор
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 05:47

Re: Задать вопрос

Сообщение Дорожкина Т.Н » 29 янв 2016, 07:12

руфа спектор писал(а):Уважаемые коллеги,скажите,нужно ли ставить кавычки в следующих словосочетаниях: К понятию "честь", слово "бережливость"и т. д. Какое правило регламентирует такую постановку знаков?
Корректно ли были,на ваш взгляд, сформулированы вопросы в одном из заданий ЕГЭ
(1)Люди создали надёжное орудие — язык — и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (2)Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. (3) _____ случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. Язык помогает развитию науки и техники.
2. Книгопечатание оказало первую серьёзную помощь в улучшении языка.
3. Люди заставили науку и машины улучшать язык.
4. Первую серьезную помощь в развитии языка оказало изобретение книгопечатания.
5. Наборные литеры, изобретённые Иоганном Гуттенбергом, пришли на помощь языку
Ответ:24
Мне кажется, книгопечатание это только пример, частный случай, а главная мысль заключается в том, что с помощью языка люди развили науку и технику. Вопросы следовало построить иначе.


Уважаемая Руфа Владимировна!
Вы совершенно правильно привели образцы написания речевых оборотов к понятию "честь", слово "бережливость". И вопрос Вы ставите актуальный, интересный: он, действительно, может возникнуть у любого человека, который хочет докопаться до объяснения причин постановки кавычек в этих случаях.
В авторитетном «Справочнике по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя данный конкретный случай постановки кавычек не приводится в качестве примера и не комментируется. Однако ответ на Ваш вопрос там все-таки есть в параграфе 129 «Названия литературных произведений, органов печати, предприятий и т.п.». Там содержится информация, что в приведенных Вами контекстах слова «честь», «бережливость» выступают не в собственно номинативном значении – они выполняют метаязыковую функцию и являются «наименованием самих себя».
Кроме того, очевидно также, что ни одно из значений, входящих в семантическую структуру, например, слова «честь», как таковое не реализуется, и, по-видимому, можно также говорить об «условном», «необычном» значении употребленного таким образом слова.
Так, слово «честь» имеет – согласно словарю – не менее 4-х значений:
1. Достойный уважения моральные качества человека.
2. Незапятнанная репутация человека, его доброе имя.
3. Целомудрие, непорочность.
4. Почет и уважение.
Можно ли сказать, в каком именно значении оно используется в речевом обороте слово «честь»? Дать определенный ответ на этот вопрос невозможно – значит, и значение слова в этом контексте – необычное, условное.

Второй Ваш вопрос свидетельствует, несомненно, о таких Ваших качествах, которые охарактеризованы в строках Б.Пастернака: «….Во всем мне хочется дойти до самой сути….». Попробуем ответить на него, исходя из аксиоматичного тезиса: «Возможно многоаспектное (многостороннее) рассмотрение каждого предмета (явления, события)».
При рассмотрении соотношения «язык – научно-технические достижения» данная аксиома также применима. Если рассматривать означенное соотношение с точки зрения первопричин, то Ваша позиция – единственно верная. Однако другие подходы дают возможность ставить другие вопросы и давать иные ответы. В тексте, приведенном для анализа его содержательной стороны, авторов интересовал также вопрос и о том, как научные открытия (совершаемые, безусловно, с помощью языка как орудия мысли, речи, общения) могут, в свою очередь помогать языку.
Полагаем, что составители КИМов не допустили в данном случае ошибок или погрешностей.
Дорожкина Т.Н
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 25 янв 2016, 11:38

Пред.След.

Вернуться в Сообщество учителей русского языка и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1