Лилия Ивановна » 04 апр 2012, 12:10
Костенко Лилия Ивановна, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ села Амзя городского округа город Нефтекамск
Мы, педагоги, сегодня призваны реализовывать приоритеты современного образования, которые определены в итоговом докладе ЮНЕСКО и вошли в известную Концепцию: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия, научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя – это учение для совместной жизни.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основная образовательная программа реализуется учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
Введение внеурочной деятельности в рамках ФГОС требует от руководителя курса разработки нормативного документа, а именно Рабочей программы выбранного им направления, что входит в компетенцию учителя.
Выявляется противоречие: каждый учитель должен иметь рабочую программу, должен уметь составить ее, но не каждый в достаточной степени владеет необходимыми базовыми компетенциями, позволяющими создавать нормативные документы. Таким образом, мы определили следующую проблему: нам необходимо выявить и освоить наиболее эффективные средства проектирования внеурочной деятельности, способствующие развитию базовых компетенций учителя, являющегося руководителем одного из направлений внеурочной деятельности.
Тема работы: "Проектирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС на основе создания универсальной модели программы курса".
Цель проекта: развитие базовых компетенций учителя, в частности общепедагогических профессиональных и информационно- коммуникативных компетенций, через проектирование внеурочной деятельности.
Гипотеза основана на предположении о том, что развитие базовых компетенций учителя станет успешным, если будут выявлены и освоены наиболее эффективные способы проектирования внеурочной деятельности.
В ходе реализации проекта разработана универсальная модель составления рабочей программы курса внеурочной деятельности и ее электронной автоматизированной версии, которая позволяет развивать и совершенствовать информационно- коммуникативные компетенции педагога. Модель составлена таким образом, что учитель- разработчик программы имеет возможность выбирать составляющие с учетом своего направления внеурочной деятельности.
Рассмотрим компоненты разработанной модели.
Заполняется титульный лист. Затем в пояснительной записке выбираем соответствующее направление, определяем критерий актуальности. Так как программа нацелена на формирование и развитие компетенций обучающихся, отбираем необходимые компетенции и после союзного слова вставляем пояснения, раскрывающие их суть. Облегчить формулирование цели и задач курса помогают опорные слова. Рядом идут комментарии, которые позволят избежать ошибок или неточностей: «не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося». Некоторые составляющие уже прописаны. При определении видов и форм внеурочной деятельности используем Методический конструктор, вынесенный в приложение. Легко определить и основные результаты изучения курса на метапредметном и личностном уровне тоже путем отбора. Предложенная таблица учебно-тематического плана позволяет шире раскрыть процесс изучения раздела или модуля программы. Далее показано, что следует отразить в содержании курса. Шаблон в разделе «Планируемые результаты и эффекты» напомнит о необходимости планировать три уровня результатов и лишь затем эффект, здесь же находится ссылка на приложение "Формирование УУД". Мониторинг метапредметного и личностного результата отражен в карте, надо только сделать отбор. И в последнем разделе «Список литературы» поясняется, литературу какого характера следует включить и как оформить библиографическое описание, если это книга, статья, или , например, материал конференции. Завершается модель словарем педагогических терминов, так называемым глоссарием.
Электронная автоматизированная версия позволяет нам увидеть процесс разработки программы в действии. Кроме того, электронный вариант составления модели дает возможность сразу получить готовый продукт в печатном виде.
На основе разработанной мной универсальной модели учителя- руководители курсов займутся разработкой собственных программ по разным направлениям внеурочной деятельности.
Практическая значимость проекта заключается в том, что разработанная универсальная модель может стать основой для проектирования других учебных программ и курсов. В ходе реализации данного проекта решается вопрос эффективного использования времени педагога, проект позволит избежать типичных ошибок в подмене понятий, и на примере курса апробированной программы руководитель увидит системную организацию управления учебно-воспитательным процессом. При этом данный продукт (универсальная модель программы) станет своеобразным обучающим пособием. Особенность проекта в том , что он универсален и доступен. На его основе предполагается дальнейшее совершенствование базовых компетенций учителя в области проектирования различных образовательных программ. В последующем возможно создание педагогического сообщества на образовательном портале.