МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для министерств и ведомств Республики Башкортостан по организации непрерывного образования по отраслям, в том числе примерных форм отчетности для республиканских органов исполнительной власти и подведомственных им предприятий и организаций
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, принятая Постановлением Правительства РФ №295 от 15 апреля 2014 года, одной из задач определяет формирование системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая развитие региональных систем непрерывного образования.
Разработаны проекты Концепции непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года: Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2015 года и Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года. Обе версии заслуживают внимания и актуальны для обсуждения, но рекомендуется руководствоваться последним, который учёл содержание и особенности первого.
Основополагающим нормативным правовым актом, регулирующим развитие системы непрерывного образования, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которым закреплено:
подразделение образования на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, которые обеспечивают возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) – п.2 ст.10;
создание условий для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования;
дополнительное образование детей и взрослых как один из подвидов дополнительного образования и соответствующие образовательные программы, в том числе и дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые для взрослых;
введение основных программ профессионального обучения, включая программы переподготовки рабочих, служащих и программы повышения квалификации рабочих, служащих;
осуществление профессионального обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональных квалификаций и на производстве.
Основой системы непрерывного профессионального образования взрослых в Российской Федерации является дополнительное профессиональное образование, которое предполагает создание условий для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся уровня образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. Определяя, что ДПО является основной составляющей системы непрерывного образования взрослых, Закон не предусматривает установление федеральных государственных требований, федеральных государственных образовательных стандартов в отношении дополнительных профессиональных программ, что дает возможность гибко и оперативно обеспечивать соответствие квалификации человека меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Организация развития системы непрерывного образования может проводиться с учетом следующих индикаторов:
обучение по основным профессиональным образовательным программам, включая программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
обучение по дополнительным образовательным программам, в том числе дополнительным профессиональным программам и дополнительным общеразвивающим программам для взрослых (на курсах по обучению любым любительским занятиям, не связанным с профессиональной деятельностью (обучение рисованию, музыке, танцам, вязанию), на курсах по использованию информационных технологий, изучению иностранных языков);
обучение на рабочем месте в форме наставничества, обучение технике безопасности;
посещение профессиональных конференций, семинаров, лекций, тренингов, мероприятий по обмену опытом, включая стажировки;
посещение частных уроков с преподавателем, инструктором;
самообразование с использованием печатных материалов (профессиональных книг, журналов), а также с использованием сети Интернет;
просмотр или прослушивание передач учебного характера;
посещение образовательных, просвещенческих мероприятий, лекториев в библиотеках, музеях и других учреждениях сферы культуры;
посещение музеев, исторических и (или) промышленных объектов.
Эти индикаторы положены в основу проекта формирования отчётности в части показателей обучения работников организации в системе непрерывного образования.
Министерством образования и науки России в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, направлены методические рекомендации по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах РФ (письмо от 26 декабря 2013 г. № АК-3076/06, письмо от 23 января 2014 № ДЛ-28/06);
1 июля 2013 года Минобрнауки России издан Приказ № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", которым предусматривается разработка новых процедур организации ДПО, оценки качества программ ДПО, новые формы регламентирующих и методических документов.
В целях реализации этого порядка направлено в субъекты письмо Минобрнауки России №АК-1879/06 от 02.09.2013 «О документах о квалификации», сведения о которых впредь должны заноситься в Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Постановление Правительства РФ от 26.08.13 №729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении»).
Распоряжением от 31 марта 2014 года №487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов» создаются условия для координации деятельности работодателей, образовательных организаций, профсоюзов, государственных органов власти по выработке основных направлений политики в сфере развития профессиональных квалификаций, в том числе на основе разработки современных профессиональных стандартов, повышения эффективности подготовки кадров, внедрения независимой оценки квалификаций.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 августа 2015 года № 897-р утверждён План мероприятий по организации непрерывного образования трудоспособного населения в Республике Башкортостан, который предполагает мероприятия по основным направлениям деятельности:
формирование прогноза потребности отраслевых предприятий в реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий/организаций Республики Башкортостан;
мониторинг соответствия уровня образования и квалификации работников требованиям, предъявляемым работодателями;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров в отраслях (по видам экономической деятельности), в том числе включающей:
- введение персонифицированной, модульно-накопительной системы повышения квалификации работников;
- реализацию мер, направленных на развитие открытого образования;
- обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, включая онлайн интернет-обучение;
- реализацию дополнительных общеразвивающих программ для взрослых;
- осуществление профессионального обучения в организациях и на производстве;
- создание условий для развития самообразования, включая формирование инфраструктуры, обеспечивающей признание профессиональных квалификаций, полученных самостоятельно;
планирование обучения, повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки работников отраслевых предприятий;
заключение соглашений между отраслевыми предприятиями, образовательными организациями об обучении, повышении квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке работников отраслевых предприятий;
совершенствование механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей в части подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе привлечение специалистов реального сектора экономики, получивших дополнительную профессиональную квалификацию, к педагогической деятельности в образовательных организациях;
развитие сети многоуровневых образовательных организаций отраслевого и территориального типа;
реализация программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для занятых в экономике, в том числе с учетом заявок от работодателей, на базах образовательных организаций, многофункциональных центров прикладных квалификаций, отраслевых учебных центров;
создание новых мобильных сетевых единиц (профильных школ, организаций дополнительного образования, ресурсных центров, учебных центров предприятий);
организация опережающего профессионального обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников);
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, признанных в установленном порядке безработными;
организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;
корректировка и оптимизация перечня профессий (специальностей), профессиональных образовательных программ, по которым осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, в соответствии с потребностями работодателей и перспективами развития рынка труда;
формирование реестра и республиканской базы данных организаций, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, реализующих общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение;
формирование реестра актуальных для региона электронных образовательных курсов;
организация работы со средствами массовой информации по информированию общественности о возможности использования сети непрерывного образования.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 26 августа 2015 года № 897-р до 15 ноября 2015 года Министерству образования Республики Башкортостан поручено осуществлять координацию и контроль за реализацией Плана мероприятий по организации непрерывного образования трудоспособного населения в Республике Башкортостан и представлять в Правительство Республики Башкортостан информацию о ходе реализации плана ежегодно до 15 декабря.
Руководителям республиканских органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, необходимо ежегодно, не позднее 15 ноября, представлять в Министерство образования Республики Башкортостан информацию о ходе выполнения Плана.
В связи с отсутствием устоявшейся терминологии, касающейся непрерывного образования, в приложениях к настоящим рекомендациям приводим проект глоссария. В организации непрерывного образования населения и работников организаций окажут методическую помощь перечень нормативных актов по вопросам организации непрерывного образования, план мероприятий по организации непрерывного образования трудоспособного населения в Республике Башкортостан, утверждённый распоряжением от 26.08.2015г. №897-р, проект Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года от 28.09.2015г.
Перечень нормативных актов
по вопросам организации непрерывного образования
• Международные документы:
Квалифицированная рабочая сила – основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного роста. Группа двадцати: стратегия в области профессиональной подготовки кадров (Доклад Международной организации труда, ООН, 2011 г.) - A skilled workforce for strong , sustainable and balanced growth: A G20 Training Strategy, 2011.
Обучение в течение всей жизни для взрослых. (Доклад Организации по международному сотрудничеству и развитию, 2013 г.) - Lifelong Learning and Adults, OECD, Education Today, 2013.
Обучение в течение всей жизни. Политики и стратегии. (ЮНЕСКО, Доклад Института обучения в течение всей жизни, 2014 г.) - Lifelong Learning Policies and Strategies, UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2014.
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р.
• Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года №2227-р.
• Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №594.
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
• Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №295.
• Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года №497.
• Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года №487-р.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессио¬нальным программам».
• Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам, утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2013 года №1185.
• Порядок применения организациями, осуществляю¬щими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года №2.
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №АК-3076/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации").
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года №ДЛ-28/06 «Об организации межведомственного взаимодействия».
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2014 года №АК-316/06 о направлении организациям, осуществляющим образовательную деятельность, методических реко¬мендаций по самостоятельной разработке формы документов о квалификации (удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональ¬ной переподготовке).
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 апреля 2015 года №ВК-1013/06 "О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме").
• Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 26 августа 2015 года №897-р «Об утверждении плана мероприятий по организации непрерывного образования трудоспособного населения в Республике Башкортостан».
Проекты документов
• Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект Министерства образования и науки Российской Федерации. Версия для обсуждения от 25 июня 2015 года.
• Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года.
• План мероприятий на 2016-2018 годы по реализации Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года).
проект
Форма статистического наблюдения
республиканских органов исполнительной власти и подведомственных
им предприятий и организаций
I. Целевые индикаторы участия доли населения, участвующего в непрерывном образовании
1. Общая численность населения в возрасте от 25 до 65 лет, занятого в области экономики, всего чел.
2. Доля населения в возрасте от 25 до 65 лет, занятого в области экономики, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы (до 37 процентов) - человек
в том числе:
2.1. доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации
2.2. доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего профессиональную подготовку
Показатели
II. Обучение работников организации в соответствии с индикаторами организации развития системы непрерывного образования
1. Обучено по основным профессиональным образовательным программам, всего
в том числе,
1.1 - по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих
1.2 - по программам профессиональной подготовки по должностям служащих
1.3 - по программам переподготовки рабочих
1.4 - по программам переподготовки служащих
1.5 - по программам повышения квалификации рабочих
1.6 - по программам повышения квалификации служащих
1.7 - другим (перечислить, каким)
2. Обучено по дополнительным образовательным программам, всего:
в том числе,
2.1 - по дополнительным профессиональным программам
2.2 - по дополнительным общеразвивающим программам для взрослых
в том числе,
2.2.1 - на курсах по обучению любым любительским занятиям, не связанным с профессиональной деятельностью (обучение рисованию, музыке, танцам, вязанию и др.)
2.2.2 - на курсах по использованию информационных технологий
2.2.3 - на курсах по изучению иностранных языков
2.2.4 - на других (перечислить, каких)
3. Обучено на рабочем месте в форме наставничества
4. Обучено технике безопасности
5. Участвовали или посетили
5.1 - профессиональные конференции
5.2 - семинары
5.3 - лекции
5.4 - тренинги
5.6 - мероприятия по обмену опытом
5.6 – стажировки
5.7 - другие (перечислить, какие)
6. Посетили частные уроки с преподавателем, инструктором
7. Воспользовались самообразованием, всего
в том числе,
7.1 - с использованием печатных материалов (профессиональных книг, журналов)
7.2 - с использованием сети Интернет
7.3 - просмотр или прослушивание передач учебного характера
7.4 - посещение образовательных, просвещенческих мероприятий, лекториев в библиотеках, музеях, других учреждениях сферы культуры
7.5 - посещение музеев, исторических и (или) промышленных объектов
7.6 – другие (указать, какие)
* Форма статистического наблюдения республиканских органов исполнительной власти и подведомственных им предприятий и организаций является примерной, индикаторы могут изменяться или дополняться в зависимости от специфики отчитывающейся отрасли
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 августа 2015 г. N 897-р
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по организации непрерывного образования трудоспособного населения в Республике Башкортостан (далее - план мероприятий).
2. Руководителям республиканских органов исполнительной власти, ответственным за реализацию плана мероприятий, ежегодно не позднее 15 ноября представлять в Министерство образования Республики Башкортостан информацию о ходе его выполнения.
3. Министерству образования Республики Башкортостан:
осуществлять координацию и контроль за реализацией плана мероприятий;
представлять в Правительство Республики Башкортостан информацию о ходе реализации плана мероприятий ежегодно до 15 декабря.
4. Расходы по реализации плана мероприятий осуществлять за счет смет расходов соответствующих исполнителей в пределах средств, утвержденных в бюджете Республики Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, и внебюджетных источников.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителей Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан в соответствии с распределением обязанностей.
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
№№ п/п Наименование мероприятия Срок исполнения Ответственный исполнитель
1 Формирование прогноза потребности отраслевых предприятий в реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала предприятий/организаций Республики Башкортостан ежегодно Министерство экономического развития РБ;
Министерство труда и социальной защиты населения РБ;
отраслевые министерства и ведомства РБ;
Союз работодателей РБ
(по согласованию);
Федерация профсоюзов РБ (по согласованию)
2 Организация развития системы непрерывного образования с учетом следующих индикаторов:
обучение по основным профессиональным образовательным программам, включая программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
обучение по дополнительным образовательным программам, в том числе дополнительным профессиональным программам и дополнительным общеразвивающим программам для взрослых (на курсах по обучению любым любительским занятиям, не связанным с профессиональной деятельностью (обучение рисованию, музыке, танцам, вязанию), на курсах по использованию информационных технологий, изучению иностранных языков);
обучение на рабочем месте в форме наставничества, обучение технике безопасности;
посещение профессиональных конференций, семинаров, лекций, тренингов, мероприятий по обмену опытом, включая стажировки;
посещение частных уроков с преподавателем, инструктором;
самообразование с использованием печатных материалов (профессиональных книг, журналов), а также с использованием сети Интернет;
просмотр или прослушивание передач учебного характера;
посещение образовательных, просвещенческих мероприятий, лекториев в библиотеках, музеях и других учреждениях сферы культуры;
посещение музеев, исторических и (или) промышленных объектов ежегодно Министерство образования РБ;
Министерство труда и социальной защиты населения РБ;
отраслевые министерства и ведомства РБ;
Торгово-промышленная палата РБ (по согласованию);
Федерация профсоюзов РБ (по согласованию)
3 Представление официальной статистической информации:
об участии населения в непрерывном образовании;
об обучении работников организаций 1 раз в 5 лет
1 раз в 3 - 4 года Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ (по согласованию)
4 Мониторинг соответствия уровня образования и квалификации работников требованиям, предъявляемым работодателями ежегодно Министерство труда и социальной защиты населения РБ;
отраслевые министерства и ведомства РБ;
Союз работодателей РБ (по согласованию);
Федерация профсоюзов РБ (по согласованию)
5 Разработка методических рекомендаций для министерств и ведомств Республики Башкортостан по организации непрерывного образования по отраслям, в том числе примерных форм отчетности для республиканских органов исполнительной власти и подведомственных им предприятий и организаций 2015 год Институт развития образования РБ;
Федерация профсоюзов РБ (по согласованию);
отраслевые союзы работодателей (по согласованию)
6 Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров в отраслях (по видам экономической деятельности), в том числе включающей:
введение персонифицированной, модульно-накопительной системы повышения квалификации работников;
реализацию мер, направленных на развитие открытого образования;
обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий, включая онлайн интернет-обучение;
реализацию дополнительных общеразвивающих программ для взрослых;
осуществление профессионального обучения в организациях и на производстве;
создание условий для развития самообразования, включая формирование инфраструктуры, обеспечивающей признание профессиональных квалификаций, полученных самостоятельно постоянно Институт развития образования РБ;
Республиканский учебно-научный методический центр;
отраслевые министерства и ведомства РБ;
Союз работодателей РБ (по согласованию)
7 Планирование обучения, повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки работников отраслевых предприятий ежегодно отраслевые министерства и ведомства РБ;
Союз работодателей РБ (по согласованию)
8 Заключение соглашений между отраслевыми предприятиями, образовательными организациями об обучении, повышении квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке работников отраслевых предприятий ежегодно предприятия и организации, подведомственные отраслевым министерствам и ведомствам РБ
9 Совершенствование механизмов взаимодействия учреждений профессионального образования и работодателей в части подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе привлечение специалистов реального сектора экономики, получивших дополнительную профессиональную квалификацию, к педагогической деятельности в образовательных организациях постоянно профессиональные образовательные организации РБ;
работодатели (по согласованию)
10 Развитие сети многоуровневых образовательных организаций отраслевого и территориального типа 2014 - 2018 годы Министерство образования РБ
11 Реализация программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для занятых в экономике, в том числе с учетом заявок от работодателей, на базах образовательных организаций, многофункциональных центров прикладных квалификаций, отраслевых учебных центров постоянно Министерство образования РБ;
отраслевые министерства и ведомства РБ
12 Создание новых мобильных сетевых единиц (профильных школ, организаций дополнительного образования, ресурсных центров, учебных центров предприятий) постоянно Министерство образования РБ;
отраслевые министерства и ведомства РБ;
администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию)
13 Организация опережающего профессионального обучения работников организаций, находящихся под риском увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников) 2015 г. Министерство труда и социальной защиты населения РБ;
отраслевые министерства и ведомства РБ;
Федерация профсоюзов РБ (по согласованию);
администрации муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию)
14 Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан, признанных в установленном порядке безработными постоянно Министерство труда и социальной защиты населения РБ;
государственные казенные учреждения центры занятости населения (по согласованию);
образовательные организации (по согласованию)
15 Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность постоянно Министерство труда и социальной защиты населения РБ;
государственные казенные учреждения центры занятости населения (по согласованию);
работодатели (по согласованию);
образовательные организации (по согласованию)
16 Корректировка и оптимизация перечня профессий (специальностей), профессиональных образовательных программ, по которым осуществляется профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, в соответствии с потребностями работодателей и перспективами развития рынка труда постоянно Министерство образования РБ;
профессиональные образовательные организации, подведомственные Министерству образования РБ
17 Формирование реестра и республиканской базы данных организаций, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, реализующих общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение постоянно Управление по контролю и надзору в сфере образования РБ
18 Формирование реестра актуальных для региона электронных образовательных курсов 2016 год Министерство образования РБ;
Государственный комитет РБ по информатизации и вопросам функционирования системы "Открытая Республика";
АОО (ассоциация образовательных организаций) "Электронное образование РБ" (по согласованию)
19 Организация работы со средствами массовой информации по информированию общественности о возможности использования сети непрерывного образования ежеквартально Агентство по печати и средствам массовой информации РБ;
отраслевые министерства и ведомства РБ
Правительством РБ определён список органов исполнительной власти и организаций, ответственных за реализацию Плана:
1. Агентство по печати и средствам массовой информации РБ;
2. Администрация ГО г.Уфа, муниципальных районов и городских округов РБ (по согласованию);
3. АОО (ассоциация образовательных организаций) "Электронное образование РБ" (по согласованию);
4. Ассоциация Республиканское отраслевое объединение работодателей "Союз строителей РБ";
5. Государственные казенные учреждения центры занятости населения (по согласованию);
6. Государственный комитет РБ по информатизации и вопросам функционирования системы "Открытая Республика";
7. Институт развития образования РБ;
8. Министерство жилищно-коммунального хозяйства РБ;
9. Министерство здравоохранения РБ;
10. Министерство земельных и имущественных отношений РБ;
11. Министерство культуры РБ;
12. Министерство лесного хозяйства РБ;
13. Министерство молодежной политики и спорта РБ;
14. Министерство образования РБ;
15. Министерство природопользования и экологии РБ;
16. Министерство промышленности и инновационной политики РБ;
17. Министерство сельского хозяйства РБ;
18. Министерство труда и социальной защиты населения РБ;
19. Министерство финансов РБ;
20. Министерство экономического развития РБ;
21. Предприятия и организации, подведомственные отраслевым министерствам и ведомствам РБ;
22. Профессиональные образовательные организации, подведомственные Министерству образования РБ;
23. Республиканский учебно-научный методический центр;
24. Союз машиностроителей РБ;
25. Союз предпринимателей РБ;
26. Союз работодателей РБ (по согласованию);
27. Союз транспортных строителей РБ;
28. Союз химиков РБ;
29. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ (по согласованию);
30. Торгово-промышленная палата РБ (по согласованию);
31. Управление по контролю и надзору в сфере образования РБ;
32. Федерация профсоюзов РБ (по согласованию).
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Российской Федерации
от « __ » ________ 2015 г. № ___
(Проект от 28.09.2015г.)
КОНЦЕПЦИЯ
развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации
на период до 2025 года
I. Общие положения
Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные приоритеты государственной политики, направленной на обеспечение возможностей по реализации права взрослого населения Российской Федерации на образование в течение всей жизни.
Нормативную правовую основу Концепции составляют:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. №1662-р;
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295;
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497;
иные нормативные правовые акты, концептуальные и стратегические документы Российской Федерации, определяющие приоритетные направления развития отраслей экономики и социальной сферы.
При разработке Концепции учтены основные положения следующих международных документов:
Обучение в течение всей жизни. Политики и стратегии. (ЮНЕСКО, Доклад Института обучения в течение всей жизни, 2014г.) - Lifelong Learning Policies and Strategies, UNESCO Institute for Lifelong Learning, 2014;
Квалифицированная рабочая сила – основа интенсивного, устойчивого и сбалансированного роста. Группа двадцати: стратегия в области профессиональной подготовки кадров (Доклад Международной организации труда, ООН, 2011г.) - A skilled workforce for strong , sustainable and balanced growth: A G20 Training Strategy , 2011;
Обучение в течение всей жизни для взрослых. (Доклад Организации по экономическому сотрудничеству и развитию, 2013г.) - Lifelong Learning and Adults, OECD, Education Today, 2013;
Декларация Всемирного образовательного форума ЮНЕСКО (World Education Forum 2015), 19-25.05.2015, Инчхон (Республика Корея).
Концепция предназначена для участников отношений в сфере непрерывного образования взрослых, в том числе:
взрослого населения Российской Федерации;
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и педагогических работников;
работодателей и их объединений;
социально ориентированных некоммерческих организаций;
федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Непрерывное образование взрослых обеспечивает возможность реализации права на образование в течение всей жизни.
Непрерывное образование взрослых осуществляется через:
освоение образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность («формальное образование»);
обучение (подготовка), в том числе по месту работы (в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом и т.д.), а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций («неформальное образование»);
индивидуальная познавательная деятельность («самообразование» или «информальное/спонтанное образование»).
В целях мониторинга реализации Концепции используется статистический инструментарий для организации федеральных статистических наблюдений, в том числе:
за участием населения в непрерывном образовании;
за деятельностью образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам;
обследования рабочей силы.
II. Роль непрерывного образования взрослых в современном обществе
Непрерывное образование взрослых выполняет профессиональную, социальную, личностную функции.
Профессиональная функция обеспечивает формирование у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, и, как следствие, приобретение взрослым человеком новых профессиональных возможностей, повышение его трудовой мобильности.
Социальная функция дополняет и обогащает процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с общечеловеческими ценностями, языком, культурой, новыми видами деятельности, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя функциональную грамотность взрослого человека в различных сферах (финансовая, бюджетная, языковая, информационная, экологическая, правовая грамотность, грамотность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предпринимательская и другие виды грамотности).
Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, его интересов, увлечений и, как правило, сопровождает повседневную жизнь.
Ускорение темпов смены производственных технологий в современной экономике приводит к увеличению разрыва между требованиями работодателей и квалификацией (в первую очередь, в части ее практической составляющей) выпускников образовательных организаций и работающих граждан. В этом контексте усиливается роль образовательных механизмов института «корпоративного обучения», расширения практики обучения на рабочем месте, мероприятий по обмену опытом, профессиональных конференций и семинаров, и в целом реализация комплексных программ развития персонала. Все большую значимость приобретает возможности признания результатов образования и квалификаций, полученных неформальным путем.
Развитие «неформального образования» должно стать значимым приоритетом при формировании системы непрерывного образования взрослых, обеспечивая, с одной стороны, непрерывность профессионального развития взрослого населения, а с другой – интегрируя и развивая ресурсы, находящиеся вне «формального» образовательного пространства.
Изменения в социальной и экономической сфере общества, требования, предъявляемые к специалистам как работодателем, так и потребителем услуг, диктуют необходимость создания динамичной системы дополнительного профессионального образования, основанной на принципе непрерывности повышения квалификации, привлечении к обучению ведущих специалистов отрасли, а также использовании методов активного, контекстного обучения и дистанционного обучения.
Эффективная подготовка по наиболее востребованным и перспективным профессиям требует пересмотра как содержания обучения, так и комплекса образовательных технологий, используемых системой непрерывного образования взрослых.
Ответом на возрастающую потребность в обновлении знаний, умений (компетенций) и квалификаций и их возрастающие объемы становится активное внедрение современных образовательных технологий, включая дистанционные технологии, технологические платформы для открытого образования и электронного обучения.
Смена производственных технологий, компьютерных сред, стандартов проектирования и управления и т.д. требует от сотрудников, в дополнение к профессиональным компетенциям новых, универсальных знаний и «сквозных» компетенций, позволяющих быстро адаптироваться к динамическим изменениям, критически осмысливать полученные данные и осваивать новые виды производственной деятельности.
Признание важности «сквозных» или «ключевых» компетенций привело к переосмыслению понятий и набора требований, предъявляемых к индивиду как к эффективному работнику и члену общества.
Кроме того, как показывает международная практика, в условиях экономической нестабильности приобретение работниками дополнительных квалификаций увеличивает возможности их последующего трудоустройства и снижает угрозу массовой безработицы.
Результаты изучения активности поиска гражданами информации в течение последних двенадцати месяцев о получении дополнительного образования показали, что искали и нашли необходимую информацию только четверть от общего количества желающих пройти обучение.
Таким образом, в рамках развития системы непрерывного образования взрослых необходимо особое место отвести вопросам формирования информационной поддержки формирования образовательных траекторий.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья – особая целевая группа, нуждающаяся в услугах непрерывного образования, в доступе к разнообразным образовательным ресурсам, учитывающим их особые потребности.
Для этого требуются нестандартные технические решения, адаптированные методики обучения, специально подготовленные преподаватели и тьюторы.
III. Цель и задачи Концепции
Цель Концепции – развитие условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения Российской Федерации.
Для достижения цели Концепции предполагается решение комплекса основных задач.
Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения.
Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения.
Развитие инфраструктуры и технологий сферы непрерывного образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения.
IV. Основные принципы
Реализация настоящей Концепции основывается на следующих принципах:
индивидуализации образовательных маршрутов, реализуемый через совокупность инструментов, обеспечивающих индивидуальный характер и разнообразие путей и способов получения образования взрослым населением;
отсутствия тупиковых маршрутов при получении образования на протяжении всей жизни, реализуемый через развитие механизмов признания ранее полученного образования (полученного, в том числе неформальным путем) при продолжении образования взрослым населением;
доступности непрерывного образования для различных категорий взрослого населения, реализуемый через развитие дистанционного обучения, диверсификацию провайдеров, оказывающих услуги в сфере непрерывного образования, развитие образовательных технологий, учитывающих особенности обучения взрослых, в том числе с особыми образовательными потребностями, развитие финансовых механизмов реализации образовательных потребностей взрослого населения;
согласованности государственной политики в сфере непрерывного образования взрослых с основными направлениями развития сфер экономики, промышленности, труда, социальной защиты, культуры и других сфер.
V. Основные направления реализации Концепции
Решение задач Концепции предполагает реализацию следующих основных направлений развития сферы непрерывного образования взрослых.
Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:
развитие инфраструктуры и практики оценки и признания квалификаций, приобретенных формальным и неформальным путем;
развитие механизмов и практики формального признания результатов обучения, полученных, в том числе, неформальным путем (в том числе, учета в основных профессиональных образовательных программах результатов освоения открытых онлайн-курсов, дополнительных профессиональных образовательных программ);
развитие системы корпоративного обучения, в том числе в направлении развития дистанционного обучения, развития института наставничества, сетевого взаимодействия корпоративных университетов и образовательных организаций при реализации краткосрочных программ корпоративного обучения, синхронизации образовательных и карьерных траекторий для обеспечения актуальности и востребованности профессионально значимых умений, компетенций и квалификаций работников;
реализация целевых образовательных инициатив, направленных на приобретение и развитие перспективных квалификаций, в том числе для реализации национальной технологической инициативы и национальной предпринимательской инициативы;
развитие сетевой кооперации образовательных организаций, предприятий, научных и производственных центров, центров коллективного пользования оборудованием для реализации распределенных модульных схем формирования умений, компетенций, квалификаций;
развитие отраслевых механизмов непрерывного профессионального развития персонала;
развитие практики повышения квалификации взрослых в рамках деятельности профессиональных сообществ (в том числе в формате чемпионатов профессионального мастерства по методике WorldSkills);
совершенствование финансовых механизмов получения образовательных услуг, связанных с подготовкой, профессиональной переподготовкой и повышением квалификации.
Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:
развитие механизмов повышения функциональной грамотности взрослого населения (финансовой, бюджетной, информационной, правовой, экологической грамотности и других видов);
реализация целевых образовательных инициатив, направленных на приобретение и развитие ключевых компетенций взрослых, обеспечивающих готовность населения к использованию технологий, возникающих в процессе реализации национальной технологической инициативы;
участие в международных исследовательских проектах по оценке навыков и компетенций взрослого населения.
Развитие инфраструктуры и технологий сферы образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения предусматривается по следующим основным направлениям:
развитие инфраструктуры и технологий профессиональной ориентации и консультирования взрослого населения по вопросам формирования образовательных траекторий и карьеры (в том числе на основе краудсорсинговых технологий);
развитие открытых образовательных ресурсов, обеспечивающих условия для получения гражданами различных форм непрерывного образования взрослых, повышения их общекультурного уровня и самореализации;
развитие инфраструктуры и технологий для перехода от управления образовательной программой к управлению формированием образовательного результата, в том числе путем внедрения системы зачетных единиц, модульного и сетевого обучения в образовании взрослых;
развитие кадрового потенциала сферы непрерывного образования взрослых;
реализация целевых образовательных инициатив, направленных на расширение спектра дополнительных общеразвивающих программ для различных категорий взрослого населения, реализуемых образовательными организациями;
реализация целевых образовательных инициатив, направленных на обновление и адаптацию содержания образования и образовательных технологий в соответствии с особенностями обучениями взрослых, в том числе с особыми образовательными потребностями.
VI. Реализация Концепции
Государственная политика в сфере непрерывного образования взрослых реализуется на основе программно-целевого подхода в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, других федеральных и региональных государственных программ.
Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении организации, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке (модернизации) отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития и программ развития образования.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, учитывают положения настоящей Концепции при разработке и реализации программ развития организаций.
Основными формами координации усилий по реализации Концепции будут выступать общественные институты управления: общественные советы при органах исполнительной власти, отраслевые советы и фонды, отраслевые общественные объединения работодателей, руководителей образовательных организаций, наблюдательные и попечительские советы образовательных организаций.
Реализация Концепции предусматривается в 3 этапа: I-й этап – 2016 - 2018 годы, II-й этап – 2019 - 2021 годы, III-й этап – 2022 - 2025 годы.
Для реализации настоящей Концепции формируется соответствующий План мероприятий. План мероприятий разрабатывается и утверждается для каждого этапа реализации Концепции.
Координация работ по реализации и методическое сопровождение Концепции осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и профессиональными объединениями, заинтересованными организациями.
VII. Ожидаемые эффекты и результаты от реализации Концепции
В результате реализации Концепции будут обеспечены следующие эффекты:
повышение удовлетворенности взрослого населения качеством своей жизни за счет расширения возможностей профессиональной и личностной самореализации;
укрепление социальной стабильности за счет обеспечения доступности и развития инфраструктуры непрерывного образования для взрослых;
дополнительная инвестиционная привлекательность территорий за счет повышения уровня человеческого и социального капитала;
повышение конкурентоспособности взрослого населения за счет формирования профессиональных компетенций с учетом требований рынка труда, формирования функциональной грамотности и развития личностных качеств.
Реализация Концепции обеспечит участие в различных формах непрерывного образования не менее 50 процентов взрослого населения.
Приложение 2
к Концепции развития непрерывного образования взрослых
в Российской Федерации до 2025 года (проект от 28.09.2015г.)
Глоссарий
Государственно-частное партнерство - взаимодействие публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании заключенного по результатам конкурсных процедур соглашения о государственно-частном партнерстве, направленного на повышение качества и обеспечение доступности предоставляемых услуг населению, а также на привлечение в экономику частных инвестиций, в соответствии с которым частный партнер принимает на себя обязательства.
Дистанционные образовательные технологии - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.
Мониторинг системы образования – систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и неучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Непрерывное образование взрослых – образование на протяжении всей жизни взрослого человека, которое обеспечивается созданием условий для самообразования и всестороннего личностного развития, совокупностью преемственных, согласованных и разнообразных образовательных программ разных ступеней и уровней, гарантирующих гражданам реализацию права на образование и представляющих возможность получать общеобразовательную и профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.
Профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.
Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Рамка квалификаций - обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения. Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Участники отношений в сфере образования - участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.
Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Функциональная грамотность – уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, минимально необходимый для осуществления деятельности в конкретной социокультурной среде.
Электронное обучение - организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
___________________________________________________
*Сборник подготовлен кафедрой теории
и практики управления образованием ГАУ ДПО ИРО РБ
в качестве проекта по заданию министерства образования РБ