Рямова » 04 апр 2012, 12:52
Рямова А.Д., учитель русского языка и литературы, стаж работы - 15 лет.
Тема инновационного педагогического проекта: "Использование мнемотехники на уроках русского языка".
Изучение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса. Множество правил, большое количество исключений - всё это негативно сказывается на изучении предмета, внушая страх и отвращение, а результатом является ухудшение грамотности учащихся. Память многих учеников не приспособлена к запоминанию многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа - буквы в слове, зато эта память очень яркая и образная. Пользуясь этим мнемотехника (искусство запоминания) делает учебный материал хорошо запоминающимся и мгновенно припоминающимся, придаёт правилам эмоциональную окраску и даёт возможность зажечь в глазах учащихся огонёк интереса, рождает уверенность в себе, в своих силах. С помощью мнемотехники материал подаётся в разных сенсорных системах, позволяя реализовать личностно - ориентированный подход. Мнемонические приёмы оправданы на биохимическом уровне, то есть имеют научную основу. Мнемотехнику можно применять в преподавании разных школьных дисциплин. Приведу несколько всем известных примеров.
Русский язык: "Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку" (Порядок падежей)
Геометрия: "Биссектриса - это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам".
Химия: "Алюминий, феррум, хром - их валентность равна трём".
Физика: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан" (Порядок цветов в спектре)
Таким образом, теорию в учебниках можно сравнить с основным продуктом, но без вкуса, а мнемоприём – это естественная пищевая добавка, которая придаёт ему вкус, цвет, запах.
Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит.