Рабочая программа курса
внеурочной деятельности
«Увлекательный английский»
основное начальное образование
2,3 классы
Направление: общеинтеллектуальное
Выполнила: Крымбаева Разиля Ришатовна
2021 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка………………………………………………..………………..………3
2. Планируемая результативность курса…………………………………………………………6
3. Содержание программы курса (занятий) внеурочной деятельности……………..…………8
4. Тематический план…………………………………………………………………………….10
5. Формы оценки результатов внеурочной деятельности……………………………………..14
6.Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения программы…………………………………………………………….…………………………..15
7. Лист внесения изменений………………………………………….………………………….16
1. Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Увлекательный английский»
разработана с учетом следующих нормативных документов:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373;
• Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 29»;
• Устава МАОУ «СОШ № 29»;
• Плана внеурочной деятельности МАОУ «СОШ № 29» на 2020/2021учебный год;
• «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя Д.В.Григорьева и др. Просвещение, 2013-. 223с. Стандарты второго поколения)
Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиямФедерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Использование при изучении английского языка предлагаемых книг для чтения полностью отвечает требованиям как современной системы обучения английскому языку в России, так и Совета Европы в области преподавания иностранных языков. Программа «Увлекательный английский» направлена на подготовку образованного, думающего и творчески развитого человека, способного адаптироваться в нашем быстро меняющемся мире и современном социально-экономическом окружении. Качественное знание иностранного языка позволяет выпускникам получить качественное образование.
Таким образом, программа «Увлекательный английский» расширяет круг общения учащихся и позволяет в будущем иметь более широкий выбор в сфере профессиональной деятельности, что, безусловно, актуально в условиях поиска молодым специалистом работы и жесткой конкуренции на рынке труда.
Цели программы: создание условий для развития коммуникативных уменийшкольников в основных видах речевой деятельности, формирование способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение, развитие умения добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также создание условий для саморазвития, самореализации и самоопределения детей и подростков средствами учебного предмета «иностранный язык».
Задачи программы:
1. Формировать общеучебные умения и обобщенные способы деятельности (ключевые компетентности), необходимые для решения проблем, соответствующих изучаемой сфере деятельности;
2. Развивать и воспитывать у школьников понимание важности иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
3. Создать основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях;
4. Воспитывать качества гражданина, патриота; развивать национальное самосознания, стремление к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантное отношение к проявлениям другой культуры.
5. Формировать, уважение к личности, ценностям семьи, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами литературы разных жанров, доступными для подростков с учетом достигнутого ими уровня иноязычной подготовки;
Программа составлена на 35часов, 1 час в неделю в каждом классе. Всего 70 часов. Место проведения занятий: МАОУ « СОШ №29». Вторая половина учебного дня.
3
Назначение программы. Программа предназначена для обучающихся начальныхклассов, интересующихся английским языком, желающих изучать язык углубленно.
Ценностные ориентиры содержания курса
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий; - уважение истории и культуры каждого народа.
2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации
сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
3.Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма:
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности.
5.Развитие самостоятельности, инициативы личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
-умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью
и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей. Форма организации внеурочной деятельности-кружок.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана основных формах:
индивидуальная, групповая. Ведущей формой организации занятий является групповая работа.
Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих
в себе различные формы и приемы игрового обучения, литературно-художественной, изобразительной, физической, познавательной деятельностью, проблемно-ценностного общения, соревнования и творческих заданий..
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Методы внеурочной деятельности:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
4
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группе;
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения -это средства воспитания,выбор которых определяется содержанием,формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
- упражнение;
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
- методы игры в различных вариантах;
- составление плана.
Связь содержания программы внеурочной деятельности с учебными предметами. Внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на
систематическое образование учащихся.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку «Английский
с удовольствием» тесно связана с учебными предметами:
«Иностраный язык (английский)», т.к.при освоении данной программы учащиеся получатвозможность улучшить свои предметные результаты в области чтения, говорения, аудирования на английском языке;
«Искусство» с целью опоры на образное восприятие;
«Основы духовно-нравственной культуры» для развития нравственных норм,культурыречевого общения.
2. Планируемая результативность программы.
Даная программа рассчитана на достижение воспитательных результатов:
-первый уровень – приобретение школьником социальных знаний(об общественныхнормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
-второй уровень –получение школьником опыта переживания и позитивногоотношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности
в целом.
- третий уровень (приобретение школьником опыта самостоятельного социальногодействия): опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственности за других людей; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками , взрослыми в соответствитии с общепринятыми нравственными нормами.
Таким образом, внедрение новых стандартов дает большие возможности для развития творческих способностей обучающихся.
Личностные результаты
o сформированность у обучающихся уважения и интереса к изучению иностранного языка;
o сформированность уважительного отношения к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться;
o сформированность у обучающихся мотивации к изучению английского языка с целью
самостоятельного приобщения к образцам англоязычной художественной литературы, самосовершенствования и дальнейшей самореализации;
o сформированность у обучающихся готовности и способности к духовному развитию;
o сформированность нравственных качеств обучающихся, основанных на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
o сформировнность у обучающихся мотивации к обучению и познанию.
Удельный вес внеурочной деятельности в достижении метапредметных результатов
достаточновелик. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
В результате внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы
Познавательные УУД:
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование;
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
-понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.
Регулятивные УУД:
-умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
-умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности; -умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль); -адекватность и дифференцированность самооценки;
-умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.
Коммуникативные УУД:
-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,
-способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
6
-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Ожидаемые результаты заключаются в формировании и развитии умений и навыков
обучаемых во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.
В области чтения:развивать у учащихся умения эффективного чтения на английском языке.
В области аудирования:научить учащихся воспринимать аутентичный тексты,различныемузыкальные произведения на английском языке на слух.
В области говорения:научить учащихся выстраивать основные типы монологических(разного вида) и диалогических высказываний. Например, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, давать краткую характеристику персонажей, описывать события, явления, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, воспроизвести текст в форме пересказа.
В области письма:отрабатывать навык списывания текстов различного содержания.
В области лексики:развивать навыки распознавания и использования в речи новыхлексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.
В области фонетики:развивать у учащихся фонематический слух и произносительныенавыки посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов, посвящённых реальным жизненным ситуациям и культурно-историческим событиям, имеющим место в литературных произведениях.
В области грамматики:с помощью разнообразных заданий развивать навыки распознавания
в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений и структур.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- дружелюбное отношение к представителям других стран; - познавательная, творческая, общественная активность; - самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; - коммуникабельность; - уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
Демонстрация успешности обучающихся:
- проведение игровых конкурсов, сюжетных и ролевых игр с учащимися.
3. Содержание программы курса внеурочной деятельности Структура курса 2 класс
Рабочая программа состоит из двух модулей, каждый из которых предполагает организацию
определённого вида внеурочной деятельности обучающихся. В связи с тем, что рабочая программа адресована младшим школьникам, она не включает в себя особенности овладения графо-фонемным строем английского языка и основана на начальных универсальных учебных действий по английскому языку во внеурочной деятельности.
Модуль «Мир игр и стихов» -12 часов
Веселые рифмовки-12 часов.
В данном модуле в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется расширению лексического запаса, чтению простых детских стихов. Как средство активизации и мотивации познавательной деятельности младших школьников на уроках английского языка игра обеспечивает высокую эффективность обучения. Модуль включает изучение разговорных слов и выражений, обучение диалогической речи бытового,
учебно-трудового и межкультурного общения, диалог-расспрос, диалог-побуждению к действию.
Модуль «Мир сказки и театра»-22 часа
Сказка «Теремок»- 11 часов
Сказка «Три поросенка»- 11 часов
Этот этап обучения английскому языку направлен на расширение знаний в области литературных произведений. Основной задачей этого модуля является формирование учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования. Метод драматизации выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Рабочая программа построена на сказках разных народов мира. Во многих из них встречается типичный для фольклора композиционный приём – повтор. Каждый эпизод, обогащаясь новой деталью, повторяет почти дословно предыдущий, что помогает узнаванию слов и постепенно образует навык восприятия текста. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.
Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся начальных классов, способствует развитию творческого воображения обучающихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира обучающегося.
Занятия строятся с учетом индивидуального и дифференцированного подходов. Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик.
8
3 класс
Модуль «Мир песен» – 12 часов.
Песенка «Бабочки» - 3 часа
Песенка «Старый Мак Дональд» - 5 часов
Песенка «Времена года» – 1 час
Песенка «Календарь» - 2 часа
Песенка «Цвета» - 1 час.
В данном модуле в игровой форме идет развитие всех видов речевой деятельности, но особое внимание уделяется расширению лексического запаса, чтению простых детских стихов. Как средство активизации и мотивации познавательной деятельности младших школьников на уроках английского языка игра обеспечивает высокую эффективность обучения. Модуль включает изучение разговорных слов и выражений, обучение диалогической речи бытового,
учебно-трудового и межкультурного общения, диалог-расспрос, диалог-побуждению к действию.
Модуль «Мир сказки и театра» – 22 часа
Сказка «Три маленьких котенка» - 6 часов
Сказка «Три медведя» - 7 часов
Сказка «Рукавичка» - 9 часов.
Этот этап обучения английскому языку направлен на расширение знаний в области литературных произведений. Основной задачей этого модуля является формирование учащимися навыками и умениями в области чтения и письма, а также коммуникативными умениями говорения и аудирования. Метод драматизации выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Рабочая программа построена на сказках разных народов мира. Во многих из них встречается типичный для фольклора композиционный приём – повтор. Каждый эпизод, обогащаясь новой деталью, повторяет почти дословно предыдущий, что помогает узнаванию слов и постепенно образует навык восприятия текста. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.
Работа над чтением и драматизацией литературных произведений, соответствующих возрастным особенностям учащихся начальных классов, способствует развитию творческого воображения обучающихся, расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей, креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению внутреннего духовного мира обучающегося.
Занятия строятся с учетом индивидуального и дифференцированного подходов. Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик.