Настоящим патриотизм, на мой взгляд, будет тогда, когда он не навязывается извне, а является чем-то личным, сокровенным. Как правило, оставляет след то, что пропущено через сердце. Низами говорил: "Слово, идущее от сердца, всегда проникает в сердце". Сильная вера педагога в то, что он говорит, не может не стать верой ученика. Поэтому, прежде чем воспитывать патриотизм в детях и подростках, педагогу необходимо определить для себя: в какой мере в нём сформировано это чувство? Педагог не способен воспитывать патриота той меры патриотизма, которая не присутствует в нём самом.
История и обществознание - именно те дисциплины, которые в большей мере способствуют формированию и развитию патриотизма у подрастающего поколения. Воспитание эффективно тогда, когда оно строится на примерах, особенно воспитание идейное. Обществоведческие дисциплины позволяют на исторических примерах показать проявления патриотизма, любви к своему Отечеству и бескорыстного служения Родине. Только говорить об этом сухо, схематично, трафаретно - недопустимо. Для усиления эмоционального фона уроков и активизации познавательной деятельности важно обращать внимание учащихся на то, что кажется привычным и обыденным. Необходимо использовать биографические данные, исторические портреты и характеристики политических деятелей, простых граждан, которые в разные исторические периоды совершали судьбоносные для нашей страны поступки. Привлекая данные об участии членов семей учащихся в исторических событиях, учитель показывает значимость близких ребёнку людей в историческом процессе. Необходимо стараться, чтобы с уроков ученик выносил не только знание предмета, но и убеждение, что любить Родину - не менее достойно, чем любить свою семью. Нужно подвести школьников к убеждению, что в их силах сделать так, чтобы Родину можно было не только любить, но и гордиться ею ещё больше.