Халикова Л.Р. » 16 сен 2012, 18:51
Мы рады вас приветствовать, уважаемые коллеги, участники форума! Сегодня новый образовательный стандарт должен мотивировать ученика к познанию, давая ему возможность выбора. И именно такой стандарт, который дает возможность вариативности, множественности – главная характеристика нового образования. Вариативное образование направлено на предоставление личности веера возможностей выбора жизненных целей и активизации ее поисковой активности. Его цель – учитывать в обучении мотивы и потребности ребенка, уйти от обучающей системы типа «чтобы все были равны».
Согласитесь, сегодня мы просто обречены на изменения, потому что мир вокруг нас стремительно меняется. Именно поэтому нельзя давать школьнику фрагменты общих знаний по огромному числу предметов. Образование должно быть избыточно, но именно в той области знаний, к которой ученик предрасположен, к которой у него есть способности, которую он сам охотно выбирает. Только так закладываются основы системного мышления и мировоззрения. В инновационных стандартах три уровня восхождения к универсальности познания дают возможность построения такого образования.
В основу новых стандартов положен деятельностный подход. Развитие личности человека – это развитие системы «человек–мир». В этом процессе человек, личность выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.
Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.
На практике суть деятельностного подхода заключается в том, что дети под руководством учителя включаются в учебно-воспитательный процесс. Это ключевой вопрос – с помощью деятельности – не с помощью готового образца, прочтения готовой фразы, тренировки выполнения какого-то навыка, а с помощью деятельности. Какие основные компетенции характеризуют эту ситуацию деятельности человека? Например, умение ставить и решать учебную задачу, умение находить способы решения этих задач, умение искать обобщенные способы решения задачи. Для этого педагогу надо владеть определенными компетенциями. Например, умение строить совместную деятельность детей между собой и со взрослыми, умение правильно организовать поисковую работу детей, конструировать действия детей, находится в ситуации взаимопонимания детей, т.е. возникает тот важный психологический слой: коммуникация, взаимопонимание, рефлексия – без которых эта деятельность не может быть построена. Возникает необходимость специального психолого-педагогического сопровождения данной работы в плане осознания и осмысления того, как устроена эта деятельность детей и взрослых; какова структура деятельности, ее основные компоненты; когда педагог понимает особенности, интересы, склонности ученика и его возможности. Педагог способен строить с помощью присвоенных компетенций такие учебные ситуации, когда способности и склонности ученика учитываются чтобы сохранить мотивацию к деятельности, учению, а, следовательно – к развитию. В решении этих вопросов педагогические работники нуждаются в психологической поддержке, повышении психологической компетенции.
Огромное достижение новых стандартов – индивидуализация работы ученика. Стремление идти за возможностями и способностями ребенка в учебно-воспитательной ситуации и означает построение индивидуально ориентированных траекторий его работы. Образовательный процесс должен быть ориентирован на каждого ученика и учитель должен строит конкретно его работу с учебным материалом. Итак, с внедрением новых стандартов произошла психологизация образования.
Уважаемые коллеги, в рамках работы нашего форума предлагаем обсудить проблему: каковы особенности, возможности психологического обеспечения новых образовательных стандартов; в чем заключаются психологические аспекты готовности учителя к реализации ФГОС нового поколения?
Зав. кафедрой психологии ИРО РБ: Л.Р. Халикова.