Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Модераторы: Халикова Л.Р., Тимерьянова Л.Н., Зиннурова Г.Р., Шафигуллина Р.Р., Фания Нуриманова, Душанбаева С.С

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Харрасова Филюзя » 19 сен 2012, 13:21

Мы, учителя, понимаем,что мир вокруг нас стремительно меняется и образование не должно стоять на месте, в школе нужны изменения...И данные изменения - необходимый этап модернизации образовательного процесса в школе. Образование в школах и в гимназиях является базой, фундаментом всего обучения. Именно ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающим миром
Харрасова Филюзя
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 09:57

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Харрасова Филюзя » 19 сен 2012, 13:09

В нашей гимназии основная часть учителей знакома с основными документами к организации образовательного процесса, особенностями разработки рабочих программ по предметам, материалов по внеурочной деятельности учащихся.
Планирование и организация образовательного процесса ведется в соответствии с новыми дидактическими требованиями к уроку. Учителя ориентируются в особенностях и отличительных характеристиках урока, выстроенного в системно деятельной логике.
Харрасова Филюзя
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 09:57

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Din@ » 19 сен 2012, 09:08

Риски и проблемы при введении ФГОС
В период введения ФГОС целесообразно пересмотреть целевые установки деятельности администрации образовательного учреждения, педагогов и родительской общественности. Только осознание необходимости совместных действий по стратегическому планированию достижения качественно новых результатов образования и ориентация на инновационные перспективы развития современного ОУ будут способствовать как решению проблем на всех уровнях системы образования, так и интеграции России в мировое образовательное пространство.
Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней, и в частности школы, важно свести к минимуму возможные проблемы.
Среди факторов риска (отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок и т. п.) особо выделяют такой риск, как неготовность учителей и администрации ОУ к введению ФГОС.
в чем именно заключается эта неготовность и какими могут быть эффективные пути решения данной проблемы (проблем) на уровне ОУ.
Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку введения ФГОС со стороны разработчиков (методические рекомендации, пособия и др.), анализ документации ОУ и результатов опросов педагогов позволяет нам констатировать: риск неготовности учителей и руководителей ОУ к введению ФГОС существует. Условно выделяют три группы проблем: общие, личностные и системные.
Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов:
к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.
Din@
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 13:39

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Григорьева Ирина » 19 сен 2012, 08:56

Добрый день! Прочитав сообщения в форуме, согласна с коллегами, что введение ФГОС предъявляет новые требования к уровню психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей, школьных психологов. Предложенные коллегами формы работы интересны и эффективны. Но формирование психологической компетентности педагогов требует определенной системы, целостности в образовательном учреждении. Как школьные психологи это могут осуществить?
Григорьева Ирина
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:43

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Сильчук Екатерина » 19 сен 2012, 06:06

Здравствуйте, согласна с высказыванием мнений моих коллег. В связи с введением ФГОС от педагогов требуют нового подхода в развитие личности ребёнка. А как достичь всесторонне развитой личности ребёнка, не обогащая и не развивая его духовного мира, не раскрывая его творческих способностей?
Я работаю в ЦДТ "Глобус" Советского района. Зачастую в школах нет специалистов, которые могли бы заинтересовать и увлечь детей разнообразной внешкольной творческой деятельностью. Эту проблему мы предлагаем решить через более тесную и плодотворную работу педагогов среднего образовательного учреждения и педагогов дополнительных образовательных учреждений. Наши педагоги всегда рады помочь вам в этом. Они работают на базах средних образовательных школ и детских садов, а так же дети школ посещают кружки и секции нашего центра. Я думаю что тесная совместная деятельность школ и учреждений в процессе обучения и воспитания школьников помогут решить проблему всестороннего гармоничного развития ребенка,помогут ему самореализоваться и развить свои творческие способности.
Сильчук Екатерина
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 04:09

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение oksana71 » 19 сен 2012, 04:37

Здравствуйте, коллеги! Согласна с Халиковой Л.Р. Нужна психологическая поддержка всем. Я работаю в сельской школе. У нас нет и не было психолога. Если большая часть учителей понимают для чего внедряются новые стандарты, то родители нет. Есть родители, которые приводят своих детей в школу с двумя тетрадками, карандашом и ручкой. Считают, что так и должно быть, ведь они также обучались в своё время. И когда им начинаешь растолковывать и объяснять что должно быть у ребёнка и как будет проходить обучение, то на тебя смотрят так, словно просишь достать луну. Многие родители до сих пор считают, что полная ответственность за обучение ребёнка лежит на учителе, как только тот переступил порог школы. Очень трудно убеждать родителей в том, что они должны помогать ребёнку, ведь жизнь изменилась и предъявляются иные требования.
oksana71
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 03:39

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Халикова Л.Р. » 19 сен 2012, 01:19

Потапова Анна писал(а):Я работаю в школе педагогом-психологом. В нашей школе была проведена большая работа с педагогами при подготовке к переходу на ФГОС. Все учителя работающие в 5-ых классах прошли курсы повышения квалификации. В конце прошлого учебного года мною проводилось анкетирование педагогов
о готовности перейти на новые стандарты и какие затруднения у них возникают в процессе подготовки к переходу. Педагогам была предложена анкета и были получены следующие результаты:
На первый вопрос: в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС? педагоги ответили следующим образом:
1) Владение нормативно-правовой основой ФГОС;
2) Прохождение курсов, знание современных технологий;
3) Достаточный уровень психологической и методической компетентности;
4) Использование системно-деятельностного подхода;
5) Умение ориентировать образование на новые результаты.
На второй вопрос «Готовы ли вы к введению ФГОС?»
55% педагогов ответили – Да
43% педагогов – затруднились ответить
2% педагогов ответили - нет
На третий вопрос: Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете? педагоги ответили:
28% - затруднения в планировании и организации урока и занятий по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
26% - Недостаточность понимания вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
24% - Затруднения в использовании интерактивного оборудования на занятиях;
14% - Недостаточный уровень психологической компетентности;
Непонимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
9% - Неэффективное использование электронных дидактических и материалов при подготовке и проведении занятий; Затруднения в использовании современных образовательных технологий.
На четвертый вопрос: Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить? Педагоги ответили следующим образом:
52% - Методическую поддержку в реализации системно-деятельностного подхода, развития личности учащихся, сохранения и укрепления их здоровья, развития способностей, учебной деятельности и мотивации учения;
48% - Помощь в разработке рабочих программ, соответствующих требованиям ФГОС;
24% - В использовании современных технологий и методик обучения, в том числе и с информационно-коммуникационных;
19% - Содействие осмыслению происходящих изменений и выработке собственного отношения к ним;
14% - Информацию об основных направлениях обновления содержания и организации образования; инновационных процессах в системе образования;
10% - В формировании умений проектирования и конструирования урока в соответствии с современными требованиями;
В содействии развития навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности;
Конечно, учителя при таких изменениях в работе мало думают о себе и своем психологическом здоровье, а это очень важный аспект в работе, так как психологическое здоровье очень сильно влияет на взаимоотношения как с детьми так и с коллегами. Поэтому мною проводился семинар по профилактике эмоционального выгорания учителя. Были предложены различные методы снятия стресса.
Я считаю, что в школах необходимо создавать кабинеты релаксации для учителей и побольше проводить разных тренингов.

Уважаемая Анна Потапова! Спасибо за ценную информацию. Проделанная Вами работа, результаты, полученные в ходе анкетирования позволяют очертить круг проблем и задач в вопросе готовности учителя введению и реализации ФГОС нового поколения. Представляется целесообразным Вашу информацию оформить в виде научной статьи и предоставить организаторам Интернет-педсовета, по результатам которой будет издан сборник трудов.
Что касается психологического здоровья, думаю, здесь речь надо вести не только об учителях, но и обо всех субъектах образования (педагоги, дети и родители). Необходимо в целом повышать психологическую грамотность населения.
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Халикова Л.Р. » 19 сен 2012, 01:07

Роль психологической службы образования, деятельность педагога-психолога в условиях введения ФГОС нового поколения несколько видоизменяется.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения ФГОС нового поколения:
1. Психологическое сопровождение учебной деятельности.
Задачи работы в этом направлении заключаются в:
- экспертизе образовательных условий и профессиональной деятельности педагогов;
- экспертизе эффективности применяемых профессиональных методов работы по вопросам реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы;
- консультировании педагогов по вопросам формирования образовательных компетенций, по вопросам построения индивидуальной траектории развития ребенка.
В работу педагога-психолога входит диагностика личностных и метапредметных результатов учебной деятельности. Результатом диагностики выступает построение индивидуального образовательного маршрута учащегося. Задача педагога-психолога - разработка рекомендаций по построению этого маршрута, учитывая способности ребенка, зону ближайшего развития и его потенциальных возможностей, а также возможностей самого образовательного учреждения.
Образовательная программа рассматривается как своеобразная модель путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного ученика. При построении образовательного маршрута создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении целей обучения (А.П. Тряпицына).
Важным этапом работы выступает совместное с учителем проектирование учебной деятельности. Это включает разработку уроков, направленных на развитие универсальных учебных действий и формирование метапредметных и личностных результатов. Педагог-психолог должен помочь спроектировать уроки, а также оценить результативность деятельности. Кроме того, педагог-психолог оказывает содействие в построении учебной деятельности учителю, чтобы она приводила к развитию учащихся.
Просвещение педагогов по вопросам возрастной, социальной и педагогической психологии, повышение психологической грамотности родителей непосредственно входит в психологическое сопровождение ФГОС. Это позволяет в большей степени учитывать индивидуально-возрастные особенности учащихся при построении образовательной деятельности.
2. Психологическое сопровождение процессов социализации и воспитания учащихся в условиях реализации новых стандартов.
Задачи деятельности в этом направлении психологического сопровождения процессов социализации и воспитания заключаются в следующем:
- профилактика ассоциального поведения;
- профилактика и коррекция дезадаптивных форм поведения;
- профориетационная работа;
- психологическая поддержка одаренных детей;
- повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса;
- мониторинг психологического здоровья, безопасности образовательной среды, психологической атмосферы ОУ
3. Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа в этом направлении ведется в области коррекции познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, отклоняющегося поведения; консультирования по вопросам коррекционной работы (родителей и педагогов); участия в работе психолого-медико-педагогического консилиума.
Халикова Л.Р.
 
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 11:45

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Душанбаева С.С. » 18 сен 2012, 16:34

Приветствую всех участников педсовета! Прочитав предыдущие сообщения, еще раз убеждаюсь, что учитель сейчас нуждается в системе поддержки - много вопросов, усталости, чувства бессилия в определенных ситуациях, и, одновременно, энтузиазма, желания быть услышанным. получить поддержку - значит быть в диалоге, не одному. Способность к диалогу, на мой взгляд, один из аспектов готовности учителя к ФГОС. Где создавать площадки для диалога? Здесь - в интернет-пространстве (форумы, вебинары и т.п.). очно - в системе непрерывного образования (конференции, круглые столы, выездные семинары, курсы повышения квалификации), которое и обеспечит ресурсы и поддержку. Содержание - обсуждение "трудных" случаев в общении с детьми, родителями, коллегами; эффективные коммуникации; конфликтное общение; самоменеджмент, профессиональное выгорание, профессиональная деформация; кризисные состояния и др. Формы: кейсы, тренинги, дискуссии, игры, т.е. все методы активного социально-психологического обучения.
В конечном счете, все это для того, чтобы иметь возможность остаться человечным человеком, а не учителем с короной, "вещающей-головой-лучше-всех-знающей-как-надо". чтобы быть способным обменяться (не дать, передать, транслировать) чем-то человеческим с детками и коллегами.
Душанбаева С.С.
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 15:35

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Альбина К.Р. » 18 сен 2012, 16:06

Введе¬ние ФГОС предъявляет новые требования к уровню пси¬холого-педагогической компетентности всех учителей обра¬зовательного учреждения.
Большинство учителей готовы работать по ФГОС. Готовиться к урокам стали дольше и тщательнее. Необходимо только то, что должно быть у учителя по ФГОСам.
В целом,считаю, что введение ФГОС повлечет положительные изменения в школе .
Альбина К.Р.
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 12:31

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron