Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Модераторы: Халикова Л.Р., Тимерьянова Л.Н., Зиннурова Г.Р., Шафигуллина Р.Р., Фания Нуриманова, Душанбаева С.С

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Сильчук Екатерина » 20 сен 2012, 16:52

- Здравствуйте, коллеги. Просмотрела сообщения по данной теме. Согласна, что проблема является актуальной и востребованной в обществе. Сегодня, в связи с введением новых образовательных стандартов серьёзное внимание обращают на психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. А если это ребёнок с ограниченными возможностями? Не секрет, что проблема организации работы с такими детьми - одна из наиболее острых и актуальных в наши дни. Общую тревогу сегодня вызывает пребывание таких детей в школе. Ведь едва переступив порог школы они попадают в категорию социально незащищённых. Просмотрела Федеральную программу "Доступная среда", почерпнула для себя много интересной и нужной информации. Хотелось бы узнать мнение коллег по данному вопросу. Как можно помочь детям с ограниченными возможностями безболезненно пройти адаптацию к школе и социализацию в обществе. С уважением зав. социально педагогическим отделом МБОУ ДОД ЦДТ "Глобус".
Сильчук Екатерина
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 04:09

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение zilya_hasan » 20 сен 2012, 16:28

Я думаю, что новые стандарты ставят перед учителем новые цели. Учителю надо начинать с себя и не бояться трудностей. Роль учителя начальных классов существенно изменяется в части понимания смысла процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности.
Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное начальное образование
zilya_hasan
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 апр 2012, 15:28

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение людмила крылова » 20 сен 2012, 14:28

Да, действительно. Сейчас современное общество требует новшеств и специалистов более креативных. А новые стандарты как раз и предлагают развитие творческих способностей. И ребёнок ставиться в такие условия, где он сам ищет правильный результат, а учителю тоько приходится наравлчть,помогать.В этом я вижу только плюсы.
людмила крылова
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 сен 2012, 14:14

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Харрасова Филюзя » 20 сен 2012, 12:59

Тем не менее, нельзя не отметить ряд проблем, связанных с введением ФГОС:
1) столь стремительное введение новых технологий, требований к образовательному процессу привело к значительному увеличению нервозности учителей, родителей и, как следствие, обучающихся;
2) оснащение материальной базы значительной части ОУ отстает от имеющихся требований;
3) отмечается и недостаточная проработанность методического обеспечения образовательного процесса и т.д.
Харрасова Филюзя
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 09:57

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Харрасова Филюзя » 20 сен 2012, 12:49

С введением ФГОС происходят положительные изменения в организации учебной работы, сопровождении школьников.
Активизируется участие педагога-психолога в сопровождении образовательного процесса в работе с детьми, родителями, учителями по индивидуализации образовательной и воспитательной деятельности. Ведется мониторинг развития познавательных процессов и школьной мотивации.
Повысилась заинтересованность родителей в сотрудничестве со школой, их участии в образовательном процессе
Харрасова Филюзя
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 09:57

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Din@ » 20 сен 2012, 11:12

Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования. Стандарт второго поколения перестает быть «обязательным минимумом», становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие жизненного выбора.
На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, безусловно, в первую очередь, думали над тем, каким должен быть учитель, способный воспитать достойного гражданина России. Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. Особенно высоки требования к учителям старшей школы - по большому счету, это те же требования, что и к вузовским преподавателям. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Din@
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 13:39

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение ГАЙДУКОВА Ольга Н. » 20 сен 2012, 09:50

Еше в XIX веке Н.Г. Чернышевский сказал: «Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». Но и сегодня его слова сохранили свою актуальность, ведь в них заложены те самые требования стандарта нового поколения к результатам: обширные знания - предметные результаты, привычка мыслить - метапредметные результаты, благородство чувств - личностные результаты.
Конечно, как уже говорили многие коллеги, чтобы учителю быть готовым к ФГОС, нужно постоянно совершенствоваться, искать новые знания, быть активным пользователем инновационных технологий и обучать этому детей… Но, для того, чтобы получение знаний обучающимися было эффективным, необходимо создать атмосферу, которая будет способствовать еще и развитию интереса к получаемым знаниям. А это возможно только при доверительном контакте учителя и ученика в течение всего занятия, где в ходе урока ребенок ощущает личную направленность, заинтересованность педагога именно им. И от этого взаимодействия ребенок должен получать чувство удовлетворения. С учащимися начальных классов важно использовать телесный контакт (как знак одобрения, или просьбы быть внимательнее). Благодаря прикосновению сокращается дистанция между учителем и ребенком, в том числе и эмоциональная, а дети к этому очень чувствительны и отзывчивы.
Не менее важным аспектом является организацию предметно-пространственной среды (комфортное и удобное помещение, в котором приятно находиться не только детям, но и удобно работать учителю). Хорошо если помещение позволяет организовать отдельные зоны, это удобно для достижения определенных целей урока (цели ведь могут быть очень разными), это очень удобно и детям, так как при наличии в помещении отдельных зон у учащихся появляется больше возможности на личное пространство, а это так же очень необходимо.
Одним из основных аспектов готовности учителя к ФГОС является готовность организовывать занятия, таким образом, чтобы деятельность учащихся была непосредственна, но направлена на максимальное достижение цели урока. Каждое занятие с каждым отдельным классом учителю необходимо тщательно продумывать. Важно учитывать многое - и возраст учащихся, и их индивидуальные особенности, при этом не забыть фактор «психологической совместимости». Умение взаимодействовать учителя с родителями, привлекать их к процессу обучения сегодня также является необходимым, если мы стремимся сделать обучение ребенка комфортным.
То, с каким настроением, с какими мыслями учитель и ученик начинает, что-то делать, именно так, это дело у него и получиться! Поэтому одобрение окружающих и мотивация на успех является не менее не важным аспектом.
А чтобы не было эмоционального выгорания важно создать благоприятный психологический климат в коллективе и вести здоровый образ жизни!!! Бать творческой личностью и идти в ногу со временем в условиях новых стандартов обучения не всегда легко, но очень интересно!!! Успехов Вам!!!!
ГАЙДУКОВА Ольга Н.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 сен 2012, 05:21

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Григорьева Ирина » 20 сен 2012, 09:25

oksana71 писал(а):Добрый день, коллеги!
Полностью согласна с Рямовой Натальей. Проблема профессионального выгорания действительно стоит остро у тех педагогов, кто привык работать хорошо. Нужны психологи и учителям, и детям, и родителям. А кабинет релаксации, просто мечта. Счастливчики те, у кого он есть.

Роль психолога в образовательном учреждении при реализации введения ФГОС изменяется. Сотрудничество учителя и школьного психолога состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать причины своих трудностей и найти способ самостоятельно их преодолеть. Только таким образом можно вести ученика по индивидуальному образовательному маршруту, быть вместе с ним соучастником открытия новых знаний, формируя универсальные учебные действия.
Григорьева Ирина
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:43

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение oksana71 » 20 сен 2012, 07:00

Добрый день, коллеги!
Полностью согласна с Рямовой Натальей. Проблема профессионального выгорания действительно стоит остро у тех педагогов, кто привык работать хорошо. Нужны психологи и учителям, и детям, и родителям. А кабинет релаксации, просто мечта. Счастливчики те, у кого он есть.
oksana71
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 03:39

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Надежда » 20 сен 2012, 05:04

Добрый день, уважаемые коллеги! Согласна со всеми что учитель должен меняться, идти в ногу со временем, быть гибким. Ну а что делать если учитель предпенсионного возраста и ему комфортно работать, так как он работал на протяжении 30 и более лет. И на все предложения по повышению уровня категорически отказывается. Вот на деле и получается что вся нагрузка ложится на плечи молодых, которые зачастую срываются, не выдерживают нагрузку.
Надежда
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 05:10

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3