ГАЙДУКОВА Ольга Н. » 20 сен 2012, 09:50
Еше в XIX веке Н.Г. Чернышевский сказал: «Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить». Но и сегодня его слова сохранили свою актуальность, ведь в них заложены те самые требования стандарта нового поколения к результатам: обширные знания - предметные результаты, привычка мыслить - метапредметные результаты, благородство чувств - личностные результаты.
Конечно, как уже говорили многие коллеги, чтобы учителю быть готовым к ФГОС, нужно постоянно совершенствоваться, искать новые знания, быть активным пользователем инновационных технологий и обучать этому детей… Но, для того, чтобы получение знаний обучающимися было эффективным, необходимо создать атмосферу, которая будет способствовать еще и развитию интереса к получаемым знаниям. А это возможно только при доверительном контакте учителя и ученика в течение всего занятия, где в ходе урока ребенок ощущает личную направленность, заинтересованность педагога именно им. И от этого взаимодействия ребенок должен получать чувство удовлетворения. С учащимися начальных классов важно использовать телесный контакт (как знак одобрения, или просьбы быть внимательнее). Благодаря прикосновению сокращается дистанция между учителем и ребенком, в том числе и эмоциональная, а дети к этому очень чувствительны и отзывчивы.
Не менее важным аспектом является организацию предметно-пространственной среды (комфортное и удобное помещение, в котором приятно находиться не только детям, но и удобно работать учителю). Хорошо если помещение позволяет организовать отдельные зоны, это удобно для достижения определенных целей урока (цели ведь могут быть очень разными), это очень удобно и детям, так как при наличии в помещении отдельных зон у учащихся появляется больше возможности на личное пространство, а это так же очень необходимо.
Одним из основных аспектов готовности учителя к ФГОС является готовность организовывать занятия, таким образом, чтобы деятельность учащихся была непосредственна, но направлена на максимальное достижение цели урока. Каждое занятие с каждым отдельным классом учителю необходимо тщательно продумывать. Важно учитывать многое - и возраст учащихся, и их индивидуальные особенности, при этом не забыть фактор «психологической совместимости». Умение взаимодействовать учителя с родителями, привлекать их к процессу обучения сегодня также является необходимым, если мы стремимся сделать обучение ребенка комфортным.
То, с каким настроением, с какими мыслями учитель и ученик начинает, что-то делать, именно так, это дело у него и получиться! Поэтому одобрение окружающих и мотивация на успех является не менее не важным аспектом.
А чтобы не было эмоционального выгорания важно создать благоприятный психологический климат в коллективе и вести здоровый образ жизни!!! Бать творческой личностью и идти в ногу со временем в условиях новых стандартов обучения не всегда легко, но очень интересно!!! Успехов Вам!!!!