Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Модераторы: Халикова Л.Р., Тимерьянова Л.Н., Зиннурова Г.Р., Шафигуллина Р.Р., Фания Нуриманова, Душанбаева С.С

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Ахметдинова Т.Р. » 18 сен 2012, 15:26

С началом нового учебного года, уважаемые коллеги! Действительно, по ФГОС много требований к условиям, к образовательному процессу и, главное, к результату. Для того, чтобы введение ФГОС стало положительным, я думаю, учитель должен сам участвовать в создании необходимых условий, искать подходящие приемы и формы совместной деятельности с учениками, зная к какому результату он стремится. Учителю надо научиться не "учить" ученика, а "показывать путь" к учению и "идти" рядом с учеником. А для этого - быть готовым выслушивать каждого ребенка, стараться понять ход его мыслей, даже если он ошибочный, помочь направить в нужную сторону и вывести истину. Согласитесь, мы, взрослые, часто рассуждаем не так, как наши дети, и считаем, что правы. А стоит задуматься, возможно детские суждения эффективнее... И для ученика, и для учителя дается установка на успех. Желаю всем творческого успеха!
Ахметдинова Т.Р.
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 11:24

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Серкова Ирина » 18 сен 2012, 15:21

Рямова Наталия писал(а):Требования современных стандартов к педагогу очень высоки. С моей точки зрения, сегодня педагогика и психология рассматриваются как базовые основополагающие. Надстройка же должна состоять из:
а)уверенного владения компьютером на уровне пользователя, а еще лучше- на уровне программиста IT. для того , чтобы создать свой сайт, сайт класса, готовить презентации и т.д;
б) юридического знания;
в)основ профессии делопроизводителя(на курсах ИРО РБ предупредили: "готовьтесь работать с бумагами!", менеджера(прогнозирование), маркетолога(умелое управление). От нас требуют компетенции! и компетентности!
Плюс то, что досталось по наследству: художник. маляр, техничка, сторож,грузчик..
Понятно, что "учитель должен быть гибким", "идти в ногу со временем",но..кто подумал об учителе.
Нагрузка выросла, в разы увеличилось количество бумаг.Мы умело применяем к себе методы абсолютного "погружения"в работу и "мозгового штурма" - когда необходимо изучить, запомнить,осмыслить, осознать , а потом еще и сделать выводы и применить на практике. Причем , призыв "Будь готов!" требует готовности от учителя. А как же об обязательных условиях для создания комфорта и обеспечения материально-технической базы!! И тут два варианта : либо ты работаешь "на износ", либо "спустя рукава".
А ведь дома семья, трое собственных детей, а мы так любим на родительских собраниях говорить о ценности времени,проведенном с собственным ребенком.И так обидно , что тебе еще писать, писать и писать..
Но, любишь работу, несмотря ни на что - это и есть тот самый психологический аспект готовности учителя.

Как точно сказано! Психологическая готовность учителя - это важная составляющая! Даже если ты - учитель- принимаешь и понимаешь новое, что в очередной раз вводят в образовании, это ещё не значит, что успеешь и сможешь (будут для этого книги, словари, доступ к Интернету и др.) это реализовать, как вводятся ноу-хау (теоретически), а мы с нашими детьми, как подоопытные. Приведу пример. Работаю в школе 18 лет, но не помню, что мне раньше было тяжело работать без рабочих программ, КТП, методические рекомендации и программы тоже неплохо помогали, но не занимали столько времени у педагога. Можно несколько слов об аттестации? Ведь с введением ФГОС сменились и требования к аттестации, т.е. к аттестуемому. Знаю, что многие педагоги боятся не "сдать" на соответствие...
А что творится в школах сейчас с оптимизацией? бедные учителя! разве они думают о том, КАК работать? Они думают, ГДЕ будут работать, если окажутся ненужными...
Серкова Ирина
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 12:19

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Василина » 18 сен 2012, 14:33

Марина В В писал(а):
Зиннурова Г.Р. писал(а):
ГузельБай писал(а):Я считаю, что в системе образования должны создавать условия для ведения постоянной методической поддержки, получения консультаций по возникающим вопросам, использования опыта других образовательных учреждений, учитывая интересы и возможности сельских педагогов.Педагоги готовы к реализации ФГОС, нужно только создать им необходимые условия. Например - установить компьютеры в каждом кабинете начальных классов.

Да, коллеги, полностью согласна с Гузель! Условия для реализации ФГОС надо создавать, и не только материальные. В нашей ветке мы должны говорить о психологических условиях данного явления.
:?: Каковы эти условия и как они реализуются конкретно в ваших образовательных учреждениях?
Ждем ответов! :!:

Хотелось бы добавить, условия для реализации ФГОС надо создавать, и не только для учителей, но и для детей. Ведь принцип работы должен строиться на "самодобывании", "самооткрытии" знаний детьми, а если добыть их неоткуда или нет возможности у ребенка заниматься. Нужны медиатеки в школах, чтобы и дети имели возможность искать информацию, обрабатывать ее, готовиться к урокам. Ведь не секрет, что у большей половины детей нет домашних компьютеров и нет Интернета.


Да еще при том, если образовательное учреждение особо не может похвастаться оснащенностью учителей, я уже не говорю о детях, ни о каком "самодобывании" речь и не идет!
Да и психологический аспект готовности, должен поддерживаться психологической помощью. О чем можно говорить, что педагоги, длительно работающие в системе образования, находятся в ситуации эмоционального выгорания и нуждаются в психологической помощи и поддержке личностной, а тут еще и нужно приложить не мало моральных сил для перестройки своей профессиональной деятельности. А если по штату психолога нет, то процесс усугубляется!
Проще в этой ситуации молодым специалистам - учителям, окончившим недавно ВУЗ, которые обучались для работы при ФГОС и владеют необходимым минимумом знаний и представлений.
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Василина » 18 сен 2012, 14:23

Добрый день, уважаемые коллеги!
Из опыта общения с педагогами могу сказать, что многие отмечают тот факт, что ничего разительного не изменилось с приходом ФГОС. По своей сути учителя, как раньше работали, так и продолжают работать!
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Елизавета » 18 сен 2012, 12:03

Понравилось высказывание Рямовой Наталии, даже не высказывание, а крик души. Иногда сидишь, завалившись бумагами, и кажется только у тебя такие мысли. Несмотря ни на что я также работу свою люблю и получаю удовольствие от своей работы.
Елизавета
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 11:09

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Харрасова Филюзя » 18 сен 2012, 11:36

Идет освоение и внедрение новых программ и технологий работы с учащимися. Меняется в лучшую сторону содержание и оформление учебников, применяются проектные, групповые, ИКТ, возросла самостоятельность детей в обучении, организация внеурочной деятельности помогла охватить всех детей в кружковые занятия. Практика показывает, что сочетание предметного плана и внеурочной деятельности широкого спектра, сюда входят и спорт, и художественно – эстетическое направление, способствует развитию мотивации к обучению и коммуникативных способностей обучающихся.
Харрасова Филюзя
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 09:57

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Потапова Анна » 18 сен 2012, 10:35

Я работаю в школе педагогом-психологом. В нашей школе была проведена большая работа с педагогами при подготовке к переходу на ФГОС. Все учителя работающие в 5-ых классах прошли курсы повышения квалификации. В конце прошлого учебного года мною проводилось анкетирование педагогов
о готовности перейти на новые стандарты и какие затруднения у них возникают в процессе подготовки к переходу. Педагогам была предложена анкета и были получены следующие результаты:
На первый вопрос: в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС? педагоги ответили следующим образом:
1) Владение нормативно-правовой основой ФГОС;
2) Прохождение курсов, знание современных технологий;
3) Достаточный уровень психологической и методической компетентности;
4) Использование системно-деятельностного подхода;
5) Умение ориентировать образование на новые результаты.
На второй вопрос «Готовы ли вы к введению ФГОС?»
55% педагогов ответили – Да
43% педагогов – затруднились ответить
2% педагогов ответили - нет
На третий вопрос: Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете? педагоги ответили:
28% - затруднения в планировании и организации урока и занятий по внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
26% - Недостаточность понимания вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
24% - Затруднения в использовании интерактивного оборудования на занятиях;
14% - Недостаточный уровень психологической компетентности;
Непонимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;
9% - Неэффективное использование электронных дидактических и материалов при подготовке и проведении занятий; Затруднения в использовании современных образовательных технологий.
На четвертый вопрос: Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить? Педагоги ответили следующим образом:
52% - Методическую поддержку в реализации системно-деятельностного подхода, развития личности учащихся, сохранения и укрепления их здоровья, развития способностей, учебной деятельности и мотивации учения;
48% - Помощь в разработке рабочих программ, соответствующих требованиям ФГОС;
24% - В использовании современных технологий и методик обучения, в том числе и с информационно-коммуникационных;
19% - Содействие осмыслению происходящих изменений и выработке собственного отношения к ним;
14% - Информацию об основных направлениях обновления содержания и организации образования; инновационных процессах в системе образования;
10% - В формировании умений проектирования и конструирования урока в соответствии с современными требованиями;
В содействии развития навыков рефлексии собственной педагогической позиции, формированию ключевых профессиональных компетенций, профессионально-значимых личностных качеств, их культурной толерантности;
Конечно, учителя при таких изменениях в работе мало думают о себе и своем психологическом здоровье, а это очень важный аспект в работе, так как психологическое здоровье очень сильно влияет на взаимоотношения как с детьми так и с коллегами. Поэтому мною проводился семинар по профилактике эмоционального выгорания учителя. Были предложены различные методы снятия стресса.
Я считаю, что в школах необходимо создавать кабинеты релаксации для учителей и побольше проводить разных тренингов.
Потапова Анна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 13 сен 2012, 09:48

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Din@ » 18 сен 2012, 10:23

Для введения и реализации задач ФГОС учителю необходима серьезная подготовка уроков и внеурочной деятельности и мониторинг достижений учащихся. Большое внимание уделяется на самостоятельную деятельность учащихся и сотрудничество с родителями по организации внеурочной деятельности, также приходится прикладывать много усилий в поисках дополнительной литературы, форм, методов и приемов работы.
Din@
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 13:39

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение Razilya » 18 сен 2012, 05:33

Коллеги, с успешным началом! Не совсем понимаю, что учителю нужно полностью меняться. Да, в какой степени я согласна с этим рассуждением. Но ведь и раньше обучение старались строить с учётом индивидуальных особенностей ученика, применяли технологии развивающего обучения. Занимались диагностикой, мониторингом деятельности не только учитывая ЗУН, но и развитие ученика по отдельным параметрам. Для этого разрабатывали сами критерии оценки ОУУН или межпредметных умений и т.д. По крайней мере всё это было в инновационных учреждениях. Например, у нас в гимназии. А сейчас законодательно закрепились эти положения. Мне кажется, учителям-экспериментаторам, учителям в инновационных школах где-то и легче стало работать.
Razilya
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 29 янв 2012, 02:59

Re: Психологические аспекты готовности учителя к ФГОС

Сообщение oksana71 » 18 сен 2012, 05:17

Полностью согласна со всеми высказываниями коллег.Большинство учителей готовы работать по ФГОС. Нужны условия, в том числе и психологическая поддержка. Готовиться к урокам стали дольше и тщательнее,продумывая всё до мелочей.А вообще, для творческих людей сейчас широкое поле деятельности. Необходимо только то, что должно быть у учителя по ФГОСам.
oksana71
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 03:39

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron