Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перспект

Модераторы: Гареева Г.Ф., Рахматуллина З.А.

Re: Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перс

Сообщение Акьюлва Р.Р. » 21 сен 2012, 04:50

Исламова Ильмира писал(а):Исламова Ильмира пишет:"Изучение родного языка является плодотворным, если оно начинается в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в системе дополнительного образования. Ведь неслучайно родной язык называют «языком матери». А сегодня в том, что молодое поколение плохо владеет родным языком, не хочет изучать его, обвиняют в первую очередь учителей. А разве мать не является для своего ребенка первой учительницей? В любом случае, именно в семье должна воспитываться любовь к родной культуре и родному языку, тогда и учителю будет просто научить этому языку своего ученика, потому что у него (ученика) будет стремление знать его. В последнем залог успеха. Родители, которые учат своих детей родному языку с пеленок,редко предъявляют претензии учителям."

Позвольте с Вами согласиться- все начинается в семье!Даже не владея родным языком своих родителей ребенок должен хотя бы
понимать его. А унас как получается? Бывает порой так, как будто общаются с иностранцем.Чтобы прививать любовь к родной культуре, языку и традициям с ранних лет надо с ребенком ходить в театры, музеи, на различные концерты.Когда начинают изучать в школе предмет Культура Башкортостана и родной язык дети быстро ориентируются и проявляют интерес ("А я там была", "Мы с семьей там были"). Кроме нас, родителей, ни кто не сможет воспитать в наших детях любовь к самому ценному - родному языку и национальным традициям.
Акьюлва Р.Р.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 03:33

Re: Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перс

Сообщение Хазиева Флюза » 20 сен 2012, 19:02

Успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от учителя, который перестает быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в мире информации.При изучении учащимися родных языков важное значение уделяется формированию умений , связанных с информационной культурой:читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.Целесообразно проводить работу со словарями не фрагментарно,исходя из конкретных целей и задач урока,а систематически, развивая потребность в обращении к тому или иному словарю.Важно , чтобы учащиеся познакомились с разнообразием словарей, усвоили их назначение, научились находить в них нужное слово, умели работать со словарной статьей.К.Д. Ушинский говорил, что "дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной форме, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета."
Хазиева Флюза
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 12:08

Re: Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перс

Сообщение Алтынбаева Залия » 20 сен 2012, 17:18

«Каждый язык отражает культуру того народа, который на нём говорит»,- утверждал Л.В. Щерба. Язык - явление социальное. В нем как в зеркале отражается состояние и изменения современного общества. Он не только средство общения и взаимопонимания людей в обществе, но также орудие мышления, инструмент познания, средство сохранения накопленного человечеством опыта. Родные языки - это ценность, с исчезновением языка уйдет культура целого народа, в том числе те прекрасные образцы устного народного творчества и художественных произведений, созданные творческими силами народов Башкортостана и России. Поэтому сохранение языков и их изучение в образовательных учреждениях держится в центре внимания.
Алтынбаева Залия
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 04:49

Re: Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перс

Сообщение Исламова Ильмира » 20 сен 2012, 14:34

Изучение родного языка является плодотворным, если оно начинается в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в системе дополнительного образования. Ведь неслучайно родной язык называют «языком матери». А сегодня в том, что молодое поколение плохо владеет родным языком, не хочет изучать его, обвиняют в первую очередь учителей. А разве мать не является для своего ребенка первой учительницей? В любом случае, именно в семье должна воспитываться любовь к родной культуре и родному языку, тогда и учителю будет просто научить этому языку своего ученика, потому что у него (ученика) будет стремление знать его. В последнем залог успеха. Родители, которые учат своих детей родному языку с пеленок,редко предъявляют претензии учителям.
Исламова Ильмира
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 09:43

Re: Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перс

Сообщение Лиана Искандаровна » 20 сен 2012, 14:04

Абсолютно согласна с Галикеевой Флоридой!Ведь без знания родного языка не возможно представить сам народ!А если современные дети не будут знать,любить, уважать историю,культуру своего народа нельзя говорить о будущем такого народа. Тем более в условиях ФГОС проблема преподавания родных языков встает чуть ли не на первый план!!!
Лиана Искандаровна
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 10:14

Re: Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перс

Сообщение Ramuza » 20 сен 2012, 12:48

. Все мы знаем, что на сегодняшний день особенно актуальна проблема сохранения и развития практики преподавания родного языка и литературы в условиях введения нового ФГОС общего образования. Ведь понятно: не будет родного языка, не будет и культуры, и культурных ценностей. В связи с этим мы обязаны содержание обучения строить в единстве процессов усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения. Используемые в настоящее время методы преподавания
башкирского языка в общеобразовательных учреждениях не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей учащихся и их самостоятельную деятельность по приобретению и использованию знаний, на сотворчество учащихся и учителя. На уроках родного языка и во внеурочной деятельности мы должны научить учащегося самого находить ответы на вопросы, выражать свои мысли, доказывать основательно свою точку зрения на родном языке. Это будет означать, что мы работаем в ногу с новыми стандартами ФГОС.
Набиуллина Рамуза Фаязовна
Ramuza
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 10:45

Re: Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перс

Сообщение Талгатовна » 20 сен 2012, 03:43

З.М.Габитова писал(а):Уважаемые учителя родных языков!
Изменения, которые происходят в мире, стране, обществе, затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но наши ученики, родители и, конечно, педагоги. Какой же он современный учитель родного языка и литературы?
Вся моя жизнь связана со школой. Нигде, кроме школы, мне не найти такой интересной, насыщенной жизни, таких ярких эмоций, таких доверчивых глаз. Для меня школа – это творческая мастерская, которая создает условия для самореализации личности. Здесь меня ждет нелегкая ноша обучения и воспитания детей. А дети – это цветы жизни. Значит, я выращиваю — самое прекрасное. Моим девизом стали слова В. О. Кольцова: “Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь”.Я часто задумываюсь над вопросами: каким быть учителю в современное время, чему и как учить , каким он должен быть в 21 веке? Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, но роль учителя остается неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы. Я – учитель родного языка и литературы и мой предмет открывает для меня дополнительные возможности влиять на сознание школьников. Я чувствую ответственность за дело воспитания нравственно здорового человека. Самое главное для меня — научить своих питомцев пониманию ценности человеческой жизни. Как учитель — словесник я должна научить ребенка видеть красоту окружающего мира, пробудить мысли и чувства, показать нравственно – духовное лицо и перспективу его духовного роста.Знание возникает в результате практической деятельности – вот успех современного урока и главное содержание образования.
Талгатовна
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 03 апр 2012, 06:06

Re: Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перс

Сообщение tatyana » 19 сен 2012, 17:59

Хасанова Гульдар писал(а):Без развития родных языков очень сложно представить процесс формирования личности , его духовно-нравственное развитие. Результаты международных исследований, научные труды выдающихся ученых и педагогов прошлого и настоящего, школьная практика подтверждают важность обучения на родном языке как одного из средств повышения качества образования.
Сегодня родные языки народов России должны занять достойное место в едином образовательном и культурном пространстве многонационального государства. Миссия родного языка в развитии личности, формирование гражданина , миссия системы общего образования в сохранении и развитии родных языков народов РФ должны найти достойное отражение в основополагающем документе - ФГОС.

Согласна с высказыванием, формирование достойного гражданина своей страны невозможно без знания родного языка - языка твоих предков. На уроках родного языка мы учим не только правильному произношению, написанию, и т. д., но и культуре, истории своего народа, а также простому человеческому общению...
tatyana
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 07:37

Re: Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перс

Сообщение Талгатовна » 19 сен 2012, 17:37

Юлбердина Эльмира писал(а):Одним из центральных направлений общеобразовательной школы является речевое развитие учащихся начальных классов. Воспитание социальных и личностных компетенций обучающихся в процессе реализации ФГОС НОО возможен только через развитие речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной волевой сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребенка. Проблема развития связной речи у учащихся начальных классов на уроках татарского языка и татарской литературы в процессе реализации ФГОС НОО является актуальной, так как огромную роль в психологическом развитии детей играет язык и речь.

Язык есть орудие мышления и познания. Он делает возможным планирование интеллектуальной деятельности. Язык - средство выражения (формирования и существования) мысли. Речь рассматривается как способ формулирования мысли посредством языка.
Вместе с тем мышление и язык - не тождественные понятия. Мышление - высшая форма активного отражения объективной реальности. В языке непосредственно отражается и закрепляется специфически человеческое - обобщенное отражение действительности. Оба эти понятия образуют сложное диалектическое единство, каждое из которых имеет свою специфику. Выявление и описание взаимосвязи языка и мышления дают возможность определить более целенаправленные и точные приемы развития речи и мышления.
В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связанно развитие мыслительных способностей ребенка. С другой стороны, язык опирается на мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней языковой системы. В результате повышается уровень развития, как речи, так и мышления.
Талгатовна
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 03 апр 2012, 06:06

Re: Родной язык и литература в условиях ФГОС: проблемы, перс

Сообщение Юлбердина Эльмира » 19 сен 2012, 15:57

З.М.Габитова писал(а):Уважаемая Марина В.В. пишет: "Родной язык и литература в условиях ФГОС, это наверное, самый сложный вопрос для обсуждения. Ведь и без ФГОС этот предмет был совершенно не обеспечен ни методической базой, ни литературой, ни полезными разработками и рекомендациями. Каждый учитель придерживался своих принципов работы и индивидуально составлял свою программу, подбирал учебные пособия.Условия не изменились и сейчас, базы то нет, каждый выбирает свой путь".
Уважаемые коллеги! Преподавание башкирского языка в качестве родного и как государственного языка, татарского языка в качестве родного полностью обеспечено учебно-методическим комплексом. Изданы три линии учебников с 1 по 11 класс по башкирскому языку и литературе, рассчитанные на учащихся с различным уровнем владения башкирским языком:
1 линия предназначена для учащихся башкирской национальности;
2 линия - для учащихся башкирской национальности, обучающихся в школах с русским языком обучения;
3 линия - для учащихся других национальностей, изучающих башкирский язык как государственный.
Изданы учебники татарского языка с 1-11 класс с республиканским компонентом, с 1 по 8 класс изданы книги для внеклассного чтения по татарской литературе. Издана азбука на марийском языке. Учебно-методические пособия по другим родным языкам заказываются из регионов. Работа над разработкой учебников продолжается в соответствии с ФГОС.

Хотелось бы добавить, что для учителя, стремящегося добиться высоких результатов в своей работе, шагающего в ногу со временем, созданы все условия для реализации задач в преподавании родных языков и литератур: методические пособия, дидактические материалы, электронные учебники, художественная литература, и наконец, интернет-ресурсы. Кто ищет, тот всегда найдет!
Юлбердина Эльмира
 
Сообщения: 116
Зарегистрирован: 13 янв 2012, 07:45

Пред.След.

Вернуться в Родные языки и литературы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1