Актуальные проблемы профессионального образования

Модератор: Прядильникова О.В.

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Нафикова Г.А. » 24 сен 2012, 20:41

Уважаемые участники Форума! Уважаемые коллеги!
Спасибо за ваши сообщения, так приятно знать, что у тебя есть единомышленники, преподаватели, ориентированные на поиски качественно новых целей и результатов обучения. Мне, преподавателю системы профессионального образования, хотелось бы, чтобы мои ученики овладели профессиональной компетенцией и добились профессионального мастерства в будущем. Выпускнику профессионального училища сегодня недостаточно овладеть только профессиональными знаниями, нужно овладеть комплексом необходимых компетенций,чтобы решать как стандартные, так и творческие задачи в своей деятельности. Мой предмет- русский язык и литература, помогает моим ученикам на уроках развивать коммуникативно-речевые и когнитивные способности, формировать представление об эстетических и нравственных ценностях современной личности, способствует развитию продуктивной деятельности.
Нафикова Гульназ Альфировна
Нафикова Г.А.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 20:07

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Исяндавлетова » 24 сен 2012, 19:30

Уважаемые коллеги! Хочу присоединиться к обсуждению актуальных проблем профессионального образования. При каких условиях процесс формирования профессиональных и универсальных компетенций становится гармоничным и эффективным? Только при условии, если в нем полноценно реализуются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, с учетом особенностей обучения и воспитания в системе профессионального образования. Почему считается, что наши учащиеся будут менее успешны, чем выпускники других учебных заведений? Новый подход к оценке деятельности педагога доказывает, что эффективность обучения не измеряется только знаниевыми критериями(что знает и с какими задачами справляется), но и показателями здоровья, воспитанности, будущего трудоустройства, востребованности на рынке труда, степень квалификации и др. Многие проблемы профессионального обучения, в частности, проблемы повышения эффективности обучения еще требуют разрешения. Так одна из проблем - это проблема оснащения кабинетов современным оборудованием, проблема преодоления лоскутности, мозаичности знаний и представлений, не позволяющая нашим учащимся сформировать единую картину мира и др. Мы молоды, мы хотим работать по-новому. У нас все получится.
Исяндавлетова Э.В., ГБОУ НПО ПЛ№24
Исяндавлетова
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 19:03

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Волкова Н.Н. » 24 сен 2012, 18:48

Уважаемы участники Форума! Мы, преподаватели общеобразовательных дисциплин, работающие в системе начального профессионального образования, как никто другой знаем, как трудно начитать работу с первокурсниками , у которых отсутствует мотивация к изучению наших предметов, ведь многие пришли к нам не только для того, чтобы получить рабочую профессию, а чаще всего с целью "убежать от ЕГЭ". Справедливы слова замечательного педагога В.А.Каревой, сказанные ею на лекции:"Хоть пой, хоть пляши перед учеником, делай все, что хочешь, но не жди положительных результатов, если он не работает сам".Новая методика УУР дает толчок к тому, чтобы мы совершенствовали разработки уроков. В то же самое время мы просим переиздать учебники с учетом современных требований. Например, необходимо дополнить заданиями разделы "Лексика и фразеология", "Стилистика", "Морфология" и др. в учебнике Грекова по русскому языку.
Уверена, что кропотливая работа методистов принесет хорошие плоды: внедрение современных технологий УУД позволит развить самостоятельность выпускников НПО, развить их навыки общежития в рабочем коллективе,нацелит их на успешность, позволит занять достойное место в современном мире.
Нам же нужно развивать мотивацию к обучению у наших подопечных, ведь в будущем высококвалифицированный рабочий должен будет заимствовать передовой опыт, учиться и доучиваться, заниматься самообразованием, чтобы не отстать и не потерять квалификацию. Сегодня наша задача - развивать профессиональные и универсальные компетенции нашего ученика, готовить его к тому, чтобы самообразование и самообучение сопровождали его всю жизнь.

Волкова Н.Н.
Волкова Н.Н.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 18:11

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Садирова З.Г. » 24 сен 2012, 18:05

Уважаемые коллеги! Позвольте мне высказать свою точку зрения. Свой предмет, а я преподаю в ПЛ №150 русский язык и литературу, я считаю одним из основных предметов, способствующих всестороннему развитию личности обучающегося. Заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования - обучение должно побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и "безопасную включенность" в жизнь общества. Как можно "научить учиться", "научить жить", "научить работать и зарабатывать"(из доклада ЮНЕСКО "В новое тысячелетие")?
Я размышляла об этом и пришла к выводу, что учебники, по которым мы занимались по русскому языку и литературе, на сегодняшний день недостаточно достигали метапредметных результатов.Я долгие годы работала по учебнику Грекова В.Ф. и др., который имеет орфографическую и пунктуационную направленность, не все познавательные, коммуникативные, регулятивные, универсальные учебные действия можно организовать при использовании этого учебника. Мне кажется, что сегодня пришло время творчески работающего учителя, который по кирпичику строит свой урок, строит таким образом, чтобы его ученик был подготовлен к самостоятельной работе.Ученику нужно предоставлять возможности для "пробы сил", выстраивать систему самостоятельных заданий, способствующую развитию инициативы, пытливости, стремления к самостоятельному поиску. Есть замечательный учебник Н.Г.Гольцовой и др., но учебник только мостик, который помогает нам найти путь к "само-" через "со-": со-действие, со-трудничество, со-участие, со-стязание, со-створчество.
Хочу поделиться своим мнением о новом пособии для самостоятельной работы для обучающихся в лицеях и колледжах(издательство ИРО РБ, 2012г, часть1). В этом пособии много заданий для работы в творческих группах, даются краткие, но очень понятные пояснения к заданиям, с помощью этого пособия учащийся в состоянии выполнить работу самостоятельно. Краткий лингвистический словарик, Списки слов орфографического, орфоэпического и лексического минимума - прекрасное дополнение к пособию. Главное - не преподавать ученику ответы без вопросов, а стремиться стимулировать познавательную деятельность наших учащихся, используя хорошие учебники, пособия, словари, продумывать свою деятельность на каждом этапе урока, учить ребят предвидеть и проектировать, пусть они учатся делать под моим руководством то, что на следующем этапе уже они будут в состоянии сделать самостоятельно.
С уважением, Садирова Зарема Гильмулловна
Садирова З.Г.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 17:09

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Прядильникова О.В. » 23 сен 2012, 19:02

Уважаемая Латыпова Светлана! Спасибо за Ваше выступление на Форуме.
Действительно, одно из противоречий, с которым сталкивается преподаватель НПО – это несоответствие интеллектуальных возможностей обучающихся, с необходимостью усвоения новых знаний по материалам академических учебников.
О способах преодолении этих противоречий можно говорить в связи с изданием специальных пособий для наших учащихся. Дидактический материал пособия должен позволить преподавателю выступать в роли методиста, умеющего не только воспроизводить, но и строить, создавать задания для обучающихся, которым необходимо знать, как учиться: откуда можно взять информацию и как ее переработать, как лучше спланировать и организовать самостоятельную работу. Учебное пособие подобного типа призвано формировать у обучающихся общеучебные знания и умения, учить понимать прочитанное и перерабатывать приобретенные сведения. Этому должна способствовать система заданий, шаг за шагом обучающая работе (посредством специальных вопросов и заданий к художественным, а также к учебным лингвистическим текстам, словарям).
Еще одно отличие подобного учебного «подспорья» от академических учебников - это система подачи материала, заданий, упражнений, подчиненной главной задаче – формированию обучающегося как субъекта обучения. Среди творческих упражнений необходимо предлагать задания по развитию логического мышления, образного строя и эмоциональной стороны речи.
Для работы нам требуется много усилий, связанных с «пошаговым» восполнением пробелов в знаниях наших обучающихся, с необходимостью несколько объяснять один и тот же материал, дифференцируя способы его подачи в зависимости от уровня развития конкретной речевой личности. При подготовке к традиционному уроку мы исходили от правила: в слабой группе (классе) минимальное количество самостоятельной работы. На современном уроке самостоятельная работа будет выполняться сначала под наблюдением преподавателя, с карточками-информаторами, при поддержке наводящих вопросов. Главное – придет время, и самостоятельная работа будет по-настоящему самостоятельной. Но для этого нужна систематическая индивидуальная, коллективная и групповая деятельность на уроках, дополнительных занятиях, консультациях. Деятельность, поддерживаемая не только ежедневной проверкой и оцениванием педагогом всех видов работ обучающихся, но и самопроверкой и взаимопроверкой (с последующим анализом) своих работ учащимися.
Черновики своих творческих работ современному ученику легче представить на оценку педагогу именно в электронной версии, а преподавателю гораздо проще отправить электронным письмом ответ на его вопрос, возникший при выполнении исследовательского задания или при подготовке к ЕГЭ. Преподавателю достаточно рационально организовать и спланировать свое вечернее время, чтобы эффективно поддерживать самостоятельную работу обучающихся, предупреждать их возможные ошибки и предлагать ссылки на тексты авторских материалов (пособий, электронных учебников и заданий), где они найдут необходимую информацию для работы.
Перспективная задача наших уроков, дополнительных занятий и внеклассных мероприятий - построение и умножение разнообразных душевных и интеллектуальных связей обучающихся с внешним миром. Участие в творческих конкурсах и научно – практические конференциях необходимо ученикам, ведь в процессе подготовки они приобретают опыт выполнения работы, реализуют желание получить оценку своему «творению». Так происходит качественное изменение характера действий обучающегося от занятий репродуктивного характера до творческой и исследовательской деятельности. Мы можем наблюдать, что обучающийся как «объект воздействия преподавателя» получает статус «субъекта собственной познавательной деятельности
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Прядильникова О.В. » 23 сен 2012, 18:26

Уважаемые участники Форума! Большое спасибо ваши выступления по теме "Актуальные проблемы профессионального образования".

Ответ Nurislamovой. Вы пишите: "Проблемы заключаются в неготовности педагогов. Хочется отметить, что личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога) мешают нам двигаться вперед. Одна из них психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов". Вы пишите "...возраст, профессиональная усталость, отсутствие мотивации" - мешают двигаться вперед? Я думаю, с вами многие не согласятся. Если педагог (в любом возрасте) убежден, что он обучает,развивает и воспитывает, что он способен сделать человека лучше, добрее, как можно говорить о его неготовности работать по-новому ? "Образование в течение жизни" - под таким девизом живут наши педагоги, это помогает им двигаться вперед, готовить молодое поколение к успешной, качественной жизни.
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Светлана Латыпова » 23 сен 2012, 04:52

1. Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов. Актуальные задачи, поставленные сегодня перед образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. У выпускника училища должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Сегодня наши выпускники такими качества можно сказать не обладают. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.. Внедрение стандартов нового поколения прежде всего предполагает создание необходимых условий для реализации образовательных программ, а значит развитие учительского потенциала.
Инновационная деятельность - это, прежде всего, творческая деятельность. Есть два вида деятельности: репродуктивный и продуктивный. А инновационная деятельность связана с продуктивным типом деятельности, и, следовательно, с творческим. В условиях введения ФГОС педагог - инноватор, создавая свою педагогическую разработку, может выйти на любой уровень. Это такие уровни: выдвижение новых педагогических идей и их воплощение в конкретной системе учебно-воспитательной работы; педагогическое творчество с преобразованием, конструированием новых средств, методов, условий обучения и воспитания; усовершенствование, т.е. чаще всего, модернизация и адаптация к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения и воспитания.
Каким бы ни был путь педагога - инноватора, в любом случае он руководствуется захватившей его идеей.

2. Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;
- умение ставить перед собой цели и определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать последовательные действия, прогнозировать результаты работы, анализировать итоги деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
Мне нравиться учебник по русскому языку Грекова. Так, деление на параграфы есть только в одном учебнике (авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.) В других учебниках нет четкого деления материала на микротемы, объем которых рассчитан на определенное число уроков-часов. Так же в этом учебнике есть приложения «Говори правильно», «Пиши правильно», позволяют активизировать работу по совершенствованию речевой культуры учащихся. Есть обобщающие контрольно-тренировочные упражнения. Этот учебник содержит как тексты, подобранные из произведений художественной литературы ХIХ–ХХ веков, так и тексты публицистического стиля.
Учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11-е классы» представляет тексты всех стилей речи, более того, различным типам текстов посвящены отдельные разделы учебника, дается теоретический материал о лексическом своеобразии каждого типа текста, стиля речи. Обращение к материалу учебников по другим предметам позволяет совершенствовать умения работать с различными учебно-научными текстами, развивать информационные умения учащихся.

4.
Задание 1
Прочитай слова: новинка, новый, обновка.
Запиши, сколько во всех трёх словах
а) звуков [о] _________________;
б) букв о ____________________.
Образец правильного ответа: а) звуков [о]: 2; б) букв о : 4
Задание
Укажи слово, в котором второй звук – мягкий согласный. Обведи номер ответа.
1) уши; 2) слива; 3) деньги; 4) сцена.
Образец правильного ответа: 2) слива.
Критерий достижения планируемого результата: выбран верный ответ.
Задание
Найди слово, которое не изменяется. Обведи номер ответа.
1) окно; 2) пальто;
3) небо; 4) зеркало.
Образец правильного ответа: 2) пальто.
Задание
Отметь R слова, в которых все согласные звуки звонкие.
□ деревня; □ мороз; □ сделал; □ чайный;
□ папка; □ огурец; □ зимой; □ сдобный.
Образец правильного ответа: отмечены слова деревня, сделал, зимой, сдобный.

В заключении хотелось бы отметить, что,во-первых, внедрение новых ФГОСов немного усложняет процесс подготовки к урокам; во-вторых,дети приходят к нам слабые, не способные к учебе; в-третьих, не хватает в учебных заведениях учебников.
Накопленный опыт интеграции основного и дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства, имеющееся ресурсное обеспечение в учебных заведениях. Все это и много другое позволят создать условия для реализации Основной образовательной программы полного общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, которые в свою очередь выведут на качественно новый результат образования.
Светлана Латыпова
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 сен 2012, 11:40

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Elena-M » 21 сен 2012, 16:19

Профессиональное образование оказалось решающим фактором изменения российского общества. Именно система образования реализует важные цели общества, поскольку является средством подготовки типа личности, который нужен данному обществу для его успешного функционирования и развития того или иного типа профессионального работника в экономике данной страны. В развитых странах образование рассматривается как средство обновления общества. Прежде чем начать любые преобразования в обществе, необходимо подготовить человека, способного осуществлять эти преобразования. Образованность и профессиональная подготовка молодого поколения являются теми ресурсами развития, которые имеются в обществе. От их мобилизации зависит жизнеспособность социума.
Задача образовательного процесса - научить учиться, научить видеть мир целостно, научить мыслить и действовать. Сам процесс профессионального образования должен стать целостным, систематизированным. Именно целостность должна быть положена в основу новой парадигмы профессионального образования, основанной на личностно-ориентированном и компетентностном подходах, которые поднимают процесс обучения на уровень образования, а профессиональное образование - на уровень культуры. Процесс профессионального образования должен охватывать как логический, так и конкретно-чувственный способы познания мира, а также процесс вхождения в профессию, включая духовную и материальную сферы.
Однако только личностно ориентированного подхода в системе профессионального образования недостаточно. Есть и другая цель: подготовить молодого специалиста, способного не просто работать с современным оборудованием и быть коммуникабельным, но и быть мобильным, уметь перестраиваться в быстро меняющихся производственных условиях. Ведь существует много рабочих мест, где для эффективного выполнения работы часто достаточно высшего образования, которое формирует у будущего работника универсальные деловые способности (высокая обучаемость, гибкость, адаптивность и т. п.) Специальные же знания и навыки приобретаются на рабочем месте и в ходе дополнительной подготовки.
Поэтому в современном профессиональном образовании нужно ориентироваться на компетентностный подход, который соответствует формирующейся в России рыночной экономике, где выпускник системы профессионального образования свободен в поиске работы, ему желательно иметь как можно более широкий диапазон возможностей, и чем шире, универсальнее его подготовка, тем большими шансами трудоустройства он будет обладать.
Elena-M
 
Сообщения: 19
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 15:30
Откуда: МБОУ СОШ им. А. Искандарова д. Ирсаево МР Мишкинский район Республики Башкортостан

Re: Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение Nurislamova » 20 сен 2012, 06:01

Проблемы заключаются в неготовности педагогов. Хочется отметить, что личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога) мешают нам двигаться вперед. Одна из них психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов. Хотелось бы, что бы учителей больше поддерживала администрация имматериально и морально. Давая нам веру в себя, в свою значимость.
Следующая проблема - дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости.
Nurislamova
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 02:43

Актуальные проблемы профессионального образования

Сообщение admin » 16 сен 2012, 09:29

Актуальные проблемы профессионального образования в современных условиях
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Пред.

Вернуться в Начальное и среднее профессиональное образование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1