Бикмеев М.А. » 19 сен 2012, 06:57
Бикмеев М.А., д.и.н., профессор зав.кафедрой истории и обществознания
Актуальные проблемы преподавания предметов История и Обществознание в образовательных учреждениях Республики Башкортостан в 2012 – 2013 году
Преподавание обязательных предметов История и Обществознание в образовательных учреждениях всегда было и остается сложным и многомерным процессом. Этот процесс всегда находится в центре внимания государства и общества в целом.
В новом 2012 – 2013 учебном году школьное историческое и обществоведческое образование будет развиваться, как и прежде, на основе Конституции Российской Федерации, Закона об образовании Российской Федерации, Закона об образовании Республики Башкортостан, Новых стандартов, Федерального базисного учебного плана, а также ре-гионального базисного учебного плана, имеющихся рабочих программ и других нормативных документов, принятых образовательными структурами. Есть основание считать, что нормативно-правовая база для школьного исторического и обществоведческого образования пока не изменится.
Учителя истории и обществознания, как и другие специалисты в образовательной системе, должны учесть, что Президент Республики Башкортостан, выступая на августов-ском совещании в городе Стерлитамаке 11 августа 2012 года, отметил, что сегодня самое дорогое – это компетенция.
В 2012 – 2013 учебном году на процесс преподавания истории и обществознания будут влиять следующие обстоятельства:
- как и прежде, постепенное введение стандартов второго поколения в школьный образовательный процесс;
- постепенный переход к многоуровневому изучению истории (история России, региональная и локальные истории изучаются в общем контексте);
- экспериментальная работа в 5 классах базовых школ районов и городов республики;
-продолжение и завершение года истории в стране и в республике;
- борьба за сохранение регионального компонента в образовательном процессе;
- стремление учителей, научных работников, исследователей, преподавателей образовательных структур находиться и сотрудничать в едином историческом и обществоведческом образовательном процессе.
С нашей точки зрения, стратегической и общей для всех задачей, стоящей перед школьным историческим образованием, является формирование нового человека, человека XXI века, отвечающего современным требованиям, готового противостоять новым вызовам, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей республики, страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические и обществоведческие знания в учебной и социальной деятельности.
По-прежнему общей для всех, кто, так или иначе, связан с историческим и обществоведческим образованием в современной школе, остается задача повышения качества обучения этим предметам. Эта задача постоянная и является проблемой, связанной с современными требованиями, имеющими глубинное общегосударственное значение. В принципе, без постоянных усилий в этом процессе, невозможен прогресс вообще. Однако о серьезном повышении качества школьного исторического и обществоведческого обра-зования в республике пока говорить не приходится. Об этом свидетельствуют результаты сдачи ЕГЭ в прошедшем учебном году. В ЕГЭ по истории в 2012 году приняло участие 3392 человека из Республики Башкортостан (на 567 человек меньше, чем в предыдущем году). Средний балл, показанный выпускниками республики – 54,9 (в 2009 г. – 53,9, в 2010 г. – 54,7, в 2011 г. – 58,0). Минимальный порог ЕГЭ по Истории России не преодолели 250 человек или 7,4 % (в 2011 году – 4,3 %) от общего числа участников экзамена (по России – 12,9 %), при этом наивысшие 100 баллов в республике не получил никто (по России – 195 участ-ников). Процент «высокобальных» (80 и более баллов) работ за ЕГЭ по Истории России в этом году составил 8,1 %, что на 3,7 % ниже, чем в 2011 году.
В ЕГЭ по обществознанию в 2012 году приняло участие 12793 человека из Республики Башкортостан (из них 12539 выпускников общеобразовательных учреждений текущего года и 254 выпускника прошлых лет, а также учреждений НПО и СПО). Средний балл, показанный экзаменуемыми из республики – 54,6 (в 2009 г. – 57,4, в 2010 г. – 57,9, в 2011 г. – 57,7). Минимальный порог ЕГЭ по обществознанию не преодолели 669 человек или 5,2 % (в 2011 году – 3,3 %) от общего числа участников экзамена, при этом наивысшие 100 баллов в республике не получил никто. Процент «высокобальных» (80 и более баллов) работ за ЕГЭ по обществознанию в этом году составил 1,9 %, что на 1,1 % ниже, чем в 2011 году. Приведенные данные наводят на определенные размышления .
Важнейшей государственной задачей, стоящей перед школьным историческим и обществоведческим образованием, является формирование уважительного отношения к историческому прошлому народов, наций, регионов, государств и континентов, и на этой основе – создание толерантности, смягчение напряженности в мире и в стране, ликвидации почвы для проявления агрессивности и терроризма, создание условий для созидательного, творческого и полезного мирного труда. Эта задача стоит перед всеми школьными учителями мира.
По большому счету, преподавание истории и обществознания в школе как тесно взаимосвязанный процесс, имеет две стороны: теоретико-методологическую и методическую. Они в одинаковой степени важны для современного учителя. Нет сомнений в том, что только на основе разумного их сочетания он может организовать свою эффективную деятельность в школе. Важно, чтобы учитель истории и обществознания был хорошо подготовлен в теоретическом плане и был хорошим методистом, т.е. практиком.
Историческая наука является базой преподавания предмета истории в школе. Она не стоит на месте, находится в постоянном развитии. В связи с этим учителю важно знать ее современное достижение, иметь твердую теоретическую базу, без которой невозможно эффективно осуществлять свою практическую деятельность. Нельзя проводить занятия без объяснения фактического материала. Следовательно, надо заранее объявить учащимся, в русле каких подходов и какой теории будут проходить занятия и обучение в целом. Учителю сегодня необходимо понять, что прошли времена, когда историю изучали «вообще». Прежде чем изучать тему, надо определить предмет изучения. Определение предмета всегда субъективно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни.
Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Одним словом, каждая схема – теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в свою логику. Исходя из предмета исторического исследования, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию. Различные теории выделяют свои варианты исторического процесса и предлагают свое видение прошлого. Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Пути объяснения истории различные. Учитель во время уроков может интерпретировать факты, события, явления и процессы, происходившие в прошлом, с позиций одной или нескольких теорий, т.е. существует однотеоретическое и разнотеоретическое объяснение истории.
Однотеоретическое объяснение. Этот подход объясняет смысл и ход истории в одной системе взглядов человека на мир и его место в нем, ограничивает мышление, формирует неприятие других взглядов. Такое объяснение истории является производным тоталитарного государства, нетерпимости к инакомыслию. Тоталитарное государство через однотеоретическое объяснение истории «прививает» населению единую систему взглядов на настоящее и прошлое. При смене общественно-политического строя ход истории пере-писывается с позиции другой объясняющей теории, и страна получает очередное «абсолютное знание, истинную правду» о прошлом, а предыдущее объяснение хода истории объявляется ложным.
Разнотеоретическое объяснение. Это подход, при котором смысл и ход истории объясняется в различных системах взглядов человека на мир и его место в нем, развивает аналитическое мышление, формирует толерантность взглядов. Разнотеоретическое объяснение истории соответствует свободе выбора и равенству разных идеологий, требованию статьи 13-й Основного Закона Российской Федерации .
Теория истории выступает как система взглядов человека на мир и его место в нем. Теория истории – мировоззрение (система взглядов), перенесенная на прошлое, мировоззренческое построение канвы исторических событий и их объяснение. Следует отметить, что осмысление человеком объективных исторических фактов происходит всегда субъективно. В настоящее время принято выделять три равно научные теории истории или три мировоззренческие логики смысла и хода истории:
1. Религиозно-историческая теория;
2. Всемирно-историческая теория;
3. Локально-историческая теория.
Что касается религиозно-исторической теории, то важно подчеркнуть, что здесь смысл жизни человека и его истории – спасение души. В основе лежит вера. Алгоритм хода истории, построение схемы причинно-следственных связей исторических фактов и их объяснений – движение человека к богу. Эта теория была всегда, она существует и в настоящее время. Основными направлениями данной теории являются традиционные рели-гии. Это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие. Кроме того, существуют и другие направления, т.е. взгляды, подходы, суждения, сосредоточенные в других религиях.
Всемирно-историческая теория имеет следующие направления: материалистическое, либеральное и технологическое. Здесь смысл жизни человека и его истории – получение максимальных материальных благ. Алгоритм хода истории - построение схемы причинно-следственных связей исторических фактов. В целом эта теория утверждает, что мир, в том числе и прошлое человечества, познаваемы.
Локально-историческая теория также имеет свои направления. Основными из них принято считать этногенез и евроазийство и евроцентризм. Смысл жизни человека и его истории – здоровье, гармония с окружающим миром. Алгоритм хода истории, построение схемы причинно-следственных связей исторических фактов и их объяснений – единство человека и среды его обитания. И эта теория утверждает, что прошлое позноваемо.
Теория исторического процесса или историческая интерпретация определяется предметом истории. В целом, теория – это логическая схема, поясняющая факты. Сами по себе исторические факты как «фрагменты действительности» ничего не объясняют. Только историк, а на уроках учитель, дает факту толкование, которое зависит от его идейно-теоретических взглядов. Теории существенно отличаются друг от друга. Различие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс.
В исторической науке широко обсуждаются и применяются формационный, цивилизационный и модернизационный подходы в объяснении исторического прошлого. Здесь мнения многих специалистов расходятся, однако необходимо отметить, что по большому счету эти подходы не противоречат друг другу. Они являются разными способами объяснения истории. Формационный подход применим для ряда стран, а цивилизационный подход считается универсальным инструментом. Формационный подход разработан К. Марксом. Это эшелонирование стран, их развитие от рабовладельческого до коммунисти-ческого периода, от классового к бесклассовому обществу. Цивилизационный подход более универсален, его принципы применимы к истории любой страны. Достоинством его является представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе, и этот подход носит сравнительный характер. Он дает возможность глубже понять исторические процессы, раскрыть их особенности, способствует выявлению характерных черт общества, его места в мировой истории и культуре. Модернизационный подход базируется на изменчивости и стремлении к совершенству.
Учителю необходимо знать, что в последнее время в нашей стране в области методологии активно обсуждается и используется «многофакторный» подход к истории. Он учитывает все значимые явления в истории. Например, при изучении определенного этапа в развитии государства важно использовать как внешние, так и внутренние факторы. Без этого трудно объективно отражать действительность и невозможно делать правильные аргументированные умозаключения. А в европейских школах учителя активно обсуждают и постепенно внедряют в школьное историческое образование «новоисторический» подход. По мнению специалистов, это связано с неудовлетворенностью традиционным подходом в обучении школьников. В традиционном подходе в европейских школьных учебных курсах существенное внимание уделялось материалам политической истории и истории государственных учреждений, преимущественное отражение получали события и персоналии. Построение преподавания осуществлялось, в основном используя содержание и хронологии отечественной истории. Изложение отечественной истории происходило на основе истории крупнейшей национальной группы как культурно и лингвистически доминирующего сообщества. В отличие от этой практики «новоисторический» подход, не отрицая важности знания хронологии и исторических фактов, стремится сформировать у учащихся способность к историческому мышлению. При этом особое внимание учеников обращается на умение анализировать, интерпретировать и обобщать исторические свиде-тельства, почерпнутые из множества различных первичных и вторичных источников.
Составными частями многоаспектного подхода в преподавании истории являются полиперспективность, мультиперспективность и плюралистичность. Их предлагают в ос-новном историки Западной Европы, Совет Европы, Юнеско и Европейский Союз. По их мнению, это основные пути к обновлению содержания исторического образования.
Полиперспективность – это изучение событий, персоналий, процессов, культур и обществ в различных перспективах.
Мультиперспективность – это термин, означающий учет в процессе понимания пер-спективы другого (или других) в дополнение собственной. Важное значение здесь придается изучению исторических источников. Историографический анализ есть центральный анализ мультиперспективности.
На наш взгляд, интересными являются теоретико-методологические подходы ученых и учителей Германии. В профильных школах ФРГ применяются аддитивный и интегративный подходы. Аддитивный подход – это обычные предметные углубления в обучении школьников, а интегративный – это систематическая стыковка учебных планов, связь раз-личных предметов. В целом, изучение международного опыта в области формирования теории и методологии говорит о том, что преподавание истории в школе является проблемой для большинства стран мира. Учителю важно учесть в своей работе и известные ранее, и внедряющиеся сегодня многоаспектные подходы в преподавании истории. Выше нами были перечислены лишь общие тенденции, касающиеся теории и практики преподавания истории в школе. Важно знать, что историческая наука и подходы преподавания истории в школе находятся в постоянном развитии. Для того, чтобы не отстать, эффективно и полезно вести свою преподавательскую работу, учителю необходимо вооружаться новыми знаниями и применять их на практике.
Важной проблемой было и остается сохранение регионального компонента в преподавании истории и обществознания в школе. Здесь существуют различные точки зрения и подходы. Есть специалисты, которые сводят всю проблему к этнокультурному компоненту. Существуют утверждения о том, что надо заниматься только историко-культурными вопросами. Встречаются мнения, связанные лишь с национально-языковыми проблемами в преподавании. По нашему мнению, это весьма сложная и важная проблема. Следует отметить, что региональный компонент - прежде всего история и культура региона, его традиции и особенности развития, это и прошлое и настоящее региона, его география, природно-климатические особенности, экономика, экология и, конечно же, этнокультурные особенности, национальные языки народов, проживающих в отдельном субъекте Российской Федерации. Все эти аспекты в той или иной степени должны войти в состав регионального компонента и учитываться учителем истории и обществознания. Здесь очень большие возможности у учителя для проявления творчества. Региональный компонент должен исполь-зоваться не только на уроках истории и обществознания. Эта работа должна быть включена в планы классных руководителей, она должна получить приоритетные направления в общешкольных планах, а в отделах образования целесообразно иметь целые программы и ответственных лиц за эту работу. Комплекс мер в этой области должен быть осуществлен в Министерстве образования Республике Башкортостан. В Институте развития образования Республики Башкортостан все курсовые и другие мероприятия должны проводиться с учетом регионального компонента. Весьма важно развернуть в этой области научно-исследовательскую и экспериментальную работу. Следует давать оценку всем разделам учебников нового поколения по истории России, так как новые ФГОС определяют, что курс История России сочетает:
- историю государства,
- историю населяющих его народов,
- историю родного края .
История Башкортостана входит в состав регионального компонента и без нее невозможно сформировать у учащихся целостное восприятие мира, воспитывать у них чувство гордости за родную землю. Учащиеся, не знающие историю своего родного края, не будут знать и историю России, так как этот предмет предназначен для изучения составной части Истории России. А история России – это часть мировой истории. Следовательно, человек, не знающий историю своего родного края, не будет знать историю своей страны и историю мира в целом. С нашей точки зрения, важно стремиться к высоким результатам обучения и освоения содержания курсов обучения истории и обществознанию. Что касается личностных результатов по истории, то учащиеся по завершению учебы должны: осознать свою идентичность как гражданина России, жителя Башкортостана, члена семьи, принад-лежность к определенной этнической группе; освоить гуманистические традиции и ценности современного общества; уметь осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений; быть готовым к ответственному поведению в современном обществе и уметь определять свои позиции; понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов, быть толерантным. Одним из важных предметных результатов может быть сформулирован так: по завершении учебы учащиеся должны быть готовыми применять ис-торические знания для выявления и сохранения историко-культурного наследия Башкортостана, России и мира в целом. Кроме того, учащиеся должны знать историческую хронологию, знать исторические факты, уметь реконструировать прошлое, научиться работать с версиями и оценками в области освоения регионального компонента. Эти вопросы должны быть отражены в рабочих программах школ по изучению предметов истории и обществознания.
Освоение регионального компонента проводится в основном по историко-хронологическому принципу и осуществляется в рамках соответствующих учебных предметов федерального компонента. Обучение учащихся строится на основе общих методологических и дидактических принципов: системности, креативности, познавательности, доступности, комплексного подхода и с учетом необходимости социализации личности учащихся. Процесс освоения регионального компонента выступает как важный фактор воспитания учащихся, при этом ведущим подходом является рассмотрение краеведческих вопросов через единство России, региона, города, района и села .
С нашей точки зрения, целью освоения учащимися регионального компонента является: системное познание истории, культуры, природы, хозяйственного комплекса и особенностей развития родного края в процессе учебной, внеклассной и внешкольной работы и формирование у школьников положительного эмоционального ценностного отношения к окружающему миру. Мы считаем, что полученные в процессе обучения знания нужны уча-щимся для сохранения особенностей Башкортостана и прогрессивного его развития. В этой области можно выделить следующие общие для всех учителей задачи:
- сформировать у учащихся целостную систему понятий об истории развития Башкортостана;
- формировать знания о хозяйственном комплексе региона, об историческом опыте творческой деятельности населения;
- вызвать широкий познавательный интерес к изучению культурного наследия народов Башкортостана;
- создать условия учащимся для самостоятельного изучения природы, экологии, населения, традиций народов республики;
- вызвать чувство гордости у учащихся за историю, культуру, природные богатства, достижения Башкортостана;
- привить учащимся навыки исследовательской, поисковой и музейной работы;
- изучая современные взаимоотношения человека и природы, сформировать потребность у учащихся к бережному отношению к природе, историко-культурному наследию родного края;
- помочь учащимся в выборе жизненного маршрута, профессиональной ориентации путем комплексного изучения истории родного края, отраслей его хозяйственного ком-плекса, а также особенностей культурной и природоохранной деятельности человека.
Эти задачи можно решить в том случае, если все занятия по истории и обществознанию будут проводиться комплексно, проблемы федерального и регионального значения будут обсуждаться синхронно-параллельно, т.е. вопросы регионального характера будут рассматриваться в комплексе с общими событиями, явлениями и процессами, происходя-щими в России в целом. Для этого региональные проблемы должны быть включены в Рабочие программы по истории и обществознанию образовательных учреждений. В любом случае, успех в этой области будет зависеть от учителя. Его знания, стремление, творческий подход и любовь к своей малой родине, а также теоретическая подготовка и методическое мастерство всегда будут являться основой успеха в данной области.
Новые тенденции в школьном историческом и обществоведческом образовании и постепенное введение новых стандартов в среднем звене требуют от учителей более активной и целенаправленной работы, чем прежде. Здесь на первый план выходят профессионализм и компетентность учителя, необходим его высокий уровень подготовки. В связи с этим всем учителям, ведущим занятия по предметам История и Обществознание, не-обходимо:
- глубоко изучить содержание и требования новых стандартов (каждый учитель должен иметь их в своем портфолио);
- постоянно изучать федеральный, региональный и муниципальный опыт работы пе-редовых учителей;
- прочно овладевать новыми теоретическими и методологическими основами препо-давания предметов;
- постоянно изучать нормативно-правовую базу процесса введения новых стандартов;
- составить рабочие программы по предметам обучения с учетом регионального компонента;
- скрупулезно анализировать содержание имеющихся и новых учебников и учебно-методических пособий;
- освоить следующие содержательные линии: историческое время, историческое пространство, историческое движение и человек в истории – как сквозная линия;
- в ходе повседневной работы с учащимися постоянно учитывать, что предмет История России сочетает: историю государства, историю населяющих его народов и историю родного края, т.е. проводить занятия, используя многоуровневый подход;
- провести анализ сдачи ЕГЭ за последние учебные годы в стране, республике, районе и в своей школе;
- пройти курсы повышения квалификации (кто не прошел) в ИРО РБ или посетить специальные семинары по новым стандартам.
Таким образом, в настоящее время от учителей требуется большая, чем прежде, теоретическая, методологическая и методическая подготовка. Это связано с общими тенденциями, возникшими в начале XXI века, с выходом на историческую арену нового человека, который по-новому отражает мир, имеет совершенно другие потребности и вопросы, связанные с новыми противоречиями и вызовами времени. Ему нужны новые, более глубокие и всесторонние знания, он более информирован, чем прежде. Все это требует инно-вационных подходов в преподавании предметов истории и обществознания. И в связи с этим учитель должен быть современным, компетентным и соответствовать новым требованиям.