Актуальные проблемы преподавания предмета История

Модераторы: Банников А.Л., Мухаметова И.И., Алсу Муртазина, Бикмеев М.А.

Re: Актуальные проблемы преподавания предмета История

Сообщение Надежда Горюхина » 25 сен 2012, 17:53

Бикмеев М.А. писал(а): К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности. И в это непростое время, время перемен, задача учителя истории сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, села, страны. Воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности, используя богатый краеведческий материал на уроках истории и во внеурочной деятельности... Только человек, знающий свои корни, истоки родства, способен понять традиции, моральные основы своего рода и других народов.

Вот очень важные слова, об этом же думаю... Здорово , что учителя истории опираются в своей работе на краеведческий материал. Я в течение 15 лет изучала историю и краеведение для того, что бы передавать свой опыт деткам, работаю учителем истории и культуры Башкортостана, веду краеведческий кружок "Золотой луч", могу сказать однозначно, что материал, изучаемый нами очень интересен и востребован, необходимо только найти подход к каждому ребенку. В прошлом учебном году работала с ребятками второклассниками, вела "внеурочку". Детки с удовольствием бежали на занятия, я думаю им будет и дальше интересно (проведена большая пропедевтическая работа) - это одно из направлений в деятельности учителя при переходе к ФГОС.
Надежда Горюхина
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 15:53

Re: Актуальные проблемы преподавания предмета История

Сообщение рашка » 25 сен 2012, 14:29

Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает прежде всего развитие внимания учеников. Без устойчивого внимания не может быть ни полноценного образования, ни основательного усвоения(осмысления и запоминания, а также воспроизведения, применения) исторических знаний).
Внимание выполняет функцию выделения излагаемых учителем учебником, другими источниками знаний фактов ,понятий, законов, идей, способов познавательной деятельности. Только так ученики могут сосредоточиться на предмете изучения, всесторонне рассмотреть и обстоятельно усвоить его. И чем устойчивее, а иногда и продолжительнее внимание, тем обстоятельнее учащиеся усваивают изучаемый материал.
Педагогическими исследованиями установлено, что к 7-му классу внимание учеников при систематическом его развитии начинает приобретать устойчивый характер. Но связанный с ним интерес заметно падает. Поэтому в этом и последующих классах, развивая внимание, важно больше работать над воспитанием интереса к истории. Интерес, как и внимание, имеет избирательный характер. Исследованиями установлено, что учащиеся подразделяют учебные предметы на целое и их составные части, на полное или частично интересные или не интересные. Соответственно этому дифференцируется и их познавательное внимание.
К.Д. Ушинский назвал внимание единственными воротами, через которые знания проникают в сознание человека, Но сам процесс познания осуществляется благодаря восприятию учебного материала. В процессе восприятия исторических событий и явлений развивается наблюдательность учащихся – умение замечать новые черты в общественной жизни, характерные, но иногда малозаметные особенности явлений, предметов, людей. Это позволяет глубже понимать и усваивать исторический материал.
рашка
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:29

Re: Актуальные проблемы преподавания предмета История

Сообщение рашка » 25 сен 2012, 14:11

К главным факторам процесса обучения относятся: 1) социально обусловленные, выдвигаемые обществом перед школой и каждым учебным предметом цели научно полноценного образования, всестороннего развития учащихся; 2) содержание обучения каждому учебному предмету; 3) познавательные возможности учащихся, которые варьируются в зависимости от возраста и уровня развития учеников; 4) учебная деятельность учителя (преподавание) и учеников (учение); формы, методы, методические приёмы и средства преподавания и учения; 5) результаты обучения; измеряемые достигнутым уровнем образования, воспитания и развития школьников. На современном этапе общие цели школьного обучения истории в главном совпадают с общешкольными целями: формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
рашка
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:29

Re: Актуальные проблемы преподавания предмета История

Сообщение Бикмеев М.А. » 25 сен 2012, 03:41

В последнее время снижается общий уровень культуры нашего общества. На первый план выходят меркантильные, материальные запросы человека, стремление жить в достатке, не задумываясь о том, какими средствами это благополучие достигнуто. К сожаленью, рвутся нити, связывающие разные поколения, теряются нравственные ценности, возникает дефицит духовности. И в это непростое время, время перемен, задача учителя истории сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, села, страны. Воспитывать патриотические чувства, гражданские качества личности, используя богатый краеведческий материал на уроках истории и во внеурочной деятельности. Огромную роль в воспитании подрастающего поколения играет историческое краеведение. На уроках истории, на внеклассных занятиях учителя истории уделяют большое внимание краеведческому материалу. Краеведение – «ведать о крае», знание о малой родине, об истоках своего народа. Для историка важны любые документальные свидетельства, письменные источники, рассказывающие о разных событиях. Старшее поколение, живущее рядом с нами, люди, пережившие грозные военные годы, испытавшие много тягот и лишений, могут о многом рассказать нам. Только человек, знающий свои корни, истоки родства, способен понять традиции, моральные основы своего рода и других народов.
Бикмеев М.А.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 10:13

Re: Актуальные проблемы преподавания предмета История

Сообщение рашка » 25 сен 2012, 03:06

В современном понимании для научной организации обучении необходимы знания учащихся об познавательных процессах. Например, для выработки умения мыслить необходимо:
Раскрытие сущности операции, приёмов мыслительной деятельности путём: а) прямого их объяснения учащимся (что такое например, сравнение, анализ) и инструктажа их применения; б) изложения учителя которым он показывает эталон мышления, рассуждения ( анализирует, сравнивает)
рашка
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:29

Re: Актуальные проблемы преподавания предмета История

Сообщение Кашфутдинова Эльвира » 24 сен 2012, 15:46

Банников А.Л. писал(а):Методика преподавания истории имеет свои специфические задачи: отобрать основные данные исторической науки, построить преподавание истории так, чтобы ученики через историческое содержание получили наиболее оптимальное и эффективное образование, воспитание и развитие.
В чем же состоит особая важность истории на современном этапе, которая и определяет ее ценность?
Прежде всего, эта дисциплина влияет на формирование системы мышления, она дает возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве, вооружает его знанием исторического опыта, что в итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы.
Кроме того, исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем
учат ценить и уважать мнения других.
История является во многом основой для преподавания других дисциплин (обществознания, государства и права), создавая базу для понимания и реализации основополагающих принципов жизнедеятельности. Исторические дисциплины воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение.
Школьный курс истории призван решать следующие важные задачи задачу: дать целостную систему знаний, обеспечив их глубину и прочность; обеспечить формирование научного понимания истории и уважительного отношения как к отечественной истории, так и истории зарубежных стран и народов; развить историческое мышление школьников и научить учащихся самостоятельному приобретению и применению знаний. При этом историческое мышление школьников рассматривается в органическом единстве с общим развитием их мышления. Необходимо подчеркнуть, что историческое образование должно помочь обучающимся освоить следующие ценности: этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие.
Согласно ФГОС нового поколения, основные содержательные линии школьного исторического образования включают в себя историческое время, историческое пространство, историческое движение. Историческое время характеризуется не только счетом лет и периодизацией событий и процессов (год, век, тысячелетие, эпоха), но и цикличностью в истории, синхронностью и асинхронностью исторического движения. Историческое пространство содержит карты локально-исторических цивилизаций, динамику географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества, изменение геополитической карты своей страны и мира. Историческое движение дает понимание развития человека в различные исторические эпохи (потребности, интересы, мотивы действий, восприятие мира, ценностей, условия жизни и быта человека); эволюции трудовой деятельности человека, истории человеческих общностей в разные эпохи; процессов образования и развития государств, их исторических форм, основных вех политической истории стран и народов мира; истории познания человеком окружающего мира, развития идеологии (религиозные и светские учения), общественной мысли, научных идей; истории культуры народов мира, истории отношений между народами, обществами и цивилизациями (соседство, преемственность, завоевания и др.). При этом преподавание истории является личностно-ориентированным, а человек в истории – основной мерой познания.
В соответствии с названными линиями формируется содержание полного предметного цикла, представляющего собой изложение истории с древности до наших дней. Существуют разные уровни представления истории – история всемирная, история государств и народов, история отечественная и история региональная. Особенно существенным представляется присутствие региональной истории, как части российской, поскольку нельзя рассматривать их в отрыве друг от друга. Данное обстоятельство ставит перед учителями истории новые задачи.

Задачей историков является осмысление взаимосвязей между исторической наукой, обществом и культурой. Учителю истории необходимо способствовать развитию критического мышления у школьников. Понимание общей культуры, прежде всего, как системы форм мышления не означает, что образованный человек не должен знать фактов. Напротив, он должен их знать, уметь устанавливать и отличать от идеологических конструктов. Что касается «фактического содержания» общей культуры, которое необходимо усвоить школьникам, то при его определении в процессе разработки образовательных стандартов следует учитывать как логику развития отдельных наук, в том числе и истории, так и сложившуюся в данном обществе культурную традицию, а также глобальные проблемы современности.
Кашфутдинова Эльвира
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 04:13

Re: Актуальные проблемы преподавания предмета История

Сообщение Кашфутдинова Эльвира » 24 сен 2012, 15:43

Мухаметова И.И. писал(а):Уважаемые коллеги! Да, в ходе реализации требований ФГОС нового поколения возникла необходимость изучать региональную историю, в частности, Историю Башкортостана в контексте Истории России. Рекомендовать какой УМК лучше использовать мы не имеем права, хотя сейчас на современном этапе развития образования целесообразнее говорить не об УМК, а о предметных линиях. Учитель вправе выбирать любые учебники нового поколения, включённые в Федеральный перечень и соответствующие требованиям стандартов. В рамках курса "История Россия" целесообразно часть учебного времени отводить на изучение региональной и локальной истории. Количество таких часов в конкретных темах является вариативным и определяется в связи с наиболее значимыми этапами истории каждого региона. О целях и задачах исторического и обществоведческого образования, об учебниках нового поколения, об изучении регионального компонента в контексте Истории России и многих других вопросах, связанных с введением и реализацией ФГОС нового поколения ведётся разговор на всех курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания в ИРО РБ.


Особой проблемой является единый государственный экзамен по истории (ЕГЭ). В настоящее время она приняла крайне болезненный характер, не столько потому, что ЕГЭ по истории в принципе невозможен, сколько потому, что в реальном исполнении подготовка к ЕГЭ превратилась в механизм «введения единомыслия». Даже при ответе на вопросы интерпретативной части ЕГЭ школьникам фактически предлагается выучивать «единственно правильные» ответы, что рискует свести на нет и без того недостаточную роль истории как инструмента развития критического мышления. Кроме того, программа ЕГЭ усиливает концепцию «событийной» политической истории, от которой, на мой взгляд, как раз и следует отказаться. ЕГЭ в настоящее время является недостаточно подготовленным.Именно с этим я связываю сложившуюся ситуацию (низкие баллы) на ЕГЭ.
Кашфутдинова Эльвира
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 04:13

Re: Актуальные проблемы преподавания предмета История

Сообщение Кашфутдинова Эльвира » 24 сен 2012, 15:34

Мухаметова И.И. писал(а):Уважаемые коллеги! В образовательных учреждениях Республики Башкортостан накоплен определённый методический опыт раскрытия содержания усовершенствованной программы и реализации её требований в практике преподавания Истории Башкортостана. Хотелось бы, чтобы учителя истории поделились своим опытом работы. Какие вопросы, темы, острые проблемы истории Башкортостана необходимо включать в рабочие программы для изучения в контексте Истории России?


Задачей историков является осмысление взаимосвязей между исторической наукой, обществом и культурой. Учителю истории необходимо способствовать развитию критического мышления у школьников. Понимание общей культуры, прежде всего, как системы форм мышления не означает, что образованный человек не должен знать фактов. Напротив, он должен их знать, уметь устанавливать и отличать от идеологических конструктов. Что касается «фактического содержания» общей культуры, которое необходимо усвоить школьникам, то при его определении в процессе разработки образовательных стандартов следует учитывать как логику развития отдельных наук, в том числе и истории, так и сложившуюся в данном обществе культурную традицию, а также глобальные проблемы современности.
Кашфутдинова Эльвира
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 04:13

Re: Актуальные проблемы преподавания предмета История

Сообщение Кашфутдинова Эльвира » 24 сен 2012, 15:30

Мухаметова И.И. писал(а):Уважаемые коллеги! В образовательных учреждениях Республики Башкортостан накоплен определённый методический опыт раскрытия содержания усовершенствованной программы и реализации её требований в практике преподавания Истории Башкортостана. Хотелось бы, чтобы учителя истории поделились своим опытом работы. Какие вопросы, темы, острые проблемы истории Башкортостана необходимо включать в рабочие программы для изучения в контексте Истории России?
Кашфутдинова Эльвира
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 04:13

Re: Актуальные проблемы преподавания предмета История

Сообщение Физалия » 24 сен 2012, 15:04

Цель готовность учителя к введению и реализации ФГОС общего образования-это развить умения педагогов анализировать, осмысливать, проектировать образовательную деятельность. Результатом работы учителей в процессе подготовки и проведения семинаров, практикумов, проведения открытых уроков, занятий по внеучебной деятельности предполагается достижение нового уровня школьника готовности каждого педагога к проектированию самостоятельной познавательной деятельности.
Физалия
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 05 сен 2012, 12:51

Пред.След.

Вернуться в История и обществознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1