Банников А.Л. писал(а):Методика преподавания истории имеет свои специфические задачи: отобрать основные данные исторической науки, построить преподавание истории так, чтобы ученики через историческое содержание получили наиболее оптимальное и эффективное образование, воспитание и развитие.
В чем же состоит особая важность истории на современном этапе, которая и определяет ее ценность?
Прежде всего, эта дисциплина влияет на формирование системы мышления, она дает возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве, вооружает его знанием исторического опыта, что в итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы.
Кроме того, исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем
учат ценить и уважать мнения других.
История является во многом основой для преподавания других дисциплин (обществознания, государства и права), создавая базу для понимания и реализации основополагающих принципов жизнедеятельности. Исторические дисциплины воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение.
Школьный курс истории призван решать следующие важные задачи задачу: дать целостную систему знаний, обеспечив их глубину и прочность; обеспечить формирование научного понимания истории и уважительного отношения как к отечественной истории, так и истории зарубежных стран и народов; развить историческое мышление школьников и научить учащихся самостоятельному приобретению и применению знаний. При этом историческое мышление школьников рассматривается в органическом единстве с общим развитием их мышления. Необходимо подчеркнуть, что историческое образование должно помочь обучающимся освоить следующие ценности: этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие.
Согласно ФГОС нового поколения, основные содержательные линии школьного исторического образования включают в себя историческое время, историческое пространство, историческое движение. Историческое время характеризуется не только счетом лет и периодизацией событий и процессов (год, век, тысячелетие, эпоха), но и цикличностью в истории, синхронностью и асинхронностью исторического движения. Историческое пространство содержит карты локально-исторических цивилизаций, динамику географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества, изменение геополитической карты своей страны и мира. Историческое движение дает понимание развития человека в различные исторические эпохи (потребности, интересы, мотивы действий, восприятие мира, ценностей, условия жизни и быта человека); эволюции трудовой деятельности человека, истории человеческих общностей в разные эпохи; процессов образования и развития государств, их исторических форм, основных вех политической истории стран и народов мира; истории познания человеком окружающего мира, развития идеологии (религиозные и светские учения), общественной мысли, научных идей; истории культуры народов мира, истории отношений между народами, обществами и цивилизациями (соседство, преемственность, завоевания и др.). При этом преподавание истории является личностно-ориентированным, а человек в истории – основной мерой познания.
В соответствии с названными линиями формируется содержание полного предметного цикла, представляющего собой изложение истории с древности до наших дней. Существуют разные уровни представления истории – история всемирная, история государств и народов, история отечественная и история региональная. Особенно существенным представляется присутствие региональной истории, как части российской, поскольку нельзя рассматривать их в отрыве друг от друга. Данное обстоятельство ставит перед учителями истории новые задачи.
Задачей историков является осмысление взаимосвязей между исторической наукой, обществом и культурой. Учителю истории необходимо способствовать развитию критического мышления у школьников. Понимание общей культуры, прежде всего, как системы форм мышления не означает, что образованный человек не должен знать фактов. Напротив, он должен их знать, уметь устанавливать и отличать от идеологических конструктов. Что касается «фактического содержания» общей культуры, которое необходимо усвоить школьникам, то при его определении в процессе разработки образовательных стандартов следует учитывать как логику развития отдельных наук, в том числе и истории, так и сложившуюся в данном обществе культурную традицию, а также глобальные проблемы современности.