Русский язык и литература

Модератор: ОшееваЮВ

Re: Русский язык и литература

Сообщение учитель » 19 сен 2012, 13:22

Светлана Александровна

Уроки в соответствии с новыми ФГОС должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
учитель
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 31 авг 2012, 16:02

Re: Русский язык и литература

Сообщение Ольга Кирилловичева » 19 сен 2012, 11:08

Урок русского языка в рамках технологии
деятельностного подхода

Требует ли жизнь в современных условиях изменений в области образования? Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение школьников в учебно-познавательную деятельность. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ученика на основе универсальных учебных действий.
В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Для учителей русского языка принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Для включения школьника в активную познавательную коллективную деятельность на уроках русского языка необходимо:
• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся (так, при изучении темы «Заимствованные слова» можно предложить школьникам составить словарь пользователя Сети Интернет, а на уроке по теме «Профессиональные слова» написать эссе о будущей профессии от лица опытного специалиста);
• планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов (например, при подготовке к изучению темы «Функциональные стили речи» можно разбить класс на группы и предложить каждой команде представить один из стилей, лучше – в виде компьютерной презентации; на уроке по теме «Устаревшие слова» - провести мини- исследование, связанное с прошлым и настоящим того или иного слова);
• привлекать для обсуждения лингвистический опыт учащихся (так, на уроке по теме «Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи» учащиеся должны вспомнить все ранее изученные правила постановки этих знаков препинания, привести примеры);
• оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, до сих пор применяемый на уроках русского языка недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Современный урок русского языка должен быть прежде всего развивающим. Остановимся на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
Структура урока русского языка в технологии деятельностного подхода:
1. Организационный момент:
• включение учащихся в деятельность;
• выделение содержательной области;
2. Постановка учебной задачи:
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока;
3. «Открытие» учащимися нового:
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма действий;
4. Первичное закрепление;
5. Самоанализ и самоконтроль;
6. Итог урока, рефлексия.

Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации:
• побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом, вызывающей удивление учащихся (например, на уроке по теме «Исторические изменения в морфемном составе слова» можно предложить ученикам поработать со словом «ряха», которое в древнерусском языке означало «красивая»);
• постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у учащихся (можно, например, предложить учащимся попробовать образовать причастия от глаголов сослагательного или повелительного наклонения; образовать деепричастия совершенного вида от глаголов несовершенного вида).
Существуют следующие методы решения учебной проблемы:
• побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение, подсказка, сообщение);
• подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока)

Необходимо использовать виды продуктивных заданий:
• формулирование вопросов по теме урока;
• создание опорного сигнала: схема, таблица, опорные слова;
• создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение, сказка.

Использование технологии деятельностного метода позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.
Ольга Кирилловичева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 09:49

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гриб Ольга Борисовна » 19 сен 2012, 11:06

В связи с необходимостью интенсификации учебного процесса, переходом на стандарты образования нового поколения и новые формы итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ) в 2010-2011 учебном году в лицее № 123 открыта экспериментально-творческая лаборатория по апробации нового УМК по курсу русского языка Г.Г.Граник. Ответственным за внедрение данного курса назначена Гриб О.Б.
Данная технология предполагает формирование у учащихся лингвистиче-ской компетенции на более высоком синтаксическом уровне. В этом помо-гают тексты проблемного характера и задания к ним. Внимание учащихся акцентируется на «вычерпывании» смысла из текста в целом и каждого его элемента в отдельности и на извлечении всех видов информации: фактуаль-ной, подтекстовой и концептуальной.
Заинтересовавшись этим подходом, Гриб О.Б. провела собственное иссле-дование и разработала научно-педагогический проект по теме «Текст как средство формирования лингвистической компетенции учащихся», це-лью которого было выявить, теоретически обосновать педагогические усло-вия использования текста в процессе обучения русскому языку.
При разработке проекта Гриб О.Б. ставила перед собой следующие задачи:
1. Определить критерии и показатели сформированности лингвистиче-ской компетенции учащихся.
2. Разработать методы оценки сформированности лингвистической ком-петенции.
3. Сконструировать адекватные тексты.
По мнению Гриб О.Б., содержание обучения русскому языку представля-ется в виде текстов, снабженных вопросами и заданиями, которые подобраны на указанных принципах. Вот некоторые из них:
• Принцип использования текста с избыточной информацией.
• Принцип проблемного построения текста.
• Принцип изложения материала в образной форме.
• Принцип самоконтроля.
Результаты исследования используются в практической деятельности учи-телей-словесников лицея № 123, помогают организовать работу с использо-ванием разных путей презентации учебного материала.
Для организации работы по формированию лингвистической компетенции школьников составлено и апробировано электронное пособие «Выдающиеся отечественные ученые-лингвисты».
Гриб О.Б. предложены дидактические материалы, содержащие тексты с вопросами и заданиями для учащихся, а также критерии и методы диагно-стики.
Уровень сформированности компонентов лингвистической компетенции в 5-ом классе был выявлен в ходе констатирующего эксперимента, результаты которого показали примерно одинаковый результат в контрольной и экспе-риментальной группе. По итогам 1-го триместра 2010-2011 уч.года был осу-ществлен пилотажный эксперимент, который заключался в выявлении воз-можности использования текста как средства формирования лингвистиче-ской компетенции школьников на уроках русского языка. Эти результаты по-зволяют судить о том, что путь исследования выбран верный. Данный на-учно-педагогический проект Гриб О.Б. успешно защитила, участвуя в кон-курсе «Учитель года -2011», в котором она стала победителем районного этапа, финалистом городского конкурса, победителем в номинации «Луч-ший учитель русского языка и литературы столицы Башкортостана -2011», участником Республиканского конкурса.
Гриб Ольга Борисовна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 11:02

Re: Русский язык и литература

Сообщение ОшееваЮВ » 19 сен 2012, 08:02

Ганиева писал(а):Здравствуйте,как участвовать в интернет-конференции по русскому языку?Объясните,пожалуйста,как послать доклад.

Добрый день! Для того чтобы оставить свои сообщения, комментарии или доклады по обозначенной проблеме, Вам необходимо зарегистрироваться на форуме сайта Института развития образования РБ. В списке форумов зайти в раздел "Межрегиональный интернет-педсовет "Готовность учителя к введению и реализации ФГОС общего образования", затем выбрать"веточку" кафедры "Русский язык и литература". Ваше сообщение появится на форуме после редактирования его модератором.
ОшееваЮВ
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 06:13

Re: Русский язык и литература

Сообщение ОшееваЮВ » 19 сен 2012, 07:55

Уважаемые коллеги! Внедрение ФГОС требует от современного учителя разноплановой работы. На нашем интернет-педсовете мы имеем возможность обсудить наиболее важные вопросы, связанные с введением ФГОС второго поколения. Просим вас высказываться на тему о формировании метапредметных, предметных и личностных умений в предметной области "Русский язык и литература".
Хотелось бы услышать от вас также предложения и комментарии по:
1) Проблеме подбора дидактического материала на уроках с учетом требований ФГОС;
2) Проблеме методики работы с дидактическим материалом;
3) Проблемам соответствия современных учебников по русскому языку и литературе требованиям ФГОС;
4) Проблеме разработки учебных программ по предметам филологического профиля;
5) Проблеме организации и проведения внеурочной деятельности с учетом требований ФГОС.
ОшееваЮВ
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 06:13

Re: Русский язык и литература

Сообщение Алефтина Витальевна » 18 сен 2012, 19:21

Современное образование в России с этого года перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед ОУ поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме – системно-деятельностной, которая связана в свою очередь с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, например, на активное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе. Информационные технологии открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
В современной методической науке мультимедиа рассматривается как наиболее распространенный вид средств новых информационных технологий, который способствует оптимизации учебного процесса. Использование компьютера значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся.
Алефтина Витальевна
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 10:29

Re: Русский язык и литература

Сообщение учитель » 18 сен 2012, 13:15

Светлана Александровна
Я стараюсь использовать в своей практике интерактивное обучение.Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.
учитель
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 31 авг 2012, 16:02

Re: Русский язык и литература

Сообщение Luiza34 » 17 сен 2012, 13:41

Любовцева Луиза Магсумовна.
Русский язык и литература, я считаю, являются одними из основных в ряду предметов, изучаемых в школе и способствующих всестороннему развитию личности обучающегося. Поэтому на учителя русского языка и литературы ложится функция не только транслятора знаний, но и помощника, старшего товарища по активному, творческому развитию ребенка. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС НОО, нашел свое применение и в ФГОС ООО. Именно он определяет деятельность Ученика и Учителя. Взаимодействие двух важных фигур образовательного процесса я бы назвала "активным сотворчеством, сотрудничеством". Т. е. для того, чтобы способствовать развитию предметных, метапредметных и личностных результатов освоения учебного предмета обучающимся, необходима активная творческая работа самого учителя и обучающихся. Для этого на своих уроках я уже сейчас использую всевозможные методы и приемы, технологии, которые разрешают проблему введения и реализации ФГОС ООО в ближайшем будущем. Это и ИКТ, технология развития критического мышления (ТРКМ), технология творческого развития А. З. Рахимова. Не последнюю роль в моей работе занимают компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе, часть заданий я беру из учебников, используя совершенно иную их подачу, часть разрабатываю самостоятельно. Например:
Стимул Разговор на перемене двух учениц 9 класса.
– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!
– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.
– Поможешь мне?
Задачная формулировка Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».
Источник информации Алгоритм:
1. Выделяем корень.
2. ?
3. ?
4. Вставляем букву.

Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю.
Инструмент проверки. Критерии оценки.
Умение выделять корень.
Умение определять лексическое значение корня.
Причина выбора гласной.
«Лишнее» слово

Корни с чередованием.
Корни с проверяемой гласной.

Примечание. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов.
За неверный ответ ученик получает 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 8.
Подобного рода задания, я уверена, приведет к тому, что ученики впредь не будут бояться нестандартных заданий, научившись выполнять их, что, несомненно, вызовет интерес к изучаемым в курсе русского языка и литературы темам.
Luiza34
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 11 сен 2012, 15:20

Re: Русский язык и литература

Сообщение Мехликова З.А. » 17 сен 2012, 08:56

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы, формирование речевого общения.
Педагогический коллектив Республиканской кадетской школы-интерната г. Ишимбай ПРИВЕТСТВУЕТ участников форума и желает успешной, плодотворной работы!
Мехликова З.А.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 05:41

Re: Русский язык и литература

Сообщение Ганиева » 16 сен 2012, 10:14

Здравствуйте,как участвовать в интернет-конференции по русскому языку?Объясните,пожалуйста,как послать доклад.
Ганиева
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 15 сен 2012, 09:03

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron