ЛюдмилаВлада » 22 сен 2012, 19:37
Активизация познавательного интереса старшеклассников
через проблемное обучение
на уроках литературы и мировой художественной культуры как уроках искусства.
Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности во всех сферах жизни. Изменение ведущей деятельности обусловливает сни-жение у старшеклассников познавательного интереса, поэтому возникает необходимость в его коррекции. Сфера интересов старшеклассников смещена за пределы школы и учебного процесса, и поэтому познавательный интерес слабо выражен на данном этапе. Из сложившейся проблемной ситуации в области обучения. На наш взгляд, профессионально подходя-щий к своему делу грамотный педагог рано или поздно поставит задачу – стимулирование познавательного интереса. Эта задача может быть решена через различные подходы в обуче-нии. На наш взгляд наиболее эффективный из них – проблемное обучение как возможность творческого усвоения знаний учащимися.
Необходимость активизации познавательного интереса школьников в своих исследованиях отмечали следующие педагоги и психологи: Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин. Проблемное обучение предполагает организацию деятельности учащихся, способствующую развитию познавательного интереса. Опора на технологию проблемного обучения кандидата психологических наук, преподавателя московской академии повышения квалификации и проблем развития образования Еленой Леонидовной Мельниковой. На наш взгляд, выбор данной технологии продиктован теми условиями, которые сложились в настоящий момент при минимальном количестве часов в сочетании со значительным объемом учебного материала, заявленного в программе. Следовательно, традиционная подача материала не может привести к его успешному усвоению, тем более не гарантирует стабильного познавательного интереса. Отсюда и вытекает необходимость выбора нестандартных форм и методов подачи нового материала, который присутствует на каждом уроке литературы и МХК. Основным постулатом названной технологии обучения следует назвать стимулирование познавательного интереса от начала урока через постановку проблемы и гипотезы, поиск решения проблемы на следующем этапе урока и выражение решения самими детьми. В этом случае познавательный интерес сохраняется в течение всего урока. В конце урока учащиеся демонстрируют продукт своей учебной деятельности. Это может быть осуществлено в виде публикаций и выступлений, ответов на вопросы и т.п. Таким образом, учитель оценивает качество усвоения учащимися программного материала, контролирует его и может проверить качество своей педагогической деятельности (умение организовать поисково-исследовательскую дея-тельность, активизировать познавательный интерес учащихся через постановку проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций).
1. Метод художественно-педагогической драматургии, предложенный Л. М. Предтеченской, является основным в подаче материала на уроках мировой художественной культу-ры независимо от выбранной технологии обучения. На наш взгляд он активизирует познава-тельный интерес учащихся на всех этапах урока от начала до конца. Сохранению познава-тельного интереса способствуют основы искусствоведческого анализа, представленные на уроках МХК различными методами (сравнительно-историческим, иконографическим, фор-мальным, семантическим).
Этот метод вполне применим на уроках литературы при изучении драматургических произведений и произведений, требующих внимательного прочтения диалогов героев. Вовлечение обучающихся в диалог необходимо осуществлять при помощи проблемных вопро-сов, подводящих детей к вариантам решения.
Таким образом, используя данный метод можно привлечь к деятельности на уроке мак-симальное количество учащихся, а следовательно, равнодушные должны остаться в мень-шинстве. В этом случае становится необходим личный опыт учащихся, который поможет вывести их к обсуждению основных вопросов бытия: жизненная борьба, любовь во всех ее проявлениях, смерть и сопутствующее ей стремление к спасению, игра как свободная дея-тельность.
Открытый равноправный диалог – залог взаимопонимания и сотворчества. Сотворчество есть обоюдная, ровная (но не тождественная) помощь друг другу учителя и ученика в активном поиске ответов на значимые и сложные вопросы, которые задает искусство личности. Чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки.
Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как ак-тивизацию процессов осмысленного учения, добывания знаний. При изучении поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка-лашникова» возникли вопросы: «Кто такой человек чести? Что такое достоинство?» И это вопрос стал одновременно возможностью перехода к новому произведению – поэме «Мцыри»: разговор о чести и достоинстве помог обучающимся понять основную идею поэмы. Вопрос, возникший при рассмотрении готических соборов об окне-розе как архитектурном модуле Бесконечности, Небесном граде, Иерусалиме, Солнце, привел к исследованию символики Солнца в живописи. Строительство новой мечети в городе вызвало вопросы об осо-бенностях мусульманской архитектуры и желание исследовать эту проблему.
Интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию, необходимо на каждом уроке формировать познавательный интерес, благодаря которому знания и процесс их приобретения станут движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания многих качеств личности.
Условие, которое необходимо выполнять всем участникам диалога – соблюдение принципа научности, сформулированного как правило: «Любую мысль, любое решение рассматривай как гипотезу, подлежащую проверке, исследованию. Доказывай. Аргумен-тируй».
2. Заинтересованности учащихся во многом способствует эмоциональность как одна из составных успешной работы учителя. Задача учителя – преодолеть разрыв между сухостью дат и определений и смысловой, образной, эстетической стороной предмета.
В таких случаях поддержку учителю могут оказать законы драматургии, риторики и даже современной рекламы:
1) начать урок с проблемного вопроса, который бы заинтересовал учащихся и по-требовал активного внимания: портрет одного и того же человека в разное время жизни и вопрос с просьбой определить, какую жизнь прожил он, были ли в его жизни события, оставившие след на его лице. (Портреты актрисы П.А. Стрепетовой кисти И.Репина и Н.Ярошенко, портрет Н.А. Некрасова);
2) чтобы новые сведения лучше усвоились, необходимо актуализировать их, про-верить истинность или ложность новых знаний через накопленный опыт, знания по истории, литературе: расшифровать таблицу дат, составить хронологическую таблицу определенного периода;
3) рассказ о событии, в результате которого изменилась жизнь автор произведения искусства: провал премьеры оперы Жоржа Бизе «Кармен»; «бунт» четырнадцати выпускников Академии искусств, будущих передвижников; морское путешествие в качестве юнги Эдуарда Мане; такой прием учит школьников видеть за учебным материалом живую личность художника- творца; трудный путь к читателю романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; взаимоотношения И.С. Тургенева с его мате-рью;
4) дать детям почувствовать, что они уже в курсе многих событий, явлений и мо-гут их связать воедино: хронологическая таблица «Древняя Русь в людях и явлениях культуры», добавляя к ней таблицу «А в это время…» со сравнительным анализом ха-рактерных черт разных видов искусства, культурных тенденций средневековой Европы и Востока; сравнительный анализ древнегреческой и римской мифологии; знакомство с живописью эпохи Возрождения начать с демонстрации репродукций картин Леонардо да Винчи, Рафаэля (знакомые образы вызывают живой отклик); составление обобщающей таблицы «А в это время…», демонстрирующей развитие разных видов искусства в один и тот же временной отрезок.
5) эмоциональное окончание урока возможно через комментирование результата работы творческой группы или синквейн (нерифмованное пятистишие, написанное по определенной схеме). Данный вид работы способствует развитию творческих способностей, новому восприятию и обобщению материала. В этом случае чувство успешности, высокой самооценки Я – творца становятся залогом развития эстетического восприятия учащихся.
3. Бытует мнение, что эмоциональность – это дар, данный природой. Но это и огром-ный труд ума, души. И для души растущей, развивающейся он необходим в первую очередь. А.С. Пушкин утверждал, что «вдохновение нужно в геометрии, как поэзии».
Раскрытию творческого потенциала учащихся помогают нестандартные, импровизиро-ванные формы уроков, они должны оживлять восприятие содержания предмета и помогать ощутить движение культуры как реализацию творческих сил человека в любые времена, как реализацию собственных творческих сил. В этом случае на уроке создаются педагогические ситуации, способствующие развитию художественно-эстетического восприятия учащихся:
- ситуация творческой переработки сюжета (предложить новые реалии той или иной эпохи, создать материально-предметную и эстетико-коммуникативную сферу за пределами произведения искусства, опираясь на его реалии);
- ситуация «мозгового штурма» (сформулировать основные положения, выдвинуть ги-потезы, создать объемную модель урока или явления). Построение символических моделей, выдвижение гипотез, ассоциирование объединяет полученные знания, помогает осмыслить явления искусства, «формирует основу чувственной оценки явлений действительности и культуру художественных переживаний» . Моделирование на уроке – одна из возмож-ностей проявить максимально свои творческие способности (для учащегося), активизировать познавательную деятельность ребят (для учителя).
- ситуация вживания в образ (создание живых картин, рисование на уроке в стиле и манере художника, творчество которого изучается.
4. Творческая деятельность сама по себе вызывает интерес у большинства учащихся. В таком случае уменьшается удельный вес заданий, требующих прямого заучивания, и возрас-тает значение проблемных ситуаций, требующих поиска ответа из других источников, фор-мирования собственных мнений и подходов. Реализацию эстетических запросов учащихся на данном этапе можно организовать через групповую работу, коллективное дело (Создание презентации к уроку в компьютерном варианте. Приложение на диске).
Коллективное дело возникает как последействие, становится элементом драматургии урока. Последействие реализуется на внеклассных занятиях (театральная студия «Маска»), где реализовать свои возможности может каждый желающий, где возможен совместный по-иск ответов на вопросы, не заданные учителю на уроке по какой-либо причине: нравится ли вам поэзия Маяковского? «Черный квадрат»?. Спор о выборе стихотворения С.Есенина для чтения со сцены и выбор ученика «Грубым дается радость…» вместо предложенного учите-лем «Мы теперь уходим понемногу…».
И тогда рядом с учителем оказывается учащийся, «свободно обращающийся со зна-ниями, подвергающий пересмотру свои прежние установки, не пасующий перед решением неординарных проблем, умеющий видеть прикладную значимость своих идей и т.д. Одним словом, субъект, критически и творчески работающий со знанием».
«Эта смена субъектно-объектных позиций соответствует социальной активности…, способствует решению таких важных проблем, как структурирование собственной личности (поиск собственного Я), нахождение своего места в социуме» .
Таким образом, такая форма работы, как нам представляется, дает возможность уча-щимся принимать активное участие в процессе познания.
Творческое взаимодействие учителя и учащихся строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке: выдвижение гипотез, сравнения, анализ, тестовые задания, моделирование игровых ситуаций. В результате возникает творческий интерес уча-щихся, они становятся самостоятельными, а значит, законы искусства становятся достоянием их творческого опыта.
Необходимо воспитывать у учащихся потребность самим двигаться вперед в познании, развивать стремление к расширению и углублению полученных знаний. Развитие эстетиче-ского восприятия через создание условий самореализации - длительный процесс, его нельзя решить, искусственно, речь идет о систематической работе на каждом уроке. Задача учителя – найти и развить такие формы учебной работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили роль самостоятельности учащихся во всем процессе учебной работы.
Важнее, чтобы учащиеся постоянно участвовали в определении, постановке, достижении цели, оперировали тем материалом, который преподносит им учитель, конструировали способы собственных действий при решении конкретных задач, ощущали себя свободными, находясь среди вечных категорий: Добро, Истина, Справедливость, Красота, Гармония.
Поощряя в каждом ученике индивидуальное эстетическое восприятие и вводя его в мир духовных и нравственных ценностей, важен эффект, когда каждая личность приобре-тает то, что поэт Е.А. Баратынский назвал «лица необщим выраженьем».