Русский язык и литература

Модератор: ОшееваЮВ

Re: Русский язык и литература

Сообщение ZaniyaMir » 23 сен 2012, 15:08

Уважаемые коллеги, учителя – языковеды!

Мне хотелось бы выразить своё отношение к ФГОСу по русскому языку и литературе. Очень даже неплохо, что в ФГОСе появились новейшие методы обучения, то есть инновации. Я, педагог с большим стажем и опытом продолжаю работать по такому учебнику, авторами которого являются Грекова и Чешко. Этот учебник мне нравится, доступен для учащихся НПО, но там очень мало упражнений по новым ФГОСам. В наше время большое внимание уделяется УУД. Тема, которая рассматривается на интернет-педсовете, очень актуальна. По новым стандартам в образовании учащиеся должны применять полученные знания в жизни, самостоятельно добывать знания дальше. Мы должны готовить учащихся к самостоятельной жизни. Будет нелегко сразу перейти на новые стандарты, но мы не должны этого бояться. Нам этого не избежать. Мы, педагоги, должны шагать в ногу со временем. И наши дети должны уметь размышлять, говорить, действовать, легко приспосабливаться к самостоятельной жизни.
Администрация нашего лицея приобретает учебники по новым программам, но пока ещё не по всем предметам. Не хватает средств. Я очень благодарна куратору курсов повышения квалификации по ФГОС Т.К. Муратшиной, преподавателям О.В. Прядильниковой, Л.Р. Першиной, Т.Н. Дорожкиной. Большое спасибо им!

С уважением преподаватель русского языка и литературы З.М. Полякова с. Бакалы ПЛ-78.
ZaniyaMir
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 15:03

Re: Русский язык и литература

Сообщение valitova.lyalya » 23 сен 2012, 09:18

ФГОС диктует требования к условиям его внедрения. Учителя должны пройти определенные курсы повышения квалификации, кабинеты должны быть оборудованы специальной техникой, а информационная образовательная среда учебного заведения открыта для детей и родителей. Сейчас школы оценивают, соответствуют ли они этим условиям.
valitova.lyalya
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 08:31

Re: Русский язык и литература

Сообщение учитель » 23 сен 2012, 05:45

Светлана Александровна

Интересен, на мой взгляд, выход на проектную деятельность группы учащихся 11 класса. После прочтения повести А.Платонова “Котлован” ребята обратили внимание на “странноязычие” писателя. Ученики проявили желание поработать со словарем произведения. Появились своеобразные словарики словосочетаний и выражений повести (“героическая тварь”, “темнота усталых вечеров”, “сгорбленный способ”, “разрушительный брат” и т.д.), а затем выявилась потребность углубленно поработать с текстом. Но как? Какие отрывки наиболее выразительны? Согласовав выбор отрывков с учителем и проанализировав их, вышли на стиль писателя.
Работа велась с группой учащихся параллельно с работой в классе над романом М.Шолохова “Поднятая целина”.
После выступления ребят со своим проектом совместно вышли на анализ общих сцен в обоих произведениях:
• “общее собрание”
• “раскулачивание”
• “агитация в колхоз”
• “убой скота”
• “расставание со своим добром”
• “статья Сталина”
• “суд над человеком”
Таким образом, поработав в малых группах, одни ученики вышли на реалистическое изображение жизни, другие – на символику.
учитель
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 31 авг 2012, 16:02

Re: Русский язык и литература

Сообщение учитель » 23 сен 2012, 05:40

Светлана Александровна
Думается, в свете введения новых ФГОСов актуальными будут и такие образовательные технологии, как проектная.Проектная образовательная технология предполагает самостоятельную деятельность учащихся, использование исследовательских приемов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний; это отход от авторитарного стиля обучения и переход к взаимодействию “учитель — ученик” Важно также, что проектная технология позволяет развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся. Огромную роль при этом играет постоянное общение с учителем, советы и консультации которого способствуют становлению и развитию ученика как исследователя. Для организации проекта необходимо:
1) определить цели и задачи проекта (познавательные, исследовательские, социокультурные и т. д.);
2) определить область исследования;
3) обсудить это с учащимися и разбить их на группы (группы должны быть небольшими и не превышать 4—5 человек, или можно поставить конкретные задачи для индивидуальной работы отдельных учащихся);
4) поставить конкретные задачи перед каждой группой;
5) определить временные интервалы для выполнения каждой задачи;
б) проконсультировать каждую группу по источникам информации, необходимой для решения поставленных задач, способам их анализа, синтеза, обобщения, получения конкретных результатов;
7) организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и критического анализа работы каждой группы в целях обмена достигнутыми результатами, корректировки работы групп, обобщения промежуточных результатов работы групп, устранения возможного недостатка информации и ее неточности;
8) откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов;
9) организовать представление конечных результатов работы (презентация).
Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что в основном на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель может выступать в роли консультанта): ставят цели и определяют пути их достижения, осуществляют поиск, отбор, анализ и обобщение необходимой им информации
учитель
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 31 авг 2012, 16:02

Re: Русский язык и литература

Сообщение ЛюдмилаВлада » 22 сен 2012, 19:37

Активизация познавательного интереса старшеклассников
через проблемное обучение
на уроках литературы и мировой художественной культуры как уроках искусства.
Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности во всех сферах жизни. Изменение ведущей деятельности обусловливает сни-жение у старшеклассников познавательного интереса, поэтому возникает необходимость в его коррекции. Сфера интересов старшеклассников смещена за пределы школы и учебного процесса, и поэтому познавательный интерес слабо выражен на данном этапе. Из сложившейся проблемной ситуации в области обучения. На наш взгляд, профессионально подходя-щий к своему делу грамотный педагог рано или поздно поставит задачу – стимулирование познавательного интереса. Эта задача может быть решена через различные подходы в обуче-нии. На наш взгляд наиболее эффективный из них – проблемное обучение как возможность творческого усвоения знаний учащимися.
Необходимость активизации познавательного интереса школьников в своих исследованиях отмечали следующие педагоги и психологи: Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый, Л.С. Выготский, А.М. Матюшкин. Проблемное обучение предполагает организацию деятельности учащихся, способствующую развитию познавательного интереса. Опора на технологию проблемного обучения кандидата психологических наук, преподавателя московской академии повышения квалификации и проблем развития образования Еленой Леонидовной Мельниковой. На наш взгляд, выбор данной технологии продиктован теми условиями, которые сложились в настоящий момент при минимальном количестве часов в сочетании со значительным объемом учебного материала, заявленного в программе. Следовательно, традиционная подача материала не может привести к его успешному усвоению, тем более не гарантирует стабильного познавательного интереса. Отсюда и вытекает необходимость выбора нестандартных форм и методов подачи нового материала, который присутствует на каждом уроке литературы и МХК. Основным постулатом названной технологии обучения следует назвать стимулирование познавательного интереса от начала урока через постановку проблемы и гипотезы, поиск решения проблемы на следующем этапе урока и выражение решения самими детьми. В этом случае познавательный интерес сохраняется в течение всего урока. В конце урока учащиеся демонстрируют продукт своей учебной деятельности. Это может быть осуществлено в виде публикаций и выступлений, ответов на вопросы и т.п. Таким образом, учитель оценивает качество усвоения учащимися программного материала, контролирует его и может проверить качество своей педагогической деятельности (умение организовать поисково-исследовательскую дея-тельность, активизировать познавательный интерес учащихся через постановку проблемных вопросов и создание проблемных ситуаций).
1. Метод художественно-педагогической драматургии, предложенный Л. М. Предтеченской, является основным в подаче материала на уроках мировой художественной культу-ры независимо от выбранной технологии обучения. На наш взгляд он активизирует познава-тельный интерес учащихся на всех этапах урока от начала до конца. Сохранению познава-тельного интереса способствуют основы искусствоведческого анализа, представленные на уроках МХК различными методами (сравнительно-историческим, иконографическим, фор-мальным, семантическим).
Этот метод вполне применим на уроках литературы при изучении драматургических произведений и произведений, требующих внимательного прочтения диалогов героев. Вовлечение обучающихся в диалог необходимо осуществлять при помощи проблемных вопро-сов, подводящих детей к вариантам решения.
Таким образом, используя данный метод можно привлечь к деятельности на уроке мак-симальное количество учащихся, а следовательно, равнодушные должны остаться в мень-шинстве. В этом случае становится необходим личный опыт учащихся, который поможет вывести их к обсуждению основных вопросов бытия: жизненная борьба, любовь во всех ее проявлениях, смерть и сопутствующее ей стремление к спасению, игра как свободная дея-тельность.
Открытый равноправный диалог – залог взаимопонимания и сотворчества. Сотворчество есть обоюдная, ровная (но не тождественная) помощь друг другу учителя и ученика в активном поиске ответов на значимые и сложные вопросы, которые задает искусство личности. Чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки.
Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как ак-тивизацию процессов осмысленного учения, добывания знаний. При изучении поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка-лашникова» возникли вопросы: «Кто такой человек чести? Что такое достоинство?» И это вопрос стал одновременно возможностью перехода к новому произведению – поэме «Мцыри»: разговор о чести и достоинстве помог обучающимся понять основную идею поэмы. Вопрос, возникший при рассмотрении готических соборов об окне-розе как архитектурном модуле Бесконечности, Небесном граде, Иерусалиме, Солнце, привел к исследованию символики Солнца в живописи. Строительство новой мечети в городе вызвало вопросы об осо-бенностях мусульманской архитектуры и желание исследовать эту проблему.
Интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию, необходимо на каждом уроке формировать познавательный интерес, благодаря которому знания и процесс их приобретения станут движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания многих качеств личности.
Условие, которое необходимо выполнять всем участникам диалога – соблюдение принципа научности, сформулированного как правило: «Любую мысль, любое решение рассматривай как гипотезу, подлежащую проверке, исследованию. Доказывай. Аргумен-тируй».
2. Заинтересованности учащихся во многом способствует эмоциональность как одна из составных успешной работы учителя. Задача учителя – преодолеть разрыв между сухостью дат и определений и смысловой, образной, эстетической стороной предмета.
В таких случаях поддержку учителю могут оказать законы драматургии, риторики и даже современной рекламы:
1) начать урок с проблемного вопроса, который бы заинтересовал учащихся и по-требовал активного внимания: портрет одного и того же человека в разное время жизни и вопрос с просьбой определить, какую жизнь прожил он, были ли в его жизни события, оставившие след на его лице. (Портреты актрисы П.А. Стрепетовой кисти И.Репина и Н.Ярошенко, портрет Н.А. Некрасова);
2) чтобы новые сведения лучше усвоились, необходимо актуализировать их, про-верить истинность или ложность новых знаний через накопленный опыт, знания по истории, литературе: расшифровать таблицу дат, составить хронологическую таблицу определенного периода;
3) рассказ о событии, в результате которого изменилась жизнь автор произведения искусства: провал премьеры оперы Жоржа Бизе «Кармен»; «бунт» четырнадцати выпускников Академии искусств, будущих передвижников; морское путешествие в качестве юнги Эдуарда Мане; такой прием учит школьников видеть за учебным материалом живую личность художника- творца; трудный путь к читателю романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»; взаимоотношения И.С. Тургенева с его мате-рью;
4) дать детям почувствовать, что они уже в курсе многих событий, явлений и мо-гут их связать воедино: хронологическая таблица «Древняя Русь в людях и явлениях культуры», добавляя к ней таблицу «А в это время…» со сравнительным анализом ха-рактерных черт разных видов искусства, культурных тенденций средневековой Европы и Востока; сравнительный анализ древнегреческой и римской мифологии; знакомство с живописью эпохи Возрождения начать с демонстрации репродукций картин Леонардо да Винчи, Рафаэля (знакомые образы вызывают живой отклик); составление обобщающей таблицы «А в это время…», демонстрирующей развитие разных видов искусства в один и тот же временной отрезок.
5) эмоциональное окончание урока возможно через комментирование результата работы творческой группы или синквейн (нерифмованное пятистишие, написанное по определенной схеме). Данный вид работы способствует развитию творческих способностей, новому восприятию и обобщению материала. В этом случае чувство успешности, высокой самооценки Я – творца становятся залогом развития эстетического восприятия учащихся.
3. Бытует мнение, что эмоциональность – это дар, данный природой. Но это и огром-ный труд ума, души. И для души растущей, развивающейся он необходим в первую очередь. А.С. Пушкин утверждал, что «вдохновение нужно в геометрии, как поэзии».
Раскрытию творческого потенциала учащихся помогают нестандартные, импровизиро-ванные формы уроков, они должны оживлять восприятие содержания предмета и помогать ощутить движение культуры как реализацию творческих сил человека в любые времена, как реализацию собственных творческих сил. В этом случае на уроке создаются педагогические ситуации, способствующие развитию художественно-эстетического восприятия учащихся:
- ситуация творческой переработки сюжета (предложить новые реалии той или иной эпохи, создать материально-предметную и эстетико-коммуникативную сферу за пределами произведения искусства, опираясь на его реалии);
- ситуация «мозгового штурма» (сформулировать основные положения, выдвинуть ги-потезы, создать объемную модель урока или явления). Построение символических моделей, выдвижение гипотез, ассоциирование объединяет полученные знания, помогает осмыслить явления искусства, «формирует основу чувственной оценки явлений действительности и культуру художественных переживаний» . Моделирование на уроке – одна из возмож-ностей проявить максимально свои творческие способности (для учащегося), активизировать познавательную деятельность ребят (для учителя).
- ситуация вживания в образ (создание живых картин, рисование на уроке в стиле и манере художника, творчество которого изучается.
4. Творческая деятельность сама по себе вызывает интерес у большинства учащихся. В таком случае уменьшается удельный вес заданий, требующих прямого заучивания, и возрас-тает значение проблемных ситуаций, требующих поиска ответа из других источников, фор-мирования собственных мнений и подходов. Реализацию эстетических запросов учащихся на данном этапе можно организовать через групповую работу, коллективное дело (Создание презентации к уроку в компьютерном варианте. Приложение на диске).
Коллективное дело возникает как последействие, становится элементом драматургии урока. Последействие реализуется на внеклассных занятиях (театральная студия «Маска»), где реализовать свои возможности может каждый желающий, где возможен совместный по-иск ответов на вопросы, не заданные учителю на уроке по какой-либо причине: нравится ли вам поэзия Маяковского? «Черный квадрат»?. Спор о выборе стихотворения С.Есенина для чтения со сцены и выбор ученика «Грубым дается радость…» вместо предложенного учите-лем «Мы теперь уходим понемногу…».
И тогда рядом с учителем оказывается учащийся, «свободно обращающийся со зна-ниями, подвергающий пересмотру свои прежние установки, не пасующий перед решением неординарных проблем, умеющий видеть прикладную значимость своих идей и т.д. Одним словом, субъект, критически и творчески работающий со знанием».
«Эта смена субъектно-объектных позиций соответствует социальной активности…, способствует решению таких важных проблем, как структурирование собственной личности (поиск собственного Я), нахождение своего места в социуме» .
Таким образом, такая форма работы, как нам представляется, дает возможность уча-щимся принимать активное участие в процессе познания.
Творческое взаимодействие учителя и учащихся строится на основе проблемно-поисковых форм работы на уроке: выдвижение гипотез, сравнения, анализ, тестовые задания, моделирование игровых ситуаций. В результате возникает творческий интерес уча-щихся, они становятся самостоятельными, а значит, законы искусства становятся достоянием их творческого опыта.
Необходимо воспитывать у учащихся потребность самим двигаться вперед в познании, развивать стремление к расширению и углублению полученных знаний. Развитие эстетиче-ского восприятия через создание условий самореализации - длительный процесс, его нельзя решить, искусственно, речь идет о систематической работе на каждом уроке. Задача учителя – найти и развить такие формы учебной работы, которые объединили бы учителя и учащихся в один творческий коллектив, повысили роль самостоятельности учащихся во всем процессе учебной работы.
Важнее, чтобы учащиеся постоянно участвовали в определении, постановке, достижении цели, оперировали тем материалом, который преподносит им учитель, конструировали способы собственных действий при решении конкретных задач, ощущали себя свободными, находясь среди вечных категорий: Добро, Истина, Справедливость, Красота, Гармония.
Поощряя в каждом ученике индивидуальное эстетическое восприятие и вводя его в мир духовных и нравственных ценностей, важен эффект, когда каждая личность приобре-тает то, что поэт Е.А. Баратынский назвал «лица необщим выраженьем».
ЛюдмилаВлада
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 сен 2012, 19:20

Re: Русский язык и литература

Сообщение Л.Р.Першина » 22 сен 2012, 08:00

Уважаемые коллеги!
Хочу поделиться своими соображениями, связанными с переходом школы на новый ФГОС и навеянными недавним разговором с одним опытным и уважаемым учителем.
Называть имя этого учителя, видимо, не нужно, потому что его настроения довольно типичны для части педагогического сообщества и сводятся они к тому, что от ФГОСа, как уже ранее много раз бывало со всякими новшествами, больше шума, чем толку.
И действительно опыт прошлого свидетельствует: изменить школу трудно, она инертна, точнее, инерционна, что, между прочим, не так плохо, поскольку придает ей необходимую устойчивость. Что это за школа, которая меняется со скоростью молодежной моды?!
Но одно изменение, вызванное ФГОСом второго поколения, видимое невооруженным глазом и, бесспорно, положительное уже произошло: меняются учебники. Повинуясь требованиям нового стандарта, они учат школьника действовать – и в учебных и в жизненных ситуациях. Они учат планировать и управлять собственной деятельностью, добывать и обрабатывать информацию, организовывать взаимодействие с окружающими.
Откройте, к примеру, новый «дрофинский» учебник по русскому языку для 5-го класса и посмотрите, какие там появились невиданные и неслыханные ранее упражнения. Например: Прослушайте информационную радио– или телепередачу. Составьте ее план или Вслушайтесь в речь окружающих людей. Запишите слова, которые вы произносите не так, как другие. А как правильно? Проверьте по орфоэпическому словарю. Это не что иное, как выработка навыков слушания – того вида речевой деятельности, которое долгое время оставалось на обочине.
Или упражнения, направленные на формирование навыков организации коммуникативного взаимодействия с окружающими. Расскажите о языке так, как будто вы объясняете родителям, сверстникам; Укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти тексты? Каковы задачи речи в том и другом случае? Представьте себе, что вы только что посмотрели интересный фильм или спектакль. По дороге домой вы встретили товарища и делитесь с ним своими впечатлениями. Скажите, почему вы начали разговор, о чем говорили и каким видом речи воспользовались.
Посмотрите сами этот учебник, да и другие, написанные «под ФГОС», и решайте, меняется ли школа.

Л.Р.Першина,
кафедра русского языка и литературы Института развития образования
Л.Р.Першина
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 22 сен 2012, 07:55

Re: Русский язык и литература

Сообщение Прядильникова О.В. » 22 сен 2012, 05:50

Уважаемые коллеги,учителя- языковеды!
Мне хотелось бы выразить свое отношение к ФГОСу по русскому языку и литературе. Долгое время мы работали по традиционным учебникам, которые осуществляют лишь предметные связи. Таков учебник Грекова и Чешко в старших классах; он хороший, но по новым ФГОСам большое внимание должно уделяться метапредметным результатам. Надо согласиться, что тема , предложенная на Интернет- педсовете, очень актуальна. Это новые стандарты в образовании. Нам, учителям старшего поколения, долгое время проработавшим по старой, традиционной методике, придется учиться, так как здесь много нового. Это хорошая инициатива - учить ребят действовать. УУД необходимы как для овладения образовательной программой, так и вцелом для развития личности, способной к ответственному поведению и самореализации в современном обществе. Конечно, трудно сразу перестроиться на новое, но это не должно нас пугать. Если вникнуть основательно в новую программу, то это, оказывается, не только интересно, это есть веление времени: ребята учатся размышлять, развививают речь, интегрируются в современную мировую и национальную культуру.. Наши дети учатся жить и действовать.
Мне кажется, что преподавателям НПО работать труднее из-за низкой мотивации обучения их подопечных: дети к нам приходят из школ с разным уровнем обучения, они не подготовлены к самостоятельной работе, к самостоятельному мышлению.
Хочется поблагодарить ИРО РБ за организацию курсов повышения квалификации по ФГОС именно в начале учебного года. Спасибо за то, что преподаватели курсов вооружили нас знаниями по новым образовательным программам, за то, что научили работать нас по- новому. Желаю доброго здоровья и больших творческих успехов преподавателям кафедры русского языка и литературы и кафедры начального профессионального образования: Котельниковой Л.А., Дорожкиной Т.Н.,Прядильниковой О.В., ПершинойЛ.Р. и куратору курсов Муратшиной Т.К.
Григорьева Людмила Павловна, ГБОУ НПО ПУ№ 88 с. Петровское Ишимбайского района
Прядильникова О.В.
 
Сообщения: 228
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 04:19

Re: Русский язык и литература

Сообщение учитель » 21 сен 2012, 15:35

Светлана Александровна
Вот уже несколько лет я работаю по учебникам, написанным в соавторстве Р.Н. Бунеевым и Е.В. Бунеевой. Прошла путь от их полного неприятия до ощущения, что уже не смогу работать без них. Учебники, на мой взгляд, являются примером самых современных методов преподавания, они отвечают духу ХХI века и потребностям нашего общества. Несомненный плюс учебных пособий Бунеевых виден в том, что они подбирают литературный материал, учитывая вкусы, интересы и возраст современных подростков. Именно это способствует тому, что школьники не теряют интереса к чтению. Я получаю ребят из начальной школы, которые уже четыре года учились по учебникам Бунеевых и продолжаю эту линию. Используя в преподавании серию для средней школы – «Шаг за горизонт» (5-й класс), «Год после детства (6-й класс), «Путь к станции «Я» (7-й класс), «Дом без стен» (8-й класс) и «История твоей литературы (9-й класс), - я считаю большим достоинством учебников этих авторов то, что соблюдаются непрерывность и преемственность в подборе и подаче литературного материала. Учебники как бы вырастают один из другого, они движутся вперед и вверх, параллельно с тем, как взрослеют школьники, которые по ним учатся. Хочу отметить, как ненавязчиво и аккуратно подается в книгах Бунеевых теоретический материал. Авторы заявляют и последовательно отстаивают свой основной принцип - «Не давать школьнику готовых формулировок, а побуждать его думать, анализировать, спорить, искать истину». Это – еще один плюс. Благодаря этому детям на уроках литературы интересно. Разбирая с учителем художественные произведения, школьники учатся видеть окружающий мир, оценивать свое место в нем, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать других. И я чувствую, как ребята осваивают те ценности, которые были присущи нашему поколению. Бунеевы предлагают в средней школе не только литературное образование, но и возможность продолжать учить читать. По-моему, это необходимо, если мы хотим, чтобы книга осталась с ребятами на всю жизнь. Как педагог со стажем могу сказать, учебники, подобные учебникам Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, положительно сказываются на формировании личности школьника, обогащая его внутренний мир и развивая его личность.
учитель
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 31 авг 2012, 16:02

Re: Русский язык и литература

Сообщение Алефтина Витальевна » 21 сен 2012, 11:03

Проектно-исследовательская технология предполагает наличие конечного результата. (В виде рефератов, выступлений, докладов, сочинений….) А во внеклассной работе - проведение тематических вечеров, конкурсов, соревнований, игр. В последнее время популярной становится создание презентаций.
Каким универсальным действиям учит этот метод?
-Умение составлять план текста
-Установление причинно – следственных связей
-Использование различных источников информаций
-Давать оценку личностям
-Давать оценку событиям
-Объяснение своего отношения к значимым событиям
-Умение работать по плану
-Умение регулировать свою деятельность
-Умение исправлять ошибки
-Представление результатов своей деятельности
-Владение устной и письменной речью
Понадобится ли это в будущем? Конечно. Умение работать в команде -это Web-мастер.
Умение индивидуально планировать работу нужно референт- администратору. Опыт организации и проведения презентаций понадобится менеджеру по работе с общественностью.
Умение самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения нужно в любой работе.
Работать в команде, вести переговоры, работа с различными документами, ориентироваться в большом потоке информации и т.д.
Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду. Чтобы информация превратилась в знания, надо научить их отбирать нужное, выделять главное, устанавливать связи. Необходимо научить и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Алефтина Витальевна
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 10:29

Re: Русский язык и литература

Сообщение rufa.spektor » 21 сен 2012, 05:35

Формирование метапредметных результатов,на мой взгляд, актуальная проблема, на которой акцентировали наше внимание разработчики новых образовательных стандартов. Они исползовали многое из теории В.В. Давыдова, одного из авторов концепции развивающего обучения. Действительно, добиться положительных результатов можно, заимствовав некоторые положения этой теории, рассматривающей ребёнка как субъекта разнообразных форм и методов человеческой деятельности. Метапредметные знания могут быть получены, если учитель опирается на общие принципы действий в разных областях знаний, если он оперирует понятиями, а не правилами. Тогда общие для разных предметов подходы к изучению станут основополагающими.
Только оперируя понятиями, обучающийся сможет правильно решить предложенные ему задания, например, определить частеречную принадлежность омонимов в предложениях: Наше поле лежало (в)виду небольшого озера. Не будем уклоняться от темы (в)виду недостатка времени. Или правильно указать на синтаксическую роль инфинитива в предложениях:Собрались мы сегодня день отпраздновать славный. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Он привык всё делать тщательно.
Добиться положительных метапредметных результатов учитель сможет, используя методы, позволяющие ребёнку освоить научные понятия, овладеть научными терминами..Наиболее целесообразно с этой целью познакомить обучающихся с общими принципами действий в той или иной области, чтобы потом перенести их на решение частных, конкретных задач. Например, в разделе «морфология» мы все части речи изучаем только в такой последовательности:
1 общее грамматическое значение
2 частные грамматические значения
3 роль в предложении
Модели, которые мы строим совместно с обучающимся, наглядно демонстрируют особенность каждой части речи
___> П
сущ. ___ ( Р)
___ Ч

Так модель существительного имеет зависимый падеж, неизменяемый род и независимое число. Такой набор значений присущ только имени существительному. Точно так же определённый набор значений, позволяющий по модели определить часть речи, мы можем наблюдать у прилагательного, глагола и т.д.
Стимулировать активную деятельность обучающегося можно, предложив ему задания на сравнение, выделение,обобщение предложенного материала, например, найти лишнее в каждом ряду:
А)Торты банты бинты шарфы
Б)Яичница, конечно, сливочный, скворечник
В)Ясный взгляд, длинная дорога, сесть в калошу, петь в хоре
Г)Пробираться, заря, скачок, написать
В процессе коллективно-распределённой деятельности, которую мы часто используем на уроке,обучающийся проявляет активность, не боится искать, ошибаться, не страшится вступать в диалог с носителями другого мнения.Такая деятельность даёт положительный результат при освоении любого предмета. Ребёнок,умеющий сказать : «Это я знаю, а это нет»,-стоит на пороге открытия нового.
Подобные задания способствуют развитию мыслительной деятельности в любой предметной сфере., следовательно, положительно сказываются на учебной деятельности обучающегося Разумеется, высказанными мною положениями далеко не исчерпывается попытка сформировать личностные метапредметные результаты. Но это один из многих шагов, направленных, по моему мнению, в нужную в современном образовательном пространстве сторону.
rufa.spektor
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 21 сен 2012, 04:08

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron