Русский язык и литература

Модератор: ОшееваЮВ

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гилязова Ирина » 20 сен 2012, 06:48

Здравствуйте! Да, компетентностный подход к обучению оказывается в данном случае одной из составляющих системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС нового поколения.
Извините, не удержалась цитирую из проекта стандарта второго поколения:
"В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта общего образования лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает:
— формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям «знаниевого» общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества;
— постоянную внутреннюю мотивацию к учению, умение общаться, социальную мобильность, чувство ответственности и личностной перспективы, эмоциональную развитость, стремление к познанию, диалогичность с другими культурами, лояльность по отношению к государству, рефлексивность, критическое мышление, социальный оптимизм;
— обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач, способности объединять различные элементы знаний в нужные знаниевые комбинации, а затем и новое знание;
— общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий, не только обеспечивающих успешное усвоение содержания общего образования, но и создающих функциональный базис для непрерывного самообразования и профессиональной деятельности;
— понимание актуального для современного российского общества ценностно-нравственного значения образования."
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Русский язык и литература

Сообщение Мехликова З.А. » 20 сен 2012, 05:45

Проблеме методики работы с дидактическим материалом
Новый образ образования. Какой – он этот «образ»? Каковы новые способы работы? Во все века образование было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающие поколения включались в уже существующие общность и становились носителями определенного образа жизни. Иными словами, вслед за старшими поддерживали и сохраняли общее для всех нормы бытия. Должны ли быть нормы в системе образования и воспитания? Ответим: «Да».
Отсюда и основная проектная задача образования – определить общие цели в подлинном смысле – общественной жизни, через соучастие. Это и есть путь становления «собственно человеческого в человеке» со всеми его способностями и обретениями.
Федеральная система образования способна и решает свои главные гуманистические задачи: сформировать универсальные учебные действия у школьников, воспитать всесторонне развитую личность, умеющую учиться, самоопределяться, прогнозировать, анализировать. Нам, учителям, начинавшим свою педагогическую деятельность в 80 – е годы XX века, отрадно включаться в современный процесс модернизации образования. Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своего педагогического подхода в обучении и воспитании детей, корректирования подходов и методов преподавания, использования современных информационно – коммуникативных технологий, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью.
Среди всех технологий и способов обучения есть одна незыблемая «технология» обучения и воспитания молодого поколения – это могучий русский язык. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом»
Русскому языку я учу детей с 5 по 11 класс. В течение семи лет пополняется речевой и коммуникативный запас детей. Эффективность учебного процесса определяется характером деятельности учащихся. Успех зависит от постепенного усвоения и закрепления полученных знаний. Школа в переводе с латинского языка означает «лестница». Вижу свою задачу как учителя – словесника в том, чтобы подняться по ступеням «лестницы» обучения, пройти с учениками вместе ступени лингвистического образования, развивая творческие способности, влияя на становление и совершенствование интеллекта, эмоциональной среды учеников.
Каждой ступени обучения я определила название и сформулировала учебную задачу, необходимую решить на данном этапе.
1 ступень. 5 класс «Игра в слово».
Задача: научить обращаться со словом. Дети любят, как правило, играть. В игре развивается естественность, непринужденность, обусловленность устной речи внутренними побуждениями.
2 ступень. 6 класс «Жизнь слова».
Задача: научить работать с художественным текстом.
Ученики постигают роль слова в художественном тексте, в устойчивых фразеологических выражениях.
3 ступень. 7 класс «Искусство слова».
Задача: научить рассуждать о себе и об окружающем мире.
4 ступень. 8 класс «Слово и творчество».
Задача: раскрыть творческую индивидуальность ученика.
К данному периоду ученики уже обладают коммуникативностью, выразительностью речи. Некоторые из учащихся становятся любителями словесности, начинают первые шаги «журналистской» деятельности в местной газете. Уроки-защиты работ, уроки-сочинительства становятся одним из ведущих в курсе 8 класса.
Пишем работы, используя стилизацию, данное начало по тексту.
5 ступень. 9 класс «Развитие поэтического и художественного вкуса».
Задача: привить эстетический вкус к художественной, научной литературе, желание заниматься исследовательской деятельностью.
6 ступень. 10 класс «Слово как средство воспитания».
Задача: приобщение учащихся к традициям общения, развитие красноречия, воспитание уважение к языку.
7 ступень. 11 класс «Слово – концепт».
Задача: формирование лингвокультурологической, коммуникативной компетенции учащихся.
Развитие речевой культуры школьников в лингводидактических целях должно рассматриваться и как средство оптимизации обучения и как фактор воспитательного воздействия. «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении предоставленных коммуникативных задач».
Мой опыт работы в течение 33 лет показал результативную и эффективную работу в обучении школьников через развитие речевой культуры и творческих возможностей. Есть результаты: публикации работ учащихся во Всероссийском журнале «Путеводная звезда», участие школьников в работе местной газеты в качестве внештатных корреспондентов, призовые места в городских и республиканских олимпиадах по русскому языку в номинации «Лучшая творческая работа», призовые места в городских конкурсах чтецов.
Педагогический коллектив Республиканской кадетской школы-интерната г. Ишимбай ПРИВЕТСТВУЕТ участников форума и желает успешной, плодотворной работы!
Мехликова З.А.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 05:41

Re: Русский язык и литература

Сообщение ОшееваЮВ » 20 сен 2012, 05:37

Шайхутдинова Альбина писал(а):Здравствуйте, уважаемые коллеги. На сегодняшний день идут большие преобразования в сфере образования. Введение ФГОС в образовательную систему вызвало немало критики, но и немало положительных оценок. Я сравнительно недавно окончила БГПУ им. М. Акмуллы и успела за срок обучения в стенах этого старинного и широко известного университета изучить проблемы введение ФГОС, как говорится, «вдоль и поперек», т.к. работаю завучем. И вопрос «Готов ли учитель к введению и реализации ФГОС общего образования» волнует, я думаю, каждого человека - будь то обучающийся, который перешел на вторую ступень обучения, будь то родитель, который постоянно волнуется за будущее своего чада, будь то сам учитель, которому нужно на должном уровне сформировать у подрастающего поколения общеучебные знания и умения, развивать человеческие ценности и т.д., будь то руководитель общеобразовательного учреждения, который не меньше нашего беспокоится об обеспечении реализации требований ФГОС. Этот вопрос, действительно, очень актуален сегодня и требует совместного обсуждения.

Уважаемая Альбина Мансуровна! Приятно, что Вы включились в нашу дискуссию. Скажите, пожалуйста, как завуч, по каким учебникам (имеются ввиду учебники нашей предметной области) предпочитают работать сегодня учителя? И что можете сказать об оснащенности Вашей школы учебниками русского языка и литературы? Обеспечена ли сегодня школа учебниками, реализующими ФГОС нового поколения?
ОшееваЮВ
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 06:13

Re: Русский язык и литература

Сообщение ОшееваЮВ » 20 сен 2012, 05:28

Гилязова Ирина писал(а):На мой взгляд, один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «его использование может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций образования и приведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий». Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям. Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
Данный подход, и это очень важно, может сохранить культурно-исторические, этно-социальные ценности, особенно если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие.
В настоящее время делается много попыток включить компетентностную модель в существующую модель традиционного образования (например, подходы В.А. Болотова, В.В. Серикова) и рассмотреть образовательный процесс с позиции формирования у учащихся ключевых компетенций как результативно-целевой основы компетентностного подхода в образовании.

Скажите пожалуйста, а не считаете ли Вы, что компетентностный подход к обучению оказывается в данном случае одной из составляющих системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС нового поколения.
ОшееваЮВ
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 06:13

Re: Русский язык и литература

Сообщение Шайхутдинова Альбина » 19 сен 2012, 18:46

Здравствуйте, уважаемые коллеги. На сегодняшний день идут большие преобразования в сфере образования. Введение ФГОС в образовательную систему вызвало немало критики, но и немало положительных оценок. Я сравнительно недавно окончила БГПУ им. М. Акмуллы и успела за срок обучения в стенах этого старинного и широко известного университета изучить проблемы введение ФГОС, как говорится, «вдоль и поперек», т.к. работаю завучем. И вопрос «Готов ли учитель к введению и реализации ФГОС общего образования» волнует, я думаю, каждого человека - будь то обучающийся, который перешел на вторую ступень обучения, будь то родитель, который постоянно волнуется за будущее своего чада, будь то сам учитель, которому нужно на должном уровне сформировать у подрастающего поколения общеучебные знания и умения, развивать человеческие ценности и т.д., будь то руководитель общеобразовательного учреждения, который не меньше нашего беспокоится об обеспечении реализации требований ФГОС. Этот вопрос, действительно, очень актуален сегодня и требует совместного обсуждения.
Шайхутдинова Альбина
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 18:15

Re: Русский язык и литература

Сообщение Алефтина Витальевна » 19 сен 2012, 17:49

Средством формирования метапредметных умений и навыков является проектная деятельность. В своей работе я применяю эту технологию. Почему?
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, умеющий анализировать информацию, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования: учатся выявлять проблему,ставить цели и задачи. Они учатся собирать и обрабатывать данные, корректировать поставленные задачи, оформлять результаты исследования, обсуждать.
В-четвёртых, работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.
Я думаю, что применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, развивает сотрудничество и толерантность.
Алефтина Витальевна
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 10:29

Re: Русский язык и литература

Сообщение учитель » 19 сен 2012, 15:58

Светлана Александровна

В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексная работа с текстом . Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Учебники по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта, А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
учитель
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 31 авг 2012, 16:02

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гилязова Ирина » 19 сен 2012, 13:54

Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Отсюда возникает вопрос, как получить объективную информацию и, самое главное, оценить сформированность ключевых компетенций у школьников? Осуществить такую оценку, а также разить рефлексию ученика как основу его дальнейшего индивидуального роста и развития позволит использование эффективной системы оценивания качества образования на основе мониторинга.
Это современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс и опирается при этом не только на информацию на фиксированном уровне о сформированности ключевых компетенций учащихся, но и предполагает как анализ причин их несоответствия заявленным результатам, так и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса, а также накопление образцов передового педагогического опыта, соответствующего стратегии модернизации системы общего образования.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гилязова Ирина » 19 сен 2012, 13:54

На мой взгляд, один из предлагаемых путей решения данной проблемы – компетентностный подход. Как подчеркивает Н.А. Селезнева, «его использование может способствовать преодолению традиционных когнитивных ориентаций образования и приведёт к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий». Образование должно быть нацелено на формирование у выпускников ключевых компетенций, адекватных социально-экономическим условиям. Введение понятия компетентности позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.
Данный подход, и это очень важно, может сохранить культурно-исторические, этно-социальные ценности, особенно если лежащие в его основе компетентности рассматривать как сложные личностные образования, включающие и интеллектуальные, и эмоциональные, и нравственные составляющие.
В настоящее время делается много попыток включить компетентностную модель в существующую модель традиционного образования (например, подходы В.А. Болотова, В.В. Серикова) и рассмотреть образовательный процесс с позиции формирования у учащихся ключевых компетенций как результативно-целевой основы компетентностного подхода в образовании.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гилязова Ирина » 19 сен 2012, 13:53

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготовить его граждан к современным условиям жизни. Школа же должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, результаты которого должны быть выражены не только в предметном формате (например, операции с «дидактическими единицами» и т.п.), но и иметь характер универсальных (метапредметных) умений, обеспечивающих общекультурную направленность общего образования, универсализацию и интеграцию знаний и представлений.
Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это – умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron