Мехликова З.А. » 20 сен 2012, 05:45
Проблеме методики работы с дидактическим материалом
Новый образ образования. Какой – он этот «образ»? Каковы новые способы работы? Во все века образование было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающие поколения включались в уже существующие общность и становились носителями определенного образа жизни. Иными словами, вслед за старшими поддерживали и сохраняли общее для всех нормы бытия. Должны ли быть нормы в системе образования и воспитания? Ответим: «Да».
Отсюда и основная проектная задача образования – определить общие цели в подлинном смысле – общественной жизни, через соучастие. Это и есть путь становления «собственно человеческого в человеке» со всеми его способностями и обретениями.
Федеральная система образования способна и решает свои главные гуманистические задачи: сформировать универсальные учебные действия у школьников, воспитать всесторонне развитую личность, умеющую учиться, самоопределяться, прогнозировать, анализировать. Нам, учителям, начинавшим свою педагогическую деятельность в 80 – е годы XX века, отрадно включаться в современный процесс модернизации образования. Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своего педагогического подхода в обучении и воспитании детей, корректирования подходов и методов преподавания, использования современных информационно – коммуникативных технологий, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью.
Среди всех технологий и способов обучения есть одна незыблемая «технология» обучения и воспитания молодого поколения – это могучий русский язык. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом»
Русскому языку я учу детей с 5 по 11 класс. В течение семи лет пополняется речевой и коммуникативный запас детей. Эффективность учебного процесса определяется характером деятельности учащихся. Успех зависит от постепенного усвоения и закрепления полученных знаний. Школа в переводе с латинского языка означает «лестница». Вижу свою задачу как учителя – словесника в том, чтобы подняться по ступеням «лестницы» обучения, пройти с учениками вместе ступени лингвистического образования, развивая творческие способности, влияя на становление и совершенствование интеллекта, эмоциональной среды учеников.
Каждой ступени обучения я определила название и сформулировала учебную задачу, необходимую решить на данном этапе.
1 ступень. 5 класс «Игра в слово».
Задача: научить обращаться со словом. Дети любят, как правило, играть. В игре развивается естественность, непринужденность, обусловленность устной речи внутренними побуждениями.
2 ступень. 6 класс «Жизнь слова».
Задача: научить работать с художественным текстом.
Ученики постигают роль слова в художественном тексте, в устойчивых фразеологических выражениях.
3 ступень. 7 класс «Искусство слова».
Задача: научить рассуждать о себе и об окружающем мире.
4 ступень. 8 класс «Слово и творчество».
Задача: раскрыть творческую индивидуальность ученика.
К данному периоду ученики уже обладают коммуникативностью, выразительностью речи. Некоторые из учащихся становятся любителями словесности, начинают первые шаги «журналистской» деятельности в местной газете. Уроки-защиты работ, уроки-сочинительства становятся одним из ведущих в курсе 8 класса.
Пишем работы, используя стилизацию, данное начало по тексту.
5 ступень. 9 класс «Развитие поэтического и художественного вкуса».
Задача: привить эстетический вкус к художественной, научной литературе, желание заниматься исследовательской деятельностью.
6 ступень. 10 класс «Слово как средство воспитания».
Задача: приобщение учащихся к традициям общения, развитие красноречия, воспитание уважение к языку.
7 ступень. 11 класс «Слово – концепт».
Задача: формирование лингвокультурологической, коммуникативной компетенции учащихся.
Развитие речевой культуры школьников в лингводидактических целях должно рассматриваться и как средство оптимизации обучения и как фактор воспитательного воздействия. «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении предоставленных коммуникативных задач».
Мой опыт работы в течение 33 лет показал результативную и эффективную работу в обучении школьников через развитие речевой культуры и творческих возможностей. Есть результаты: публикации работ учащихся во Всероссийском журнале «Путеводная звезда», участие школьников в работе местной газеты в качестве внештатных корреспондентов, призовые места в городских и республиканских олимпиадах по русскому языку в номинации «Лучшая творческая работа», призовые места в городских конкурсах чтецов.
Педагогический коллектив Республиканской кадетской школы-интерната г. Ишимбай ПРИВЕТСТВУЕТ участников форума и желает успешной, плодотворной работы!