Русский язык и литература

Модератор: ОшееваЮВ

Re: Русский язык и литература

Сообщение ФатхутдиноваЛилия » 28 сен 2012, 15:06

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка по УМК С. И. Львовой
Фатхутдинова Лилия Асгатовна, заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учитель русского языка и литературы, МКОУ СОШ с.Верхние Бишинды муниципального района Туймазинский район, asgatovna@inbox.ru

Для введения стандартов необходимо быть профессионально подготовленным к изменениям. Стандарты представляют собой конвенциальную норму, общественный договор между семьей, обществом, государством. Стандарты выдвигают три группы требований: к результатам, к условиям и управлению.
Требования стандарта нового поколения к результатам: обширные знания - предметные результаты, привычка мыслить - метапредметные результаты, благородство чувств – личностные результаты.
Надо рассматривать ресурсы ученика (знаю – могу – умею – хочу), ресурсы педагога, ресурсы управленца различных структурных подразделений. Но главным ресурсом обучения становится компетентность учителя. Компетентность учителя определяется:
- Умением учителя переводить внешние ресурсы ученика во внутренние ресурсы ученика.
- Управлением внешними ресурсами в целях роста и развития внутренних ресурсов ученика.
Формирование профессиональной компетентности - процесс динамический, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма. Оно связано прежде всего с применением информационно – коммуникационных технологий в преподавании предмета.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к знаниям, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, когда ученик – активный участник образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий позволяет активизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихcя, что является результатом готовности учителя к введению и реализации ФГОС общего образования.
Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. В этом большое значение имеет УМК, по которому работает учитель.
Я веду уроки русского языка по по УМК «Русский язык» под редакцией С.И.Львовой. Отличительной особенностью данного учебника по русскому языку является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Эта особенность помогает воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной речи собственные мысли, ориентирует на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие. Содержание учебника соответствует новому образовательному стандарту по русскому языку, что особенно важно в условиях новой формы итоговой аттестации по данному предмету.
Информационно-коммуникационные технологии я применяю в урочной деятельности на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении; повторении, контроле ЗУНов, во внеклассной работе и исследовательской деятельности. Организуя урок с использованием ИКТ, планирую как фронтальную, так и самостоятельную работу, сочетаю работу на компьютере с обсуждением и общением.

На уроках русского языка по УМК под редакцией С. И. Львовой я использую следующие приемы компьютерных технологий:

1. Программные пособия и цифровые образовательные ресурсы по русскому языку.
Учителю всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Несколько лет назад, когда формы выпускных экзаменов стали разнообразными и появился ЕГЭ, возникла необходимость научить детей выполнять тестовые задания. Компьютер помог решить эту задачу.
Во внеурочной деятельности в поддержку УМК С. И. Львовой по всем темам, связанным с правописанием, использую СD-диски 1С: Репетитор. Тесты по Орфографии и Пунктуации. Оригинальная, специально разработанная система компьютерных тестов, позволяющая контролировать уровень владения орфографией и пунктуацией, а также выявить в ходе тестирования причины ошибок и получить обоснованную индивидуальную рекомендацию, помогает избежать ошибок в дальнейшем. Ученик сам задает темп работы и ответов на вопросы, сразу же получает оценку за свою работу. Он может воспользоваться подсказкой, может посмотреть количество допущенных ошибок. Конечно, преимущество использования на уроке компьютерных программ по русскому языку неоспоримо: это и оперативный контроль знаний, что дает значительную экономию учительского времени, и элемент занимательности, повышающий интерес учащихся к обучению, и создание условий для индивидуальной работы. Благодаря компьютерным тестам учащиеся приобретают навыки самоконтроля за усвоением учебного материала. Более 70% моих учащихся успешно выполняют тесты по орфографии и пунктуации.
Кроме того, Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/, тесты по русскому языку http:// likbez.shb.ru, электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru, Грамота.Ру: справочно-информационный портал «русский язык» http//www.gramota.ru в распоряжении педагогов и школьников.

2. Использование электронных словарей и энциклопедий, Интернет-ресурсов
В процессе обучения русскому языку учитель и ученик традиционно обращались и обращаются к различным источникам информации: энциклопедиям, словарям, справочникам, хрестоматиям. Преимущество по сравнению с другими учебниками по русскому языку имеет УМК С. И. Львовой, в котором есть отдельная часть «Справочные материалы», где представлены самые разнообразные виды словарей и образцы разборов. Основным источником информации становятся электронные словари, энциклопедии, базы данных, представленные в большом объеме не только на электронных носителях, но и в Интернете. Объемы размещенной там информации значительно превышают объемы любых печатных изданий. В Интернете множество сайтов, на которых можно найти любой текст. Учитель-словесник может использовать в Интернете следующие виды полезных ресурсов: толковые словари, сборники правил и нормативные документы по преподаванию, программы, методические разработки, научные статьи, форумы, чаты, списки рассылки для участия в коллективных обсуждениях проблем образования. На уроках и во внеурочное время я пользуюсь такими электронными учебниками, как «Школьный курс русского языка», энциклопедия Кирилла и Мефодия.
По русскому языку из серии виртуальная школа "Кирилл и Мефодий" для промежуточного, итогового тестирования, работы над ошибками использую репетитор. Учебный материал на CD-дисках представлен в конспективном виде с иллюстрациями. Можно подключить или отключить голос диктора. Материал подается небольшими порциями, что позволяет учителю давать свои комментарии, а учащимся делать записи в тетради. Теоретический материал снабжен задачами для общего обсуждения. Представляют интерес тесты с выбором ответов. На дисках имеются справочники по теоретическому материалу. Повысить грамотность, развить навыки аналитического мышления учащихся помогает учебное пособие "Страна Лингвиния". Беру из этой программы диктанты, тренинги, электронные статьи из словарей и справочников. Из серии "В помощь учителю" (издательство "Учитель") привлекает сборник дифференцированных заданий. На основании этого материала сформировала свой банк дифференцированных программ по русскому языку: разноуровневые карточки, многовариантные проверочные работы. Для подготовки к ЕГЭ использую электронные пособия издательства "Дрофа". Особо хочется отметить важность использования лингвокультурологического учебного пособия по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии из частей этой же серии в курсе "Развитие речи".
Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету, систематизировать полученные знания, психологически настроить на атмосферу экзамена, сформировать навыки самостоятельной работы и самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку, обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации. Все мои учащиеся имеют навыки работы с электронными учебниками, разными видами словарей, энциклопедий, находя нужную информацию. 70% учащихся 8-го класса активно используют Интернет-ресурсы.
3.Создание слайдов
Создание слайдов с текстовым изображением
Ученики, используя словари, энциклопедии, представленные на дисках (например: "В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка", "Русские словари", "Большая русская биографическая энциклопедия"), создают слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа, пользуясь упражнениями из УМК «Орфографический минимум», подготовка докладов о жизни и деятельности известных лингвистов, изучение любого раздела языка.
Создание слайдов с графическим изображением
Ученики, пользуясь представленным материалом текста учебника УМК С. И. Львовой, в ходе изучения нового материала создают свои обобщающие таблицы, схемы, алгоритмы действий по всем разделам науки о языке, а на этапе закрепления изученного или на этапе повторения пройденного используют данные таблицы, схемы для решения учебно-познавательных задач.
Активно используются на уроках разного вида диаграммы, которые дают возможность в наглядном виде увидеть результат работы ученика по решению учебной задачи или проблемы. Например: при изучении раздела «Лексика» учащиеся знакомятся со словарным запасом слов. В предложенном тексте находят слова, входящие в активный словарь, и слова, входящие в пассивный словарь: неологизмы, архаизмы, историзмы. Итог работы - диаграмма, которая демонстрирует соотношение активного и пассивного словаря в данном тексте. Или ученики проводят опрос, в ходе которого задают вопросы, связанные с лингвистикой, обрабатывают полученную информацию, наглядно представляют в виде диаграммы.
4 .Создание мультимедийных презентаций
Создание мультимедийных презентаций как педагогом, так и учениками, выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а также проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой работе, формированию и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.
Презентации разных типов помогают мне при объяснении нового материала, повторении, закреплении, обобщении.
Мультимедийные презентации я использую для того, чтобы выступающий (учащийся или учитель) смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка из художественного фильма, снимки, иллюстрации. Регулярно на уроках, особенно на уроках развития речи, учащимися готовятся презентации по разным темам с использованием отсканированных изображений, включённых видеофрагментов, составленных таблиц или схем.
Использую мультимедийные презентации следующим образом:
– Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала: заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях.
– Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов: подготовка учениками (самостоятельно) презентации для сопровождения собственного доклада.
– Совместное изучение источников и материалов урока (например, обсуждение произведений искусства на основе мультимедийных энциклопедий, отсканированных графических изображений или полученных из Интернета материалов и пр.)
При демонстрации слайдов деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учащегося на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. У учащегося, таким образом, формируется учебно-информационные умения и навыки.
5. Творческие задания
Практически каждый урок по программе С. И. Львовой – это урок развития речи. Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности на каждом уроке.
Большое внимание в учебнике уделяется созданию собственных текстов. Разнообразны формы письменных работ различного уровня сложности: творческие упражнения предлагают сочинения-миниатюры, сочинения различных типов, изложения сжатые и подробные, изложения-миниатюры, письмо по памяти, зрительный диктант, творческий диктант.
Выполнению творческих заданий (написание заметок, сочинений-миниатюр, эссе с фотографиями, иллюстрациями, оформление интервью), научно-исследовательских работ к защите на научно-практических конференциях школьников с возможностью проверки этих работ учителем и для дальнейшего использования данного материала в учебном процессе благоприятно способствует УМК С. И. Львовой.
6. Дидактические материалы
Представленные в компьютерном варианте, они решают несколько задач:
– повышают производительность труда учителя и учащихся на уроке;
– увеличивают объем использования наглядности на уроке;
– экономят время учителя при подготовке к уроку.
Дидактические материалы в разных формах: тестовые задания, с орфографическим и пунктуационным анализом, разные виды диктантов, алгоритмы. 70% моих учащихся выполняют разные виды заданий с использованием компьютера. Программа С. И. Львовой реализует идею дифференцированного подхода к обучению, что выражается в выделении дополнительного материала, а красным цветом обозначены более трудные упражнения, поэтому на уроке можно найти задания как для слабых, так и для сильных учеников. Разнообразие учебных заданий, интересные тексты, деление упражнений по уровням позволяет не только дифференцировать обучение, но и применять групповые формы работ, что способствует формированию коммуникативной компетентности школьников.
В качестве дидактических материалов я предлагаю ребятам разноуровневые задания.
8. Проекты
По УМК С.И. Львовой интересно работать и ученикам, и учителю. Ребята привыкают систематически создавать тексты, выражать свои мысли, говорить и писать свободно.
Метод проектов позволяет мне формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Очень широко использую ИКТ при создании мини-проектов к уроку. Примером такой деятельности могут служить проекты к уроку развития речи в 6 классе по программе С.И. Львовой «Подготовка к написанию сочинения по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
В заключение хочется отметить, что использование компьютерных технологий способствует реализации ФГОС общего образования на уроках русского языка:
– повышает эффективность обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы в поиске информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);
– повышает интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшает качество образования, активизирует творческий потенциал ученика и учителя, включает школьников и педагогов в современное пространство информационного общества;
– осуществляет индивидуальный и дифференцированный подходы в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
– обеспечивает гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
– улучшает организацию урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
– повышает качество контроля знаний учащихся и разнообразие его форм;
– расширяет объём предъявляемой учебной информации.
Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.



Использованная литература


1. Вахрушев, А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС /А. А Вахрушев //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№5.-С.3-16
2. Долинина Тамара Альбертовна. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения на тему, связанную с анализом текста.Екатеринбург,2011
3. .Егораева Г.Т. 9 класс. ГИА. Типовые тестовые задания.- М., «Экзамен»,2009
4. Егораева Г.Т. Русский язык. ЕГЭ. Практикум. Реальные тесты.- М., «Экзамен»,2011
5. Горбунова, С.В. Опыт подготовки учителей к введению ФГОС основного общего образования на муниципальном уровне /С.В. Горбунова //Методист.- 2011.-№10.-С.24-27
6. Закирьянов, К.З. «Принцип научности и пути его реализации в школьном преподавании русского языка» - «Учитель Башкортостана» – 2012, №8 – С.64-71
7. Кузнецов, А. А. Стандарты второго поколения: замысел, исполнение, трудности, риск, внедрение /А. А. Кузнецов //Стандарты и мониторинг.- 2011.-№3.-С.6-14
8. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы./ Автор-составитель С.И.Львова - М., Мнемозина, 2009.
9. www.zavuch.info/methodib/151/
10. www. standart.edu.ru
ФатхутдиноваЛилия
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 сен 2012, 14:52

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 27 сен 2012, 09:33

Уважаемые учителя русского языка и литературы!
Считаю, что предложенная тема на Интернет-сайте мне представляется актуальной. Рада, что большое количество учителей не прошли мимо затронутой темы и оставили свои отклики. Ведь в данном форуме не только обсуждаются проблемы, но и автоматически выискиваются пути их решения, каждый участник делится своими опытами, знаниями.
Спасибо всем участникам форума за внимание.

Дибаева Л.Ф.,
специалист каф.русского языка и литературы
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение Анна Рамазанова » 26 сен 2012, 07:57

Уважаемые коллеги!
Я педагог с небольшим стажем работы (11 лет работаю в качестве учителя русского языка и литературы), но люблю применять в своей работе что - то необычное, интересное. Всегда бывает очень сложно решиться на что - то новое.

Я считаю, что я ещё не вполной мере готова к введению ФГОС общего образования.

В такого рода форумах я принимаю участие впервые.
Анна Николаевна Рамазанова, учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с. Нижнее Бобино Мечетлинского района
Анна Рамазанова
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 26 сен 2012, 07:24

Re: Русский язык и литература

Сообщение Бахтиярова Ирина » 25 сен 2012, 09:55

В материалах ФГОС одним из ценностных ориентиров указано развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации. В связи с этим ключевой компетенцией учащегося является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. Сегодняшний учащийся НПО значительно отличается от сверстников прошлых лет. Диапазон уровня готовности к обучению профессии очень широк. Учащийся часто испытывает трудности из-за невозможности работать в индивидуально ориентированном режиме. Это усиливает важность смены приоритетов в стиле обучения и ориентацию на формирование самостоятельности, так как способность подростка осуществлять учебные действия без помощи руководителя позволила бы решить ряд проблем его индивидуального обучения и расширила перспективы самообразования. Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве одной из важнейших задач современной системы образования формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Обеспечивают ли общеобразовательные дисциплины русский язык и литература достижение метапредметных результатов? Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
К сожалению, не все учебники , с которыми работают наши преподаватели, полностью соответствуют новым требованиям. По этой причине учителю часто приходится создавать задания, способствующие формированию всех видов УУД.
Бахтиярова Ирина
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 10:38

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 25 сен 2012, 09:52

Уважаемые коллеги!
Тема, обсуждаемая на форуме, актуальна на сегодняшний день.
Не вся молодежь приучена ставить цели и действовать для того, чтобы их достигнуть, в чем кроится причина? Мне кажется, что во всем виновата семья, в которой воспитывается ребенок. Если нет хорошего примера для подражания, где он должен научиться всему хорошему? Вот тогда-то мы с вами, уважаемые коллеги, должны придти на помощь нашим обучающимся. Научить учиться бывает сложно, т.к. надо учитывать контингент обучающихся, которые приходят в учебные заведения НПО. Это те, которые не научились действовать, «плыли по течению». У них установка одна – скорее убежать из школы, чтобы не сдавать ЕГЭ и лишний раз «не загружать себя».
Несомненно, новые инновационные технологии нужны для того, чтобы формировать умение учиться действовать, уметь ставить цели. УУД необходимы для успешного освоения программы по русскому языку и литературы, помочь человеку адаптироваться в ситуации, учиться учиться. К сожалению, не во всех учебниках эти требования учтены. Например, в учебнике А.И. Власенкова «Русский язык» для 10-11-х классов из трех типов УУД регулятивные отсутствуют, а ведь они нужны, чтобы научить обучающихся ставить цели и планировать ее достижения, оценивать свои действия. Так как в нашем учебном заведении других учебников нет (из-за финансовых затруднений), мы вынуждены заниматься по учебникам А.И. Власенкова. В первое время нам самими придется сочинять все задания, учитывая все требования.
На уроках русского языка и литературы я стараюсь давать такие задания, которые формируют регулятивные, познавательные и коммуникативные способности. Например, при прохождении темы «Язык и речь» можно дать следующие задания:
1) Найдите высказывания русских писателей о языке. Здесь мы, прежде всего, формируем регулятивные способности.
2) Какова их основная мысль? Здесь формируем познавательные способности.
3) Объясните на основании прочитанного что такое язык и что такое речь? Здесь мы формируем, прежде всего, познавательные и коммуникативные способности.
Данные задания, безусловно, способствуют достижению метапредметных результатов обучения.

Каримова В.К.,
преподаватель ПЛ-59 г.Нефтекамска
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 25 сен 2012, 09:52

Уважаемые участники форума!
Предложенная тема на Интернет-сайте мне представляется актуальной. Необходимость формировать умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия, – требование времени. Современные УМК по русскому языку и литературе, безусловно, должны способствовать достижению метапредметных результатов.
В своей работе я использую учебники русского языка Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко А.А. и Власенкова А.И, Рыбченковой Л.М. Данные учебники помогают учащимся систематизировать и обобщить полученные знания по русскому языку. Но в соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку в данных учебниках, на мой взгляд, недостаточен материал практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий. В учебнике Грекова В.Ф. в большинстве упражнений формируются учебные действия познавательной направленности. Но нет заданий, которые формируют коммуникативные учебные действия. Поэтому в основном приходится рассчитывать на свой опыт работы.
При формировании УУД я использую различные формы и методы работы. Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности учащегося, когда он сам продумывает материал, анализирует, обобщает его, проверяет свои выводы. Также подбираю систему заданий, в ходе выполнения которых учащиеся анализируют ситуацию, высказывают предположения, выслушивают других, находят верный ответ и подводят итоги. Использую и технологию сотрудничества, которая тоже формируют коммуникативные универсальные учебные действия: распределение работы с соседом по парте, выполнение заданий в малой группе, проверки работы друг друга.
Приведу конкретный пример упражнения к теме «Обращение».
1. Из любимых стихотворений Ф.И. Тютчева выпишите 6 предложений с обращениями.
2. Объясните постановку знаков препинания и определите стилистическую функцию обращений в тексте, учитывая способы их выражения.
Перепишите предложения, подчеркните обращения.
Сформулируйте правила постановки знаков препинания при обращениях.
Расскажите о ритмическом обращении, используя примеры найденных предложений.
Произведите синтаксический разбор одного предложения
3. Составьте 3 предложения со словами и словосочетаниями, которые употребляются в функции обращения по правилам русского речевого этикета в форме диалога.
Первое задание формирует регулятивные универсальные учебные действия. Они направлены на организацию своей учебной деятельности. Для
выполнения этого задания учащемуся требуется выполнить ряд действий: поставить цель и планировать пути ее достижения. Нужно найти стихотворения Тютчева Ф.И., работая с текстом, выбрать из стихов предложения с обращениями.
Познавательные универсальные действия связаны со способностью находить и разнообразно перерабатывать информацию, которая происходит с помощью универсальных логических процедур с понятиями: анализ, синтез, сравнение, классификация. В данном случае познавательные УУД формируются при выполнении 2 задания.
Коммуникативные УУД формируются при выполнении 3 задания: умение вести себя в речи со сверстниками и с взрослыми, т. е. уметь строить общение.
Поэтому курсы повышения квалификации, в которых рассматривались задания, направленные на формирование УУД, оказались своевременными и полезными.


Фаизова Л.Р.,
преподаватель ПЛ-63 г.Уфы
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 25 сен 2012, 09:51

Уважаемые коллеги, учителя-языковеды!
Мне хотелось бы выразить свое отношение к ФГОСу по русскому языку и литературе. Очень даже неплохо, что во ФГОСе появились новейшие методы обучения, т.е. инновации. Я, педагог с большим стажом и опытом, предлагаю работать по такому учебнику, авторами которого являются Грекова и Чешко. Этот учебник мне нравится, доступен для учащихся НПО, но там очень мало упражнений по новым ФГОСам. В наше время большое внимание уделяется УУД.
Тема, которая рассматривается на интернет-педсовете, очень актуальна. По новым стандартам в образовании учащиеся должны применить полученные знания в жизни, самостоятельно добывать знания дальше.
Мы должны готовить учащихся к самостоятельной жизни. Будет нелегко сразу перейти на новые стандарты, но мы не должны этого бояться. Нам этого не избежать. Мы, педагоги, должны шагать в ногу со временем. И наши дети должны уметь размышлять, говорить, действовать, легко приспосабливаться к самостоятельной жизни.
Администрация нашего лицея приобретает учебники по новым программам, но пока еще не по всем предметам. Не хватает средств.
Я очень благодарна куратору курсов повышения квалификации по ФГОС Муратшиной Т.К., преподавателям Прядильниковой О.В., Першиной Л.Р., Дорожкиной Т.Н. Большое спасибо им!»

Полякова З.М.,
преподаватель ПЛ-78 с.Бакалы
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 25 сен 2012, 09:51

Дорогие коллеги!
Сложенность работы в системе профтехобразования обуславливается разным уровнем подготовки учащихся, низкой языковой культурой ребят, трудностями в приобретении новых учебных пособий с учетом требований нового ФГОС. Эти проблемы касаются и учителей русского языка и литературы. Очень сложно преподавателям русского языка и литературы системы профтехобразования научить ребят организовывать и перерабатывать информацию, уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей, владеть устной, письменной и монологической речью.
Для решения этих задач большую роль оказывают методические пособия, разработанные ИРО РБ. Программа факультативного курса «Культуры речи выпускников профессионального училища» призвана восполнить знания учащихся по тем разделам, которым в базовом курсе русского языка уделялось недостаточно внимания. Сегодня это необходимое пособие для формирования коммуникативно-речевой компетентности языковой личности, что определяет его несомненную актуальность. Программа имеет богатое дидактическое обеспечение, орфоэпический словарь минимум для учащихся, словарь лексических норм, орфографические таблицы, методические разработки уроков.
Методы и приемы в предлагаемом пособии интересны и разнообразны. Они направлены на актуализацию групповой и индивидуальной самостоятельной работы учащихся, наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, проведение орфографических и грамматических практикумов. Все методы и приемы повышают речевую культуру учащихся, расширяют коммуникативные возможности личности, что очень важно в дальнейшей самореализации выпускника профессиональных училищ в трудовой и учебной деятельности.

Закирова О.Н.,
преподаватель ПУ №4 г.Октябрьский
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 25 сен 2012, 09:50

Уважаемые коллеги!
Задача преподавателей системы НПО заключается в подготовке образованного, развитого, квалифицированного молодого рабочего, умеющего решать поставленные перед ним задачи, совершенствующего свое мастерство, конкурентоспособного на рынке труда. Это – требование ускоряющейся информационной и социальной реальности. И чтобы ответить на эти вызовы времени, ставится задача внедрения новых ФГОС, основанных на овладении учащимися универсальными учебными действиями, которое дает возможность в дальнейшей жизни постоянно учиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.
Кроме того, с введением ФГОС я связываю свои надежды на обновление УМК, прежде всего учебников по русскому языку и литературе, т.к. иначе будет трудно реализовать заложенные в ФГОС требования. Пока же таких учебников недостаточно.
Из тех учебников, которыми я пользуюсь, в большей степени соответствуют учебники по литературе «В мире литературы» (10-11 классы) под редакцией А.Г. Кутузова и «Литература» под редакцией Г.А. Обернихиной, в которых есть задания на достижение познавательных результатов; учебники «Русский язык» под редакцией Н.Г. Гольцевой и «Русский язык» под редакцией А.И. Власенкова. Например, по теме «Стили речи» в учебнике под редакцией Власенкова есть такие задания: проанализируйте небольшой текст из учебника по физике, выявите в нем признаки научного стиля. Укажите синтаксические и лексические особенности предложений. Или: в данном тексте выявите типичные для научно-популярного подстиля особенности в использовании слов разных частей речи и их грамматических форм. Попытайтесь объяснить, чем обусловлены особенности синтаксиса научного стиля речи.
Но особого внимания всех преподавателей русского языка и литературы, я считаю, заслуживает «Пособие для самостоятельной работы по русскому языку для учащихся профессиональных училищ (лицеев, колледжей)», которое составили О.В. Прядильникова и Л.А. Колесникова.
Это пособие содержит систему разнообразных упражнений и текстов по многим разделам русского языка (лексика, фонетика, морфемика, морфология и др.), выполнение которых направлено на развитие речевых (коммуникативных) способностей учащихся, интереса к изучению русского языка.
И что особенно ценно: в этом «Пособии» заключен опыт многолетней практической работы преподавателя русского языка и литературы.

Рахматуллина Н.Ш.,
преподаватель ПЛ-№2 г.Уфы
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 25 сен 2012, 09:49

Система ПУ готовит квалифицированных молодых рабочих, конкурентно-способных на рынке труда. Они должны обладать профессиональной и теоретической базой обучения, уметь адаптироваться в современном мире, рассчитывать на свои силы и достигать эти цели. Для этого необходимо не только обладать суммой знаний и умений, но уметь самостоятельно добывать эти знания и применять их на практике. Для системы профтехобразования эта задача является основной.
Цель ФГОС – обеспечение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиями инновационного социально-экономического (образования) развития РБ и РФ.
При подготовке квалифицированных рабочих необходимо развивать интеллектуальные и творческие способности молодых людей, простейшие наблюдения, исследования и анализ явлений, восприятие информации литературного и культурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов интернета, специальной и научно-популярной литературы, применять знания по литературе и русскому языку в профессиональной и повседневной жизни.
Сложность работы по русскому языку и литературе в системе профтехобразования обусловливается разным уровнем подготовки учащихся, трудностями в приобретении новых учебных пособий с учетом требований нового ФГОСа. Очень сложно преподавателям русского языка и литературы системы профтехобразования научить ребят организовывать свою деятельность, самостоятельно добывать и перерабатывать информацию, уметь сотрудничать и согласовывать свои действия с другими, уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств и мыслей, владение устной, письменной и монологической речью.
Для решения этих задач наиболее подходящими являются учебники «Русский язык» под редакцией А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченкова и «В мире литературы» под общей редакцией Н.Г. Гольцовой. Хочется отличить особенность этих учебных пособий: они больше предназначены тем учащимся, которые имеют желание и волю к учебе.
Например, при изучении темы «Антонимы и их употребление» могут быть заданы такие вопросы: могут ли быть антонимы однокоренными словами? С помощью каких средств однокоренные слова приобретают противоположное значение? Как используются антонимы при создании текста?
Подберите антонимы к словам, группируя антологические пары по частям речи.
Выпишите антологические пары из текста. Какие из них зафиксированы в словаре, а какие – нет. Чем это объяснить. Подберите к следующим заимствованным словам русские синонимы. Составьте словосочетания с заимствованными и русскими словами. Сделайте вывод: в каких случаях больше подходит русское слово, в каких – заимствованное.
В учебнике Власенкова А.И. и Гольцевой Н.Г. включено большое количество текстов разных жанров для различных видов лингвистического анализа, что соответствует современными требованиям коммуникативной направленности в обучении русскому языку.

Росуха Т.В.,
преподаватель ПУ-5 г.Уфы
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron