Модератор: ОшееваЮВ
Гриб Ольга Борисовна писал(а):В связи с необходимостью интенсификации учебного процесса, переходом на стандарты образования нового поколения и новые формы итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ) в 2010-2011 учебном году в лицее № 123 открыта экспериментально-творческая лаборатория по апробации нового УМК по курсу русского языка Г.Г.Граник. Ответственным за внедрение данного курса назначена Гриб О.Б.
Данная технология предполагает формирование у учащихся лингвистиче-ской компетенции на более высоком синтаксическом уровне. В этом помо-гают тексты проблемного характера и задания к ним. Внимание учащихся акцентируется на «вычерпывании» смысла из текста в целом и каждого его элемента в отдельности и на извлечении всех видов информации: фактуаль-ной, подтекстовой и концептуальной.
Заинтересовавшись этим подходом, Гриб О.Б. провела собственное иссле-дование и разработала научно-педагогический проект по теме «Текст как средство формирования лингвистической компетенции учащихся», це-лью которого было выявить, теоретически обосновать педагогические усло-вия использования текста в процессе обучения русскому языку.
При разработке проекта Гриб О.Б. ставила перед собой следующие задачи:
1. Определить критерии и показатели сформированности лингвистиче-ской компетенции учащихся.
2. Разработать методы оценки сформированности лингвистической ком-петенции.
3. Сконструировать адекватные тексты.
По мнению Гриб О.Б., содержание обучения русскому языку представля-ется в виде текстов, снабженных вопросами и заданиями, которые подобраны на указанных принципах. Вот некоторые из них:
• Принцип использования текста с избыточной информацией.
• Принцип проблемного построения текста.
• Принцип изложения материала в образной форме.
• Принцип самоконтроля.
Результаты исследования используются в практической деятельности учи-телей-словесников лицея № 123, помогают организовать работу с использо-ванием разных путей презентации учебного материала.
Для организации работы по формированию лингвистической компетенции школьников составлено и апробировано электронное пособие «Выдающиеся отечественные ученые-лингвисты».
Гриб О.Б. предложены дидактические материалы, содержащие тексты с вопросами и заданиями для учащихся, а также критерии и методы диагно-стики.
Уровень сформированности компонентов лингвистической компетенции в 5-ом классе был выявлен в ходе констатирующего эксперимента, результаты которого показали примерно одинаковый результат в контрольной и экспе-риментальной группе. По итогам 1-го триместра 2010-2011 уч.года был осу-ществлен пилотажный эксперимент, который заключался в выявлении воз-можности использования текста как средства формирования лингвистиче-ской компетенции школьников на уроках русского языка. Эти результаты по-зволяют судить о том, что путь исследования выбран верный. Данный на-учно-педагогический проект Гриб О.Б. успешно защитила, участвуя в кон-курсе «Учитель года -2011», в котором она стала победителем районного этапа, финалистом городского конкурса, победителем в номинации «Луч-ший учитель русского языка и литературы столицы Башкортостана -2011», участником Республиканского конкурса.
Алефтина Витальевна писал(а):Средством формирования метапредметных умений и навыков является проектная деятельность. В своей работе я применяю эту технологию. Почему?
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, умеющий анализировать информацию, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования: учатся выявлять проблему,ставить цели и задачи. Они учатся собирать и обрабатывать данные, корректировать поставленные задачи, оформлять результаты исследования, обсуждать.
В-четвёртых, работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.
Я думаю, что применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы, развивает сотрудничество и толерантность.
Luiza34 писал(а):Любовцева Луиза Магсумовна.
Русский язык и литература, я считаю, являются одними из основных в ряду предметов, изучаемых в школе и способствующих всестороннему развитию личности обучающегося. Поэтому на учителя русского языка и литературы ложится функция не только транслятора знаний, но и помощника, старшего товарища по активному, творческому развитию ребенка. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС НОО, нашел свое применение и в ФГОС ООО. Именно он определяет деятельность Ученика и Учителя. Взаимодействие двух важных фигур образовательного процесса я бы назвала "активным сотворчеством, сотрудничеством". Т. е. для того, чтобы способствовать развитию предметных, метапредметных и личностных результатов освоения учебного предмета обучающимся, необходима активная творческая работа самого учителя и обучающихся. Для этого на своих уроках я уже сейчас использую всевозможные методы и приемы, технологии, которые разрешают проблему введения и реализации ФГОС ООО в ближайшем будущем. Это и ИКТ, технология развития критического мышления (ТРКМ), технология творческого развития А. З. Рахимова. Не последнюю роль в моей работе занимают компетентностно-ориентированные задания по русскому языку и литературе, часть заданий я беру из учебников, используя совершенно иную их подачу, часть разрабатываю самостоятельно. Например:
Стимул Разговор на перемене двух учениц 9 класса.
– Эти корни с чередованием гласных выучить невозможно! Их так много!
– По-моему, ты преувеличиваешь. Нужно просто запомнить алгоритм работы.
– Поможешь мне?
Задачная формулировка Помогите ученице восстановить алгоритм работы и, воспользовавшись им, вставьте буквы. Объясните, какое слово и почему здесь «лишнее».
Источник информации Алгоритм:
1. Выделяем корень.
2. ?
3. ?
4. Вставляем букву.
Слова для работы: заск..чить, бл..снуть, выр..щенный, зам..реть от восторга, зам..рать от счастья, прим..рять соперников, непром..каемый, подр..внять клумбу, обм..кнуть перо, р..сток, бл..стательное исполнение, подр..вняться в строю.
Инструмент проверки. Критерии оценки.
Умение выделять корень.
Умение определять лексическое значение корня.
Причина выбора гласной.
«Лишнее» слово
Корни с чередованием.
Корни с проверяемой гласной.
Примечание. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл.
За каждый правильный, но неполный ответ ученик получает 0,5 баллов.
За неверный ответ ученик получает 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 8.
Подобного рода задания, я уверена, приведет к тому, что ученики впредь не будут бояться нестандартных заданий, научившись выполнять их, что, несомненно, вызовет интерес к изучаемым в курсе русского языка и литературы темам.
Вернуться в Русский язык и литература
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2