Русский язык и литература

Модератор: ОшееваЮВ

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 24 сен 2012, 11:42

Уважаемые коллеги!
Зачем нам нужен образовательный стандарт? «Наше образование одно из самых лучших в мире», - примерно так думали мы все. Но со временем многое меняется, старые подходы не выдерживают требований нового времени. Причиной изменений служит поток информации во всех областях знаний.
Познакомившись на курсах в ИРО РБ с ФГОС нового поколения по русскому языку и литературе, я сделала вывод, что основной задачей образования становится обучение ученика умению самостоятельно добывать нужную информацию формировать умения использовать универсальные учебные действия.
Сегодня очень важно вооружить ученика такими универсальными способами действия, которые помогут ему развиваться, совершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Представим результат: высоконравственный ученик, умеющий думать, учиться, выражать свои мысли, рассуждать, способный дать адекватную самооценку, стремящийся к саморазвитию.
После прохождения курсов, я поняла, что нужно перестраиваться, организовывать учебный процесс, чтобы дать ученику способность к саморазвитию, к самосовершенствованию. Ученик может стать исследователем, организатором и участником коммуникаций, субъектом принятия решений.
Спасибо за то, что преподаватели ИРО РБ помогли нам разобраться с новыми стандартами, что мы имели возможность обсудить систему заданий по формированию метапредметных умений и навыков. И даже подробно рассмотрели такую систему на примере конкретного УМК под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта, выпущенного издательством «Дрофа».
Хочется выразить благодарность преподавателям кафедры русского языка и литературы проф.Т.Н. Дорожкиной, доц.Л.Р. Першиной, а также сотрудникам кафедры начального и среднего профессионального образования, организовавшей курсы для нас, преподавателей системы НПО, - Т.К. Муратшиной и О.В. Прядильниковой.
Успехов всем в работе!

Аминева Р.Ф.,
преподаватель Кармаскалинского ПЛ № 143
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 24 сен 2012, 11:28

Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов. Актуальные задачи, поставленные сегодня перед образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. У выпускника училища должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Сегодня наши выпускники такими качествами, можно сказать, не обладают. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие в ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В качестве одного из основных результатов образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Внедрение стандартов нового поколения прежде всего предполагает создание необходимых условий для реализации образовательных программ.
Мне нравится учебник по русскому языку В.Ф. Грекова и Чешко, и я по нему работаю. Учебник помогает учащимся систематизировать и обобщить полученные знания по русскому языку. Однако система заданий по формированию метапредметных умений и навыков не разработана в должной мере. Если авторы смогут решить эту задачу, их учебник найдет место в образовательном процессе и будет соответствовать требованиям ФГОС нового поколения.


Латыпова С.Х.,
преподаватель ПУ №147
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дибаева » 24 сен 2012, 11:12

Сегодня простой передачи знаний от учителя к ученику недостаточно. Пиоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика учиться: самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.
В результате смены базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную очень важными становятся универсальные, или метапредметные, умения и стоящие за ними компетенции.
Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, на что были ориентированы стандарты первого поколения, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Задача сложная. А как помогает сегодня учителю в этом учебник?
В системе начального профессионального образования (я работаю именно в этой системе) используется учебник русского языка Грекова В.Ф. и Чешко Л.А. Особое внимание в нем уделяется орфографии и пунктуации. В книге значительное место отводится работе с текстами из художественных произведений, которые в настоящее время изучаются на уроках литературы и входят в школьную программу. А метапредметные результаты заложены в системе упражнений? Я полагаю, в какой-то мере – да.
Например, уроки по совершенствованию умения (предметного) определять части речи могут включать составляющую, предусматривающую формирование регулятивных УУД. Учащимся можно предложить выстроить алгоритм действий по определению той или иной части речи. Иначе говоря, формировать умение планировать свою учебную деятельность. Вариантом такого задания возможны будет, например, что перечень действий, который надо организовать в логическом порядке или назвать не обозначенные действия.

Нафикова Г.А.,
преподаватель ГБО НПО ПЛ №157
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Re: Русский язык и литература

Сообщение ZaniyaMir » 24 сен 2012, 10:50

Уважаемые коллеги!
Хочу обратить ваше внимание на то, что практически во всех УМК имеет место заданий, направленные на формирование матепредметных результатов. Только представлены они, так сказать, в скрытом виде. Скажите, пожалуйста, в каком учебнике русского языка сегодня нет задания на формулирование основной мысли текста и, соответственно на умение доказать это. В каком нет? да в любом учебнике они есть. И, выполняя это задание, ученик учится учиться. Во-первых, ему надо найти эту основную мысль, во-вторых, - подтвердить это примерами, ключевыми словами из текста - осуществить поиск информации, дифференцировать второстепенное и главное. Далее, надо все это суметь выразить словами для адресата. Следовательно, на лицо - использование таких УУД как, познавательное и коммуникативное.
При выполнении практически каждого упражнения, особенно требующего речемыслительной деятельности, так или иначе достигаются метапредметные результаты.

З.М. Полякова
ZaniyaMir
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 сен 2012, 15:03

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дорожкина Т.Н. » 24 сен 2012, 10:02

Мехликова З.А. писал(а):Проблеме методики работы с дидактическим материалом
Новый образ образования. Какой – он этот «образ»? Каковы новые способы работы? Во все века образование было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающие поколения включались в уже существующие общность и становились носителями определенного образа жизни. Иными словами, вслед за старшими поддерживали и сохраняли общее для всех нормы бытия. Должны ли быть нормы в системе образования и воспитания? Ответим: «Да».
Отсюда и основная проектная задача образования – определить общие цели в подлинном смысле – общественной жизни, через соучастие. Это и есть путь становления «собственно человеческого в человеке» со всеми его способностями и обретениями.
Федеральная система образования способна и решает свои главные гуманистические задачи: сформировать универсальные учебные действия у школьников, воспитать всесторонне развитую личность, умеющую учиться, самоопределяться, прогнозировать, анализировать. Нам, учителям, начинавшим свою педагогическую деятельность в 80 – е годы XX века, отрадно включаться в современный процесс модернизации образования. Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своего педагогического подхода в обучении и воспитании детей, корректирования подходов и методов преподавания, использования современных информационно – коммуникативных технологий, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью.
Среди всех технологий и способов обучения есть одна незыблемая «технология» обучения и воспитания молодого поколения – это могучий русский язык. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» справедливо отмечается: «В системе школьного образования русский язык является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом»
Русскому языку я учу детей с 5 по 11 класс. В течение семи лет пополняется речевой и коммуникативный запас детей. Эффективность учебного процесса определяется характером деятельности учащихся. Успех зависит от постепенного усвоения и закрепления полученных знаний. Школа в переводе с латинского языка означает «лестница». Вижу свою задачу как учителя – словесника в том, чтобы подняться по ступеням «лестницы» обучения, пройти с учениками вместе ступени лингвистического образования, развивая творческие способности, влияя на становление и совершенствование интеллекта, эмоциональной среды учеников.
Каждой ступени обучения я определила название и сформулировала учебную задачу, необходимую решить на данном этапе.
1 ступень. 5 класс «Игра в слово».
Задача: научить обращаться со словом. Дети любят, как правило, играть. В игре развивается естественность, непринужденность, обусловленность устной речи внутренними побуждениями.
2 ступень. 6 класс «Жизнь слова».
Задача: научить работать с художественным текстом.
Ученики постигают роль слова в художественном тексте, в устойчивых фразеологических выражениях.
3 ступень. 7 класс «Искусство слова».
Задача: научить рассуждать о себе и об окружающем мире.
4 ступень. 8 класс «Слово и творчество».
Задача: раскрыть творческую индивидуальность ученика.
К данному периоду ученики уже обладают коммуникативностью, выразительностью речи. Некоторые из учащихся становятся любителями словесности, начинают первые шаги «журналистской» деятельности в местной газете. Уроки-защиты работ, уроки-сочинительства становятся одним из ведущих в курсе 8 класса.
Пишем работы, используя стилизацию, данное начало по тексту.
5 ступень. 9 класс «Развитие поэтического и художественного вкуса».
Задача: привить эстетический вкус к художественной, научной литературе, желание заниматься исследовательской деятельностью.
6 ступень. 10 класс «Слово как средство воспитания».
Задача: приобщение учащихся к традициям общения, развитие красноречия, воспитание уважение к языку.
7 ступень. 11 класс «Слово – концепт».
Задача: формирование лингвокультурологической, коммуникативной компетенции учащихся.
Развитие речевой культуры школьников в лингводидактических целях должно рассматриваться и как средство оптимизации обучения и как фактор воспитательного воздействия. «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении предоставленных коммуникативных задач».
Мой опыт работы в течение 33 лет показал результативную и эффективную работу в обучении школьников через развитие речевой культуры и творческих возможностей. Есть результаты: публикации работ учащихся во Всероссийском журнале «Путеводная звезда», участие школьников в работе местной газеты в качестве внештатных корреспондентов, призовые места в городских и республиканских олимпиадах по русскому языку в номинации «Лучшая творческая работа», призовые места в городских конкурсах чтецов.


С большим интересом (и профессиональной пользой для себя!) ознакомилась с выступлениями участников нашего интернет-педсовета на форуме. Со многими участниками хотелось бы вступить в диалог, но вряд ли это возможно, поэтому приходится действовать избирательно.
Прежде всего отмечу: очень интересной показалось система "сверх-и спецзадач", которое выстроила для себя при обучении русскому языку З.А. Мехликова. Действительно, как в любой деятельности, в педагогической тоже крайне важно целеполагание - умение видеть и четко формулировать для себя цель всей работы, главное в ней. Представленный коллегой опыт замечателен. Но, все-таки, возникают некоторые вопросы: может ли предшествовать ступень "Слово и творчество" ступени "Развитие поэтического и художественного вкуса" - уж очень тесно это взаимосвязано и вряд ли будет удачным "творчеству", если не развит вкус? Может быть, и в формулировке есть некоторая тавтология? Возможно, достаточно одного слова - художественный (вкус)?

Т.Н. Дорожкина,
заведующий кафедрой русского языка и литературы ИРО РБ
Дорожкина Т.Н.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 07:36

Re: Русский язык и литература

Сообщение Дорожкина Т.Н. » 24 сен 2012, 09:28

Уважаемые коллеги! По опыту знаем, что есть проблема с интерпретацией универсальных учебных действий по достижению личностных результатов. Хочется поделиться своим пониманием этого блока УУД. Личностные результаты связаны с формированием (точнее, сформированностью) таких универсальных учебных действий, которые обеспечивают самоопределение личности.
Это понятие включает органичный комплекс характеристик человека. Во-первых, умение выстраивать свою позицию по тому или иному вопросу (прежде всего при осознании вопросов социально и личностно значимых – «Я и мое отечество», «Моя новая социальная роль – ученик», «Мой народ, моя семья и я» и т.п.) и умение адекватно оценивать себя, сознавать свои достоинства и слабые стороны. Во-вторых, это действия «смыслообразования», нацеленные на поиск и установление личностного смысла учения – на осознание того, что дает образование человеку, на понимание границ знания / незнания, пробуждающее стремление преодолеть разрыв между тем «что я знаю» и тем «что я не знаю». Наконец, чрезвычайно важным здесь представляются универсальные учебные действия, при помощи которых осуществляется морально-этическая ориентация. Они включают: освоение основных нравственных норм поведения в обществе, коллективе и неуклонное следование им в силу их внутренней осознанности и социальной необходимости; учет интересов и взглядов других людей (учителя, соучеников, родителей и др.), развитие нравственного стержня, этической платформы – таких чувств, как совестливость, стыд или вина за совершенный проступок или невыполненный долг.
Если сделать акцент на том, что каждый человек индивидуален и лично ответствен за свою жизнь, дела и поступки, то достижение личностных результатов можно емко и кратко определить как три «САМО-»: самопознание, самоутверждение, самовыражение.
Самопознание – это познание себя, своего «Я», своего внутреннего мира, своих творческих возможностей. Это постоянный внутренний диалог и монолог по важнейшим жизненным вопросам, формирующие Личность.
Самоутверждение. Для обретения чувства собственного достоинства , для того, чтобы снискать уважение окружающих, юный человек (включая ребенка самого раннего возраста) должен самоутвердиться. Веру в себя и нравственную силу он обретает, выражая себя в тех или иных действиях, поступках и, конечно, в Слове. Чтобы самоутверждение не стало деструктивным или агрессивным, оно должно проявляться на корректной этической платформе.
Самовыражение. «Как сердцу выразить себя? Другому как понять тебя?» – на эти вечные вопросы, «живущие» в виде прецедентных текстов благодаря стихотворению Ф.И. Тютчева «Silentium» ответ, по сути, один: прежде всего в СЛОВЕ. Человек практически всегда находится в речевом поле, в общении с окружающими его людьми, и чрезвычайно для него важно найти слово, которое соответствует выражаемым мысли и чувству и которое служит гармонизации отношений между говорящими. На последнем особенно настаивал великий Лев Толстой: «Словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти».
Совершенно очевидно, что для наших предметных областей («Русский язык» и «Литература») образовательное поле для формирования личностных результатов – самое обширное. Без литературы нет самопознания, без хорошего владения русским языком нет адекватного самовыражения. Самоутверждение опирается и на литературу, во многом задающую шкалу нравственных ценностей, и на русский язык – инструмент самопознания и самовыражения.
Т.Н. Дорожкина,
заведующий кафедрой русского языка и литературы ИРО РБ
Дорожкина Т.Н.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 07:36

Re: Русский язык и литература

Сообщение Гульнара Сарваровна » 24 сен 2012, 07:52

Издательство «Русское слово» продолжает выпуск новой линии учебников по русскому языку для средней школы под редакцией академика РАО Е.А. Быстровой.
В настоящий момент её составляют следующие учебники: «Русский язык. 5 класс», «Русский язык. 6 класс», «Русский язык. 7 класс».
В учебнике учтены концептуальные положения нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.; входит в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Гульнара Сарваровна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 07:48

Re: Русский язык и литература

Сообщение Мехликова З.А. » 24 сен 2012, 06:05

Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своего педагогического подхода в обучении и воспитании детей, корректирования подходов и методов преподавания, использования современных информационно – коммуникативных технологий, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью.
Я не ограничиваюсь только внутришкольной учебной деятельностью, а пополняю свой педагогический багаж, сотрудничая с коллегами журнала "Учитель Башкортостана" (статья "Уроки развития речи - уроки творчества" № 5 2000г.), совместно с преподавателем кафедры русского языка СГПА Л.М. Линецкой работала над созданием сборника "Актуальные проблемы образования и воспитания в современной школе (2001 г. статья "Развитие позтического и художественного вкуса учащихся")". Хочу посоветовать коллегам активно участвовать в работе фестиваля педагогических идей "Открытый урок", где в течение ряда лет с 2003-2010 имею публикации в сборнике тезисов.
Бесполезно гнаться за осколочными, заимствованными из других культур технологиями образования, ибо они - продукт "собственной культуры".
Это, как нельзя лучше подтверждается новым ФГОС.
Педагогический коллектив Республиканской кадетской школы-интерната г. Ишимбай ПРИВЕТСТВУЕТ участников форума и желает успешной, плодотворной работы!
Мехликова З.А.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 05:41

Re: Русский язык и литература

Сообщение Мехликова З.А. » 24 сен 2012, 05:43

Благодарю коллег за интересные и содержательные доклады, помогающие пополнять накопленный опыт работы современными методами, подходами. Нашла единомышленника в лице usupa71@mail/ru " Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, например, на активное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе. Информационные технологии открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
В современной методической науке мультимедиа рассматривается как наиболее распространенный вид средств новых информационных технологий, который способствует оптимизации учебного процесса. Использование компьютера на уроках русского языка и литературы значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся, позволяет повышать интерес к учебному предмету, улучшать качество обучения, способствует подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. И учащиеся с желанием готовят презентации, проекты, участвуют в онлайн- тестировании при подготовке к ГИА, ЕГЭ."
Действительно, в современной методической науке без мультимедиа и ИКТ не обойтись, современная жизнь требует всесторонне развитой личности, способной свободно ориентироваться в решении любых жизненных задач, проявлять культуру и компетенцию.
Педагогический коллектив Республиканской кадетской школы-интерната г. Ишимбай ПРИВЕТСТВУЕТ участников форума и желает успешной, плодотворной работы!
Мехликова З.А.
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 05:41

Re: Русский язык и литература

Сообщение usupa71@mail.ru » 23 сен 2012, 16:46

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, например, на активное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в школе. Информационные технологии открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
В современной методической науке мультимедиа рассматривается как наиболее распространенный вид средств новых информационных технологий, который способствует оптимизации учебного процесса. Использование компьютера на уроках русского языка и литературы значительно повышает наглядность обучения, активизирует процесс овладения знаниями и формирования навыков и умений, помогает обеспечить индивидуализацию обучения, организовать самостоятельную работу учащихся, позволяет повышать интерес к учебному предмету, улучшать качество обучения, способствует подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ. И учащиеся с желанием готовят презентации, проекты, участвуют в онлайн- тестировании при подготовке к ГИА, ЕГЭ.
usupa71@mail.ru
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 11:13

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1