Габдуллина Л.Т. » 28 сен 2012, 17:59
Что влияет на готовность или на способность учителя к профессиональной деятельности по реализации ФГОС нового поколения? Любая подготовка к новой ситуации требует сначала четкого ответа на вопрос «А что же изменилось?» На мой взгляд, принципиально изменилась задача системы образования: от передачи объема знаний к задаче научить учиться.
Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие обучаемого. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».
Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую.
Существующие в настоящее время общедидактические технологии (около 50 по подсчетам Г. Селевко отличаются друг от друга принципами, особенностями средств и способов организации учебного материала и учебного процесса, а также акцентом на определенные компоненты методической системы обучения. Как и традиционная дидактика не ставила задачи научить школьников учиться и использовала элементы деятельностного подхода для решения лишь частных задач обучения, так и технологии обучения сохраняют этот недостаток.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования. В условиях деятельностного подхода в обучении предстоит организовать учебный процесс, направленный на поиск способа решения возникающей перед ними задачи, т. е. поискового типа. Это исключает из арсенала методических средств учителя показ такого способа. Лишается смысла и объяснение способа действия: пока он не найден, объяснять еще нечего; когда же способ найден, , объяснять его уже незачем. Наконец, существенно изменяется и смысл воспроизведения найденного способа действия при выполнении упражнений: каждое из них требует от обучаемого не столько точного повторения найденного способа, сколько решения вопроса о его применимости в данных условиях.
Но если показ, объяснение и прямой контроль непригодны для организации поисково-исследовательской учебной деятельности, то какими же методами учитель может ее организовать? Прежде всего, ему придется позаботиться о том, чтобы перед школьниками возникла необходимость осуществления такого поиска, начальным этапом развертывания поисковой деятельности является постановка учебной задачи, требующей от учащихся нового анализа ситуации действия, нового ее понимания.
Деятельностный подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности школьника, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение школьника выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Две традиционные задачи педагогики, заключающиеся в передаче знаний и в формировании умений по их применению и решающиеся последовательно, заменяются одной задачей. Знания и умения, или действия обучаемого, в которых эти умения реализуются, рассматриваются теперь не в противопоставлении друг другу, а в единстве. Это обусловлено тем, что усвоение знаний происходит одновременно с освоением способов действия с ними. Знать — значит не просто помнить определенные знания, а осуществлять определенную деятельность, связанную с этими знаниями. Таким образом, знания становятся не целью обучения, а его средством. Они усваиваются для того, чтобы с их помощью выполнять действия, действовать, осуществлять деятельность, а не для того, чтобы они просто запоминались и служили только лишь повышению эрудиции.