ФГОС начального общего образования: первые результаты

Модератор: Загитова А.Г.

Re: ФГОС начального общего образования: первые результаты

Сообщение Альбина К.Р. » 20 сен 2012, 14:29

Основная масса детей, поступающих в начальную школу – шестилетки, ведущей деятельностью для которых является игра. Ребенок, не прошедший предварительной муштры в системе дошкольной подготовки приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее целенаправленному и постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, это процесс занимает разное количество времени и проходит с разной интенсивностью. Шестилетнему ребенку свойственна активная игра, через игру он реализует свои потребности в движении, общении, присваивает новые знания и виды деятельности. Поэтому среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Например, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство, школьные рекреации и спортивные залы предоставлять возможность для двигательной активности. Учебное пространство должно быть насыщено дидактическим и цифровым оборудованием, позволяющим организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в малых и больших группах.
Альбина К.Р.
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 12:31

Re: ФГОС начального общего образования: первые результаты

Сообщение Надежда » 20 сен 2012, 12:47

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Мне бы тоже хотелось поделиться нашими успехами внедрения ФГОС. Я работаю завучем начальных классов и на себе испытала все трудности введения ФГОС и радости первых успехов. 1 сентября 2011 года наша школа перешла на новые стандарты. Ребенка необходимо развивать и учить навыку саморазвития, самообучения независимо от класса обучения, но, конечно, с учетом возрастных особенностей. Раньше на этом не было акцента. Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Если, к примеру, говорить о математике, то мы с первоклассниками старались научиться оценивать количественные и пространственные отношения и использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Знания мои первоклассники получают, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть они не просто научились считать 2+2, а понимают: что такое число, сколько это, много или мало, умеют это проговаривать, правильно задавать вопросы. Наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки велись по 35 минут, проводились динамические паузы. Не ставятся задачи сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям поддерживается. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого организуется физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности. Каждая минута, проведённая в школе, давала ребёнку положительный опыт общения, позволяла проявить себя активной, творческой личностью, расширяла его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирали природный материал для поделок, вели наблюдения, говорили об охране природы и способах её сохранения. Мы разучивали с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадывали загадки, проводили фенологические наблюдения. Дети оживлённо общались с педагогами и друг с другом – в классе сложились доброжелательные взаимоотношения. Они охотно включались в самостоятельный поиск новой информации, учились рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение.
В течение всего учебного года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников. Во всех классах начального обучения вот уже много лет, ещё до внедрения ФГОС, мы стараемся вести портфолио как учащихся так и учителей - некий комплексный портрет, которое состоит, во-первых, из оценки знаний и - раз у нас сейчас важна и внеучебная часть - учитываются все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях, результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это и требования новых стандартов. В портфолио видно: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были. Допустим, почему у школьника все хорошо по художественно-эстетическому направлению, а с математикой он еще на «вы». Или почему у него ухудшается здоровье. Результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы.
Обучение в 1 классах велось на основе УМК «Планета знаний» и по системе Занкова. В прошлом году учащиеся изготовили газету «Будь здоров!» (коллективная работа), пробовали себя в роли художников и участвовали во всех конкурсах рисунков, принимали участие в спортивных соревнованиях , смотре кабинетов к Новому году, районном конкурсе новогодних игрушек. Уже заметны и результаты проделанной работы, дети стали общительнее, сплоченнее, усидчивы, развивается речь и мелкая моторика пальцев рук. Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.
Надежда
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 05:10

Re: ФГОС начального общего образования: первые результаты

Сообщение Альбина Большакова » 20 сен 2012, 12:32

Наше образовательное учреждение тоже работает по внедрению ФГОС. Педагоги постоянно повышают свою квалификацию на курсах, мастер-классах, Посещаем открытые уроки и сами их показываем, организовываем круглые столы и семинары по обмену опытом. Материально-техническая база хорошая, спасибо администрации.
Альбина Большакова
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 16:14

Re: ФГОС начального общего образования: первые результаты

Сообщение Богданова » 20 сен 2012, 10:50

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Но это не значит, что школа не будет давать прочных знаний по предметам. Это значит, что мы будем использовать такие формы и методы работы, которые будут учитывать личностные особенности каждого школьника в отдельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть младший школьник. Именно деятельность определена Стандартом как главная ценность обучения. Важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, видами деятельности. Практическая направленность уроков, занятий позволяет создать условия для формирования у детей самостоятельности выбора действия, способа добывания информации, самоконтроля, умения сотрудничать и давать самооценку. Помимо педагогов родители тоже должны принимать участие в жизни школы, но они должны помогать своим детям так, чтобы их помощь не расходилась с методами и приемами, используемых на уроках. Мы должны чаще приглашать родителей в школу, обсуждать с ними вопросы воспитания и обучения, прислушиваться к их мнению и сообща искать пути к решению тех или иных задач.Но самое главное, учителя наши хорошо знают преподаваемые предметы и любят детей, и мы верим, что учителя и ученики будут помогать друг другу в этой работе.
Богданова
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 11:40

Re: ФГОС начального общего образования: первые результаты

Сообщение МАйрат » 20 сен 2012, 04:11

Наша школа второй год работает по ФГОС. Учителя начальных классов прошли подготовительные курсы по введению ФГОС, изучили нормативно-правовую базу. ШМО начальных классов разработало образовательные программы, посещали мастер-классы учителей, выступали с докладами на педсоветах, на родительских собраниях, чтобы ознакомить учителей- предметников и родителей с основами и особенностями ФГОС второго поколения. В этом году ожидаем ноутбуки учителям начальных классов. Мы уверены, что наши ученики научатся самостоятельно мыслить, формулировать проблемы и будут готовы к современной жизни в обществе.

Айрат Флюрович.
МАйрат
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 сен 2012, 04:02

Re: ФГОС начального общего образования: первые результаты

Сообщение Ирина Зинченко » 19 сен 2012, 21:02

Главная задача школьного образования в условиях ФГОС - научить ребёнка учиться, самостоятельно добывать знания, уметь пользоваться ими на практике. Новые образовательные стандарты направлены на развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Современное информационное общество требует от подрастающего поколения умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, владеть компьютерной техникой, быть грамотным пользователем ПК, уметь находить, выбирать, сохранять и передавать информацию. Первоклассник, начиная с первых школьных дней, должен стремиться к тому, чтобы развивать необходимые универсальность учебные действия, мышление, динамизм, мобильность.
Подход к обучению и воспитанию изменился. Главным сегодня являются не столько знания, сколько умения их добывать самостоятельно. Подготовка учителя к урокам стала более сложной, поменялись и сами уроки. Начиная с 1 класса дети учатся самостоятельно ставить цель, составлять план достижения этой цели, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности и даже самостоятельно давать оценку своей деятельности.
Ирина Зинченко
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 20:44

Re: ФГОС начального общего образования: первые результаты

Сообщение Рямова Наталия » 19 сен 2012, 19:11

Первыми положительными результатами считаю самостоятельность моих деток,объективность в оценке своих и чужих действий, принятие критики,умение работать в группах, в парах;не бояться высказывать и доказывать свое мнение, выслушивать других; наши победы на конкурсах, соревнованиях,олимпиадах и т.д; успешное прохождение итоговой аттестации;
Минусами считаю то, что детям не созданы необходимые условия, в которых было бы комфортно и удобно. Зайдите в видиотеку ФГОС- в каких условиях работают школы Москвы. Вот они действительно перешли на новые стандарты!
Рямова Наталия
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 16:37

Re: ФГОС начального общего образования: первые результаты

Сообщение Ахметдинова Т.Р. » 19 сен 2012, 17:51

Наш район начал введение ФГОС поэтапно: в 2010-2011 учебном году 108 первоклассников в семи классах пяти ОУ в пилотном режиме начали обучаться по новым стандартам. На первом этапе была возможность проведения внеурочной деятельности в школах в количестве 5 часов. Была создана рабочая группа, которая разрабатывала Программу НОО и Программу внеурочной деятельности, при выборе направлений которой активно участвовали родители, тем самым почувствовали себя участниками образовательного процесса. Учителя-первопроходцы сумели активизировать работу с учениками, их родителями, с учреждениями дополнительного образования детей в течение года. Вошли в практику проведение исследовательских работ и подготовка проектов, пусть пока небольших, но важных для формирования умения учиться.И этот вид работы проводился с участием родителей. Получается, что ребенок развивается у них на глазах, тем более на каждого ученика ведется портфолио его личных достижений. Анализ результатов диагностических исследований первого года обучения по новым ФГОС показал положительную динамику. В 2011-2012 учебном году 108 второклассников и все 265 первоклассников района обучались по ФГОС. Учителя вторых классов оказывали помощь своим коллегам при составлении рабочих программ. Сложнее было учителям, которые работали в двухкомплектных классах (в районе таких школ 13 из 18), когда нужно одновременно вести урок в двух классах: для одного - по стандартам 2004 года, для другого - по новым стандартам. Эта сложность второго этапа введения ФГОС в ОУ района, а также обеспечение преемственности начального и основного общего образования подтолкнули на третьем этапе (в 2012-2013 учебном году)к реализации пилотного проекта введения ФГОС в 3-4 классах начального общего образования и в 5 классах основного общего образования. На данный момент мы работаем по ФГОС в 1-5-х классах. Результаты планируем показать на республиканском семинаре учителей начальных классов в нашем Нуримановском районе. Приглашаем к сотрудничеству!
Ахметдинова Т.Р.
 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 11:24

Re: ФГОС начального общего образования: первые результаты

Сообщение Альбина Большакова » 19 сен 2012, 16:42

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Конечно же наше образовательное учреждение работает по ФГОС, учителя постоянно повышают уровень своей квалификации, посещаем курсы, с удовольствием посещаем и даем сами открытые уроки, мастер-классы, организовываем круглые столы и семинары. Таким образом учимся друг у друга, обмениваемся опытом. Но хочется отметить, что учителя начальных классов - они всегда первооткрыватели. Социальный заказ, который выдвигает перед нами государство мы всегда чувствуем и стараемся идти в ногу со временем. Многие методики, не афишируя, мы используем уже не первый год: учим детей видеть цель, ставить задачи, выдвигать гипотезы, искать пути решения, анализировать свои успехи и ошибки( рефлексия), использовать полученные знания и умения в жизни;очень важно, научить детей не просто получать знания, а именно использовать, применять их в жизни. Участвуем в научно практических конференциях , защищаем исследовательские работы ( в этом году даже "поготовишек" выводили на региональный уровень, приехали с дипломами), ведем проектную деятельность и другое. Сейчас появилась возможность расширить свою познавательную и практическую деятельность благодаря поддержке администрации(техническое оснащение, материальная поддержка), различным источникам информации, и конечно курсам повышения квалификации, которые для нас регулярно организовываются. Спасибо всем.
Альбина Большакова
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 16:14

Re: ФГОС начального общего образования: первые результаты

Сообщение ziangirova » 19 сен 2012, 15:29

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени.
Но, как обычно, введение новшеств не обходится без отрицательных моментов. Очевиден один минус – требования к условиям реализации стандарта. Совершенно ясно, что государство должно в значительной мере изменить финансирование системы образования. Конечно же, это должно касаться не только увеличения оплаты труда учителя, но и развития материально¬ технической базы школы, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.
ziangirova
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 17 сен 2012, 14:52

Пред.След.

Вернуться в Начальное образование

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1