Надежда » 20 сен 2012, 12:47
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Мне бы тоже хотелось поделиться нашими успехами внедрения ФГОС. Я работаю завучем начальных классов и на себе испытала все трудности введения ФГОС и радости первых успехов. 1 сентября 2011 года наша школа перешла на новые стандарты. Ребенка необходимо развивать и учить навыку саморазвития, самообучения независимо от класса обучения, но, конечно, с учетом возрастных особенностей. Раньше на этом не было акцента. Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Если, к примеру, говорить о математике, то мы с первоклассниками старались научиться оценивать количественные и пространственные отношения и использовать эти знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений. Знания мои первоклассники получают, по сути, те же самые, но не как абстрактный набор далеких от его интересов фактов, а с пониманием, зачем ему это надо знать, где и как это можно применять. То есть они не просто научились считать 2+2, а понимают: что такое число, сколько это, много или мало, умеют это проговаривать, правильно задавать вопросы. Наши первоклассники плавно и безболезненно адаптировались в условиях новой образовательной среды. Во главу угла была поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки велись по 35 минут, проводились динамические паузы. Не ставятся задачи сделать всех детей профессиональными спортсменами, хотя стремление к высоким достижениям поддерживается. Главное, у детей должны быть сформированы поведенческие стереотипы здорового образа жизни. Чтобы ребенок нормально рос, развивался, у него не было сколиоза, плохого зрения. Для этого организуется физическая активность и на перемене, и на уроке, и во внеурочной деятельности. Каждая минута, проведённая в школе, давала ребёнку положительный опыт общения, позволяла проявить себя активной, творческой личностью, расширяла его представления об окружающем мире. Во время прогулок дети собирали природный материал для поделок, вели наблюдения, говорили об охране природы и способах её сохранения. Мы разучивали с ними стихи, соответствующие текущему времени года, погодным условиям, разгадывали загадки, проводили фенологические наблюдения. Дети оживлённо общались с педагогами и друг с другом – в классе сложились доброжелательные взаимоотношения. Они охотно включались в самостоятельный поиск новой информации, учились рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы, обосновывать своё мнение.
В течение всего учебного года проведён ряд родительских собраний, где обсуждались успехи и проблемы детей, представлялись результаты внеурочной деятельности – творческие работы учеников. Во всех классах начального обучения вот уже много лет, ещё до внедрения ФГОС, мы стараемся вести портфолио как учащихся так и учителей - некий комплексный портрет, которое состоит, во-первых, из оценки знаний и - раз у нас сейчас важна и внеучебная часть - учитываются все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия его в тех или иных внеурочных творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях, результаты педагогических наблюдений, психологического тестирования, которое будет показывать уровень развития его коммуникативности, толерантности, поскольку это и требования новых стандартов. В портфолио видно: как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него были. Допустим, почему у школьника все хорошо по художественно-эстетическому направлению, а с математикой он еще на «вы». Или почему у него ухудшается здоровье. Результаты, которые должны продемонстрировать выпускники, зависят, в том числе, от эффективности внеклассной работы.
Обучение в 1 классах велось на основе УМК «Планета знаний» и по системе Занкова. В прошлом году учащиеся изготовили газету «Будь здоров!» (коллективная работа), пробовали себя в роли художников и участвовали во всех конкурсах рисунков, принимали участие в спортивных соревнованиях , смотре кабинетов к Новому году, районном конкурсе новогодних игрушек. Уже заметны и результаты проделанной работы, дети стали общительнее, сплоченнее, усидчивы, развивается речь и мелкая моторика пальцев рук. Родители стали активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. Изменилась форма проведения родительских собраний: из пассивных слушателей родители учащихся превращаются в активных участников дискуссий, тренингов и т. п.