Психологическое сопровождение...

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Елена Николаевна » 29 янв 2013, 16:11

Хочется сказать еще несколько слов об актуальности развития креативности, творческого мышления у учащихся. Некоторые педагоги не видят смысла в развитии именно этого вида мышления. Считают более важным наличие логического, абстрактного, пространственного, образного мышления у школьников. А дивергентное - вроде как и не пригодится.
Так для чего же школьникам развивать творческое мышление, креативность?
-чтобы успешно вести исследовательскую деятельность,
- уметь по-разному видеть ситуацию(выбрать позитивные стороны)
- иметь разные варианты решения жизненных проблем (сейчас актуальная проблема детского суицида, дети не видят выхода из сложившейся ситуации и выбирают такой печальный путь)
- уметь находить разные варианты решения задач в математике (при неразвитом творческом мышлении, а зачастую у 4-ков бывает к тому же не сформирована самостоятельность мышления, они успешно работают по шаблону, но при необходимости совмещения нескольких алгоритмов деятельности не справляются с заданиями. Нуждаются в четком инструктаже. И поэтому в 5-м классе, когда новый учитель по-другому подает материал, дети теряются, показывают более низкий уровень знаний, чем в 4-ом.)
-реальность, с которой человек соприкасается в своей жизни, не имеет однозначных трактовок, в отличие от реальности учебной практики, где задачам и проблемам уготованы верные решения, требует к себе гибкого отношения, порою нестандартных решений, а в этом помогает наличие развитого дивергентного мышления, креативности.
А дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития
Елена Николаевна Гридина, педагог-психолог, г. Салават
Елена Николаевна
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 04:38
Откуда: г. Салават, МБОУ "Лицей № 8"

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Инесса Левина » 29 янв 2013, 15:30

Доброе время суток всем участника интернет- педсовета:)
Система образования претерпевает сегодня множество изменений. Развитие креативности обучающихся или, иначе говоря,творческого мышления является отправной точкой в изменение подхода в образовании. Когда учитываются интересы, желания, потребности самих учащихся управлять процессом обучения становится легко. А когда учитель становится непосредственно помощником , то тогда процесс обучения становится творческим и увлекательным.
Каждый свой урок я начинаю с решения проблемного вопроса или самой настоящей, но необычной задачи , правда, на английском языке. В начальном и среднем звене часто провожу диагностические задания по определению настроения, желающих выступить в роли учителя.Очень нравятся детям задания типа "экстрасенс" или с элементами рисования. В старших классах я использовала приемы психологии, когда после ответов на вопросы мы рисовали вместе абстрактную картину( методика цветотерапии).Для ребят среднего и старшего звена можно использовать метод Джани Родари , когда учащиеся придумывают нереальные истории со словами,используя только предлоги. Получается очень забавно.
Важно, чтобы учитель сам был заинтересован быть полноправным участником такого творческого процесса. Тогда дети раскрывают свои таланты, удивляют своими идеями и масштабами их реализации.
Инесса Левина
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 16:17

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Albina Galiullovna » 29 янв 2013, 15:29

Добрый вечер, коллеги. Действительно тема интернет-педсовета "Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение" одна из актуальных тем на сегодняшний день. Но мне хотелось бы отметить, что учителя больше занимаются бумажной работой, которую проверяют многие инстанции, а времени для работы непосредственно с детьми у нас не остается, ведь главное, чтобы были своевременно сделаны записи в тетрадях и журналах по работе с одаренными, составлены планы и т.д.
Albina Galiullovna
 
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:14

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Din@ » 29 янв 2013, 10:54

В каком возрасте (на каком этапе развития ребенка) обнаруживаются выдающиеся способности? На этот счет единого мнения нет. Некоторые считают, что определенные указания на необычные возможности можно увидеть уже у младенца. Но хотя известные проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, все же всерьез о существовании одаренности можно говорить не ранее 3–4 лет. Опыт показывает, что начиная с 3–4 лет и до периода 7 лет идет бурное овладение ребенком своими умственными возможностями. В этот период ребенок приобретает определенное направление: либо по пути одаренного ребенка, либо по пути обыкновенного, либо по пути неспособного.
Социализация одаренных детей в наше время проходит трудно, с большими сложностями. Одаренные дети чувствуют себя в «осредненной среде» неуютно: не учитывается специфика их поведения, наклонностей, отношение к сверстникам. «Осредненная среда» затормаживает, а нередко и «замораживает» их развитие. Педагоги не всегда могут распознать способности исключительно одаренных учеников и не умеют стимулировать их развитие, оказывать квалифицированную помощь родителям одаренных детей. Нередко они проявляют неуверенность и неточность в идентификации одаренности. Иногда отношение педагогов к одаренным детям варьируется от нежелания признавать их таланты до существенной переоценки способностей. Обычная общеобразовательная школа не приспособлена для тех, кто значительно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Типовую систему обучения сложно перестроить, так же, как и изменить отношение учителей к нестандартным детям. Реальнее этого можно добиться в условиях учреждения дополнительного образования, так как именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Вместе с тем, даже в обычной школе, где одаренным детям уделяется особое внимание, эффект может распространиться и на весь ученический коллектив, что в целом положительно сказывается на результатах работы системы образования.
Din@
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 16 сен 2012, 13:39

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение экологический центр » 29 янв 2013, 10:43

Добрый день, коллеги. Вопрос форума очень актуален. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой сферу, которая в конечном итоге скажется на конкурентоспособности учащегося.
Школа и учреждения дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:
• внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
• внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
• происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Необходимо создать такую модель внеурочной деятельности, чтобы каждый ребёнок смог развить и реализовать свои творческие возможности.
экологический центр
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 06:46

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Елена Николаевна » 29 янв 2013, 04:44

Работа над развитием творческого мышления начинается в моем образовательном учреждении уже с ребятами начальной школы. Я использую программу курса развития творческого мышления Ю.Б. Гатанова. Цель программы: развитие общих свойств творческого мышления: беглости, гибкости, оригинальности, способности к детальной разработке, преодоление стереотипности и шаблонности мышления. Основное достоинство курса: каждый учащийся может выполнять задание в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом, поскольку этот курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, и каждый ребенок может творить, используя только имеющиеся у него знания и опыт. Курс уникальный. Дети учатся видеть в привычных ситуациях нестандартные варианты решений. Развиваются не какие-то отдельные навыки, а именно само мышление – способность придумывать быстро и много идей, способность детализировать идею, развить придуманное до определенного уровня. В результате использования этого курса дети должны научиться:
- мыслить образами, а значит – удерживать в памяти нужный в школе и жизни объем информации,
- не бояться больших объемов информации и получать удовольствие от самого процесса запоминания, а значит, учиться легко и весело,
- простым способом решать самые сложные задачки, искать разные варианты решений и не бояться неправильных ответов,
- «слету» понимать проблему и быстро делать все, чтобы ее решить.
Занятия проходят раз в неделю в течение всего учебного года. Каждое занятие делится на три части: первая – разминочная, в ходе которой участники должны понять, как лучше выполнять задание, усваивают основные правила. Вторая часть – основное задание, направленное на развитие определенных творческих способностей.. Третья часть – дополнительное задание, выполняется на занятии или дома. Таким образом строятся все занятия по курсу, причем на одном занятии выполняется один вид творческой деятельности.
Особенность, сопровождающая проведение занятий – свободная, творческая атмосфера. Ведь если мы нацеливаем учащихся на необычные и оригинальные ответы, то должны быть готовы к приподнятому настроению. А это значит, что дети с удовольствием посещают занятия, раскрепощаются, не боятся ответить неправильно, снижается тревожность.
Если у коллег есть вопросы ко мне, с удовольствием отвечу.
Елена Николаевна Гридина, педагог-психолог, г. Салават
Елена Николаевна
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 04:38
Откуда: г. Салават, МБОУ "Лицей № 8"

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Тимерьянова Л.Н. » 29 янв 2013, 03:35

Уважаемые участники Интернет-педсовета «Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение»!

Вас приветствует кафедра психологии

Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в диалоге по вопросу
«Развитие креативности в условиях урочной и внеурочной деятельности»
Государственная политика Российской Федерации в области образования опирается сегодня на гуманистические принципы общечеловеческих ценностей, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Роль общеобразовательной школы как социальной структуры в современных условиях резко возрастает, став определяющей и задающей нравственные, моральные и жизненные ориентиры.
Задача школы - воспитать настоящего гражданина общества, востребованного, способного конкурировать, привносить в жизнь что-то новое, т.е. уметь преобразовывать свою деятельность таким образом, чтобы стать незаменимым, грамотно применять полученные в школе умения и навыки. Только личность, способная добиваться выбранной цели, творчески решать поставленную задачу, трудиться самостоятельно и в коллективе, повести за собой других, сможет успешно реализовать себя в обществе. А для этого деятельность человека должна носить творческий характер. И в настоящее время, в период перехода на образовательные стандарты второго поколения, значение креативной составляющей процесса развития и воспитания личности ребенка в условиях общеобразовательной школы увеличивается.
В контексте ФГОС все направлено на реализацию системно- деятельностного подхода как основного механизма достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Это определяет пути развития с учетом возможностей эффективного применения в практике широкого спектра современных образовательных технологий, методов, форм обучения, приемов и иных педагогических ресурсов, организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе урочной, так и в неурочной деятельности.
Уважаемые коллеги! Приглашаю Вас подискутировать на тему:
Как же сегодня осуществляется развитие креативности обучающихся в условиях урочной и внеурочной деятельности?
Тимерьянова Л.Н.
 
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 26 янв 2012, 10:18

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Наталья Коннова » 29 янв 2013, 03:16

Уважаемые коллеги-психологи!
Хотелось бы узнать, как у вас в ОУ строится система психолого-педагогического сопровождения способных и одаренных детей. :?: Какие трудности у вас возникают. :?: Я над этой проблемой "бьюсь" второй год.
С уважением, Наталья Коннова.
Наталья Коннова
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 02:46
Откуда: п. Тюльган МБОУ "Лицей №1"

Психологическое сопровождение...

Сообщение admin » 17 янв 2013, 08:30

Психологическое сопровождение развития в креативности детей и подростков в условиях урочной и внеурочной деятельности
admin
Администратор
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 дек 2011, 07:56

Пред.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron