Методы воспитания одарённого ребёнка.
Метод — путь к чему-либо. Под методом воспитания обычно понимают инструмент, позволяющий добивать¬ся необходимых результатов. Методы воспитания — пути, по которым мы можем идти к нашим целям. Итак, ка¬кими путями мы можем воспользоваться?
Подавать пример. Общаясь с ребенком, вы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Родительский пример — один из веду¬щих методов воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Предметно-пространственная среда. Очень важно со¬здать дома обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих способностей ребенка. Каждый из нас в своем доме создает определенное предметно-про¬странственное окружение, определяемое стилем жизни. Эта предметно-пространственная среда, как и сам стиль вашего поведения, могут либо содействовать, либо пре¬пятствовать развитию интеллекта и творческих способ-ностей детей. Именно посредством этой среды мы про¬должаем воспитывать детей в то время, когда занимаем¬ся другими делами или находимся за пределами дома.
Заражать детей своей любовью к творчеству. Мало быть творческим человеком самому, мало создать дома обста¬новку творчества, надо неустанно заботиться о том, что¬бы увлечь этим ребенка, сделать творчество его внут¬ренней потребностью,
Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрас¬но известно, «умный меняет свое мнение, глупый — ни¬когда». Есть хорошее человеческое качество — упор¬ство, но, достигая крайнего предела, оно превращается в ослиное упрямство. Умный, творческий человек спо¬собен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
Воспитать в себе привычку говорить как можно чаще «да!». Воспитание и ограничение тесно связаны в обыден¬ном сознании. Но давайте задумаемся: всегда ли оправ¬даны те запреты, которые мы ставим ребенку? Проана¬лизируйте свое поведение и найдете много таких ограни¬чений, которые не только не содержат пользы, а напротив, приносят вред.
Демократичный стиль общения. Коллегиальный, демо¬кратичный стиль общения с ребенком создает именно те условия, которые необходимы для развития творческих способностей. И напротив, жесткий, неоправданно стро¬гий, авторитарный стиль общения хорош для воспита¬ния сознательной дисциплины, необходимой послуш¬ному исполнителю.
Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Подражательность — основа обучаемости дошкольника и младшего школьника, именно поэтому очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, конформным, нетворческим решениям. Общаясь с ре¬бенком, надо постоянно стремиться почувствовать грань между полезной подражательностью и стремлением к не¬критическому копированию, конформизму.
Всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия — основные черты творческого поведе¬ния. Без этого нет и не может быть творческой личности.
Предлагайте ребенку такой материал, с которым вам самому нравится работать. У каждого из нас есть область знаний или вид деятельности, где мы чувствуем себя как рыба в воде. Старайтесь держаться ближе к этой обла¬сти. Это важно для того, чтобы ребенок видел, чувство¬вал вашу настоящую, искреннюю увлеченность.
Не бойтесь неожиданных вопросов. Всем известно — дети большие специалисты по части задавания вопро¬сов. В том числе и глупых с нашей взрослой точки зрения, а потому нас раздражающих. Одаренный ребе¬нок и это делает одаренно, его вопросы еще более нео¬жиданны, странны, смелы, а может быть, даже «безум¬ны». Их не только не следует бояться, но, напротив, надо всячески стимулировать. Детский вопрос — сви¬детельство интереса ребенка, нестандартный вопрос — не что иное, как свидетельство нестандартного взгляда на мир.
О проявлении и формировании специальных способностей
Перечисленные свойства могут рассмат¬риваться как программа развития. Выделим те из них, что относятся к специальным способностям. Они могут стать ориентирами в нашей педагогической работе.
Изобразительно-художественная одаренность
• В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предме¬тов, людей, ситуаций.
• Становится задумчивым и очень серьезным, когда ви¬дит хорошую картину, слышит музыку, видит необыч¬ную скульптуру, красивую (художественно выполнен¬ную) вещь.
• Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
• Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строи¬тельстве детских домиков на игровой площадке.
• Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
• Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы вы¬разить свои чувства и настроение. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
• Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему по¬нравилось, в своем собственном рисунке или создан¬ной игрушке, скульптуре.
Музыкальная одаренность
• Проявляет большой интерес к музыкальным заня¬тиям.
• Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
• Хорошо поет.
• В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. Любит музыкальные записи.
• Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
• Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
• Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Литературная одаренность
• Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
• Может легко построить рассказ, начиная от завязки
сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
• Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться
выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
• Придерживается только необходимых деталей в рас¬сказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
• Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хо¬рошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
• Умеет передавать в рассказах такие летали, которые
важны для понимания события (что обычно не уме¬ют делать его сверстники), и в то же время не упу¬скает основной линии событий, о которых рассказы¬вает.
• Склонен фантазировать, старается добавить что-то
новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже
знакомом и известном всем.
• Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо,
передает их характер, чувства, настроения.
Давыденко Ольга Алексеевна