Психологическое сопровождение...

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение школа 23 салават » 31 янв 2013, 14:20

Методы воспитания одарённого ребёнка.
Метод — путь к чему-либо. Под методом воспитания обычно понимают инструмент, позволяющий добивать¬ся необходимых результатов. Методы воспитания — пути, по которым мы можем идти к нашим целям. Итак, ка¬кими путями мы можем воспользоваться?
Подавать пример. Общаясь с ребенком, вы должны демонстрировать ему образцы творческого поведения и деятельности. Родительский пример — один из веду¬щих методов воспитания в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Предметно-пространственная среда. Очень важно со¬здать дома обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих способностей ребенка. Каждый из нас в своем доме создает определенное предметно-про¬странственное окружение, определяемое стилем жизни. Эта предметно-пространственная среда, как и сам стиль вашего поведения, могут либо содействовать, либо пре¬пятствовать развитию интеллекта и творческих способ-ностей детей. Именно посредством этой среды мы про¬должаем воспитывать детей в то время, когда занимаем¬ся другими делами или находимся за пределами дома.
Заражать детей своей любовью к творчеству. Мало быть творческим человеком самому, мало создать дома обста¬новку творчества, надо неустанно заботиться о том, что¬бы увлечь этим ребенка, сделать творчество его внут¬ренней потребностью,
Быть гибким, уметь следовать ситуации. Всем прекрас¬но известно, «умный меняет свое мнение, глупый — ни¬когда». Есть хорошее человеческое качество — упор¬ство, но, достигая крайнего предела, оно превращается в ослиное упрямство. Умный, творческий человек спо¬собен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если последняя более справедлива.
Воспитать в себе привычку говорить как можно чаще «да!». Воспитание и ограничение тесно связаны в обыден¬ном сознании. Но давайте задумаемся: всегда ли оправ¬даны те запреты, которые мы ставим ребенку? Проана¬лизируйте свое поведение и найдете много таких ограни¬чений, которые не только не содержат пользы, а напротив, приносят вред.

Демократичный стиль общения. Коллегиальный, демо¬кратичный стиль общения с ребенком создает именно те условия, которые необходимы для развития творческих способностей. И напротив, жесткий, неоправданно стро¬гий, авторитарный стиль общения хорош для воспита¬ния сознательной дисциплины, необходимой послуш¬ному исполнителю.
Бороться со всяческими проявлениями конформизма. Подражательность — основа обучаемости дошкольника и младшего школьника, именно поэтому очень велика опасность закрепления стремлений к несамостоятельным, конформным, нетворческим решениям. Общаясь с ре¬бенком, надо постоянно стремиться почувствовать грань между полезной подражательностью и стремлением к не¬критическому копированию, конформизму.
Всячески поддерживать самостоятельность ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия — основные черты творческого поведе¬ния. Без этого нет и не может быть творческой личности.

Предлагайте ребенку такой материал, с которым вам самому нравится работать. У каждого из нас есть область знаний или вид деятельности, где мы чувствуем себя как рыба в воде. Старайтесь держаться ближе к этой обла¬сти. Это важно для того, чтобы ребенок видел, чувство¬вал вашу настоящую, искреннюю увлеченность.
Не бойтесь неожиданных вопросов. Всем известно — дети большие специалисты по части задавания вопро¬сов. В том числе и глупых с нашей взрослой точки зрения, а потому нас раздражающих. Одаренный ребе¬нок и это делает одаренно, его вопросы еще более нео¬жиданны, странны, смелы, а может быть, даже «безум¬ны». Их не только не следует бояться, но, напротив, надо всячески стимулировать. Детский вопрос — сви¬детельство интереса ребенка, нестандартный вопрос — не что иное, как свидетельство нестандартного взгляда на мир.
О проявлении и формировании специальных способностей
Перечисленные свойства могут рассмат¬риваться как программа развития. Выделим те из них, что относятся к специальным способностям. Они могут стать ориентирами в нашей педагогической работе.
Изобразительно-художественная одаренность
• В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предме¬тов, людей, ситуаций.
• Становится задумчивым и очень серьезным, когда ви¬дит хорошую картину, слышит музыку, видит необыч¬ную скульптуру, красивую (художественно выполнен¬ную) вещь.
• Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

• Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строи¬тельстве детских домиков на игровой площадке.

• Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
• Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы вы¬разить свои чувства и настроение. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
• Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему по¬нравилось, в своем собственном рисунке или создан¬ной игрушке, скульптуре.


Музыкальная одаренность

• Проявляет большой интерес к музыкальным заня¬тиям.
• Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
• Хорошо поет.
• В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. Любит музыкальные записи.
• Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
• Хорошо играет на каком-нибудь инструменте. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
• Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

Литературная одаренность

• Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
• Может легко построить рассказ, начиная от завязки
сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
• Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться
выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
• Придерживается только необходимых деталей в рас¬сказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
• Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хо¬рошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
• Умеет передавать в рассказах такие летали, которые
важны для понимания события (что обычно не уме¬ют делать его сверстники), и в то же время не упу¬скает основной линии событий, о которых рассказы¬вает.
• Склонен фантазировать, старается добавить что-то
новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже
знакомом и известном всем.
• Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо,
передает их характер, чувства, настроения.
Давыденко Ольга Алексеевна
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Инесса Левина » 31 янв 2013, 13:55

Доброе время суток, уважаемые коллеги!
Поделитесь , пожалуйста, какими конкретно технологиями или методиками вы пользуетесь при определении одаренных детей?
Какова продолжительность диагностики таких детей?
Было бы интересно узнать о самых эффективных способах выявления талантов, одаренности в вашей практике?
С уважением, Левина Инесса Валериевна
Инесса Левина
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 16:17

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение zilya_hasan » 31 янв 2013, 13:03

Необходимость психологического сопровождения обусловлена сложностью и специфичностью работы с одаренными детьми. Дети с признаками одаренности – это дети с особыми образовательными потребностями, психологическими характеристиками и трудностями. Учет этих индивидуальных особенностей и опора на потенциал детей – основные условия эффективной образовательной деятельности с ними.
Психологи работают со всеми участниками образовательного процесса и обеспечивают условия для сохранения их психологического здоровья, а также гармоничного развития, успешной социальной адаптации и самореализации детей с признаками одаренности. Наиболее важным в работе психологов является обеспечение возможности для личностного роста детей с
признаками одаренности, преодоления ими внутренних барьеров на пути самореализации. Еще одна значимая задача сопровождения работы с одаренными детьми - подготовка педагогов к этой деятельности. Роль родителей в развитии ребенка трудно переоценить. Поэтому очень важно, чтобы и родители знали возможности и трудности своего ребенка, понимали и принимали
его. Помочь им в этом - одна из задач психологов. И все же основным действующим лицом в работе с одаренными детьми являются педагоги, именно они на своих занятиях в конкретной
творческой деятельности помогают раскрытию и развитию детских способностей
Таким образом, систематическое психологическое сопровождение открывает новые богатые возможности для ребенка с признаками одаренности и его семьи.
zilya_hasan
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 апр 2012, 15:28

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Елена Николаевна » 31 янв 2013, 12:09

Наталья Коннова писал(а):Эх, если бы на каждое напрвление был отдельный психолог... А получается как в фильме "Белое солнце пустыни" - одна жена и готовит, и стирает, и убирает, тяжелооо.

Согласна
Елена Николаевна Гридина, педагог-психолог, г. Салават
Елена Николаевна
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 04:38
Откуда: г. Салават, МБОУ "Лицей № 8"

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Елена Николаевна » 31 янв 2013, 12:07

Мне непонятно, почему основная масса коллег "съехала" на тему сопровождения одаренных детей, ведь тема звучит несколько иначе: Психологическое сопровождение развития в креативности детей и подростков в условиях урочной и внеурочной деятельности. А креативность можно и нужно развивать у учащихся разного уровня развития!!! Не только у одаренных ребят!
Елена Николаевна Гридина, педагог-психолог, г. Салават
Елена Николаевна
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 04:38
Откуда: г. Салават, МБОУ "Лицей № 8"

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Елена Николаевна » 31 янв 2013, 12:02

психолог Гузель писал(а):Согласна с Вами, Елена Николаевна. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Одаренные дети требуют постоянного сопровождения, они быстро идут вперед. В работе по развитию дивергентного мышления необходима проектная деятельность, вовлеченность в исследовательскую работу. В нашей школе на протяжении нескольких лет я совместно с биологом школы была вовлечена в исследовательскую деятельность ребят, которая принесла нам много положительных результатов. Сами знаете, что это очень большой каждодневный труд. Но эта деятельность очень интересна ребятам. Ребята получают новые знания, огромный социальный опыт- это подготовка, работа с литературой, практическая часть и конечно же защита собственных проектов, РЕЗУЛЬТАТЫ! Нургалиева Гузель, школьный психолог.

Я хотела бы подчеркнуть, что развиваю дивергентное мышление не только у одаренных школьников. Детей в группы набираю разных, не всегда успевающих. Для меня очень важно преодолеть у школьников именно шаблонность мышления, потому я и выбрала данный вид работы. Зачастую ребята переходят в среднее звено, сталкиваются с незнакомыми. очень разными педагогами, которые иначе объясняют, имеют другой темп ведения урока, личностные характеристики, требования. И ребята тушуются, сникают, теряются, падает успеваемость. Потому что (одна из причин, не единственная, конечно) шаблоны пропадают, алгоритмы действий, к которым привыкли, меняются, и гибкости не хватает, чтобы быстро приспособиться к новым условиям. Потому и веду работу по развитию креативности, творческого мышления.
Дивергентное мышление полезно и необходимо развивать НЕ ТОЛЬКО У ОДАРЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ !!!! Это мое личное мнение, я вижу результаты своей работы, потому и уверена.
И, хотя программы Гатанова, которые я использую, первоначально разработаны для одаренных детей, они позволяют развивать творческое мышление у всех нормальных и даже несколько отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в предлагаемых упражнениях и заданиях не существует «неправильных» ответов, и поэтому каждый учащийся способен справиться с ними. Работы творчески одаренных детей характеризуются высокой степенью беглости, гибкости, оригинальности и разработанностью предлагаемых идей, но и отстающие в развитии дети справляются с заданием на своем уровне и в собственном темпе. Это основное достоинство курса: каждый учащийся может выполнять задание в соответствии со своей подготовкой и жизненным опытом, поскольку этот курс не опирается на способность учащихся применять какой-либо учебный материал, и каждый ребенок может творить, используя только имеющиеся у него знания и опыт.
Елена Николаевна Гридина, педагог-психолог, г. Салават
Елена Николаевна
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 04:38
Откуда: г. Салават, МБОУ "Лицей № 8"

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Альбина Г. » 31 янв 2013, 11:54

Мне кажется, что современный образовательный процесс не способствует развитию личности, как того требуют стандарты – формирование психически, физически, духовно здоровой личности, с военно-патриотическими взглядами и.д. Сейчас на данный момент в 11 классе остро стоит проблема сдачи ЕГЭ. Хуже того, вся школа с ужасом ждет момент, когда начнутся экзамены. Уже начиная с 8 (ГИА), 10(ЕГЭ) классов лихорадочно происходит процесс ВНЕДРЕНИЯ тестов в процесс получения знаний. «Какая там одаренность, какая музыка, танцы и т.д. Вы это о чем?» И начинается: репетиторы (за бешеные деньги), дополнительные занятия, работа психолога, педагога, классного руководителя, социального работника, зам по ВР, зам по УЧ, родители в шоке, а главное - все понимают что от них требуется, что хотят, есть четкие грани, рамки! А задача: СДАТЬ! НО КАК …..
1. Набрать баллов чуть больше среднего!
2. НЕЛЬЗЯ набрать 100% - это хуже всего!
3. Если не наберете минимум, ничего страшного, на следующий год сдадите!
И самое интересное ребенок, все это должен помнить на экзамене, чтобы не попасть впросак! И мне кажется, что дети, прошедшие через этот кошмар, это и есть самые «настоящие» одаренные дети! А как вам кажется?
Альбина Г.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 10:28

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение экологический центр » 31 янв 2013, 06:29

Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу – воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, направленный на развитие субъектности, предоставляющей возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации, формирующий эмоционально- волевую сферу, стимулирующий развитие интеллектуальной и мотивационной сфер.
В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.
Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы не только в урочной и внеурочной деятельности, но и впоследствии, в будущей профессиональной деятельности. Что я и стараюсь делать, работая с классом и в отдельности с каждым учеником.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.
Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении
экологический центр
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 06:46

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Наталья Коннова » 31 янв 2013, 06:16

Григорьева Ирина писал(а):Да, именно психологическое консультирование является самым главным направлением в работе с одаренными детьми! Но в школе если и есть психолог, то ему очень сложно выбрать рабочее время для работы с данной категорией обучающихся, так как все время уходит на профилактическую, коррекционно-развивающую работу с детьми с особыми образовательными потребностями, а также с детьми уже с делинквентным поведением и т.д. Но эта деятельность в работе психолога очень необходима!!!

Эх, если бы на каждое напрвление был отдельный психолог... А получается как в фильме "Белое солнце пустыни" - одна жена и готовит, и стирает, и убирает, тяжелооо.
С уважением, Наталья Коннова.
Наталья Коннова
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 02:46
Откуда: п. Тюльган МБОУ "Лицей №1"

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Григорьева Ирина » 31 янв 2013, 05:54

Среди задач, которые необходимо решать в психологическом сопровождении одаренных детей, можно выделить следующее: помощь учителям-предметникам в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, формирование адекватной самооценки, охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика неврозов, суицидальных высказываний, предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников, а также развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей (организация консультативной и коррекционной помощи учителям).
Григорьева Ирина
 
Сообщения: 32
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 03:43

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron