школа 23 салават писал(а):Роль учителя в создании условий стимуляции саморазвития одаренной личности.
создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательного отношения к ученикам, эмоционального отношения к познанию;
создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;
соблюдение принципа «права на ошибку»;
диалогическая форма проведения занятий, «субъект - субъектные» отношения между учителем и учениками;
учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой «портфель» достижений). Ученики ведут дневник собственных творческих достижений;
сравнение новых успехов ученика с его прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом;
Помощь ребенку в развитии его внутренних ресурсов, преодолении неуверенности в себе и подготовка его к дальнейшему участию в школьных, районных, краевых конкурсах.
школа 23 салават писал(а):В воспитании способностей большое значение играет индивидуальный подход.
• Он нужен особенно тревожным детям со слабой нервной системой, робким, застенчивым, впечатлительным, которым требуется поощрение их достижений, поддержка их активности, включение в жизнь класса.
• Индивидуальный подход нужен и детям с ярко выраженными способностями. Этим детям целесообразно предлагать задания повышенной трудности. Им можно поручать сообщения на уроках, дополняющие рассказ учителя, выступления с докладами, изготовление моделей, чертежей, выполнении роли учителя, занятия с отстающими учениками.
• В индивидуальном подходе нуждаются и ученики со средними способностями, которых обычно в классе большинство. Они обычно обладают разнообразными задатками, но их развитие тормозится отсутствием устойчивых интересов.
Решающим условием развития способностей одаренных детей является широта всеобщего образования и возможностей практической деятельности. Определяющим условием развития детской одаренности является такая обстановка, когда творчество пронизывает всю жизнь школьников. в организации жизни, воспитания и обучения учащихся поток их творческой деятельности доложен постепенно нарастать.
Элементы творчества должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке, пусть совсем ненадолго. Наибольшие возможности творческого совершенствования всех школьников обеспечиваются широчайшей сферой внеклассной и внешкольной работы, участием в разнообразных общественных организациях и неформальных объединениях. Только так, в комплексе мы сможем вовлечь детей в процесс саморазвития их способностей и дарований.
Светлана Юрьевна писал(а):ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СКЛОННОСТИ УЧИТЕЛЯ
К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
а) Да;
б) нет, они и так достаточно хороши;
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы – не очень.
2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
а) Да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
а) Да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
3. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?
а) Да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?
а) Да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
а) Да, это меня привлекает;
б) нет, меня это не привлекает;
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?
а) Да;
б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?
а) да;
б) нет, достаточно знаний передового опыта;
в) нет.
9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;
б) машете рукой на затеи;
в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) Да;
б) не совсем легко;
в) болезненно.
11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?
а) Не всегда.
б) при хорошем настроении;
в) в основном стараюсь это делать.
12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?
а) Да, конечно;
б) запоминаю только то, что меня интересует;
в) всего вспомнить не могу.
13. Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?
а) Да, без затруднений;
б) да, если этот термин легко запомнить;
в) нет.
14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:
а) вы уклоняетесь от ответа;
б) вы тактично переносите ответ на другое время;
в) вы пытаетесь отвечать.
15. У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;
в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:
а) средний;
б) достаточный;
в) оригинальный
17. Во время отдыха вы предпочитаете:
а) решать проблемы, связанные с работой;
б) почитать интересную книгу;
в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.
18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:
а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:
за ответ «а» – 3, «б» – 1; «в» – 2.
Результаты:
49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вас необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, вере в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
психолог Гузель писал(а):Согласна с Вами, Елена Николаевна. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Одаренные дети требуют постоянного сопровождения, они быстро идут вперед. В работе по развитию дивергентного мышления необходима проектная деятельность, вовлеченность в исследовательскую работу. В нашей школе на протяжении нескольких лет я совместно с биологом школы была вовлечена в исследовательскую деятельность ребят, которая принесла нам много положительных результатов. Сами знаете, что это очень большой каждодневный труд. Но эта деятельность очень интересна ребятам. Ребята получают новые знания, огромный социальный опыт- это подготовка, работа с литературой, практическая часть и конечно же защита собственных проектов, РЕЗУЛЬТАТЫ! Нургалиева Гузель, школьный психолог.
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3