Психологическое сопровождение...

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение каримова римма » 11 фев 2013, 05:00

Поведенческие модели одаренных настолько непредсказуемы, что можно дифференцировать два этапа развития одаренности: «Одаренность с гармоничным типом развития можно назвать «счастливым» вариантом жизни ребенка. Такие дети отличаются соответствием в развитии интеллектуальной и личностной сферы. Как правило, именно эти одаренные дети, став взрослыми, добиваются экстраординарных успехов в выбранной ими профессиональной деятельности. Другое дело — одаренные дети с дисгармоничным типом развития (таких большинство!). Процесс становления одаренности таких детей почти всегда сопровождается сложным набором разного рода психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем в силу того, что они могут быть зачислены в группу риска». Таким детям необходима четко продуманная система обучения и воспитания при ведущем развитии мотивации. А главное — руководство заинтересованных лиц: родителей, педагогов, менторов.
каримова римма
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 16:49

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение психолог Гузель » 10 фев 2013, 20:04

Уважаемые организаторы форума и коллеги!!! Благодарю всех за интересную дискуссию и возможность обмена опытом. Было интересно пообщаться, узнать новое! Пишите, до новых встречь.Психолог Гузель Нургалиева:)
психолог Гузель
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 08 июн 2012, 14:57

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Наталья=) » 10 фев 2013, 17:36

Здравствуйте, уважаемые участники интернет-педсовета! Большое всем спасибо за информацию, тесты. рекомендации! Очень много полезного я узнала, многое буду применять в работе! Желаю всем дальнейших творческих успехов в работе!
Наталья=)
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 03 апр 2012, 09:44

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение илюса » 10 фев 2013, 17:00

Приветствую всех участников форума.Я работаю в школе всего второй год и у меня сложилось определенное мнение о работе в сельской местности. У нас свои проблемы с выявлением и работой с одаренными детьми. Дело в том, что многие наши школьники выходцы одной деревни. Она небольшая и живут там жители своим маленьким государством. Они практически не выезжают за ее пределы и женятся друг на друге. То есть родня на родне, свежей крови там нет, соответственно и об одаренности говорить в этом случае очень тяжело. Если все же признаки одаренности выявляются то их невозможно пробить через толщу скромности, безденежья и других множества проблем. Следующая проблема одаренные дети у нас все-таки есть и так как их немного,а участие в олимпиадах обязательно, то их таскают везде и всюду. В итоге дети распыляются и результаты оставляют желать лучшего. Думаю о проблемах с доставкой детей на место проведения олимпиад, здесь говорить неуместно. Может что то можно изменить? С удовольствием просмотрю все возможные варианты действий, спасибо. Конечно у нас есть свои небольшие наработки по работе с одаренными детьми, чуть позже мы поделимся ими.
илюса
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 10 фев 2013, 16:15

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение ангел » 10 фев 2013, 16:17

школа 23 салават писал(а):Роль учителя в создании условий стимуляции саморазвития одаренной личности.
создание соответствующего психологического климата на уроках (и в семье): доброжелательного отношения к ученикам, эмоционального отношения к познанию;
создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;
соблюдение принципа «права на ошибку»;
диалогическая форма проведения занятий, «субъект - субъектные» отношения между учителем и учениками;
учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ученика свой «портфель» достижений). Ученики ведут дневник собственных творческих достижений;
сравнение новых успехов ученика с его прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом;
Помощь ребенку в развитии его внутренних ресурсов, преодолении неуверенности в себе и подготовка его к дальнейшему участию в школьных, районных, краевых конкурсах.

Спасибо большое.Я работаю учителем.Очень часто мы, учителя, даже не представляем, как работать с одарёнными детьми. Вся работа проходит чисто на собственном опыте, иногда даже на интуитивном уровне, исходя из личных представлений об этом.
ангел
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 фев 2013, 11:04

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Светлана Юрьевна » 10 фев 2013, 15:33

школа 23 салават писал(а):В воспитании способностей большое значение играет индивидуальный подход.
• Он нужен особенно тревожным детям со слабой нервной системой, робким, застенчивым, впечатлительным, которым требуется поощрение их достижений, поддержка их активности, включение в жизнь класса.
• Индивидуальный подход нужен и детям с ярко выраженными способностями. Этим детям целесообразно предлагать задания повышенной трудности. Им можно поручать сообщения на уроках, дополняющие рассказ учителя, выступления с докладами, изготовление моделей, чертежей, выполнении роли учителя, занятия с отстающими учениками.
• В индивидуальном подходе нуждаются и ученики со средними способностями, которых обычно в классе большинство. Они обычно обладают разнообразными задатками, но их развитие тормозится отсутствием устойчивых интересов.
Решающим условием развития способностей одаренных детей является широта всеобщего образования и возможностей практической деятельности. Определяющим условием развития детской одаренности является такая обстановка, когда творчество пронизывает всю жизнь школьников. в организации жизни, воспитания и обучения учащихся поток их творческой деятельности доложен постепенно нарастать.
Элементы творчества должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке, пусть совсем ненадолго. Наибольшие возможности творческого совершенствования всех школьников обеспечиваются широчайшей сферой внеклассной и внешкольной работы, участием в разнообразных общественных организациях и неформальных объединениях. Только так, в комплексе мы сможем вовлечь детей в процесс саморазвития их способностей и дарований.

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе индивидуализированного образования (в условиях общеобразовательной школы).
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение школа 23 салават » 10 фев 2013, 15:24

Светлана Юрьевна писал(а):ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СКЛОННОСТИ УЧИТЕЛЯ
К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
а) Да;
б) нет, они и так достаточно хороши;
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы – не очень.
2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
а) Да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
а) Да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
3. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?
а) Да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?
а) Да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
а) Да, это меня привлекает;
б) нет, меня это не привлекает;
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?
а) Да;
б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?
а) да;
б) нет, достаточно знаний передового опыта;
в) нет.
9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;
б) машете рукой на затеи;
в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) Да;
б) не совсем легко;
в) болезненно.
11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?
а) Не всегда.
б) при хорошем настроении;
в) в основном стараюсь это делать.
12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?
а) Да, конечно;
б) запоминаю только то, что меня интересует;
в) всего вспомнить не могу.
13. Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?
а) Да, без затруднений;
б) да, если этот термин легко запомнить;
в) нет.
14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:
а) вы уклоняетесь от ответа;
б) вы тактично переносите ответ на другое время;
в) вы пытаетесь отвечать.
15. У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;
в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:
а) средний;
б) достаточный;
в) оригинальный
17. Во время отдыха вы предпочитаете:
а) решать проблемы, связанные с работой;
б) почитать интересную книгу;
в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.
18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:
а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:
за ответ «а» – 3, «б» – 1; «в» – 2.
Результаты:
49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вас необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, вере в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Спасибо за то, что Вы поделились своими тестами. Обязательно буду использовать их в своей работе школа 23 салават
школа 23 салават
 
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 14:18

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Светлана Юрьевна » 10 фев 2013, 15:19

психолог Гузель писал(а):Согласна с Вами, Елена Николаевна. Дивергентное мышление не может формироваться от случая к случаю, оно требует целенаправленного обучения и развития. Одаренные дети требуют постоянного сопровождения, они быстро идут вперед. В работе по развитию дивергентного мышления необходима проектная деятельность, вовлеченность в исследовательскую работу. В нашей школе на протяжении нескольких лет я совместно с биологом школы была вовлечена в исследовательскую деятельность ребят, которая принесла нам много положительных результатов. Сами знаете, что это очень большой каждодневный труд. Но эта деятельность очень интересна ребятам. Ребята получают новые знания, огромный социальный опыт- это подготовка, работа с литературой, практическая часть и конечно же защита собственных проектов, РЕЗУЛЬТАТЫ! Нургалиева Гузель, школьный психолог.


Мне кажется, что для развития дивергентного мышления (мышление, связанное с творчеством, анализирующее различные аспекты, которые имеют отношение к данной проблеме) одаренных детей надо активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством. Функционирование в школе кружков, психологических клубов, игр типа "Что, где, когда?", направление в центры внешкольной работы дает возможность талантливому ребенку продуцировать разнообразные и необычные идеи, развивать специальные способности и ощущать при этом свою успешность. Светлана Юрьевна.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Светлана Юрьевна » 10 фев 2013, 15:13

Добрый вечер, уважаемые коллеги!
Считаю, что тема интересная и актуальная. Согласна с мнением, что понятие одаренность стало достоянием широкого круга педагогов. На форуме много полезной информации узнала про индивидуальный подход в начальной школе. Спасибо коллегам!
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Re: Психологическое сопровождение...

Сообщение Светлана Юрьевна » 10 фев 2013, 14:43

ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ СКЛОННОСТИ УЧИТЕЛЯ
К РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?
а) Да;
б) нет, они и так достаточно хороши;
в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы – не очень.
2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?
а) Да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?
а) Да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
3. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании одаренных детей?
а) Да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положения дел?
а) Да;
б) часто думаю, что не сумею;
в) да, часто.
6. Испытываете ли вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?
а) Да, это меня привлекает;
б) нет, меня это не привлекает;
в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.
7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?
а) Да;
б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;
в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.
8. Если проблема не решена, но ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который поможет решить проблему?
а) да;
б) нет, достаточно знаний передового опыта;
в) нет.
9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:
а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;
б) машете рукой на затеи;
в) продолжаете делать свое дело.
10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?
а) Да;
б) не совсем легко;
в) болезненно.
11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?
а) Не всегда.
б) при хорошем настроении;
в) в основном стараюсь это делать.
12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?
а) Да, конечно;
б) запоминаю только то, что меня интересует;
в) всего вспомнить не могу.
13. Когда вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?
а) Да, без затруднений;
б) да, если этот термин легко запомнить;
в) нет.
14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:
а) вы уклоняетесь от ответа;
б) вы тактично переносите ответ на другое время;
в) вы пытаетесь отвечать.
15. У вас есть свое основное кредо в профессиональной деятельности. Когда вы его защищаете, то:
а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;
б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни выдвигали;
в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.
16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:
а) средний;
б) достаточный;
в) оригинальный
17. Во время отдыха вы предпочитаете:
а) решать проблемы, связанные с работой;
б) почитать интересную книгу;
в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.
18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете прекратить это дело, если:
а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;
б) вы более или менее довольны;
в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.
Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:
за ответ «а» – 3, «б» – 1; «в» – 2.
Результаты:
49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
От 24 до 48 баллов. У вас есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вас необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
23 и менее баллов. Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, вере в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
Светлана Юрьевна
 
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 08:21

Пред.След.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3