Выявление и развитие одаренности...

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Татьяна Леонидовна » 05 фев 2013, 18:11

Каткова Т.Л., Жедик Г.В.
Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.
Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения по специальным программам (в системе дополнительного образования), либо в процессе индивидуализированного образования.
Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования. Так, высокие показатели психометрических тестов интеллекта могут свидетельствовать всего лишь о мере обученности и социализации ребенка, но не его интеллектуальной одаренности. В свою очередь низкие показатели по тесту креативности могут быть связаны со специфической познавательной позицией ребенка, но никак не с отсутствием у него творческих способностей.
Проблема выявления одаренных детей имеет четко выраженный этический аспект. Идентифицировать ребенка как «одаренного» или как «неодаренного» на данный момент времени – значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее предопределяя его субъективные ожидания. Многие жизненные конфликты одаренных и неодаренных коренятся в неадекватности исходного прогноза их будущих достижений. Следует учитывать, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека. Соответственно далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок.
Татьяна Леонидовна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 10:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Татьяна Леонидовна » 05 фев 2013, 17:59

Каткова Т.Л., Жедик Г.В.
Некоторые типы одаренности педагог знает и хорошо видит, а другие – не только не видит, но и активно отрицает.
Типы одаренности, которые легко увидеть.
1. Педагог легче всего видит и наиболее высоко оценивает так называемый интеллектуальный тип одаренности. Именно таких детей называют “светлыми головами”. Они, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто умеют самостоятельно их получать – сами читают литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют различный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала.
Выделяется два основных подтипа интеллектуальной одаренности:
когда проявляются, прежде всего, общие умственные способности и нет какой-либо специализации;
высокие способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знаний.
Очень часто различия между этими подтипами всего лишь вопрос времени – сначала высокие способности проявляются как бы “по всему спектру”, а со временем обнаруживается специализация способностей, и соответственно, интересов. Как правило, при этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или как их еще принято называть, “вундеркиндов”.
2. Несколько отличается от интеллектуального тип одаренности, который принято называть “академическим”. При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще усваивать материал, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным.
3. Художественный тип – этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности.
Указанные выше три типа одаренности сравнительно легко определяются самим педагогом, и их диагностика во многих случаях не требует специальной помощи психолога. Однако есть два типа одаренности, в отношении которых ситуация в ряде случаев оказывается весьма напряженной, когда безусловно и ярко одаренного ребенка педагоги считают слабым, бесперспективным. В наибольшей мере это относится к так называемой креативности, или творческой одаренности.
4. Креативный тип. Главная особенность этого типа выражается в нестандартности мышления, в особом, часто не похожем на других взгляде на мир. Этот тип одаренности с большим трудом обнаруживается на практике, т.к. стандартные программы не дают возможности этим детям выразить себя. Тот факт, что практически у всех творческих детей отмечаются заметные поведенческие проблемы, не случаен – именно так называемая не комфортность, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти “в ногу” со всеми остальными, и является личностной основой их одаренности, той базой, на которой и строится их нестандартное видение мира. У творческой одаренности много различных вариантов: есть дети, проявляющие незаурядные творческие возможности буквально в любой деятельности, за которую они берутся, но бывают такие, у которых такое нестандартное видение проявляется достаточно ярко лишь в одной сфере.
5. Еще один тип одаренности, который сравнительно легко увидеть, но очень и очень нелегко принять именно как вид одаренности, - это так называемая лидерская, или социальная одаренность. Такая одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность, по мнению многих исследователей предлагает достаточно высокий уровень интеллекта, однако наряду с этим, необходима и хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, во многих случаях решающим. Есть лидеры действия – они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направления движения, ведут за собой.
6. Психомоторная или спортивная одаренность. Бытующее мнение о пониженных умственных способностях у спортсменов не соответствует действительности. Многочисленные исследования показали, что у выдающихся спортсменов значительно выше среднего оказываются и интеллектуальные возможности.
Татьяна Леонидовна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 10:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Гайнетдинова Л.Р. » 05 фев 2013, 16:45

Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок. Артур Шопенгауэр
Ребёнок – самый думающий человек на Земле, если ему не мешать, не подталкивать вперед. Сколько вопросов себе и нам задает он, когда раскован, свободен! Максим Горький считал, что в душе каждого ребёнка есть невидимые струны: если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Поэтому я пытаюсь найти способы расковать детскую душу, снять напряжение, страхи. А свободный человек - сама гениальность!
Гайнетдинова Л.Р.
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 16:16
Откуда: Г,Благовещенск

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Светлана Сергеевна » 05 фев 2013, 16:27

музыкант писал(а):Из опыта работы.Я - педагог доп.образования, веду кружок гитары.В сентябре дети идут записываться в различные кружки, если он выбрал музыкальный - это уже говорит о том, что ребенок проявляет интерес к музыке, и вот тут наша задача не проглядеть одаренного ребенка, постараться максимально заинтересовать его с первых же занятий. Ведь одаренность может так и остаться не раскрытой. Бывает и так, что ребенок начинает раскрываться только спустя полгода, часто мешает эмоциональная зажатость. Если есть возможность, нужно наладить контакт с родителями. Постепенно готовить учащегося к публичным выступлениям, создавать "ситуацию успеха". Успешное выступление, признание сверстников, является мощным стимулом для дальнейшего развития.

Вы конечно правы и мнение ваше я уважаю. Но эта теория у меня вызывает некий протест. Например, как это делается у нас в ОУ: определяется талантливый ребенок и учителя начинают на него наседать. С особым усердием каждый пытается его тащить в свою сторону, не давая ребенку самому определиться. И еще один момент: развивая талант одного ребенка - забывают про потребности в занятиях других детей!!!
Светлана Сергеевна
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 08:20

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Гайнетдинова Л.Р. » 05 фев 2013, 16:22

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться
А. Бебель
Доброго времени суток, уважаемые коллеги!
Одаренный ребёнок ... Как с ним работать? На какие личностные особенности одаренного ребенка обратить внимание в первую очередь? Такие вопросы возникают у педагога при работе с одаренным ребёнком.
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях скрытой одаренности. Именно своеобразные черты личности заставляют педагога предположить у ребенка наличие повышенных возможностей.
Наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети. Такие дети не испытывают проблем в обучении, лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке. Их укоренившиеся интересы и склонности служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального самоопределения. Но могут возникнуть и проблемы, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих возможностей.
Надо отметить, что нет гарантии, что одаренный в детстве ребёнок, станет одаренным взрослым человеком...
Гайнетдинова Л.Р.
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 16:16
Откуда: Г,Благовещенск

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Нурия » 05 фев 2013, 13:00

Добрый вечер! Уважаемые коллеги!
Дополнительное образование представляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей.
В сфере дополнительного образования одаренный ребенок может реализовать свое личностное право на свободный выбор цели, освоить способность к позитивному целеполаганию, умению достигать целей своего жизненного предназначения. В дополнительном образовании сегодня реализуются разнообразные направления развития творческих способностей детей: литературных, театральных, изобразительных и др. Большое внимание в системе дополнительного образования уделяется развитию интеллектуальных способностей детей.
Нурия
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 04:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 05 фев 2013, 09:00

Существование в современной науке различных классификаций видов одарённости, безусловно, требует применения дифференцированного подхода к решению проблемы развития одарённых детей. В связи с этим следует отметить, что предлагаемая программа направлена как на развитие общей (проявляющейсяпо отношению к различным видам деятельности), так и специальной (обнаруживающей себя в конкретных видах деятельности: познавательной, практической, художественно-эстетической, коммуникативной) одарённости.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 05 фев 2013, 08:59

В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике существуют различные концепции детской одаренности. В своей деятельности мы руководствуемся идеями, изложенными в концепции одаренности, где выделяются два структурных компонента: мотивационный («хо¬чу») и инструментальный «могу»).
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 05 фев 2013, 08:58

Однако мы исходим из понимания одаренности с позиций личностно ориентированного подхода. Новая методология образования, аксиология, рассматривает понятие «одаренность» как однокоренное от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития, то есть признает на¬личие определенных талантов у каждого ребенка. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть необычными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ольга Георгиевна » 05 фев 2013, 08:57

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети – дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению.
Ольга Георгиевна
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:47

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron