Выявление и развитие одаренности...

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Занкина » 05 фев 2013, 07:40

Существует огромное количество психологических тестов по выявлению одаренности, но, на мой взгляд, основной и верный способ выявления - это личное общение учителя с ребенком, который проявил себя нестандартно в той или иной деятельности. Важная роль принадлежит родителям. Основная черта, по которой можно отличить одаренного ребенка от способного – это то, что любознателен, тянется к новым знаниям, и в своих поисках неугомонен.
Занкина
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 13:06

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Вера Евгеньевна » 05 фев 2013, 07:39

Развитие одаренности может идти более интенсивно при соблюдении ряда условий, способствующих этому процессу.
Ряд этих условий связан с особенностями самого ученика. Другие - зависят от содержания и характера деятельности преподавателя, которая может способствовать развитию одаренности или тормозить ее раскрытие и проявление.

1. Специфическое структурирование учебного материала и изучение его одаренными детьми в такой последовательности, которая обеспечивала бы не только усвоение, а и синхронное ускоренное развитие их способностей.
2. Учет предпочтений как средство стимуляции их умственной деятельности.
3. Определение индивидуальных закономерностей организации информации в памяти и ее воспроизведения каждого учащегося.
4. Обеспечение условий синтезирования поступающей информации с ранее усвоенными знаниями.
5. Соотнесение вновь используемых внешних стимулов с внутренними установками личности школьника.
6. Создание новых ассоциаций. Предоставление учащемуся всей необходимой информации и различных форм контрольных процедур.
7. Использование сравнений, гипербол, метафор.
8. Задействование воображения.
9. Подготовка стратегий организации воспринимаемой информации.
10. Установление связей между ними и их трансформации.
11. Сетевое планирование.
12. Оперативный самоучет.
13. Правильное распределение его диапазона.
14. Фиксация затрачиваемого учащимися времени на разные виды деятельности в условиях урока с учетом индивидуальных возможностей
учащегося. (Замеры времени позволяют перераспределять учащимися и учителям свои энергетические ресурсы и осуществлять наиболее рациональные действия.)
15. Контроль по результатам.
16. Текущий процессуальный корректирующенаправляющий контроль.
Только один учитель встретился на моем жизненном пути, который проводил уроки с учетом данных условий. Это выдающийся учитель русского языка и литературы города Октябрьский Роза Хасановна. На ее уроках даже самые отстающие учащиеся могли подготовить доклад, выступить на отлично, в общем раскрывались на все 100 %
Вера Евгеньевна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 10:49

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Занкина » 05 фев 2013, 07:31

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Занкина
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 23 янв 2013, 13:06

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Вера Евгеньевна » 05 фев 2013, 07:27

Мы говорим больше о выявлении одаренности и таланта в детях, но редко мы вспоминаем о том, что некоторые способности в детях можно развить, также как и одаренность.
В качестве способов развития одаренности, преобразования их в способности к определенному виду деятельности можно назвать следующие:
1. Постановка стимулирующих вопросов
2. Побуждение к самостоятельному их формулированию.
3. Поощрение оригинальных решений, необычных комбинаций, поисковой активности.
4. Соединение блочно-модульной концентрации базисного и вариативного материала с системой проблемных заданий.
5. Развитие интеллекта и мотивационных предпосылок увлеченности творческой деятельностью.
6. Усложнение программ, насыщенность содержания.
7. Обучение в специализированных классах.
8. Выбор для изучения фундаментальных тем и проблем.
9. Междисциплинарный подход при формулировании проблематики, интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям
знаний.
10.Направленность па развитие продуктивного, рационального, критического мышления.
И это только малая толика способов, задумайтесь о том, что еще вы можете предложить как способ развития одаренности?
Вера Евгеньевна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 10:49

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Вера Евгеньевна » 05 фев 2013, 07:22

Существует великое множество типов одаренности, но Н. С. Лейтес называет 3 категории одаренных в умственном отношении детей:
- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития, встречающиеся в дошкольном и младшем школьном возрасте;
- дети с признаками специальной умственной одаренности, например, математическая;
- дети, не достигающие успехов в учении, но обладающие "яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада,
незаурядными умственными резервами", обладающие "скрытой одаренностью".
Педаогогам учреждений дополнительного образования, я думаю, чаще приходится работать с детьми второго и третьего типа, причем чаще встречается именно третий тип. Не зря в нем сказано про "Скрытую одаренность". Наша с вами задача уважаемые педагоги открыть в детях эту самую одаренность - не упустите свой шанс!
Вера Евгеньевна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 10:49

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Вера Евгеньевна » 05 фев 2013, 07:17

Здравствуйте уважаемые учителя и педагоги!
По мнению К.А. Абульхановой-Славской личность ребенка нужно развивать с того способа жизнедеятельности, который ему наиболее привычен, соответствует его возрасту и в котором он может проявиться. Она поэтапно формируется, причем имеет место не механическое нара¬щивание знаний и определенных функций, а построение личности как целостной уникальной системы.
На каждой возрастной ступени закладывается очередной уровень такой системы, и каждому возрастному периоду соответствуют свои возможности формирования тех или иных сторон личности, которые трудно и даже невозможно восполнить на следующих этапах развития.
Так, если по каким-то причинам ребенок в раннем детстве был ли-шен возможности развить свою речь, не имел необходимой языковой среды, то попытки это сделать в более старшем возрасте ни разу не увенчались успехом.
Очень многие родители и педагоги хотят достичь наивысших результатов при занятии с ребенком, порой забывая про физиологическое развитие детей. И даже, если учесть тот факт, что одаренные дети быстрее все схватывают и воспроизводят - это совсем не значит, что в 3 года такой ребенок начнет писать, читать и выдавать научные разъяснения - всему свое время!
Вера Евгеньевна
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 10:49

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 05 фев 2013, 06:38

Ученые выделяют следующие признаки одаренности:
- Интенсивность мыслей.
- Исследовательская направленность ума (поисковый ум А.И. Доровской называет частью разума, где исследуется информация).
- Аналитические способности.
- Умение и желание осуществлять поисковую деятельность.
- Наличие базовой информации и исследовательского опыта, поскольку, «чтобы действовать, исследовательский ум должен иметь
ощущения (информацию) и воображение (опять информацию)».
- Интенсивность мыслей.
- Способность самостоятельно строить ориентировочную основу
действий
- Умение следовать ориентирам.
- Осознание неполноты информации для понимания требований задачи.
- Осознание неполноты информации для понимания способа ее решения.
- Способность четко представлять и быстро формулировать для себя цели деятельности.
- Умение и привычка планировать свою деятельность, предусматривая всю логику необходимых переходов.
- Способность осуществлять неосознаваемые переходы путем инсайта.
-Ускоренное развитие речи, мышления и памяти.
- Увлеченность какой-то областью академических знаний (математика, история, музыка и т.д.).
- Повышенная любознательность.
- Исследовательская активность.
- Особая избирательность но отношению к исследуемому новому.
- «Бунтарская» направленность.
- Критичность в оценках школьных устоев, педагогических работников.
- "Стремление втягивать учителя в спор, восставать против традиций и жестких требований, что часто вызывает недоброжела¬тельное отношение учителей.
- Ярко выраженная увлеченность учебным предметом.
- Гибкий стиль работы.
- Способность к трансформации знаний и желание это делать.
- Самостоятельность.
- Самообразовательная ориентация в диапазоне сложной инфор¬
мации.
- Острота ума.
- Наблюдательность.
Но это еще не значит, что имея хотя бы один признак ребенка уже можно отнести к разряду одаренных - это не так, и крайне редко встречаются дети, в которых можно наблюдать все эти признаки, поэтому необходимо найти в ребенке хотя бы 5- 10 признаков и определить вид одаренности ребенка, к которому он может относится. А уже в дальнейшем в результате кропотливой работы с этим ребенком выявить действительно ли его одаренность относится к данному виду! Будьте внимательны к своим ученикам и они сами проявят свою одаренность!
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ушаева Анна Павловна » 05 фев 2013, 06:28

Здравствуйте!
Мы говорим об одаренности, но при этом забываем о том, что видов одаренности великое множество.
Среди различных видов способностей, перечень которых практически совпадает с называемыми разными авторами видами одаренности, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Н.С. Лейтес, Л.В. Попова, В.А. Крутецкий, В. Разумовский, М. Князева и др. выделяют:
- общие интеллектуальные;
- конкретные академические;
- коммуникативные;
- психомоторные;
- организаторские;
- лидерские;
- художественные, куда включают весьма разные способности к музыке, рисованию, технике;
- предметные (математические, литературные и др.);
а также творческое, или продуктивное, мышление, называемое "творческость" или "креативность".
В зарубежной литературе называется еще один вид, осбобенно для учреждений дополнительного образования, очень важных способностей - практические способности. Долгое время бытующее в нашей идеологии мнение, что "умные руки" стоят дешевле, чем "умная голова", причем "умной" головой является только та, которая успешно справляется с учебной деятельностью, не получило своего под¬тверждения в мировой практике и нанесло немалый урон статусу многих отечественных и зарубежных талантов.
Среди специальных видов подразделяются те, которые зависят от знания мира и жизненного опыта и поэтому не могут раскрыться рано, и те, которые от этого зависят меньше и поэтому проявляются в раннем возрасте.
Каждый вид одаренности имеет свои отличительные признаки, по которым их можно опознать и оценить с определенной степенью точности.
Ушаева Анна Павловна
 
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 19:07
Откуда: Октябрьский

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ильясова Гузель » 05 фев 2013, 05:01

Инесса Левина писал(а):
Чтобы выстраивать ин
дивидуальную траекторию одаренного ребенка, необходимо знать интересы и желания самого ребенка.Вряд ли можно добиться успехов , если просто организовать посещение учащимися дополнительных занятий и секций после уроков.Важно предоставлять детям свободу выбора и возможность участвовать в общественной жизни , выражать свое мнение.В своей практике я предоставляю своим ученикам проводить мероприятия по их сценариям, принимать участие тогда, когда они считают это нужным.[/color]
Полностью согласна с высказыванием.При разработке образовательной траектории для одарённых детей разного возраста следует применять принципы специализации образовательных программ:
Содержание образовательной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет детям переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в выставках, мероприятиях и т.д.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с социумом, природой, культурой и т.д.
Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
Ильясова Гузель
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 16:12

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Ильясова Гузель » 05 фев 2013, 04:54

Добрый день, уважаемые коллеги!
Одаренность детей является самой важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни. Для выявления одаренности ребенка достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. С одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки.
Критерии одаренности ребенка:
решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками;
речь ребенка отличается повышенной выразительностью.
Ильясова Гузель
 
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 16:12

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron