Шарко С. Н. » 07 фев 2013, 13:41
Педагоги, работая с детьми выделяют одаренных детей от остальных : они отличаются хорошей памятью, любознательностью, большим словарным запасом, способностью устанавливать причинно- следственные связи, хорошо усваивают программный материал. Встречается и другой тип, который вследствие отсутствия внимания со стороны педагогов теряют интерес к занятиям и могут плохо учиться. Ведь понятия одаренность и успеваемость не равноценны, одаренность - это потенциал, учащегося, а успеваемость – результат процесса обучения. Чтобы потенциал переходил в высокую успеваемость, необходима систематическая работа, ведь его возможности могут остаться скрытыми, если их не развивать. И не последнюю роль в этом играет школа.
Многие педагоги работали по авторским педагогическим системам в отношении к проблеме детской одаренности: наши соотечественники А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, И.П. .Волков, немецкий педагог Р. Штайнер, болгарский- Г.К. Лозанов, японский С.Фукаяма, украинский- А.А. Захаренко. Ученых педагогов объединяет взгляд на многомерную концепцию личности и её развития ( В.Ф. Моргунов). Структура личности включает пять инвариантов:
1. Пространственно- временные ориентации личности (на прошлое, настоящее, будущее)
2. Потребностно -волевые переживания (негативные, амбивалентные, позитивные)
3. Содержательные направленности личности (преобразование природы – трудовая, на других людей - на общение, на процессуальное освоение деятельности с помощью моделе – игровая, на самого себя - самодеятельная)
4. Уровни освоения опыта (обучения, воспроизведения, познания, творчества)
5. Формы реализации деятельности личностью (моторная, перцептивная, речевая, умственная)
Понимание одаренности не как явления чисто наследственного, а как явления социально и педагогически обусловленного, изменяющегося во времени. Это используемая обогащенная среда обитания колонистов А.С. Макаренко , «творческая комната» в школе И.П. Волкова как необходимые условия развития одаренности детей в сензитивном возрасте.
К одаренным детям относиться нужно гуманно, выстроить систему работы так, что бы его победам радовались окружающие обучающиеся, педагоги и родители. Использование этого мощного стимула творческой фантазии и интересов детей, будет способствовать ускоренному развитию одаренности.