Светлана Сергеевна » 03 фев 2013, 08:36
Выявление одарённых детей должно проводиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, поэтому именно в этом звене должны работать специалисты высочайшего класса.
Работа с одарёнными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должно стать одним из важнейших аспектов деятельности. Необходим как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одаренных детей.
Процесс выделения одаренности многогранен.
1 этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
2 этап – диагностический – на этом этапе (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка.
3 этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребёнка приходится на старшую школу.
Ученые В. Майкл, К. Теллор, 3. Кларк и др. обращают внимание на академическую одаренность как особую склонность в какой-то области научного знания.
Прослеживаются два основных направления:
1. Перемещение центра тяжести от понимания одаренности как однофакторного явления к раскрытию структуры одаренности.
2. Переход от ограничения одаренности в интеллектуальной области к другим видам одаренности: творческой, лидерской, художественной и т.д.
Это связано с тем, что в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
Независимо от того, каков источник одаренности, необходима ее диагностика. В связи с этим возрастает роль социолога и психолога школы, которые помогают педагогам выявить потенциальные возможности обучающихся.
Обучающиеся диагностируются по следующим направлениям:
творческое мышление;
уровень самооценки;
толерантность;
предпочтительные виды деятельности;
доминирование правого или левого полушария;
сила интуиции;
вы лидер?
вы считаете себя гением?
что вам нравится (карта интересов)?
диагностика задатков и склонностей личности (по В.П. Симонову);
поведенческие характеристики одаренных детей.