Выявление и развитие одаренности...

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение zilya_hasan » 02 фев 2013, 12:02

Системная и целенаправленная работа с одаренными детьми влияет на общее развитие всего класса, в том числе и «слабых», создает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Идет формирование алгоритмических и эвристических приемов действий, осознания процесса учения не только с точки зрения изученного, но и с точки зрения анализа самого хода познания. Именно таким образом развивается интеллектуальная активность, формируется положительное отношение к учебе, растет потребность в знаниях. Задача учителя – позиционировать способных учеников не как недостижимый для других идеал, а как пример, на который нужно ориентироваться остальным (и может быть не столько на уроках, сколько в реальной жизни), как уровень, которого может достигнуть каждый.
zilya_hasan
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 27 апр 2012, 15:28

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Бажина Оксана » 02 фев 2013, 03:52

Здравствуйте, коллеги. Чтобы выявить и работать с одарённым ребёнком, нужно знать его особенности. Для одарённых детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.
Ощущение неудовлетворённости собой связано с характерным для одарённых детей стремлением достичь совершенства во всём, чем они занимаются. Они критически относятся к собственным достижениям, часто неудовлетворенны ими, отсюда – ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.
Одарённые дети отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.
Такие дети предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, так как они уступают в физическом развитии. В силу природной любознательности и стремления к познанию нередко монополизируют внима-ние учителей, родителей и других взрослых. Могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение и нетерпимость, за то, что другие дети отстают от них в интеллек-туальном развитии.
Одарённые дети гораздо чаще размышляют о смерти, загробной жизни, религиозных верованиях. Им нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого ребёнок оказывается в изоляции, уходит в себя. А неприязнь к школе часто проявляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна.
Бажина Оксана
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 25 янв 2012, 16:51

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение рамзиля » 01 фев 2013, 18:59

zilya_hasan писал(а):Школьное образование должно обеспечить каждому ребенку достижение максимально возможного для него уровня развития. Главной целью обучения и воспитания одаренных детей наряду с усвоением знаний во всех предметных областях является создание условий, обеспечивающих наиболее полное раскрытие их индивидуальных способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.


Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь преумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть, постоянно самосовершенствоваться.
рамзиля
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 10:37
Откуда: Белорецкий район, МОБУ ООШ с.Габдюково

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Татьяна Леонидовна » 01 фев 2013, 18:07

Каткова Т.Л., Жедик Г.В.
Обучение одаренного ребенка, его умение самостоятельно усваивать сложный материал – стартовая площадка для центральной задачи педагога в работе с одаренными детьми – привить им вкус в серьезной творческой работе. Работая с одаренными, мы не просто преподаем «предмет», а вводим его в науку. Исходя из интересов учащегося, ему определяют и творческую тему, которая должна требовать от ребенка придумывания, самостоятельного выдвижения идей. Для работы над творческой темой одаренный ученик может уходить в творческий отпуск. Свободное продвижение в науке требует напряженной самостоятельной работы вне школы. Поэтому одаренному нельзя сказать: «Это программа 11-го класса, мы будем заниматься этим через год или два». А можно предложить ему уйти в творческий отпуск на определенное время.

Работа учителя с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Прежде всего он требует от учителей и администрации хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения, требует постоянного сотрудничества с психологами, другими учителями, родителями. Он требует постоянного роста и мастерства учителя, гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и вашей сильной стороной.
Татьяна Леонидовна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 10:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Татьяна Леонидовна » 01 фев 2013, 18:05

Каткова Т.Л., Жедик Г.В.
Выявление одаренных детей является важным процессом в школьной жизни. В силу того, что одаренность не является неизменным качеством личности, поэтому результаты её ранней диагностики не могут считаться абсолютно надежными. Одаренность ребенка может обнаружиться и на более поздних этапах его развития. Следовательно, диагностические процедуры должны проводиться с определенной периодичностью, охватывая весь контингент учащихся, и служить основой для корректировки учебных программ каждого ребенка.

Развитие творческого потенциала одаренных детей предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Типичный подход к обучению одаренных – это организация углубленного и ускоренного изучения детьми содержания школьной программы. В стандартные программы в различной форме включаются более сложные и дополнительные материалы. Но только лишь повышение уровня сложности и увеличение количества материала отнюдь не способствует созданию оптимальных условий развития одаренности. В обычной школьной программе почти нет творческих заданий. А развитие потребности в творчестве, развитие личностных характеристик способствующих реализации одаренности, также важно при работе с выдающимися детьми, как и повышение их интеллектуального уровня. В настоящее время разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерства и других творческих личностных качеств. При работе с одаренными детьми целесообразно использовать диалогические формы обучения. Сложившаяся форма общения в процессе обучения (спрашивающий учитель – отвечающий ученик) блокирует активность школьника в постановке вопроса. В качестве оптимальных условий стимуляции познавательной потребности ребенка как основы развития его способностей, психологи выделяют следующие характеристики процесса обучения: 1. Высокая самооценка ребенка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах. 2. Создание соответствующего психологического климата в семье и на уроке. Познавательная потребность может развиваться лишь в условиях радостного отношения к познанию.
Татьяна Леонидовна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 10:57

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Василина » 01 фев 2013, 17:42

Для выявления одаренности есть методики. Для начальных классов методики прописаны в книге Савенкова. Для старших классов уже используются психологические методики. О них есть информация на другой ветке форума "Психология"
Василина
 
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 18 сен 2012, 14:19

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Людмила Б. » 01 фев 2013, 17:26

Оценивание одаренности ребенка должно быть комплексным, а обследование - всесторонним.
Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, психосоциальное и физическое развитие, охватить как можно больший спектр способностей ребенка.
Важно помнить и о качественной стороне оценки, которая также имеет прямое отношение к принципу комплексного оценивания. Речь идет о выявлении соотношения уровней развития отдельных функций и способностей в структуре психики конкретного ребенка.
Но при этом следует помнить о том, что ребенка, показавшие высокие результаты хотя бы по одному из рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одаренного.
Только долговременное обследование может быть объективным. Психодиагностическое обследование, направленное на выделение уровня одаренности ребенка, должно быть долговременным. Диагностическое обследование, проводимое с целью отбора детей разовым быть не может. Этого не позволяют сделать ни современный уровень теоретической разработанности данной проблемы, ни существующий уровень методического обеспечения этого процесса.
Наиболее эффективны для психодиагностической работы – психотренинги.
Обычные диагностические методики, ориентированные на разовое обследование, требуют решения ребенком серьезных, специальных стандартизированных задач.
По результатам решения производится оценка.
Тренинговые методики преследуют обычно другие цели, прежде всего, цели развития, в процессе которого можно развивать долговременную диагностику и тем самым снять некоторые психологические преграды, неизбежно возникающие при различных исследованиях.
Встреча с незнакомым взрослым (психологом, педагогом и др.) какого бы специалиста по общению с детьми он из себя не изображал, для ребенка – тоже стресс. Сможет ли его преодолеть ребенок? На этот вопрос может быть несколько разных ответов, но одно не подлежит сомнению – все это скажется на результатах диагностики.
Диагностические задания тренингового типа позволяет избавиться от проблем. Ребенок, включенный в длительное обследование, может, постепенно избавившись от вышеперечисленных стрессов, выявить свои истинные возможности.
Необходимо учитывать потенциальные возможности ребенка. Большинство специалистов склоняется к тому, что при оценке уровня одаренности ребенка следует оценивать не только и не столько склонные, сколько его потенциальные возможности. В данном случае имеется в виду ориентация на
''зону ближайшего развития''. И именно в педагогическом и в более всего в социальном плане значительно важнее не то, что демонстрирует ребенок в данный момент, а то, что следует ожидать от него в будущем.
Следует опираться на экологические валидные методы диагностики, к которым относятся методы оценки поведения и деятельности в реальных, а не в искусственных лабораторных ситуациях.
В диагностике одаренности должны участвовать разные специалисты: психологи, педагоги, родители и дети. Притом последние не только в роли подопытных. Для каждой из этих категорий работников необходим свой, специально разработанный метод инструментарий. Только сопоставление этих данных может дать картину, максимально приближенную к истине.
Людмила Б.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 фев 2013, 17:00

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Наталья=) » 01 фев 2013, 17:19

Добрый вечер! Конечно, очень хорошо, если работа с одаренными детьми проводится и в школе, и в учреждениях дополнительного образования. Ребенок, обучаясь в одном и том же направлении у нескольких педагогов, развивается лучше, получает больше знаний. Школа и учреждения ДО должны поддерживать связь друг с другом. Тогда и результат будет положительным. В школе ребенок в течение дня должен переключаться с одного урока на другой, иногда и не совсем для него интересный. Посещая же после уроков занятия в УДО , занимаясь скорее всего любимым делом, ребенок получает удовольствие, эмоциональную разгрузку. Это происходит в том случае, если ребенок сам хочет заниматься дополнительно. а не заставляют родители
Наталья=)
 
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 03 апр 2012, 09:44

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Калашников С. В. » 01 фев 2013, 14:57

Поддерживаю идею о том, что выявлять одаренных детей можно с помощью различных олимпиад и конкурсов. Сейчас очень много заочных дистанционных олимпиад и конкурсов, которые можно найти с помощью Интернета. А вот музыкальные, спортивные, сценические , цирковые и т.п. способности могут проявиться в учреждениях дополнительного образования.
Калашников С. В.
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 15:41

Re: Выявление и развитие одаренности...

Сообщение Татьяна Леонидовна » 01 фев 2013, 14:52

Каткова Т.Л., Жедик Г.В.
Совершенно с Вами согласны (Сапожникова). Для развития творческих способностей нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой . Педагог играет немаловажную роль в деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.
Татьяна Леонидовна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 10:57

Пред.След.

Вернуться в Педагогика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron