Пути и способы выявления, сопровождения...

Re: Пути и способы выявления, сопровождения...

Сообщение рашка » 31 янв 2013, 16:32

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный;
Формы работы:
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
рашка
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:29

Re: Пути и способы выявления, сопровождения...

Сообщение Бобылева Н.М. » 31 янв 2013, 08:57

Добрый день коллеги! Да, существует множество путей, способов выявления и сопровождения одаренных и талантливых учеников, но, как уже было сказано коллегой, действительно необходимо еще создать и творческую среду для самореализации детей.
Бобылева Н.М.
 
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 10:42

Re: Пути и способы выявления, сопровождения...

Сообщение Людмила Артюхина » 30 янв 2013, 14:43

Добрый вечер. Рада с вами снова пообщаться. Я думаю, ничто так не губит способности, как стандартный, безжизненный, усредненный подход, репродуктивные задания, бесконечная фронтальная работа. Одаренность не развивается в узких, жестко заданных рамках! Для того чтобы способности развивались, их нужно постоянно тренировать, необходим простор для личностного роста. Ребенок должен учиться преодолевать трудности, рисковать, проявлять настойчивость в достижении цели, принимать на себя ответственность. Постоянное преодоление проблемных ситуаций вместе с возможностью испытать радость открытия и творчества способствует развитию этих важных личностных качеств. Очень эффективна на мой взгляд работа в малых группах с меняющимся составом, где ребенок находит собеседников, оппонентов, детей со схожими интересами; учится доступно высказывать свои оригинальные идеи и соотносить их с мнением партнеров.
Наконец, в ходе групповой работы у учителя неизмеримо больше возможностей использовать задания с разным уровнем сложности. Разумеется, это потребует и больших затрат времени при подготовке к уроку. Впрочем, эти издержки неизбежно ожидают учителя, всерьез взявшегося за работу с одаренными детьми. Ведь для развития таким детям необходимо изучение учебных материалов на качественно ином уровне.
На уроках нужно инициировать высокий уровень обобщений, использовать межпредметные связи, системный подход к изучению окружающей действительности. Ибо одаренным детям свойственны нестандартные подходы в интерпретации проблем, неординарное, масштабное видение процессов и явлений. Одаренные дети нуждаются в самостоятельном поиске ответов на вопросы, в ходе которого они обнаруживают неочевидные связи и находят оригинальные решения.
Людмила Артюхина
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 27 янв 2013, 11:29

Re: Пути и способы выявления, сопровождения...

Сообщение Лузия » 30 янв 2013, 13:59

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада возможности пообщаться и поделиться мыслями.
Чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках истории можно добиться, используя такие формы, как ролевые, деловые, игры. Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками: картами, документами, иллюстрациями.
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт. При чём одарённые дети оказывают помощь в его организации: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.
Лузия
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 02 фев 2012, 10:55

Re: Пути и способы выявления, сопровождения...

Сообщение рашка » 30 янв 2013, 12:21

Базовые принципы выявления талантливой молодёжи
- приоритет интересов личности ребенка, молодого человека, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье;
- принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей детей;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности у детей и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях;
- информационная доступность и открытость;
- опора на высококвалифицированные кадры, лучшие образовательные учреждения, передовые методики обучения и развития детей;
- индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования;
- межведомственное и сетевое взаимодействие;
- общественный и профессиональный контроль;
- принцип права на ошибку;
- сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов,
государственно-частное партнерство.
рашка
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:29

Re: Пути и способы выявления, сопровождения...

Сообщение Айгуль Шустова » 30 янв 2013, 06:54

Здравствуйте, уважаемые участники форума!

Олимпиады, конечно, важная часть работы с одаренными детьми. Но олимпиадные задания больше напоминают усложненный задачник. Хотя и это нужно: ребенок учится решать сложные задачи и заодно находит для себя потенциал для возникновения точки роста.
Все же из всех форм работы с одаренными детьми больше всего симпатизирую работе индивидуальной, или в небольшом коллективе, во внеурочное время. Ребенок пишет исследование, готовит проект и выходит на новый уровень. Конечно, при условии, что пишет не компилятивную работу, а создает свое, уникальное творение. Это и есть творческий уровень познания - создание нового на основе того, что уже знаешь. Еще важно научить ребенка анализировать полученный результат, сравнивать свой результат с результатом других учащихся (правда, делать надо это особенно осторожно, учитывая ранимость таких детей). Но главное здесь - не только сравнивать результат, а анализировать работы других одаренных учащихся, то есть делать своеобразный "обзор литературы". Еще нужно научить ребенка планировать свое самообразование, дальнейшую деятельность. Вот так хочется работать. Опыт же работы с одаренными учащимися вне рамок урока у меня пока не большой.
Хочу сказать большое спасибо Наталье Михайловне за информацию о методе "синектика".
Интересное доказательство в пользу такого метода есть в моей практике. Несколько лет назад работала в 5 классе (вела, правда, историю, впервые). Часто проводила игровые уроки, на которых учащиеся делились на группы по своему желанию, то есть по симпатии. И вот что заметила со временем: состав групп был практически постоянным. А однажды даже учащиеся смогли сделать открытие знания - то есть вывели самостоятельно на уроке то, что планируется изучать в старших классах (как раз в группе наиболее одаренных учащихся класса). Тогда списала это на то, что дети были особенными. А теперь подумала, что не зная, применила (конечно, только отчасти) метод "синектика".
Айгуль Шустова
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 06:57

Re: Пути и способы выявления, сопровождения...

Сообщение Косовских М.А. » 30 янв 2013, 05:50

Я согласен со всеми участниками форума что олимпиады один из наиболее удобных способов для выявления одаренных детей в области гуманитарных наук и по возможности сделать возможным создать своеобразную многоуровневую систему олимпиад с получением на каждом уровне определенные бонусы и в итоге чтобы результаты и победы в олимпиадах имели, в зависимости от уровня, и стимуляцию в том числе я считаю необходимо развивать систему грантов на обучение и другие формы материального поощрения за участие и победу в олимпиадах
Косовских М.А.
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 03:26

Re: Пути и способы выявления, сопровождения...

Сообщение evgeniia zinchenko » 30 янв 2013, 03:22

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом одаренные дети участвуют в самой разной исследовательской работе. Учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету. Ежегодно в конце учебного года в нашей школе, а затем в городе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своих исследовательских работ, победители получают награды. Творческие проекты по истории и обществознанию, выполняемые под моим руководством систематически получают высокие оценки. Чаще всего они выполняются в форме письменной работы, к которой прилагаются графики, диаграммы, интервью, результаты экспериментов, компьютерная презентация. (Например, при выполнении исследовательской работы «Подросток в группе риска» мы с ребятами провели анкетирование среди учащихся 6 – 8 классов и, составив диаграмму,выяснили, что большинство из них волнуют такие факторы риска как лишний вес, отсутствие хорошего досуга, а не курение, алкоголизм и наркотики, как мы предполагали в гипотезе).
При выполнении исследовательских работ применяем краеведческий материал. Работы «История моей школы», «Моя улица в прошлом, настоящем и будущем» не только формируют исследовательские умения и навыки на материале родного края, но и помогают ученику раскрыть свой креативный потенциал.
evgeniia zinchenko
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 08:01

Re: Пути и способы выявления, сопровождения...

Сообщение chulpan » 29 янв 2013, 16:01

рашка писал(а):Одной из наиболее эффективных форм работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов. В целях создания благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка внесены изменения в нормативные документы, регламентирующие проведение Всероссийской олимпиады школьников, предусматривающие максимальный охват обучающихся через эффективную организацию школьного этапа олимпиады на основе единых подходов к ее проведению, составлению заданий и проверке работ.

Годы кризиса в России негативно отразились на образовательном и интеллектуальном уровне образования. Установка на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволила вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь – это будущая национальная, профессиональная элита.
В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. Развитие одарённого ребёнка целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельного потенциала, способности быть автором, творцом, активным участником своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её осуществления, быть способным к выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремиться выйти за её пределы.
chulpan
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 01:04

Re: Пути и способы выявления, сопровождения...

Сообщение рашка » 29 янв 2013, 11:18

создание творческой среды для самореализации детей; организация системы основных образовательных событий для одарённых детей , это:

• создание системы конкурсов, олимпиад, выставок, фестивалей, спартакиад детей дошкольного возраста, начальной школы, среднего звена;
• олимпиадные тренинги по всем предметам (сетевое расписание в ходе учебных четвертей);
• мастер-классы приглашенных специалистов с учителями и обучающимися по предметам;
• погружение, курсы, очно-заочные школы в каникулярное время;
• предметные командные мероприятия стимулирующего и пропедевтического характера на базе опорных школ: лингвистические, физические, математические бои, турниры, карусели и т.п.;
• заочные олимпиады школьников;
• конкурсы, викторины по предметам;
• научно-практические конференции школьников (начальной школы, среднего и старшего звена);
создание банка авторских образовательных программ педагогов и перспективных технологий обучения одаренных детей;
рашка
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 09:29

Пред.След.

Вернуться в История и обществознание

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron