valserg56 » 29 янв 2013, 11:15
Школа – это тот социальный институт, где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность», тем более одаренный ребенок.
Считается, что обучать ребенка иностранным языкам надо как можно раньше. Это не совсем так. Психологи уверяют, что оптимальный возраст для изучения иностранного наступает только после того, как ребенок уверенно заговорит на родном языке, то есть в 5-7 лет, в небольшом возрасте можно заложить базу для дальнейшего обучения. В 14 лет закладывается вся языковая система.
Вся работа по выявлению способностей ребёнка разбита на 3 периода:
I этап - диагностический — на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. Во втором классе уже после первого полугодия, давая разноуровневые задания, можно выявлять способных.
Эту диагностику я проводила каждое полугодие, которая помогла мне выявить показатели развития мотивации к обучению выступают:
• интерес к обучению;
• активность учащегося в процессе обучения;
• отношение к обучению.
II этап - постепенный переход к обучению идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе. На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы, такие, например, как «мозговые штурмы».
А уже в конце 4-го класса в глаза бросается явная разница между понятием «способный» и «одаренный». Редким исключением могут быть дети, у которых одаренность проявляется гораздо позже.
А теперь о самом трудном – организации обучения одаренных. Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Организация работы с одаренными детьми трудна, т.к. предполагает организацию индивидуальной работы с ребенком из-за личностных интеллектуальных, психических и физических способностей и возможностей, требующих составления индивидуального маршрута, режима работы и способов продвижения к результату.
Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. На уроках такого ребенка можно «заваливать» заданиями повышенной сложности. Но большая часть работы идет через систему индивидуальных занятий, занятий в группах, где учитываются индивидуальные творческие способности, проследить творческую траекторию одаренного ребенка, научить логически мыслить, обогатить их словарный запас, причем не вызубренных слов, а слов, лексическое значение которых он может легко объяснить.
В работе с одарёнными детьми через уроки включать материал, который обычно не включается в стандартный учебный план, и поощрять глубокую проработку выбранной темы, осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными потребностями, отдавая приоритет самостоятельности и целеустремленности, творческого и продуктивного мышления, использование интерактивных технологий обучения. Современные УМК, разработанные по ФГОС, включают использование этой технологии в работе с младшими школьниками.
Грязнова Валентина Сергеевна