Филологическая одаренность:...

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Татьяна Леонидовна » 31 янв 2013, 19:33

Каткова Т.Л. и Жедик Г.В.
Наше ж мнение таково, что одаренность можно развить в каждом, а яркий талант, пожалуй, дается от рождения не всем.Одаренность проявляется в результатах труда по некоторым видам деятельности, как правило, выше среднего уровня достижений. У детей одаренность обнаруживается в самодеятельных занятиях, например, родители могут заметить, что их отпрыск много времени уделяет рисованию. Причем в других направлениях равноценной активности за ним не замечается. Как правило, в той сфере, которая так привлекает ребенка, он проявляет повышенный интерес, чувствительность к каким-либо аспектам: цветам, звукам, моделям.. И, конечно, поражает своими стремлениями в достижении результатов. Нередко бывает так, что даже преподаватели в школе не знают о способностях ребенка. Одаренные дети часто не афишируют, что могут что-то делать лучше других.

Что интересно, не каждый ребенок сохранит одаренность при себе до момента взросления. Дело в том, что под влиянием социальной среды, условий существования возможно и угасание заложенного потенциала. Бывает и так, что кто-то наделен даром, но не может его проявить в связи с тем, что просто не сталкивается с нужным видом деятельности. Наклонности могут обнаруживаться в определенные возрастные этапы. Например, дошкольники с большой степенью вероятности склонны к овладеванию языками, к этому же периоду можно отнести явную тягу к музыке и т.д.

Талант же - скорее уникальная данность, которая дается от рождения. Но талант требует "огранки". Т.е. ребенку талантливому необходимо осваивать техники мастерства, а иначе как. Иначе талант будет "зарыт в землю", если его игнорировать, не давать развиваться.
Татьяна Леонидовна
 
Сообщения: 26
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 10:57

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Захарова Лидия » 31 янв 2013, 18:17

Очень важная проблема - выявление одаренных детей. Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В третьих, одаренные дети, попадая в щкольные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделятъся, не выглядеть ««белой вороной» и их творческие возможности со временем нивелируются. [Ж.Брюно] “Усреднение” одаренного ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так называемым “синдромом бывшего вундеркинда”. Ощущение творческой несостоятельности, “зацикленность” на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что, в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности.
Захарова Лидия
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 18:03

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Попова Е.И. » 31 янв 2013, 13:29

Сейчас вообще обучающиеся не интересуются ничем! Их заинтересовать, даже театральной постановкой, и -то сложно. На различные игры и викторины они реагируют порой не очень хорошо, как будто им это надоело всё. Но есть всё равно виды работ, которые интересуют их больше: инсценировки, интерактивные игры, диспуты на актуальные темы, конкурсы-игры и др. С помощью таких методов можно развивать не только филологическую одаренность, но и другие качества: режиссерский талант, актерский и др. Одаренный ребенок - это очень важное звено в цепи педагога, ведь и сам учитель растет вместе с обучающимся, постигая вс новые истины.
Попова Е.И.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 08:54

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Эльза Рауфовна » 31 янв 2013, 12:19

Добрый день, коллеги. В работе с детьми, имеющими способности, важную роль играет сотрудничество с родителями. Если нет поддержки со стороны родителей, добиться желаемых результатов бывает нелегко. Участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, НПК порой требует материальные затраты. Поэтому родители тоже должны быть готовыми поддержать своих детей. В школе мы поднимаем вопрос о работе с одарёнными детьми на родительских собраниях, проводим индивидуальные беседы.
В нашей школе сложилась добрая традиция: в мае организуем «День хорошего ученика». Учащиеся и родители собираются в ДК. Все, кто в течение учебного года в чем-либо проявил себя, получают грамоты, независимо от того, как он учился. Не остаются без внимания и учителя, работавшие с ними работали. Им тоже вручаются благодарственные письма от администрации школы. Обычно в конце мероприятия зал пестрит грамотами. Ребята бывают очень довольны, потому что о каждом из них, перечисляя заслуги, говорят отдельно. В феврале и в марте проводим конференции пап и мам. В заключительной части в торжественной обстановке чествуем родителей, которые во всём поддерживают и помогают своим детям. Они получают грамоты, благодарности.
А как в других школах ведётся сотрудничество с родителями? Как вы чествуете своих отличившихся учеников?
Эльза Рауфовна
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 12:16

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Людмила Виталиевна » 31 янв 2013, 11:25

Одной из важнейших задач учителя является выявление одаренных детей.
На мой взгляд, условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Первые две категории, как мне кажется, это талантливые дети, а третья категория – это способные дети.
Людмила Виталиевна
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 09:51

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение lenabelovaem » 31 янв 2013, 08:57

Присоединяясь к уже прозвучавшим здесь мнениям коллег, хотелось бы добавить: да, действительно, филологически одаренных учащихся в школе не так уж и много. Но, как показывает опыт, много их не было и прежде, когда общество было гораздо более читающим. Ни для кого не секрет, что отмена такого экзамена, как сочинение, связана во многом с теми затруднениями, которые испытывает абсолютное!!! большинство учащихся при выполнении такого вида творческих работ. И, скорее всего, это путь правильный. Однако филологически одаренные дети не должны оставаться без внимания. В этом смысле хорошо можно использовать потенциал такого предмета , как родной(русский) язык. Именно здесь возникает для учителя то пространство, которое позволяет проводить интересные для филологически одаренных учащихся формы: "чтения", "поэтические состязания", различного рода исследовательские проекты, коллективные творческие работы. Программа родного языка изначально является метапредметной, позволяет соединять изучение различных видов искусств - и не эпизодически, как это бывает на литературе, а практически на каждом уроке. Здесь имеется возможность изучать возможности словесного выражения, сравнивать стилистику разных авторов - иными словами, углубляться в самые тайные недра языка, "бывать" в творческих лабораториях поэтов и писателей.
С другой стороны (и такое мнение тоже звучало здесь неоднократно), следует шире использовать потенциал дополнительных образовательных программ, программ внеурочной деятельности. В нашей школе, например, для обучающихся 5-6 классов разработана и успешно реализуется программа дополнительного образования "Постижение поэзии". На занятиях дети на практике изучают законы поэтической речи, имеют возможность создавать собственные произведения, представлять их перед публикой.
lenabelovaem
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 янв 2013, 14:55

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ЛИЛИЯ ТУР » 31 янв 2013, 08:03

Немецкому педагогу XIX века Адольфу Дистервегу принадлежит емкое и очень правильное, на мой взгляд, высказывание:
«Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить».
Глубоко убеждена в том, что воспитать творчески работающего ученика способен лишь творчески работающий педагог, ибо давно известно, что личный пример может убедить куда вернее словесных рек.
ЛИЛИЯ ТУР
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 10:37

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Зидымышева » 31 янв 2013, 06:23

Общеизвестно, что в городах дети имеют больше возможностей развивать таланты, вот в нашей школе закрыли все кружки, и дети после уроков предоставлены сами себе. С одаренными детьми работаешь на уроках, но этого не хватает для полных результатов, приходится проводить внеурочные занятия. Так, например, в памяти остались занятия с Хабибуллиным Олегом (впоследствии поступившим в педколледж) над исследовательской работой "Коты и кошки в русской литературе", подготовки к олимпиадам, к конкурсам чтецов.
Некоторые ученики под моим чутким руководством проводили даже уроки русского языка! Я сделала вывод, что при этом можно поймать 2-х зайцев сразу: во-первых, виден уровень понимания темы учеником, во-вторых, ученики с большим интересом слушают объяснение одноклассника.
Зидымышева
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 24 янв 2013, 04:14

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Н.Г. » 31 янв 2013, 06:15

Как выявить филологическую одаренность? В наше время это такая редкость, что ребенка с филологической одаренностью можно заметить с первого урока. К сожалению, таких детей единицы. Мне приходилось видеть работы обучающихся разных школ...Итог один: есть дети грамотные, есть дети обученные (у них ПРЕКРАСНЫЕ, но шаблонные работы), но именно "одаренных", в которых развита эта одаренность педагогом - единицы, потому что за стандартные 45 минут развить филологическую одаренность у обучающегося очень, очень сложно. Для этого нужны индивидуальные занятия - это раз. Второе - нужно прекрасно знать ребенка, с которым работаешь, понимать его душу. Тогда будет эффект.
Н.Г.
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 31 янв 2013, 06:03

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ОшееваЮВ » 31 янв 2013, 01:05

Захарова Лидия писал(а):Одаренность по своей сущности — явление целостное и многостороннее. Она имеет анатомо-физиологическое основание, определенную организацию и строение мозга, всех его функциональных систем. В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, к самовыражению и самоутверждению. В структуре одаренности важное место занимает эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты. Они стимулируют деятельность ребенка по практическому применению способностей и творческих сил. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека. Идейность, убежденность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раскованность и свобода, упорство, упрямство, способность стоять на своем, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина — все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта.

Спасибо Вам, коллега, что затронули один из важнейших аспектов заявленной проблемы - соотношение одаренности и талантливости :!: . Действительно, это не одно и то же. Хотелось бы выслушать и мнение других коллег, которые косвенно также касались этого аспекта. Как Вы разграничиваете детей одаренных и детей талантливых? Нужно ли такое разграничение? Если да, то как оно отражается в работе учителя с детьми?
ОшееваЮВ
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 06:13

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron