Филологическая одаренность:...

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ifhbaf » 29 янв 2013, 14:09

Работа с одарёнными детьми- важная составляющая в работе учителя- филолога, да и вообще учителя. Их так много- замечательных, нестандартно мыслящих, одарённых ребятишек. Надо только увидеть их в общей массе и направить работу с ними в нужное русло. Мы стараемся предложить воспитанникам различные конкурсы и олимпиады. Особенно ярко школьники раскрываются во время проведения декады русского языка и литературы:на конкурсах чтецов, на лучшее инсценирование , на лучшую стенгазету.
ifhbaf
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 14:52

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ifhbaf » 29 янв 2013, 13:40

Да, действительно, введение ЕГЭ несколько "переориентировало" нашу работу, и работают целеустремленно с одаренными детьми лишь те учителя, которые сами являются творческими людьми, стремятся развивать способности своих питомцев.
ifhbaf
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 14:52

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ifhbaf » 29 янв 2013, 13:35

У каждого из нас в нашей педагогической деятельности встречались дети, пишущие стихи, рассказы, умеющие видеть красоту слова, ясно, образно выражать свои чувства, мысли, переживания. Это филологически одаренные дети. Главная, но не единственная цель нашей деятельности в школе – помочь детям развить заложенные природой способности. Думаю, что очень важно верить в способности ребенка. Важно окрылить его. Одаренные дети (способные к творчеству) обладают отличной памятью. Они любознательны. С удовольствием читают словари. Такие дети требуют индивидуального подхода, с ними необходимо заниматься. Учитель, работающий с такими детьми, должен постоянно повышать свое мастерство, быть чутким и доброжелательным.
ifhbaf
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 14:52

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Фатхутдинова Лилия » 29 янв 2013, 13:20

Из опыта организации исследовательской деятельности одаренных учащихся
Фатхутдинова Лилия Асгатовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ села Верхние Бишинды Туймазинского района РБ, asgatovna@inbox.ru
Мой опыт возник при организации исследовательской деятельности одаренных учащихся 10-11 классов в рамках работы школьного научного общества.

В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Сохранение и развитие одаренности – это задача современного образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: организация развивающего подхода к одаренному ребенку и создания специальных условий для их обучения и развития. Способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, и одной из результативных технологий работы с одаренными детьми является вовлечение их в исследовательскую деятельность.
Старшеклассники показывают разный уровень владения языком в силу способностей и повышенной мотивации к изучению предмета. Довольно сложно организовать обучение в желаемом объеме в рамках урока, тогда на помощь приходят часы неаудиторной занятости, позволяющие учащимся реализовать интерес к изучению филологических знаний через вовлечение в исследовательскую деятельность в области филологии, в том числе и в рамках школьного научного общества.
Именно исследовательские умения позволяют самостоятельно работать со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов; развивают абстрактное мышление, необходимое учащемуся; способность формировать свое мнение и умение его отстаивать; общаться с аудиторией, выступая на конференциях, дают положительные результаты в изучении предмета. Стала очевидной необходимость формирования и развития исследовательских умений старшеклассников в рамках расширения знаний по филологии и реализации программы «Исследователь-филолог» для одаренных учащихся.
Актуальность моего опыта в этом направлении обусловлена с одной стороны приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, требованиями к образовательной деятельности, зафиксированными в Фундаментальном ядре содержания общего образования, и неготовностью школы к решению этих проблем традиционными методами. Перед школой встала насущная задача развития системы поддержки сформировавшихся талантливых детей и поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий, в том числе и через организацию исследовательской деятельности учащихся.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме.
Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».
Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
1.Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2.Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
3.Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификаци помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4.Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
5.Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности учащихся может строиться через: учебную предметную деятельность (монопредметные, межпредметные или надпредметные исследования по какой-то проблеме, включение элементов исследовательской деятельности в работу на уроке); внеучебную проектно-исследовательскую деятельность (социальные проекты, организацию работы ученического научного общества); игровую деятельность (деловые игры, направленные на развитие навыков исследовательской работы); организацию научного общества учащихся.
Одним из видов исследовательской деятельности учащихся является работа над исследовательскими проектами. В нашей школе имеется научное общество учащихся, где учащиеся имеют возможность познакомиться с основными этапами, характерными для научного исследования, а затем воплотить свои навыки в реальном научно-исследовательском проекте и представить результаты своего исследования на конференции. Такое научное общество учащихся работает и в нашей школе, и одним из направлений его деятельности является филологическое. В настоящее время, в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» проводится большое количество исследовательских конкурсов и конференций, требующих высокого качества исследовательских работ. Одним из условий эффективной исследовательской деятельности в рамках работы над исследовательскими проектами в научном обществе является организация работы с одаренными детьми, которые помогут создать и защитить научно-исследовательские проекты на высоком уровне. Во время действия республиканской опытно-экспериментальной площадки БИРО (2005-2008гг.) по апробации учебников лингвокультурологического направления на базе МБОУ СОШ с. Верхние Бишинды Туймазинского района (научный руководитель профессор Л.Г.Саяхова) в сотрудничестве с учащимися нами были составлены много исследовательских проектов по линвокультурологии. При организации занятий исследовательской деятельностью в рамках научного общества автор не только формирует метапредметные умения, такие как определить план организации исследовательской работы, оформить результаты поиска, проанализировать и оценить полученные результаты, выбрать способ представления материала, но и развивает интерес к родному и русскому языкам, потребность в их изучении, но и расширяет знания об изобразительно-выразительных средствах языка, учит видеть их в тексте, а значит учащиеся могут лучше справиться с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку, суметь понять, почему тот или иной текст производит (или не производит) сильное впечатление, развивать навык работы со справочной и научной литературой, попробовать свои силы в анализе и сравнении понятий, сделать свою собственную речь (устную и письменную) более выразительной, понятной и точной. Занятия по программе “Исследователь-филолог” организованы для учащихся 9-11-х классов в рамках исследовательской деятельности в рамках работы школьного научного общества. Знания, умения, навыки и способы деятельности, сформированные у школьников при изучении данного курса, востребованы не только в школе, но и в выбранной ими профессии, одной из которых может стать наука.
Для начала обучения учащимся предлагается изучить основные виды исследовательских работ по русскому языку: доклад, тезисы, литературный обзор, рецензия, реферат, проект, учебно-исследовательская работа. Чтобы ученики могли работать над индивидуальной темой, вести самостоятельный поиск, необходимо овладеть рядом технических навыков самостоятельной работы. Организуя исследовательскую работу с одаренными старшеклассниками в рамках научного общества, целесообразно изучить основных понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, анализ, синтез, сравнение, метод исследования, научная тема, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, принципам выбора темы и обоснованию ее актуальности, формулированию гипотезы исследования и постановке цели и задач исследования. Также целесообразно уделить внимание работе с источниками информации: видам информации: источникам информации: популярным и справочным изданиям по лингвистике, электронным библиотекам, их возможностям в проведении исследования, специализированным филологическим сайтам, работе с научной литературой, принципам составления библиографии, правилам оформления ссылок и списка литературы, способам обработки полученной информации. На этом этапе нужно развивать умение видеть проблемы. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблему исследования – хорошее подспорье и для подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ.
Работа не приобретет завершенного вида, если ученик не имел возможности выступить с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией. Представить свой труд ученики могут на научно-практических конференциях различного уровня. Подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции – важный этап исследовательской деятельности.
Цель школьных чтений – затронуть те вопросы, которые на уроках почти не рассматриваются. Одаренных детей, я уверена, не может быть много, но качество выполненной работы должно быть высоким – это перспектива, мое главное требование к работе с одаренными детьми.
В процессе правильной организации научно-исследовательской деятельности у детей развиваются менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность, ее ход и промежуточные результаты. Формируются коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы, вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Появляются презентационные умения и навыки: монологической речи, артистические умения, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Конечно, не каждый, кто успешен на научно-практических конференциях станет студентом-филологом, но многие научатся вниманию к слову, навыкам работы с разного рода информацией, умению оформить мысль в продуманном и выразительном высказывании, отстоять свою позицию в полемике со сверстниками. Это, безусловно, пригодится им и во взрослой жизни, успешность которой в немалой степени основывается на опыте школьной жизни.
Успехи моих учащихся за последние годы:
− Габидуллина Альбина (11 класс) – 1 место на районном конкурсе литературно-творческих работ, посвященных 45-летию города Туймазы и 75-летию Туймазинского района, с сочинением на тему «Тайны моего современника» (2007);
− Зарипова Айгуль (9 класс) – 3 место на научно-практической конференции учащихся города Туймазы и Туймазинского района с исследовательской работой «Традиции русской классической литературы в творчестве Сергея Чекмарева»(2007);
− Зарипова Айгуль (10 класс) – 1 место на районно-городской НПК с литературно-поэтической работой «Озарена тобою жизнь моя» (2008г.);
− Саитгареева Элина (8 класс) – 1 место на районном конкурсе сочинений, посвященных Дню суверенитета Башкортостана, с сочинением-эссе «Край благодатный талантом и трудом» (2009);
− Нагимуллина Диана (8класс) – 3 место на районно-городской НПК с журналистским исследованием «Гусеводство в Туймазинском районе»;
− Гимазетдинова Алина (9 класс) – 1 место на районном конкурсе литературно-творческих работ с сочинением – размышлением «Вы – блестящий учитель! Запомните это…» (2010);
− Габидуллина Альбина (10 класс) в учебном году стала лауреатом районо-городской научно-практической конференции с проблемно-реферативной работой «Актуализация этнической памяти в произведении В. Даля «Башкирская русалка»
− Низамова Алия (8 класс) – 3 место на районо-городской НПК) с литературно-журналистским исследованием «Давид Бурлюк в Башкирии» (2012)$
− Исследовательский проект «Концепты «мать» и «отец». 11 класс. (Научно – исследовательская работа Фатхутдиновой Л.А. и учащихся 11 класса опубликована в сборнике «Коммуникативно – культурологический подход к обучению лингвистическим дисциплинам» (материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею ученого-методиста, доцента, Отличника просвещения РФ Давлетбаевой Р.Г.). – Уфа, 2010, стр. 177 – 190.)

Использованная литература


•Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.
•Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся» Начальная школа. №2, 2007 г.
•Кобякова Т.И.Концепты духовности в русской языковой картине мира /Под.ред. Л.Г.Саяховой/, Уфа, 2004.
•Муллагалиева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. Издательство Ладомир, Москва, 2006/
•Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании познавательного интереса обучающихся /А.В. Лебедев// Среднее профессиональное образование. 2010.- №3,.- с. 30-32.
•Любимов Л.Л. Школа и знаниевое общество в России [Текст]/Л.Л. Любимов// Вопросы образования. 2007.- №4,.- с. 11-14.
•Савенков А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. – М.: Генезис, 2005.
•Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 2. – С. 29 – 42.
•Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 18 – 23.
•Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
•Шуралев А.М. Ассоциативно – концептуальный словарь художественных деталей русской литературы ХIХвека: Учебное пособие для учителей русского языка и литературы и учащихся общеобразовательных школ гуманитарного профиля. М.: Ладомир, 2006.
Кобякова Т.И.Концепты духовности в русской языковой картине мира /Под.ред. Л.Г.Саяховой/, Уфа, 2004.
Фатхутдинова Лилия
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 09:01

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Сорокина Ольга » 29 янв 2013, 12:51

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада возможности пообщаться и поделиться мыслями. Позволю себе не согласиться с тем, что ЕГЭ является одной из главных причин, мешающих развитию филологической одареннности. Как эксперт по проверке части С могу утверждать, что, несмотря на "натаскивание", на стремление педагогов научить ребят создавать текст по схеме, наибольшее количество баллов получают именно дети, обладающие этой филологической одаренностью. И это ни для кого не секрет. Ведь чтобы научить ребенка выходить за рамки схемы, его необходимо познакомить с этой схемой. А потом показать возможные пути преодоления ее границ. А дальше предложить ученику найти собственные пути и способы проявить свою одаренность.
На мой взгляд, самая большая проблема, с которой сталкивается современный учитель русского языка, - это сокращение лексического запаса современных школьников. И этому есть объективные причины: SMS и Интернет-общение, столь популярное среди подростков и молодежи предполагает использование коротких фраз и сокращенных слов; в жизни наший детей все меньше остается бабушек и дедушек - носителей ярких явлений нашей речи таких, как фразеологизмы, пословицы, поговорки и даже слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Когда вы, к примеру, в последний раз слышали слова "сыночек", "доченька" или "лебедушка"? Добавим сюда тот факт, что наша молодежь - преимущественно люди не читающие художественную литературу. Из нашей речи уходит эмоциональная составляющая.
Можно еще много рассуждать на эту тему. Но я считаю, что филологическая одаренность непосредственно связана с работой учителя по расширению словарного запаса учеников. Это ее основа.
Сорокина Ольга
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 12:26

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Людмила Виталиевна » 29 янв 2013, 12:22

Выбор тех или иных методов для работы с одаренными детьми зависит от того, есть ли вообще одаренные дети в классе или от категории одаренных детей. Прежде чем начинать работать с классом я выявляю (методом наблюдения, беседы с учащимся, опроса, беседы с учителем начальных классов), какой категории одаренные дети есть в классе. Я придерживаюсь такой классификации одаренных детей:
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук;
- дети с высокими творческими способностями;
- дети с высокими лидерскими способностями;
- учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Людмила Виталиевна
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 09:51

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение usupa71@mail.ru » 29 янв 2013, 09:46

Да, на самом деле эта проблема на сегодняшний день является актуальной. Выявление одаренных по филологии дело нелегкое, но возможное. Хотя детей, которые хотят работать творчески не много, но они есть. Есть такие учащиеся, которые с желанием пишут сочинение, хотят высказать свою мысль в стихотворениях, эссе... В первую очередь, нужно их увидеть, выявлять. И с этими учащимися нам, филологам, нужно вести серьезную работу,уметь заинтересовать, чтобы дети не разочаровались в задуманном.
Путей выявления одаренных много. Одна из них - исследовательская работа. Ежегодно мы участвуем в очном этапе районного конкурса исследовательских работ в рамках Малой академии наук школьников РБ и занимаем призовые места. Также отправили заявку на конкурс по русскому языку "Альбус".
usupa71@mail.ru
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 04 апр 2012, 11:13

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Попова Е.И. » 29 янв 2013, 09:26

Одарённые дети! Боже мой, с каждым годом их становится всё меньше и меньше. И мы должны сделать всё, чтобы эти дети продвигались вперед, росли и их творческий ручеек никогда не погас. Правильно сказано в предыдущем сообщении о том, что сейчас большее время уходит на подготовку обучающихся к ЕГЭ и ГИА, ведь ребятам очень сложно справиться с такими заданиями. Приходится много времени уделять подготовке к экзаменам.
Первое с чего мы должны начинать, по моему мнению, это выявлять одарённых детей уже в начальной школе и разрабатывать программы работы с ними. Второе - занятия систематически проводить, так как у некоторых этого совсем не получается. Третье - разрабатывать новые интересные задания, работы, с помощью которых ученик будет выходить на новый уровень творчества. Далее, неусыпно следить за его новыми произведениями, наталкивая обучающегося на определенные мысли и корректируя его работу.
То есть, мы дожны хорошо продумать план работы с обучающимися, найти индивидуально-личностный подход к обучению в данной области.
Такие темы нельзя пропускать мимо!Обсуждая их, мы сможем найти выход из сложившейся ситуации.
Попова Е.И.
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 08:54

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ОшееваЮВ » 29 янв 2013, 06:29

Мы рады приветствовать вас, уважаемые коллеги, на очередном межрегиональном Интернет-педсовете!
С учителями-словесниками в этот раз нам хотелось бы обсудить проблему выявления одаренных детей и развития талантливой молодежи в образовательных учреждениях нашей республики.
Не секрет, что среди учащихся очень много детей, одаренных в области филологии. Они пишут удивительные стихи и сочинения, участвуют в олимпиадном движении и различных творческих конкурсах, это, безусловно, дети начитанные, не просто интересующиеся русским языком и литературой, но и небезразличные к дальнейшей судьбе русского языка и литературы, они активны в жизни школы (создают и выпускают удивительные стенгазеты, издают сборники собственных творческих работ).
В связи с появлением нового Закона "Об образовании" у ряда учителей возникло немало вопросов, связанных с дальнейшей судьбой предметов "Русский язык" и "Литература" и судьбой многих школьников, талантливых в этих предметных областях. Очевидно, что обучение школьников на старшей ступени превратилось сегодня во многом в чистой воды "механическую" работу, когда учителя озабочены лишь "натаскиванием" детей для сдачи ЕГЭ, а места для полноценной творческой работы с одаренными детьми совсем не остается. Потому очень важно сегодня обсуждать подобные насущные проблемы и предлагать решения, способные дать результаты. Мы будем рады выслушать ваши предложения по заданной теме интернет-педсовета, обсудить методику работы с такими детьми в школе как на уроках, так и во внеурочной деятельности, оценить уже имеющийся у коллег опыт в этом нелегком деле воспитания и развития талантливых учащихся.
Приглашаем вас к активному участию!
ОшееваЮВ
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 23 дек 2011, 06:13

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Дибаева » 28 янв 2013, 04:19

Казалось бы, филологическая одаренность – явление вполне закономерное. Разве не уникален тот факт, что ребенок постигает языковые законы и нормы практически самостоятельно. Взрослые учат детей произносить отдельные слова, а изменять эти слова, складывать их в предложения ребенок пытается сам, приспосабливаясь к законам той языковой среды, которая его окружает.

Однако чем старше становятся дети, тем пассивнее их речетворчество. К 10-11 классам они испытывают огромные затруднения в таком виде деятельности, как сочинение по литературному произведению. Вот почему на уроках русского языка, литературы и русского языка, используют систему приемов и методов работы по выявлению и развитию филологической одаренности учащихся, то есть, образно говоря, одну за другой преодолеваем «ступеньки к творчеству».
Я очень рада тому, что данную тему выставляют на обсуждение и нужно решать проблемы вместе.
Дибаева
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 24 сен 2012, 10:07

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1