Давлетова » 03 фев 2013, 18:00
Серьёзно, потому что интересно. Интересно, потому что серьёзно.
Система работы с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 44: проблемы, перспективы.
В каждом человеке с рождения заложены определённые способности. У кого-то с детства задатки художника, у кого-то – музыканта. Некоторые легко в уме складывают, делят, умножают. Другие легко рифмуют всё и вся, сочиняя собственные стихи. Но есть ещё дети с задатками исследователя, которым важно и интересно рассмотреть, что внутри игрушки и как она работает, постигнуть суть вещи, дойти до главного. Есть дети, которым мало той информации, которая даётся на уроках по школьной стандартной программе, у них потребность познать тему шире и глубже. Таких детей мы называем одарёнными. Литературы, раскрывающей понятие «одарённый ребёнок», помогающей работать с ними на сегодняшний день достаточно много. Но, на мой взгляд, как человека, курирующего работу с одарёнными детьми в МАОУ СОШ №44, система данного фронта работы зависит от самой школы: каков контингент детей в школе, каков контингент учителей, каковы возможности у школы.
На протяжении многих лет в МАОУ СОШ №44 учителями ведется планомерная работа по программе «Одаренные дети», в процессе которой сложилась система, некий алгоритм, предполагающий определенную последовательность в обучении. Хочется отметить очень важную деталь этой системы – это сугубо индивидуальный подход.
Выявление творческого потенциала путем изучения портфолио учащихся, анкетирования с целью изучения интеллектуальных и психологических способностей творческой личности, включения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Психолог нашей школы выявляет одаренных детей по тесту Савенкова, затем методист школы совместно с психологом, руководителями ШМО формируют банк одаренных детей. Также для одаренных детей создано научное общество учащихся, которое включает более 20 детей.
В работе с одаренными детьми большое внимание обращается на подготовку их к олимпиадам.
Для этого проводятся факультативные занятия по 9 предметным секциям. С учениками, которые по окончанию прошлого учебного года стали призерами или победителями, учителя занимаются индивидуально.
В стенах нашей школы проводятся отборочные туры по предметным олимпиадам, конкурса чтецов, НПК МАН. Эта работа организуется для того, чтобы нашу школу на районном, городском и других уровнях олимпиад, конкурсов и конференций представляли дети, подготовленные на высоком уровне.
Ежегодно наши ученики участвуют на олимпиадах и конференциях различного уровня. Такое участие детей поддерживается любым учителем нашей школы, так как каждый из них считает, что такие мероприятия помогают, во-первых, выявить одарённого ребёнка по предмету, во-вторых, развивать интересы детей, в-третьих, утолять информационный голод нашего одарённого ребёнка.
Особенно нами облюбованы такие олимпиады как:
1. Международная олимпиада по основам наук (г. Екатеринбург).
В 2011-2012 г. по географии стала призёром ученица 11А класса. В этом учебном году участие принимают 40 учеников по разным предметам. Они прошли первый и второй туры олимпиады. На данный момент ждём результатов 2 тура, а также очный 3 тур.
2. Центр поддержки талантливой молодёжи (г. Бийск).
В 2011-2012 учебном году было более 20 участников среднего и старшего звена по русскому языку, литературе и математике. В этом учебном году мы привлекаем к этой олимпиаде младших школьников (1-4 классы).
Задания в данной олимпиаде отличаются сложностью и оригинальностью, а также они рассчитаны на выявление детей с широким кругозором.
3. Русский медвежонок, Кенгуру, Британский бульдог. Данные олимпиады в нашей школе тоже привлекают внимание.
Для одаренных детей по спортивному направлению организованы регулярные тренировочные занятия по расписанию спортивных секций: баскетболу, волейболу, легкой атлетики, лыжным гонкам. Также проводятся дополнительные индивидуальные занятия с целью подготовки призеров и победителей различного уровня. Для приобретения опыта в соревнованиях учителя физкультуры проводят внутришкольную спартакиаду «Здоровье» в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий. Команда юношей по баскетболу была участником всероссийского суперфинала «КЭС-БАСКЕТ», которые выполнили 1-ый взрослый спортивный разряд. Ежегодно команда юношей и девушек участвуют в финальных соревнованиях Российского смотра физической подготовленности учащейся молодежи в городе Анапа и является неоднократным победителем и призером.
Также в нашей школе работают Мастера спорта по спортивным бальным танцам, семейная пара Хазиевых, которые готовят детей для участия в республиканских и всероссийских турнирах.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность в нашей школе интересует как учеников, так и учителей особенно. Помимо школьного НПК МАН, наши ученики ежегодно участвуют на районных, городских, республиканских и всероссийских конференциях. На уровне традиций стало участие наших учеников с научно-исследовательскими работами на таких конференциях как:
1. Ломоносовская конференция ( в марте).
2. МАН «Интеллект будущего» (апрель, май).
3. «Чистая наука» (апрель)
4. «Ступени» (декабрь)
На уровне традиции стало участие нашей школы во Всероссийском проекте г. Обнинска МАН «Интеллект будущего». Третий год подряд наши ученики на этом конкурсе научно-исследовательских работ завоёвывают призовые места. Учителя, чьи ученики ездили в г. Санкт – Петербург, (для учеников 9-11 классов конференция проходит в г. Санкт – Петербург) убеждены в том, что это ещё одно из тех необходимых, полезных, развивающих мероприятий для поддержки одарённых детей. В 2011-2012 учебном году на конференцию ездили 7 учеников. Наши ученики защищали свои исследования в следующих секциях: русский язык, физика, экономика, культурология, экология, английский язык, мемориальное краеведение. Результаты участия: русский язык – лауреат 3 степени, ученица 11Г класса – Чистякова Виктория; физика – лауреат 1 степени, медаль за «Лучшую работу в секции», ученик 11Г класса – Веселов Алексей; экономика – лауреат 1 степени – 2 ученика, один из них получил медаль за «Лучшую работу в секции» - ученики 11 класса Файзыров Искандер, Иванов Шамиль; культурология – лауреат 3 степени, ученица 10 класса, Гнилицкая Александра; экология – лауреат 1 степени, ученица 9 класса Захарова Милана; английский язык – лауреат 2 степени, ученица 8 класса Воробьёва Ольга; КБ – лауреат 2 степени, ученица 8 класса Набиева Карина.
По результатам 2011-2012 учебного года в районе наша школа является лидером олимпиадного движения, а также занимает второе место по результатам участия в НПК МАН.
Немаловажным фактором в своей работе считаем поддержку и поощрение талантливых детей.
В конце учебного года (в мае) мы проводим праздник «Парад достижений», на котором чествуем благодарственными письмами от лица администрации нашей школы наших победителей и призеров олимпиад различных уровней, а также приглашаем на этот праздник родителей, которые имеют возможность погордиться своими детьми.
Директор школы материально стимулирует учителей, подготовивших победителей и призеров.
Победа на олимпиадах, конференциях, конкурсах – это грамотная, профессиональная работа учителя, которая требует постоянного развития и пополнения новой информацией. Как для ребенка, так и для учителя необходимы условия для развития. Для подготовки к олимпиадам уровня городского и выше, необходима методическая и информационная помощь, в этом могут помочь ВУЗы, в частности преподаватели. Мы считаем, что любой школе необходим доступ к такому сотрудничеству: учитель - ученик - преподаватель ВУЗа.
Вундеркинд – в переводе «чудесное дитя». С чудесным дитя надо уметь не просто работать. Чудесное дитя надо услышать, понять, быть готовым в любое время уделить внимание. С одарённым ребёнком, как правило, работают учителя творческие по своей сути. Их тоже можно назвать одарёнными. Как учителю, так и ученику школа должна оказывать всяческую помощь: техническую, информационную, материальную, а также моральную. Только при совместной деятельности возможно и выявление, и поддержка, и развитие одарённых детей.
А.Ф. Давлетова, методист школы, учитель русского языка и литературы