Филологическая одаренность:...

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение fizaliia » 05 фев 2013, 11:46

Как хочется, чтобы в стране было как можно больше одарённых детей, именно в области филологии. Литература учит нас быть добрыми, благородными, высоконравственными, готовыми к самопожертвованию. А самое главное такие дети увлекают за собой окружающих. "Заражают" своими знаниями друзей и одноклассников. Для креативных детей духовные ценности всегда на первом месте.
Видеть учащихся, интересующихся литературой, словесностью, искусством - это счастье. Но детям нужна поддержка, поэтому учителю необходимо помогать им во всех их начинаниях. Очень жаль, что у учителей времени на это ограничено. В некоторых сельских школах один учитель готовит детей и к ЕГЭ, и к ГИА, а ещё плюс экзамены по выбору (литература). Телегина Ф.З.
fizaliia
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 20 янв 2013, 13:33

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Эльза Рауфовна » 05 фев 2013, 10:57

Нельзя не согласиться с мыслями Лилии Тур и Владимировой И.М. о роли учителя; о том, что «всё изначально, начинается не с любви к предмету, а с любви к учителю. Интересному, вдохновленному и вдохновляющему. Именно такой учитель, заражающий своей любовью к тому, что он делает, может привить любовь к предмету».
В моей практике были такие случаи, когда из-за раздоров с учителем дети теряли интерес к предмету. Хотя к этому предмету у них был и интерес, и способности.
Думаю, что мы, учителя, прежде всего должны работать над собой, а потом уже что-то требовать от детей.
Эльза Рауфовна
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 12:16

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Эльза Рауфовна » 05 фев 2013, 10:49

Аразбай! Полностью солидарна с Вами. Я тоже часто практикую вариативное домашнее задание. Это помогает выявлять и развивать не только одарённых детей, но ещё и безразличных учеников. В коллективе обязательно найдётся хотя бы один, кто совсем не выполнит ни одного задания. Это уже сигнал для тревоги. Мы должны работать не только со способными детьми, но и со слабыми, безразличными. Иначе у таких детей совсем пропадёт интерес ко всему, если на них никто не будет обращать внимание.
Эльза Рауфовна
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 12:16

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Эльза Рауфовна » 05 фев 2013, 10:23

"Согласна с мнением многих оппонентов, что работа с одаренными детьми-это огромный труд. Таких детей, как правило, учитель выявляет интуитивно, а вот поддержка психологической службы необходима. Ведь есть очень скромные, "зажатые" дети, которые боятся сказать что-то не так. Здесь- то и поможет психолог, который "обнаружит" талант, а вот дело учителя-развить его. К сожалению, в условиях сельской малокомплектной школы психологической службы нет, и учитель работает на "опыте и интуиции". Жаль, но много талантливых детей не раскрыто," - пишет Владимирова И.М.
Такая же проблема и в нашей школе, хотя она не малокомплетная (у нас получают образование более 400 детей!).
Эльза Рауфовна
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 12:16

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Владимирова И.М. » 05 фев 2013, 09:47

Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Я, наверное, сегодня скажу о наболевшем. В условиях сельской малокомплектной школы проблема не только в отсутствии психологической службы в образовательном учреждении, но и в малом количестве детей. С одной стороны это хорошо, так как есть возможность работать с ребенком индивидуально, а на деле...Способного ученика ( я не говорю об одаренном ) буквально "растаскивают" учителя-предметники. Порой не учитываются ни виды одаренности ребенка, ни его желания ( к сожалению есть случаи педагогического давления). Вот и "кочует" ученик с одной олимпиады на другую. Везде понемногу, а результата нет, потому что учителей много, а голова у ученика одна. И к концу олимпиад ходит такой ученик уставший и ничего не желающий делать.
Уважаемые коллеги,подскажите, пожалуйста, как вы решаете данную проблему?
Владимирова И.М.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 фев 2013, 04:44

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ifhbaf » 04 фев 2013, 16:50

По мнению многих исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности, должно отвечать следующим основным характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, что способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.
Одной из форм работы с одаренными детьми является менторство (индивидуальное руководство). Но в нашей стране эта форма известна мало. Пока у нас при всех переменах в системе образования, эта форма работы не используется целенаправленно. В некоторых школах можно встретить научных работников, студентов, которые проводят дополнительные занятия или же ведут кружки. Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом, с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения.
Для того чтобы работа с одаренными детьми была благотворной и успешной необходимы следующие моменты:
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
 учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
 учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
 учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
 учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
 увлечен своим делом;
 способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
 профессионально грамотным;
 интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
 проводником передовых педагогических технологий;
 психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
 знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
 творческие мастерские;
 групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
 факультативы;
 кружки по интересам;
 занятия исследовательской деятельностью;
 конкурсы;
 интеллектуальный марафон;
 научно-практические конференции;
 участие в олимпиадах;
 работа по индивидуальным планам;
 сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
ifhbaf
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 14:52

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Аразбай » 04 фев 2013, 14:52

Филологическую одаренность развивать необходимо! Дети в классах разные и у каждого разные возможности, и задача учителя - рассмотреть "изюминку", увидеть то, на что может быть способен ребенок. К сожалению, на уроке организовать индивидуально-дифференцированную работу с филологически одаренными детьми не всегда представляется возможным из-за недостатка времени, но выход есть - вариативное домашнее задание, которое часто я предлагаю детям. Вот тут-то - огромное поле для творчества детей, ведь на первой ступени главное - направить, организовать творчески мыслящего ребенка. Но главное - обязательно на следующем уроке детям дать время для "презентации" своей работы, выслушать, отметить, поддержать. В каждом классе есть дети с низкой самооценкой, закомплексованные. Такой вид домашнего задания зачастую помогает им раскрыться, представить свое "Я".
Аразбай
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 04 фев 2013, 12:49

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Дейниченко О.Н » 04 фев 2013, 13:13

Урок - естественная среда, в которой происходит выявление и развитие одаренности, и задача каждого учителя - предоставить возможность для развития разных по одаренности детей. Один из путей поддержки индивидуальности одаренных детей на уроке – дифференциация.
Дифференцированный подход способствует развитию умений:
- работать в сотрудничестве;
- самостоятельно добывать учебную информацию;
- самостоятельно оценивать глубину и содержательность своих знаний.
Первый шаг- объективная оценка знаний, умений, навыков самим обучающимся.
Например, работа с карточкой:
Оцени свои знания и подумай, что ты усвоил хорошо, а что еще требует доработки дома.
Оценивай так:
№ Знать и уметь Оценка
1 Знаю определения подлежащего и сказуемого как главных членов предложения.
2 Могу перечислить вопросы, на которые отвечают главные члены предложения.
3 Знаю, как найти грамматическую основу в предложении.
4 Умею безошибочно определять части речи, которыми выражено подлежащее.
5 Умею безошибочно определять тип сказуемого (ПГС и СГС)
6 Знаю, как различать ПГС и СГС. Могу привести примеры.
7 Знаком с особыми случаями выделения сказуемого в тексте.
8 Знаю о роли грамматической основы в предложении.
9 Умею производить синтаксический разбор простого предложения.
10 Смогу создать собственный текст на заданную или свободную тему, опираясь на изученный материал.
«+» - знаю твердо; «± » - знаю, но сомневаюсь; «-»- не знаю.
Второй шаг - выбор заданий по сложности и степени самостоятельности выполнения.
Доверие – путь к развитию индивидуальности одаренного ребенка.
Дейниченко О.Н
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 30 янв 2012, 15:29

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение husainova8 » 04 фев 2013, 12:01

Главное в системе работы с одаренными детьми- личностное развитие ученика. Способности могут только усиливаться с течением времени, если для этого создаются особые условия. Поэтому характер и стиль взаимодействия учителя и ученика должен предполагать открытость, диалогичность. Учитель выполняет функции не только носителя информации, но и консультанта, направляющего поисковую работу учащегося. Считаю,что при данной работе необходимо исходить из выстраивания индивидуальной работы с каждым одаренным учащимся в отдельности. Организация дифференцированной работы с учащимися на уроке- это путь, который приведет как учителя, так и ученика к успеху.
husainova8
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 01 фев 2013, 10:00

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ifhbaf » 04 фев 2013, 12:01

Эльза Рауфовна писал(а):1.02. Русский язык и литература.
К сожалению, работа с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы осуществляется на чистом энтузиазме учителя, хотя требует при этом огромных моральных и материальных затрат. Думаю, что если бы учителя-энтузиаста поддержали специальной и методической литературой, программами, наглядностью, оплатой внеурочной деятельности, то и результаты развития всех видов детской одарённости были бы гораздо выше, не только в специализированных образовательных учреждениях, но и в условиях самой обычной общеобразовательной школы. Вся наша дополнительная работа в этом направлении – неоплачиваемая. Может быть поэтому не все коллеги хотят работать дополнительно? Ведь не каждый готов «жертвовать» своим личным временем.

Вы совершенно правы, Эльза Рауфовна! Работа с одаренными детьми требует огромных усилий, времени, энтузиазма, дополнительных усилий, затрат. Эта работа незаметна, вроде никого и не интересует: ни администрацию, ни коллег, ни родителей. В моей практике всего 2 родителя проявляли к этим индивидуальным занятиям интерес. Работа держится только на стремлении учителя, его неуспокоенности, его увлечении своей работой, профессией филолога. При этом, я думаю, и сам учитель должен быть филологически одаренным.
ifhbaf
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 04 фев 2012, 14:52

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron