Филологическая одаренность:...

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Эльза Рауфовна » 04 фев 2013, 10:56

В течение последних лет я работаю над проблемой развития творческих способностей учащихся. Думаю, что очень важно верить в способности ребенка. Важно окрылить его. Одаренные дети (способные к творчеству) обладают отличной памятью. Они любознательны. С удовольствием читают словари. Такие дети требуют индивидуального подхода, с ними необходимо заниматься. Талант - это не только данные природой качества, но и целенаправленная работа по развитию природного дара. Учитель, работающий с такими детьми, должен постоянно повышать свое мастерство, быть чутким и доброжелательным.
В творчество стараюсь вовлекать всех без исключения учащихся. Например, в этом году мы выпускаем «Литературный альманах». Тема очередного номера зависит от учебной программы. Задействованы все классы, в которых я работаю. Альманах состоит из нескольких разделов. За каждый раздел отвечает группа из 3-4 учащихся: кто-то находит материал, кто-то печатает, кто-то иллюстрирует и т.д. Один ученик работы каждой группы собирает в одно целое и редактирует весь номер. Таким образом задействованы все учащиеся. Слабые учащиеся находятся в сильной группе и выполняют работу по мере своих возможностей.
Хочу выразить благодарность всем участникам форума за интересные советы, опыт работы.
Эльза Рауфовна
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 26 янв 2013, 12:16

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Владимирова И.М. » 04 фев 2013, 10:30

Очень понравились мысли Лилии Тур. Мы часто говорим об одаренности ученика и не говорим о роли учителя. А ведь все, изначально, начинается не с любви к предмету, а с любви к учителю. Интересному, вдохновленному и вдохновляющему. Именно такой учитель, заражающий своей любовью к тому, что он делает, может привить любовь к предмету. И вот только потом талант учителя помноженный на желание ученика позволит достичь каких-то результатов.
Владимирова И.М.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 фев 2013, 04:44

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Людмила Виталиевна » 04 фев 2013, 09:51

Развитие способностей ребенка зависит от личности учителя! И главное – «не ломать» ребенка. Потому что, как правило, одаренные дети бывают с непростым характером, с ярко выраженным «Я», часто не хотят идти за учителем, защищая свои позиции. И учитель должен проявлять терпение, понимание, внимание, а главное любовь к таким детям.
Людмила Виталиевна
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 25 янв 2013, 09:51

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ЛИЛИЯ ТУР » 04 фев 2013, 07:54

Светлана Сергеевна пишет в своем сообщении:"Грамотно и красиво писать будет только тот ребенок, который грамотно и красиво говорит". Выражая солидарность, не могу не отметить тот факт, что за годы практики у многих ребят замечала расхождение между устной речью и письменной. И тут немаловажная причина в том, что слишком застенчивые, даже порой закомплексованные дети не умеют вообще выступать на публику. Я практикую на уроках русского языка и литературы выступления с сообщениями, домашними сочинениями, развернутыми ответами на вопросы по пройденному материалу. Те ребята, кто по каким-то причинам не может преодолеть в себе чувство страха перед зрителями-одноклассниками, читая свою работу, будут запинаться, заикаться, делать ошибки, в основном орфоэпического плана.
У меня есть ученик, который отлично учится, вполне жизнерадостен, но чтение стихотворений наизусть для него - это мука. Он моментально меняется, сникает, покрывается пятнами, теряет голос. Подменяющий учитель может подумать, что ребенок не готов, не выучил. А между тем, мальчик прекрасно знает материал. Однажды, в минуту откровенности, он признался, что у него душа в пятки уходит. Я попыталась выяснить, чего он боится. Оказалось, что ребенок переживает, что плохо прочтет, получит плохую оценку, родители огорчатся, ребята будут смеяться. Я разложила ему по полочкам, что произойдет даже при самом неудовлетворительном результате: родители огорчатся, но все равно будут любить его; допустим, ребята посмеются, но они забудут об этом на другой же день. Объяснила, что результат чтения стихотворения наизусть напрямую связан с его психологическим состоянием, его настроем на плохое. В заключение нашей беседы я сказала ему слова, которые он должен помнить всегда: "Плохо, когда не сбывается то, что хочешь. Но еще хуже, когда сбывается то, чего не хочешь". Сейчас этот ученик все еще волнуется, но уже на так, как раньше.
ЛИЛИЯ ТУР
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 10:37

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение ЛИЛИЯ ТУР » 04 фев 2013, 05:10

Что является самым главным для творческого человека? Многое, но в первую очередь – востребованность, ощущение своей значимости и нужности. Именно этим я и руководствуюсь в ежедневной профессиональной педагогической практике.
В профессии я уже более двадцати лет. И все эти годы я учусь. Любой учитель во все времена и в любом возрасте – ученик: он учится у окружающих людей, у природы, у самого себя и, конечно, у своих учеников. Учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового для себя, не совершенствует свои знания, не идет в ногу со временем, со стремительно набирающей темп непростой, но интересной на события жизнью, не поспевает за молниеносными инновациями дня сегодняшнего. Педагоги, которые практикуют креативный подход к планированию каждого занятия, ежедневного общения с воспитанниками, не понаслышке знают, что нет двух одинаковых уроков. Твой рост по мере взросления, становления как педагога неизбежно приводит к вырабатыванию своих, авторских подходов в работе с детьми.
ЛИЛИЯ ТУР
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 29 янв 2013, 10:37

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Светлана Сергеевна » 04 фев 2013, 05:09

Что такое филологическая одаренность, и по каким критериям судить о ней? Эти вопросы весьма и весьма спорные.
Каждый человек в той или иной степени филологически одарен. Разве не уникален тот факт, что нормами устной речи ребенок овладевает практически самостоятельно? Взрослые учат детей произносить отдельные слова, но изменять эти слова, слагая их в предложения, ребенок пытается сам, интуитивно приспосабливаясь к языковым законами нормам. Приведу такой пример. Как-то мой двухлетний сын не в меру расшалился, и я обратилась к нему со строгим замечанием: «Прекрати!». И едва начавший лепетать малыш ответил мне, с точки зрения грамматических норм, абсолютно безупречно: «Не прекращу!».
Таким образом, устную речь дети постигают легко и свободно. Но языковую личность формирует среда, в которой они вынуждены находиться. А среда эта, согласитесь, далека от идеальной.
Поэтому роль учителя – словесника в школе, на мой взгляд, очень важна. В его силах поддержать врожденную филологическую одаренность детей в устной речи и помочь им в постижении норм и законов письменной речи. Грамотно и красиво писать будет только тот ребенок, который грамотно и красиво говорит.
Светлана Сергеевна
 
Сообщения: 20
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 08:20

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Владимирова И.М. » 04 фев 2013, 05:01

Здравствуйте!
Согласна с мнением многих оппонентов, что работа с одаренными детьми-это огромный труд. Таких детей, как правило, учитель выявляет интуитивно, а вот поддержка психологической службы необходима. Ведь есть очень скромные, "зажатые" дети, которые боятся сказать что-то не так. Здесь- то и поможет психолог, который "обнаружит" талант, а вот дело учителя-развить его. К сожалению, в условиях сельской малокомплектной школы психологической службы нет, и учитель работает на "опыте и интуиции". Жаль, но много талантливых детей не раскрыто.
Владимирова И.М.
 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 04 фев 2013, 04:44

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Гилязова Ирина » 04 фев 2013, 02:34

К.Д.Ушинский писал: «Вот наше назначение. Будем действовать для потомства. Как отцы, отдадим себя трудам и стараниям плодовитым для детей наших… Пробудим требования, укажем разумную цель, откроем средства, расшевелим энергию, - дела появятся сами».
В этих словах – огромный заряд самоотдачи и программа для нас, современных педагогов. Ведь модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Именно поэтому развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы считаю основополагающим.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, в каждом есть индивидуальное своеобразие:
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
Так должно быть. Но как часто, уже с детства ребенок не верит в себя, и в результате – тормозится развитие. Поэтому главная задача учителя: не убить, а освободить, раскрыть творческие силы в человеке.
Учитель обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, полной творческого труда. На уроке должна царить атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. Для этого я привлекаю своих учеников к учительским функциям. Так появились ассистенты, лаборанты, информаторы, консультанты. Стараюсь, чтобы даже самый слабенький ученик чувствовал себя нужным в классе. Это способствует раскрепощенности ребенка и, как следствие, его развитию.
Гилязова Ирина
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 23 янв 2012, 07:11

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Давлетова » 03 фев 2013, 18:00

Серьёзно, потому что интересно. Интересно, потому что серьёзно.
Система работы с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 44: проблемы, перспективы.
В каждом человеке с рождения заложены определённые способности. У кого-то с детства задатки художника, у кого-то – музыканта. Некоторые легко в уме складывают, делят, умножают. Другие легко рифмуют всё и вся, сочиняя собственные стихи. Но есть ещё дети с задатками исследователя, которым важно и интересно рассмотреть, что внутри игрушки и как она работает, постигнуть суть вещи, дойти до главного. Есть дети, которым мало той информации, которая даётся на уроках по школьной стандартной программе, у них потребность познать тему шире и глубже. Таких детей мы называем одарёнными. Литературы, раскрывающей понятие «одарённый ребёнок», помогающей работать с ними на сегодняшний день достаточно много. Но, на мой взгляд, как человека, курирующего работу с одарёнными детьми в МАОУ СОШ №44, система данного фронта работы зависит от самой школы: каков контингент детей в школе, каков контингент учителей, каковы возможности у школы.
На протяжении многих лет в МАОУ СОШ №44 учителями ведется планомерная работа по программе «Одаренные дети», в процессе которой сложилась система, некий алгоритм, предполагающий определенную последовательность в обучении. Хочется отметить очень важную деталь этой системы – это сугубо индивидуальный подход.
Выявление творческого потенциала путем изучения портфолио учащихся, анкетирования с целью изучения интеллектуальных и психологических способностей творческой личности, включения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Психолог нашей школы выявляет одаренных детей по тесту Савенкова, затем методист школы совместно с психологом, руководителями ШМО формируют банк одаренных детей. Также для одаренных детей создано научное общество учащихся, которое включает более 20 детей.
В работе с одаренными детьми большое внимание обращается на подготовку их к олимпиадам.
Для этого проводятся факультативные занятия по 9 предметным секциям. С учениками, которые по окончанию прошлого учебного года стали призерами или победителями, учителя занимаются индивидуально.
В стенах нашей школы проводятся отборочные туры по предметным олимпиадам, конкурса чтецов, НПК МАН. Эта работа организуется для того, чтобы нашу школу на районном, городском и других уровнях олимпиад, конкурсов и конференций представляли дети, подготовленные на высоком уровне.
Ежегодно наши ученики участвуют на олимпиадах и конференциях различного уровня. Такое участие детей поддерживается любым учителем нашей школы, так как каждый из них считает, что такие мероприятия помогают, во-первых, выявить одарённого ребёнка по предмету, во-вторых, развивать интересы детей, в-третьих, утолять информационный голод нашего одарённого ребёнка.
Особенно нами облюбованы такие олимпиады как:
1. Международная олимпиада по основам наук (г. Екатеринбург).
В 2011-2012 г. по географии стала призёром ученица 11А класса. В этом учебном году участие принимают 40 учеников по разным предметам. Они прошли первый и второй туры олимпиады. На данный момент ждём результатов 2 тура, а также очный 3 тур.
2. Центр поддержки талантливой молодёжи (г. Бийск).
В 2011-2012 учебном году было более 20 участников среднего и старшего звена по русскому языку, литературе и математике. В этом учебном году мы привлекаем к этой олимпиаде младших школьников (1-4 классы).
Задания в данной олимпиаде отличаются сложностью и оригинальностью, а также они рассчитаны на выявление детей с широким кругозором.
3. Русский медвежонок, Кенгуру, Британский бульдог. Данные олимпиады в нашей школе тоже привлекают внимание.
Для одаренных детей по спортивному направлению организованы регулярные тренировочные занятия по расписанию спортивных секций: баскетболу, волейболу, легкой атлетики, лыжным гонкам. Также проводятся дополнительные индивидуальные занятия с целью подготовки призеров и победителей различного уровня. Для приобретения опыта в соревнованиях учителя физкультуры проводят внутришкольную спартакиаду «Здоровье» в соответствии с календарным планом спортивно-массовых мероприятий. Команда юношей по баскетболу была участником всероссийского суперфинала «КЭС-БАСКЕТ», которые выполнили 1-ый взрослый спортивный разряд. Ежегодно команда юношей и девушек участвуют в финальных соревнованиях Российского смотра физической подготовленности учащейся молодежи в городе Анапа и является неоднократным победителем и призером.
Также в нашей школе работают Мастера спорта по спортивным бальным танцам, семейная пара Хазиевых, которые готовят детей для участия в республиканских и всероссийских турнирах.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность в нашей школе интересует как учеников, так и учителей особенно. Помимо школьного НПК МАН, наши ученики ежегодно участвуют на районных, городских, республиканских и всероссийских конференциях. На уровне традиций стало участие наших учеников с научно-исследовательскими работами на таких конференциях как:
1. Ломоносовская конференция ( в марте).
2. МАН «Интеллект будущего» (апрель, май).
3. «Чистая наука» (апрель)
4. «Ступени» (декабрь)
На уровне традиции стало участие нашей школы во Всероссийском проекте г. Обнинска МАН «Интеллект будущего». Третий год подряд наши ученики на этом конкурсе научно-исследовательских работ завоёвывают призовые места. Учителя, чьи ученики ездили в г. Санкт – Петербург, (для учеников 9-11 классов конференция проходит в г. Санкт – Петербург) убеждены в том, что это ещё одно из тех необходимых, полезных, развивающих мероприятий для поддержки одарённых детей. В 2011-2012 учебном году на конференцию ездили 7 учеников. Наши ученики защищали свои исследования в следующих секциях: русский язык, физика, экономика, культурология, экология, английский язык, мемориальное краеведение. Результаты участия: русский язык – лауреат 3 степени, ученица 11Г класса – Чистякова Виктория; физика – лауреат 1 степени, медаль за «Лучшую работу в секции», ученик 11Г класса – Веселов Алексей; экономика – лауреат 1 степени – 2 ученика, один из них получил медаль за «Лучшую работу в секции» - ученики 11 класса Файзыров Искандер, Иванов Шамиль; культурология – лауреат 3 степени, ученица 10 класса, Гнилицкая Александра; экология – лауреат 1 степени, ученица 9 класса Захарова Милана; английский язык – лауреат 2 степени, ученица 8 класса Воробьёва Ольга; КБ – лауреат 2 степени, ученица 8 класса Набиева Карина.
По результатам 2011-2012 учебного года в районе наша школа является лидером олимпиадного движения, а также занимает второе место по результатам участия в НПК МАН.
Немаловажным фактором в своей работе считаем поддержку и поощрение талантливых детей.
В конце учебного года (в мае) мы проводим праздник «Парад достижений», на котором чествуем благодарственными письмами от лица администрации нашей школы наших победителей и призеров олимпиад различных уровней, а также приглашаем на этот праздник родителей, которые имеют возможность погордиться своими детьми.
Директор школы материально стимулирует учителей, подготовивших победителей и призеров.
Победа на олимпиадах, конференциях, конкурсах – это грамотная, профессиональная работа учителя, которая требует постоянного развития и пополнения новой информацией. Как для ребенка, так и для учителя необходимы условия для развития. Для подготовки к олимпиадам уровня городского и выше, необходима методическая и информационная помощь, в этом могут помочь ВУЗы, в частности преподаватели. Мы считаем, что любой школе необходим доступ к такому сотрудничеству: учитель - ученик - преподаватель ВУЗа.
Вундеркинд – в переводе «чудесное дитя». С чудесным дитя надо уметь не просто работать. Чудесное дитя надо услышать, понять, быть готовым в любое время уделить внимание. С одарённым ребёнком, как правило, работают учителя творческие по своей сути. Их тоже можно назвать одарёнными. Как учителю, так и ученику школа должна оказывать всяческую помощь: техническую, информационную, материальную, а также моральную. Только при совместной деятельности возможно и выявление, и поддержка, и развитие одарённых детей.

А.Ф. Давлетова, методист школы, учитель русского языка и литературы
Давлетова
 
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 03 фев 2013, 17:51

Re: Филологическая одаренность:...

Сообщение Гульшат123 » 03 фев 2013, 17:10

Уважаемые участники конференции, рада поделиться с вами своими мыслями о работе с одаренными детьми. Внеурочная познавательная деятельность традиционно является одним из самых распространенных видов внеучебной деятельности в образовательных учреждениях. Олимпиада , одна из форм внеурочной познавательной деятельности, способствует развитию системы поддержки талантливых детей, стимулирует и выявляет достижения одаренных детей, обеспечивает возможность самореализации каждого обучающегося.
Соревнования школьного, районного, республиканского этапов олимпиады включают разнообразные задания, охватывающие все уровни языка. Для того чтобы подготовить школьника к участию в подобных мероприятиях, нужен системный подход, который может быть реализован в ходе факультативных занятий по предмету, ибо очевидно, что для достижения какого-либо положительного результата в этой области обычных уроков по русскому языку и литературе недостаточно.
В основу моих занятий положен принцип спиралеобразного развития: к одной и той же теме мы обращаемся несколько раз, и каждый раз на новом уровне сложности и глубины проработки того или иного материала. Работу с группой начинаем в 7 классе. До 7 класса обязательно провожу классные олимпиады, для того чтобы выявить группу одаренных детей. С 5 по 7 класс состав группы может меняться, так как интерес к предмету у некоторых ребят может как повыситься, так и понизиться. В итоге остается 3-4 человека, которым действительно интересно заниматься русским языком и литературой.
Форма получения новых знаний разнообразна: здесь может быть использована и лекция учителя, и эвристическая беседа с постановкой проблемного вопроса и движение от анализа конкретного языкового материала к выводам, и игра. Продуктивной формой работы здесь является и самостоятельная подготовка ученика: для ответа на то или иной вопрос ему предлагается прочитать главу известной популярной книги, например, "Слово о словах" Успенского, статью из "Энциклопедического словаря юного лингвиста", изучить статью из какого- либо словаря русского языка.
Одним из видов работ является и индивидуальное домашнее задание. Например, по русскому языку изучаем фразеологизмы. Самые сложные по этимологии даются для разбора, поиска истоков их возникновения именно олимпиадникам. Или по литературе, например, после изучения произведений художественной литературы, разбор критических статей Белинского, Добролюбова, Гончарова и других тоже как домашнее задание дается олимпиадникам. Таким образом, я хочу сказать, что подготовка идет целый год, может быть, даже иногда незаметно для ребят.
Гульшат123
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 28 янв 2013, 15:57

Пред.След.

Вернуться в Русский язык и литература

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron