Из опыта организации исследовательской деятельности одаренных учащихся
Фатхутдинова Лилия Асгатовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ села Верхние Бишинды Туймазинского района РБ,
asgatovna@inbox.ruМой опыт возник при организации исследовательской деятельности одаренных учащихся 10-11 классов в рамках работы школьного научного общества.
В настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. «Одаренность» происходит от слова «дар» и означает, прежде всего, особо благоприятные внутренние предпосылки развития. Одарённые дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Сегодня необходимо предоставить каждому обучающемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Сохранение и развитие одаренности – это задача современного образования в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: организация развивающего подхода к одаренному ребенку и создания специальных условий для их обучения и развития. Способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, и одной из результативных технологий работы с одаренными детьми является вовлечение их в исследовательскую деятельность.
Старшеклассники показывают разный уровень владения языком в силу способностей и повышенной мотивации к изучению предмета. Довольно сложно организовать обучение в желаемом объеме в рамках урока, тогда на помощь приходят часы неаудиторной занятости, позволяющие учащимся реализовать интерес к изучению филологических знаний через вовлечение в исследовательскую деятельность в области филологии, в том числе и в рамках школьного научного общества.
Именно исследовательские умения позволяют самостоятельно работать со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов; развивают абстрактное мышление, необходимое учащемуся; способность формировать свое мнение и умение его отстаивать; общаться с аудиторией, выступая на конференциях, дают положительные результаты в изучении предмета. Стала очевидной необходимость формирования и развития исследовательских умений старшеклассников в рамках расширения знаний по филологии и реализации программы «Исследователь-филолог» для одаренных учащихся.
Актуальность моего опыта в этом направлении обусловлена с одной стороны приоритетами современной государственной образовательной политики, обозначенными в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, требованиями к образовательной деятельности, зафиксированными в Фундаментальном ядре содержания общего образования, и неготовностью школы к решению этих проблем традиционными методами. Перед школой встала насущная задача развития системы поддержки сформировавшихся талантливых детей и поиска путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий, в том числе и через организацию исследовательской деятельности учащихся.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме.
Научно-исследовательская деятельность позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности: от накопления знаний и навыков к самовыражению в творчестве и науке. Необходимо предоставить ребенку возможности практического применения знаний, умений и навыков в период становления личности. Овладение исследовательским методом дает возможность приобрести умение анализировать, находить причинно-следственные связи. По мнению А.И. Савенкова «исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. В его фундаменте – исследовательское поведение. Оно позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития».
Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
1.Отличаясь широтой восприятия, они остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.
2.Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
3.Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификаци помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
4.Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
5.Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одаренные дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности. Организация исследовательской деятельности учащихся может строиться через: учебную предметную деятельность (монопредметные, межпредметные или надпредметные исследования по какой-то проблеме, включение элементов исследовательской деятельности в работу на уроке); внеучебную проектно-исследовательскую деятельность (социальные проекты, организацию работы ученического научного общества); игровую деятельность (деловые игры, направленные на развитие навыков исследовательской работы); организацию научного общества учащихся.
Одним из видов исследовательской деятельности учащихся является работа над исследовательскими проектами. В нашей школе имеется научное общество учащихся, где учащиеся имеют возможность познакомиться с основными этапами, характерными для научного исследования, а затем воплотить свои навыки в реальном научно-исследовательском проекте и представить результаты своего исследования на конференции. Такое научное общество учащихся работает и в нашей школе, и одним из направлений его деятельности является филологическое. В настоящее время, в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» проводится большое количество исследовательских конкурсов и конференций, требующих высокого качества исследовательских работ. Одним из условий эффективной исследовательской деятельности в рамках работы над исследовательскими проектами в научном обществе является организация работы с одаренными детьми, которые помогут создать и защитить научно-исследовательские проекты на высоком уровне. Во время действия республиканской опытно-экспериментальной площадки БИРО (2005-2008гг.) по апробации учебников лингвокультурологического направления на базе МБОУ СОШ с. Верхние Бишинды Туймазинского района (научный руководитель профессор Л.Г.Саяхова) в сотрудничестве с учащимися нами были составлены много исследовательских проектов по линвокультурологии. При организации занятий исследовательской деятельностью в рамках научного общества автор не только формирует метапредметные умения, такие как определить план организации исследовательской работы, оформить результаты поиска, проанализировать и оценить полученные результаты, выбрать способ представления материала, но и развивает интерес к родному и русскому языкам, потребность в их изучении, но и расширяет знания об изобразительно-выразительных средствах языка, учит видеть их в тексте, а значит учащиеся могут лучше справиться с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку, суметь понять, почему тот или иной текст производит (или не производит) сильное впечатление, развивать навык работы со справочной и научной литературой, попробовать свои силы в анализе и сравнении понятий, сделать свою собственную речь (устную и письменную) более выразительной, понятной и точной. Занятия по программе “Исследователь-филолог” организованы для учащихся 9-11-х классов в рамках исследовательской деятельности в рамках работы школьного научного общества. Знания, умения, навыки и способы деятельности, сформированные у школьников при изучении данного курса, востребованы не только в школе, но и в выбранной ими профессии, одной из которых может стать наука.
Для начала обучения учащимся предлагается изучить основные виды исследовательских работ по русскому языку: доклад, тезисы, литературный обзор, рецензия, реферат, проект, учебно-исследовательская работа. Чтобы ученики могли работать над индивидуальной темой, вести самостоятельный поиск, необходимо овладеть рядом технических навыков самостоятельной работы. Организуя исследовательскую работу с одаренными старшеклассниками в рамках научного общества, целесообразно изучить основных понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, анализ, синтез, сравнение, метод исследования, научная тема, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, принципам выбора темы и обоснованию ее актуальности, формулированию гипотезы исследования и постановке цели и задач исследования. Также целесообразно уделить внимание работе с источниками информации: видам информации: источникам информации: популярным и справочным изданиям по лингвистике, электронным библиотекам, их возможностям в проведении исследования, специализированным филологическим сайтам, работе с научной литературой, принципам составления библиографии, правилам оформления ссылок и списка литературы, способам обработки полученной информации. На этом этапе нужно развивать умение видеть проблемы. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявить гибкость и не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Вполне достаточно ее общей, приблизительной характеристики.
Умение видеть проблему исследования – хорошее подспорье и для подготовки к написанию сочинения на ЕГЭ.
Работа не приобретет завершенного вида, если ученик не имел возможности выступить с ней перед заинтересованной и компетентной аудиторией. Представить свой труд ученики могут на научно-практических конференциях различного уровня. Подготовка к публичному выступлению и само выступление на научной конференции – важный этап исследовательской деятельности.
Цель школьных чтений – затронуть те вопросы, которые на уроках почти не рассматриваются. Одаренных детей, я уверена, не может быть много, но качество выполненной работы должно быть высоким – это перспектива, мое главное требование к работе с одаренными детьми.
В процессе правильной организации научно-исследовательской деятельности у детей развиваются менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность, ее ход и промежуточные результаты. Формируются коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы, вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Появляются презентационные умения и навыки: монологической речи, артистические умения, умение отвечать на незапланированные вопросы.
Конечно, не каждый, кто успешен на научно-практических конференциях станет студентом-филологом, но многие научатся вниманию к слову, навыкам работы с разного рода информацией, умению оформить мысль в продуманном и выразительном высказывании, отстоять свою позицию в полемике со сверстниками. Это, безусловно, пригодится им и во взрослой жизни, успешность которой в немалой степени основывается на опыте школьной жизни.
Успехи моих учащихся за последние годы:
− Габидуллина Альбина (11 класс) – 1 место на районном конкурсе литературно-творческих работ, посвященных 45-летию города Туймазы и 75-летию Туймазинского района, с сочинением на тему «Тайны моего современника» (2007);
− Зарипова Айгуль (9 класс) – 3 место на научно-практической конференции учащихся города Туймазы и Туймазинского района с исследовательской работой «Традиции русской классической литературы в творчестве Сергея Чекмарева»(2007);
− Зарипова Айгуль (10 класс) – 1 место на районно-городской НПК с литературно-поэтической работой «Озарена тобою жизнь моя» (2008г.);
− Саитгареева Элина (8 класс) – 1 место на районном конкурсе сочинений, посвященных Дню суверенитета Башкортостана, с сочинением-эссе «Край благодатный талантом и трудом» (2009);
− Нагимуллина Диана (8класс) – 3 место на районно-городской НПК с журналистским исследованием «Гусеводство в Туймазинском районе»;
− Гимазетдинова Алина (9 класс) – 1 место на районном конкурсе литературно-творческих работ с сочинением – размышлением «Вы – блестящий учитель! Запомните это…» (2010);
− Габидуллина Альбина (10 класс) в учебном году стала лауреатом районо-городской научно-практической конференции с проблемно-реферативной работой «Актуализация этнической памяти в произведении В. Даля «Башкирская русалка»
− Низамова Алия (8 класс) – 3 место на районо-городской НПК) с литературно-журналистским исследованием «Давид Бурлюк в Башкирии» (2012)$
− Исследовательский проект «Концепты «мать» и «отец». 11 класс. (Научно – исследовательская работа Фатхутдиновой Л.А. и учащихся 11 класса опубликована в сборнике «Коммуникативно – культурологический подход к обучению лингвистическим дисциплинам» (материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею ученого-методиста, доцента, Отличника просвещения РФ Давлетбаевой Р.Г.). – Уфа, 2010, стр. 177 – 190.)
Использованная литература
•Савенков И.А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.
•Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся» Начальная школа. №2, 2007 г.
•Кобякова Т.И.Концепты духовности в русской языковой картине мира /Под.ред. Л.Г.Саяховой/, Уфа, 2004.
•Муллагалиева Л.К., Саяхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур. Издательство Ладомир, Москва, 2006/
•Лебедева А.В. Роль исследовательского обучения в формировании познавательного интереса обучающихся /А.В. Лебедев// Среднее профессиональное образование. 2010.- №3,.- с. 30-32.
•Любимов Л.Л. Школа и знаниевое общество в России [Текст]/Л.Л. Любимов// Вопросы образования. 2007.- №4,.- с. 11-14.
•Савенков А. И. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. – М.: Генезис, 2005.
•Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. – 2002. – № 2. – С. 29 – 42.
•Обухов А. С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 18 – 23.
•Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
•Шуралев А.М. Ассоциативно – концептуальный словарь художественных деталей русской литературы ХIХвека: Учебное пособие для учителей русского языка и литературы и учащихся общеобразовательных школ гуманитарного профиля. М.: Ладомир, 2006.
Кобякова Т.И.Концепты духовности в русской языковой картине мира /Под.ред. Л.Г.Саяховой/, Уфа, 2004.